Педагогический проект«Развитие навыка смыслового чтения на уроках русского языка и литературы как условие формирования универсальных учебных действий обучающихся».
проект
Целью педагогического проекта является развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом в соответствии с уровнем возрастного развития обучающихся.
Актуальность инновационного проекта обуславливается тем, что чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС. Кроме этого, смысловое чтение является фактором № 1, которое гораздо сильнее влияет на успеваемость школьников, чем все остальные вместе взятые факторы.
Инновационность проекта – реализация педагогического проекта - это овладение стратегиями смыслового чтения и работа с текстом, включенным в образовательный процесс с различными комбинациями приемов, методов с целью восприятия информации обучающимися, ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_smyslovoe_chtenie.pptx | 2.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: развитие навыков смыслового чтения и работы с текстом в соответствии с уровнем возрастного развития обучающихся
Задачи проекта: 1.Изучить теорию вопроса по формированию универсальных учебных действий обучающихся с использованием навыков смыслового чтения в работе с текстом. 2.Ознакомиться с различными методиками и технологиями работы с текстом, систематизировать их; 3. Подобрать диагностический материал для проверки читательской грамотности на этапах проекта. 4.Провести первичную диагностику читательской компетентности. 5. Определить эффективные приёмы формирования навыков смыслового чтения и работы с текстом . 6 . создать базу методических и дидактических материалов, направленных на формирование читательской компетентности; 7. диссеминировать инновационный педагогический опыт.
Объект исследования: процесс формирования универсальных учебных действий посредством работы с текстом как одно из условий повышения эффективности обучения русскому языку и литературе. Предмет исследования: способы, приёмы и методы смыслового чтения, способствующие формированию универсальных учебных действий при обучении русскому языку и литературе.
Актуальность: Актуальность инновационного проекта обуславливается тем, что чтение – фундамент всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС. Кроме этого, смысловое чтение является фактором № 1, которое гораздо сильнее влияет на успеваемость школьников, чем все остальные вместе взятые факторы. Проблема обучения чтению становится наиболее актуальной на этапе реализации ФГОС, в котором подчеркивается важность обучения смысловому чтению и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит « метапредметный » характер и умения, которыми должен овладеть учащийся, относятся к универсальным учебным действиям. Разумное сочетание традиционных и современных подходов к преподаванию русского языка и литературы способствует повышению качества знаний по предмету, создаёт условия для успешной социализации личности, так как во ФГООС одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом. ( реализация междисциплинарной программы « Стратегии смыслового чтения и работы с текстом»).
Инновационность проекта – реализация педагогического проекта -это овладение стратегиями смыслового чтения и работа с текстом, включенным в образовательный процесс с различными комбинациями приемов, методов с целью восприятия информации обучающимися, ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Ожидаемые результаты 1 . Разработка и апробация междисциплинарной программы «Стратегия смыслового чтения и работа с текстом» 2. В связи с тем, что чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут сформированы в структуре универсальных учебных действий: — личностные УУД (личностное , профессиональное , жизненное самоопределение; готовность и способность к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации); ⋅ — регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция ); — познавательные УУД (владение основами проектно-исследовательской деятельности; практическое владение методами познания, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата; использование знаково-символических средств, логических действий и операций: анализ; синтез;
Ожидаемые результаты — коммуникативные УУД(умения строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми (в парах, группах, командах); работать с информацией, выражать свои мысли в устной и письменной форме, слушать и читать с пониманием прочитанного). 3. Повышение уровня читательской грамотности . 4 . Диссеминация педагогического опыта в деле развития и сохранения культуры чтения. 5 . Реализация социально-педагогических технологий приобщения школьников к чтению через участие в творческих междисциплинарных проектах, конкурсах, конференциях, учебной и внеучебной деятельности . 6. Активное участие школьников во Всероссийской олимпиаде по русскому языку и литературе; 7. Успешная сдача выпускниками 9-11-х кл ГИА.
