Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
I. Организационная часть. | - Здравствуйте, ребята! Проверьте все ли готово у вас к уроку: дневник, учебник, тетрадь, ручка. Черновики. | Проверяют наличие учебных принадлежностей. |
|
II.Основная часть. 1.Формулирование темы урока. Планирование деятельности.
| Поэт Сеф в шутливой форме писал: “Кто ничего не замечает, Тот ничего не изучает, Кто ничего не изучает, Тот вечно хнычет и скучает”. А мы сегодня не будем скучать и продолжим изучать рациональные числа. Девизом нашего урока станет фраза: «Умножить - значит умно жить!» Почему? Сейчас попробую вам подсказать: Как вы думаете, ребята, на какое число умножил бедняк богатство ? Значит, и умножать надо с умом! Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?
-Как вы думаете, какова будет тема нашего урока: “Умножение рациональных чисел”. Учитель записывает ответы вопрос, начало которых записано на доске: Умножение рациональных чисел Как умножать рациональные числа? Где применяется умножение рациональных чисел?
| “Жил на свете богач, самый богатый на земле, но все ему казалось, что он еще недостаточно богат. И вот однажды пришел к этому самому богатому богачу самый бедный бедняк на свете и сказал: – О, господин! Сияние твоих сокровищ слепит глаза. И все-таки у меня есть способ умножить твое богатство. А заодно и свое. Богач прямо затрясся от жадности: – Чего ты стоишь? Умножай скорее! – А ты не будешь на меня в обиде? – опасливо спросил бедняк. – Да ты что! Ведь ты хочешь умножить мое богатство! – Конечно, умножить, – подтвердил бедняк. – Так умножай, и дело с концом! – закричал богач, теряя терпение. – Быть по-твоему, – ответил тот. – Раз, два, три! Готово! Богач бросился к своим сундукам да как закричит: – Что ты наделал, негодный?! Ты меня разорил! Где мое золото? Где алмазы? Где жемчуга? – Были у тебя, теперь их нет, – сказал бедняк.– Ведь ты же сам просил меня умножить! Я и умножил.″
Слушают притчу, выводят тему урока и формулируют цели? На доске начало вопроса: Что… Как… Зачем…
Ответы детей. Постановка целей на урок. | Коммуникативные УУД: 1) формируем умение точно выражать свои мысли; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; Регулятивные УУД: 1) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 2)формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план); Личностные УУД: 1)оценивают ситуацию с точки зрения правил поведения и этики |
2.Устный счет. Погружение в проблемную ситуацию. | - К изучению новой темы нам надо подготовиться. Поэтому давайте расшевелим ваши серые клеточки и выполним задание на математическом тренажере:
| Выполнение заданий математического тренажера. 1.Работа в парах. Выполнение заданий. Взаимопроверка.
| Регулятивные УУД: 1) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; 2) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |
3. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
4. Открытие новых знаний. Работа над новым материалом.
| Вызвали ли у вас какие-то задания тренажера затруднения? Примеры на нахождение произведений.
(записываем на доске задания, которые могли вызвать затруднения) - Можем мы найти данные произведения?
- Как вы думаете, почему? В чем проблема?
- Что нужно знать, что бы ответить на этот вопрос? (правило умножения РЧ)
- А вы знаете, как выполняется умножение РЧ?
- Постановка проблемы:
Пока правила нет, не можем применить то, чего не знаем. Мотив – не хватает знаний, поэтому нужны новые правила! Ученики согласны с тем, что надо решить эту проблему. Этим и будем заниматься. - Давайте попробуем вычислить значение выражения, применяя сложение
-6+(-6)+(-6)+(-6)+(-6)= -30 3·(-9) =-9·3=-9+(-9)+(-9)=-27 Мы предположили и получили подтверждение. Итог: как умножать рациональные числа? Значит, рациональные числа мы можем умножать, используя правила, которые мы применяли, при умножении целых чисел. А как поступить при умножении двух отрицательных чисел, сможем ли мы в этом случае заменить умножение сложением? (нет невозможно) Я предлагаю вам в группах провести «Мозговой штурм» и попробовать самостоятельно вывести правило умножения рациональных чисел. А поможет вам в этом задача об изменении температуры, которую вам необходимо решить и заполнить таблицу. Задача. В настоящее время термометр показывает 0 °С. Каждый час температура изменяется на с градусов. Определите, какова будет температура воздуха через t часов. Если каждый час температура меняется на с градусов, то какое действие нужно выполнить, чтобы узнать изменение температуры через t часов? Запись t = –3 ч означает, что требуется найти изменение температуры, которое было 3 ч назад Заполните таблицу по образцу:
| Изменение температуры каждый час, °С | Время, ч | Общее изменение температуры | Описание | Вычисление |
| +3 | +2 | Стала выше на 6°С | (+3) · (+2) = +6 |
| –3 | +2 |
|
|
| +3 | –2 | Была ниже на 6°С |
|
| –3 | –2 |
|
|
– Что влияет на результат при умножении целых чисел? (Знаки, которые имеют множители.) – Разделите на группы эти произведения. Случаи 1) и 4) – сомножители имеют одинаковые знаки и результат положительный. Случаи 2) и 3) – сомножители имеют разные знаки и результат отрицательный. – Какой можно сделать вывод? Сформулируйте правило умножения рациональных чисел. Историческая справка: Еще XVIII веке великий русский ученый, математик и механик Леонард Эйлер объяснил правило умножения отрицательных чисел примерно следующим образом. Ясно, что (-5)*3=(-15). Поэтому произведение (-5)*(-3) не может быть равно (-15). Однако оно должно быть связано как-то с числом 15. Остается одна возможность