В основе педагогического опыта: - Принцип целенаправленности процесса, равенства и способности всех. - Принцип заинтересованности, посильности. - Принцип значимости, успешности. Теоретическая значимость опыта заключается в обосновании основной идеи, заложенной во ФГОС – идее развития, необходимого условия жизни человека. В основе ФГОС- системно-деятельностный подход, обеспечивающий активную учебно- познавательную деятельность обучающихся. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, в том числе к метапредметным , включающим освоенные учащимися универсальные учебные действия.
По ФГОС: метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: смысловое чтение 1.2.3.4. Стратегии смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного. Выпускник учится ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: — определять главную тему, цель или назначение текста; — выбирать из текста, придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; — формулировать тезис, выражающий смысл текста; — предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт; — объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; — сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом…
УУД
Использование современных образовательных технологий на уроках русского языка и литературы -технология формирования навыков смыслового чтения и работы с текстом; - информационно-коммуникативные технологии; - методы и приёмы технологии проблемного обучения; - технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП).
Что такое смысловое чтение? Смысловое чтение – это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей (А. А. Леонтьев). Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста ( Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.)
СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ В СИСТЕМЕ ФГОС
Способы смыслового чтения Аналитический (структурный) Цель - понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение. Синтетический (интерпретационный) Цель - выявить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом и насколько решил их. Критический (оценочный) Цель - оценить авторский текст и решить, согласен ли чи татель с ним.
Теоретическая основа проекта. Алгоритмы действий по формированию навыков смыслового чтения В.А. Сидоренков В.А. Кудряшова Т.И. Фисенко расчленение текста на главное и второстепенное, обнаружение ключевых слов и группировка информационных блоков; установление логики движения текста, моделирование таблиц, опорных схем и пр. проверка учебного мате риала; формулировка вопросов по тексту сравнение с текстом-оригиналом и корректировка 1 - я фаза (предтекстовая) — фаза ориен тировки и планирования. 2 - я фаза (фаза восприятия текста) — ис полнительная. На этапе восприятия текста учащиеся должны уметь анализировать заголовок, 3- я фаза (послетекстовая) является кон трольной. На этапе создания вторичного текста читающие должны осознавать роль вторичных текстов (плана, аннотации) и критерии отбора содержания. 1. Определение типа книги и предмета книги. 2. Определение основной мысли текста 3. Выявление проблем, которые затрагивает автор в тексте. 4. Нахождение ключевых слов и определение их точного значения именно в данном тексте. 5. Выделение ключевых предложений в тексте и определение утверждений, которые они содержат. 6. Интерпретация текста — передача прочитанного своими словами. 7. Конструктивное обсуждение изучаемого текста. 8.Формирование собственного критического мышления
« С тратегии смыслового чтения» — различ ные комбинации приемов, которые используют учащиеся для восприятия графически оформлен ной текстовой информации, а также ее переработ ки в личностно-смысловые установки в соответ ствии с коммуникативно-познавательной задачей. Н. Сметанникова : «путь, про грамма действий читателя по обработке различ ной информации текста является стратегией»
Стратегии смыслового чтения Н. Сметанникова Г. Граник , Л. Концевая, С. Бондаренко Стратегии предтекстовой деятельности 1. Мозговой штурм. 2. Глоссарий. 3.Ориентиры предвосхищения содержа ния текста. 4 . Батарея вопросов: вопросы для при поминания, предваряющие вопросы. 5 . Рассечение вопроса 1. Учить видеть слово 2 . Анализ заголовка текста до начала чтения 3. Работа с эпиграфом
Стратегии текстовой деятельности 1. Чтение вслух (попеременное чтение). 2. Чтение про себя с вопросами. 3. Чтение с остановками. 4. Чтение про себя с пометками 1. Диалог с текстом 2 . Прогнозирование: восстановление пропущенных слов, строк, дописывание текстов, собирание рассыпанных текстов, выдвижение и проверка гипотез. 3. Выделение главных мыслей текстов, объяснение смысла текстов. 4. Ответы на вопросы по тексту 5. Самостоятельная постановка вопросов к тексту
Стратегии послетекстовой деятельности 1. Отношения между вопросом и ответом. 2. Вопросы после текста («Таксономия Блума»), 3.Тайм-аут. 4. Проверочный лист 1.План. 2. Самостоятельное составление схем, рисунков, таблиц, опорных схем по текстам. 3. Пересказ. 4. Конспект Общеучебные стратегии 1. Знаю - хочу узнать - узнал. 2. Граф-схемы «Кольца Венна»
2. Чтение Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации. 1.Стратегии ТРКМЧП- Технология развития критического мышления через чтение и письмо (чтение с остановками) 2. Чтение с вопросами 3.Текстовая деятельность 4. Ментальная карта
Рассмотрим некоторые приёмы. ТРКМЧП (чтение с остановками) 6 класс. Рассказ Т.Тэсс «Голубая ель» Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки. Первая остановка. – Что вы знаете о голубых елях? Почему это дерево так назвали? О чем пойдет речь далее в произведении? …Дерево принялось. На ветках появились свежие пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью дома, его украшением… И вот однажды… Вторая остановка. – Очень часто после слова «однажды» в рассказе что-то происходит, как вы думаете, что случилось однажды в московском дворе? И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно ему отрубил голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам,- смотрели с болью, содроганием, гневом. Третья остановка. – Какие действия предпримут, по вашему мнению, жильцы, потерявшие такую красоту? На следующий день жильцы прикрепили к дереву табличку… «Памятник подлецу , который под Новый год срубил эту елку». Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор. Четвертая остановка. – Рассказ почти завершен. Как вы думаете, о чем в конце написал автор? Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном».
ТРКМЧП (чтение с остановками) 11 класс. Урок литературы. Тема «Беспощаден кто-то к человеку» по рассказу И.А.Бунина «Роман горбуна» Горбун получил анонимное письмо, приглашение на свидание: Первая остановка: Что интересного в этой строке? Не возникло ли у вас вопросов к автору? ( Горбун и любовное письмо???) «Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, богата, свободна и - к чему скрывать! - давно знаю, давно люблю вас, гордый и печальный взор, ваш благородный, умный лоб, ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шелковый лиловый зонтик, в правой - букетик фиалок...» Вторая остановка. Какой вопрос у вас возникает? (Почему молодая и богатая влюбилась в горбуна?) Что мы можем предположить? (Развлечься захотела…) Что будет дальше? (Ничего хорошего не выйдет)
Тема: Изложение с творческим заданием. Текст «Колокол»* (китайская сказка)Предмет: русский язык Класс: 8 На доске написан синквейн , первое ключевое слово пропущено. Определите его тему, докажите свою точку зрения. … отлитый, медный. звучит, созывает, наполняет. Он гремит из синевы неоспоримо. Святыня . Текст, с которым мы будем работать называется также «Колокол», по ключевым словам, написанным на доске, спрогнозируйте сюжетную канву (кратко ). ГОРОД – ПЕПЕЛ – КОЛОКОЛ – ТРЕЩИНА – ДОЧЬ – КРОВЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ – СЛАДКОЗВУЧНЫЙ ГОЛОС – ЧУЖЕЗЕМЦЫ ТЕКСТ СКАЗКИ. выделите ключевые слова Много веков назад китайский император приказал построить новый город. Я назову его Пекин,- сказал император,- и пусть он будет самым большим и самым прекрасным городом в Азии. Дважды народ возводил великий город, и дважды враги разрушали его, превращая дома в пепел, угоняя жителей в рабство. Тогда император решил отлить большой колокол, чтобы звуки его возвещали о наступлении врагов. Он приказал отыскать самого искусного мастера и поручил ему отлить колокол .
В ыделите ключевые слова, что мы узнали из этой части сказки? Чтение текста до следующей остановки. Мастер принялся за работу, но когда, наконец, колокол был готов, все увидели на его поверхности глубокую трещину. Дважды отливал колокол мастер, но трещина все увеличивалась. Тогда разгневанный мастер сказал : «Если неудача постигнет тебя в третий раз,- простись со своей головой»! Что было делать бедному мастеру! Он принялся за работу, но не было уже в его глазах радости, а в руках - твердости. ( Глубокая трещина, разгневанный , неудача) Спрогнозируйте дальнейшие события. ( Обсуждение) Чтение текста до следующей остановки . Была у него красивая дочь. Отправилась она к отшельнику и, плача, рассказывала о горе своего отца. Только на минуту задумался мудрец, а потом сказал: «Голос колокола должен родить победу. Такой колокол нельзя отлить только из серебра, железа и золота. Надо, чтобы с металлом смешалась кровь человека, готового отдать жизнь за свою землю». Чтение текста до следующей остановки. Почему кровь Сяо Лин названа святой? Утром девушка, как всегда, помогала своему отцу. Она стояла у печи, смотрела на расплавленный металл, и грустные мысли заставляли сжимать ее сердце. Сяо Лин знала, что колокол вновь будет с трещиной, если никто не принесет в себя жертву. Значит, снова враги Китая будут уводить в рабство юношей и девушек, убивая стариков и детей, сжигать города и села. Нет! Этого больше не будет! И не успел старый мастер понять, Что случилось, как дочь его, прекрасная Сяо Лин, исчезла. Святая кровь ее смешалась с расплавленным серебром, железом и золотом. Когда колокол был отлит, он оказался самым большим колоколом на земле, и на блестящей поверхности не было не Единой трещины. По старинному обычаю, старый мастер первый ударил в колокол, и сладко звучный голос его наполнил все сердце радостью и покоем. В этом проникновенном звуке мастер слышал голос любимой дочери, отдавшей свою жизнь за счастье родной земли. А сердца людей, услышавших этот голос, становились мужественными и отважными. Как бы вы озаглавили этот текст? Почему? (Сила любви. Самопожертвование. Героический поступок)
Напишите синквейн по данному тексту . Правила написания синквейна Синквейн – это стихотворение, состоящее из 5 строк. 1 строка - кто или что? Одно слово - существительное, отражающее тему. 2 строка - какой? Два слова - прилагательные, описывающие свойства темы. 3 строка - что делает? Три слова - глагола, раскрывающие действия темы. 4 строка - что автор думает о теме? Четыре слова - фраза, показывающая личное отношение к теме. Это может быть самостоятельно придуманная фраза или крылатое выражение, цитата. 5 строка - кто или что? Одно слово - любая часть речи, своеобразное резюме темы .
Напишите синквейн по данному тексту. Сяо Лин Отважная , героическая Жертвует , спасает, вдохновляет. Жизнь отдает ради земли родной. Героиня. Колокол М огучий , звонкий Ударяет , зовет, воодушевляет. Наполняет сердца радостью и покоем. Сердце. Сяо Лин Мужественная , сильная Умерла, спасла, воссияла. Голос ее звучит в сердцах людей. Память.
Приём «Чтение в кружок» Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения. Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. У нас есть только одна копия текста, которую мы передаем следующему чтецу". Слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.
Осмысление (через ментальные карты)
Ментальная карта - это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще. Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.
приемы понимания (осмысления) учебного текста Приём постановки вопросов к тексту и отве тов на них («диалог с текстом») ,чтением с остановками. 2. Клас сификация Б. Блума «Ромашка Блума » , в которой используют 6 типов вопросов: 1) простые вопросы 2) уточняющие вопросы 3) интерпретационные (объясняющие) вопро сы 4) творческие вопросы 5) практические 6) оценочные вопросы
Например, рассмотрим прием "Ромашка Блума " на уроке литературы по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Мы продолжаем наш разговор о рассказе Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», и сегодня я предлагаю вам совершить путешествие на Кавказ, а именно туда, где в плену оказались наши герои, и познакомиться с этой страной. Давайте запишем тему нашего урока: «Мир горцев глазами Жилина ». Попробуем сформулировать цель нашего урока: на основе текста, с помощью вопросов представить информацию о жизни горцев глазами русского офицера . Простые вопросы (3- по 2гл., 3 – по 4 гл.) отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию из текста (задают вопросы классу, прикалывают лепесток на доску) Что такое сакля? Как одета молодая татарка? Что такое башмет ? И нтерпретационные (объясняющие) вопросы (обычно начинаются со слова "Почему?" «Зачем?» «Для чего ?») За что горцы прозвали Жилина Джигитом? Почему Жилин указал неправильный адрес на письме? Оценочные вопросы Чем один герой отличается от другого, когда их заставляют писать письма домой?Почему мы не видим негативного отношения Жилина к горцам? Почему Жилин так внимателен к миру, местности горцев? Почему герой принимает решение бежать именно сейчас?)
приемы интерпретации учебного текста 1 . Словесное рисование : «Дайте характеристику тому или иному событию, герою…», «Охарактеризуйте поступок героя…», «Выскажите своё мнение о…», «На какие черты внешности, характера героя вы обратили внимание…» 2. Выделение художественных деталей, анализ изобразительно-выразительных средств языка. «О чём говорит художественная деталь - яблоки в посылке - в концовке рассказа «Уроки французского» В.Г. Распутина»? 3. Сопоставление сюжетных линий, персонажей внутри одного произведения или нескольких произведений. 4. Обобщение 5. Формулирование собственной читательской позиции. «Как вы думаете, правильно ли поступил герой в этой ситуации?», «Кого можно считать главным героем и почему?», «Кого из героев мы осуждаем, а кем восхищаемся?»
Процесс чтения должен завершаться формированием собственного критического мнения.
Этапы урока в стратегии смыслового чтения : - целеполагание: ученики обсуждают тексты и задания с учителем, получают дополнительные инструкции по выбору и выполнению задания; - планирование (школьники вникают в содержание и идею текста; размышляют над способом выполнения заданий; определяют потребность в справочной литературе и словарях; вырабатывают план действий); - исследование (решение промежуточных задач); - дискуссия (учащиеся обсуждают ход урока, анализируют, добавляют, корректируют свои наблюдения); - итоговая творческая работа .
Ресурсное обеспечение педагогического опыта. А) Нормативно-правовые ресурсы 1. Конституция РФ. 2. Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31). 3.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». 4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». 5.Национальный проект «Образование». 6. Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. 7. Программа развития МОБУ « СОШ № 2 им . А.И. Исаевой»»
б) Программно-методические ресурсы: 1.Корректировка рабочих образовательных программ по предмету. 2.Разработка программ элективных курсов, факультативов. 3. Комплекс методических и дидактических материалов. 4.Освоение технологии разработки учебных проектов. 5.Планирование деятельности по самообразованию. в ) Информационные ресурсы: 1. Создание комплекта информационно-методических материалов . 2 . Создание банка данных проекта. 3. Издание методических материалов, публикация. 4. Информирование родителей учащихся о целях, задачах, содержании и планах проекта. 5. Формирование банка достижений учащихся.
Этапы реализации проекта Подготовительный этап: 2017-2018гг. Определение цели и задач. Составление перспективного плана работы по проекту. Изучение и анализ материалов по теме проекта, современных педагогических технологий и ИКТ. Определение необходимых ресурсов для реализации проекта. Отбор диагностических средств для определения эффективности деятельности по проекту.
Этапы реализации проекта Практический этап: 2018-2019гг. Подбор текстов различной тематики Подбор и апробация приемов работы с текстом. Отслеживание эффективных приемов, через различные виды языковой деятельности. Проведение уроков, формирующих коммуникативные компетенции, с использованием текста как основного дидактического средства. Демонстрация отдельных аспектов деятельности Оформление методических рекомендаций по использованию методов и приёмов работы с текстом. Проведение консультаций для обеспечения обратной связи между детьми, родителями и педагогом. Проведение диагностики для определения результата работы.
Этапы реализации проекта Рефлексивный этап: 2019-2020гг. Подведение итогов работы, анализ эффективности работы по проекту. Выпуск сборника текстов, являющихся основным дидактическим средством на уроке русского языка. Проведение консультаций для обеспечения обратной связи между детьми, родителями и педагогом. Презентация результатов работы коллегам, родителям, общественности.
Ожидаемые результаты и социальный эффект: Повышение уровня мотивации к изучению предмета; Освоение обучающимися навыков смыслового чтения; Повышение качества знаний обучающихся по предмету ; Р азвитие у школьников таких умений, как, например: - умение решать учебные и реальные проблемы; - умение выделять из текста основные единицы; - способность к продуктивной совместной работе Сложно поставить оценку за сформированность этих умений и качеств . Важно отследить их устойчивое позитивное развитие у каждого ученика.
Результативность -формирование положительной мотивации изучения русского языка и литературы; -развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, -формирование умения творческого подхода к решению учебных задач, совершенствование речевого развития; - повышение уровня сформированности УУД компетенций; -активное участие школьников в предметных олимпиадах, в различных конкурсах
Результаты учебных достижений обучающихся при их позитивной динамике за последние пять лет ( 2016-2021гг .) качество обученности (при 100% успеваемости)
Показатели ГИА (ОГЭ и ЕГЭ) по русскому языку за 2016-2021г .) показатели Класс Количество уч-ся Успеваемость Качество Учащиеся , сдавшие на 90 и выше 2016-2017 11Б 26 100% 74% Трушков Я. –92 Настека М. - 91 2017-2018 9 В 27 100% 100% Балакина Е. – 100 Низамов А. – 100 Марзель Е – 100 2018-2019 11В 23 100% 78% Ефимова М.-98 Торокулова З.-98 Курочкина Б.-98 Валишина А.-92 Валишина С.-91 Евтушок Е.-91 Сидорова В.-94 2019-2020 2020-2021 11А 22 100% 84% Романов М. – 96 Кривощекова П. – 96 Сайпудинов М. – 94 Евтушок В . - 90
Качество знаний по предмету
Высокие показатели обучающихся. Призёры и победители олимпиад, конкурсов на городском, региональном и всероссийском уровнях.
Предметные олимпиады Муниципальный этап: 2016-2017- Торокулова З.-русский язык-победитель, 9А 2016-2017- Ефимова М.-русский язык-призер, 9А 2017-2018 - Торокулова З.-русский язык-победитель, 10В 2017-2018- Ефимова М.-русский язык-призер, 10В 2017-2018 – Кряквина В.- литература-призер , 10В 2017-2018 – Евтушок Е.- русский язык-призер, 10В 2017-2018 – Марзель Е.- литература-призер , 8В 2018-2019 - Торокулова З.-русский язык-победитель, 11В 2018-2019 - Ефимова М.-русский язык-призер, 11В 2018-2019 – Кряквина В.- литература-призер, 11В 2018-2019– Евтушок Е.- русский язык-призер, 11В 2019-2020 – Паталахова П.- русский язык-победитель, 9 А 2019-2020 - Паталахова П.- литература-призёр, 9А 2020-2021 – Олимкулова Л..- русский язык-призёр , 9Б 2020-2021 - Паталахова П.- литература-призёр, 10В Региональный этап : 2016-2017- Торокулова З.-русский язык-участник, 9А 2017-2018 - Торокулова З.-русский язык-участник, 10В 2019-2020 – Паталахова П.- русский язык-призёр, 9А Всероссийский этап Василюк У. – Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по русскому языку ( I место) Евтушок Е. – XV Всероссийская олимпиада по русскому языку-призер (Ш место), 10В
Конкурсы, исследовательская и проектная деятельность учащихся 1.Международный конкурс mir-olimp «Путешествие в мир книг» - Василюк У. (победитель), 2019 г. 2 . Всероссийский конкурс «Зарубежная литература» - Василюк У. (победитель), 2020 г. 3. Конкурс Всероссийского сочинения - Балакина Е.(победитель), 9 в класс, 2018г; 1.Городской конкурс мультимедийных презентаций «Читаем сердцем» - Белова В. (победитель), 2016 г. 2 .Городской конкурс художественного чтения «Мы наследники Великой Победы» - Романов М. (победитель), 10 а класс, 2019 г. 3 .Городской конкурс художественного чтения «Мы наследники Великой Победы» - Страшко Н. ( призёр), 7 б класс, 2019 г . 4 .Всероссийский этап муниципального конкурса художественного чтения «Живая классика» -Романов М. ( победитель ), 10а класс, 2019г ; 5 .Муниципальный конкурс чтецов «Дети разных народов, мы мечтою о дружбе живем » - Балакина Е.(призёр), 9 в класс, 2018г; 7. Игра-конкурс «Русский медвежонок»- победители ( ежегодно на городском, региональном и всероссийском уровнях) ; Школьный этап 2017-2018 - Исследовательский проект « Своеобразие японской поэзии в стиле хокку (хайку), танка » - Балакина Е. (1 место); 2018-2019 – « Гомеризмы в современном русском языке» - Паталахова П. ( 2 место, призёр) Муниципальный этап «Своеобразие японской поэзии в стиле хокку (хайку), танка» - Балакина Е участие. Всероссийский – участие в конкурсе Образовательного портала «Творческие проекты» «Своеобразие японской поэзии в стиле хокку (хайку), танка» - Балакина Е (призёр) – участие в конкурсе Образовательного портала «Золотой век» - « Гомеризмы в современном русском языке» - Паталахова П. (призёр )
Критерии оценки эффективности технологии смыслового чтения Показатели: 1.«Степень интереса учащихся к предмету (тест «Эффективное расписание»); 2.«Степень обученности« ( определяется % качества по итогам года, триместра); 3.«Уровень коммуникативной компетенции» ( диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдера), диагностика сформированности коммуникативной компетенции (автора Л.Торлина). 4. Главный критерий-внешняя оценка ЕГЭ, задание части С: создание собственного письменного высказывания на основе прочитанного текста как проверка языковой и коммуникативной компетенций.
Фрагмент плана комплексной работы с текстом. Критерии оценивания сформированности навыка смыслового чтения на параллели 8 классов Задание к тексту Варианты ответов учащихся Оценка по критериям 1. Спрогнозируй содержание текста по эпиграфу Это текст про проблемы экологии, использование атомной энергии и захоронение ядерных отходов. 2 Ответ не полный или дан с ошибкой. 1 Нет ответа 0 2. Определи стиль текста: научный, художественный, публицистический или официально-деловой. Это научный текст, в нем есть точные данные о ядерных отходах. Это информация из научной статьи. 2 Научный текст 1 Художественный, официально-деловой, публицистический 0 3. Какова тема текста, определи главную мысль текста. Тема – ядерные отходы. Автор знакомит нас с экологической проблемой утилизации ядерных отходов. 2 Текст о ядерных отходах. 1 Нет ответа 0 4.Составь «ассоциативный куст» к тексту. Составил не менее 10 слов 2 Составил от 5 до 10 слов 1 Составил менее 5 слов 0 4.Составь сложный план к тексту. Составил сложный план, в котором отразил все смысловые части, последовательность частей не нарушена 2 Составил простой план, пропущена одна смысловая часть текста; или в плане отражены все смысловые части текста, но нарушена последовательность частей 1 Не составил план 0 6. Ответь на вопросы к тексту. Ответ оформлен как законченное речевое высказывание, подтвержденное информацией из текста 2
Перспективы дальнейшего развития проекта Направления развития: - Трансляция опыта в образовательном учреждении. - Осуществление творческого подхода к материалам проекта для его переработки при практическом применении. - Расширение банка заданий для учащихся основной школы в связи с переходом на новые образовательные стандарты. - Использование инновационных технологий при подготовке и проведении занятий.
Приложение №1-Диагностика коммуникативного контроля (М. Шнайдер) Методика изучения уровня коммуникативного контроля . Инструкция: Прочитайте предложения, реагируя на ситуации общения. Оцените: верное(В) или неверное (Н) Опросник. Мне кажется трудным подражать другим людям. Я смог бы свалять дурака, чтобы привлечь внимание окружающих. Из меня мог бы выйти неплохой актер. В компании я редко оказываюсь в центре внимания. Я могу отстаивать только то, в чем искренне убежден. Чтобы преуспеть в делах и в отношениях с людьми, я часто бываю именно таким, каким меня ожидают видеть. Я могу быть дружелюбным с людьми, которых не выношу. Я не всегда такой, каким кажусь Обработка и интерпретация По 1 баллу -ответ «Н» на вопросы 1, 5, 7 и за ответ «В» на все остальные вопросы. Подсчитывается сумма баллов. 0-3 балла - низкий коммуникативный контроль ; высокая импульсивность в общении, открытость, раскованность, поведение мало подвержено изменениям в зависимости от ситуации общения и не всегда соотносится с поведением других людей. 4-6 баллов - средний коммуникативный контроль; в общении непосредственен, искренне относится к другим. Но сдержан в эмоциональных проявлениях, соотносит свои реакции с поведением окружающих людей. 7-10 баллов - высокий коммуникативный контроль ; постоянно следит за собой, управляет выражением своих эмоций.
Приложение 3 «Диагностика сформированности коммуникативной компетенции» (по Л. Торлину ) Формирование коммуникативной компетенции –это процессуально-результативный подход: об эффективности работы можно судить только по результату, который предполагает оценку ( таблицы № 1–4). Оценка проявления коммуникативной компетенции №1 Факт проявления фиксируется знаком “+”. Количество коммуникативных проявлений определяется в %. Затем определяется уровень проявления коммуникативной компетенции До 50% – низкий, 50–70% – средний, 70–100% – высокий. Информационно-предметная № п/п Знает источник информации Знает способы преобразования информации Знает стили подачи информации Знает содержание раздела Общее кол-во ком-ых проявл % Уровень проявления 1
Таблица №3 Уровни сформированности коммуникативной компетенции учащихся Определение уровня сформированности коммуникативной компетенции помогает более объективно подойти к результату обученности учащихся по данной теме. Индивидуальное показатели оценки по каждой таблице: таблице № 1, таблице № 2, таблице № 3 заносятся в сводную таблицу № 4, которая помогает определить уровень сформированности коммуникативной компетенции у каждого ученика по двум составляющим: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной.
Список литературы 1. Гальперин Н.Г. Текст как объект лингвистического исследования. - М.: Просвещение, 2004. 2. Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе. - Педагогический университет «Первое сентября», 2009 . 3. Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка. Русский язык в школе. - 2002. - №3. 4. Жинкин Н.И. Язык-речь, творчество. Избранные труды. - М.: Лабиринт 1998. 5. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии .№5, 2004 г. 6. «Оценка надпредметных понятий, ключевых компетентностей и социального опыта учащихся» / Под ред. Ушаковой И.А. – ГОУ ДПО « СарИПКиПРО ». 2008. : http://www.openclass.ru/node/25906 7 . Пахнова Т.М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре. РЯШ. -2004, №6 8 . Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. РЯШ.2004, № 4 9 . Сметанникова Н.Н. Воспитание читателя в культуросозидающей модели образования / http://mcbs.ru/files/File/smetannikova(1). pdf 10.Смысловое чтение / http://wiki.tgl.net.ru/index.php/%D0%A1%D0%BC%D1%8B%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5 11. Сорокопытова О.Г. « Работа с текстом на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся» ( интернет-ресурс , размещение:http ://www.edu.ru.), 2010г. 12. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты, Интернет-журнал « Эйдос ». –2002. – http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности"
В докладе говорится о трх фазах процесса чтения, о технологии работы с текстом, о заглавии и ключевых словах как опорных элементах текста, приводятся фрагменты уроков....
«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»
«Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы»...
Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ООО относит «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами» к обязательным...
Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы как основы интеллектуальных умений.
Выступление на педсовете....
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Данный материал познакомит с формированием навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы....
Метапредметные связи уроков русского языка и литературы как средство развития универсальных учебных действий обучающихся
Метапредметные уроки дают возможность повысить интерес обучающихся к изучению русского языка и литературы, активизировать познавательную самостоятельность, повысить качество обучения, создать условия ...
Метапредметные связи уроков русского языка и литературы как средство развития универсальных учебных действий обучающихся
В условиях глобализации и информатизации современного общества к образованию XXI века предъявляются новые требования. По исследованиям социологов самыми «запрашиваемыми» способностями в со...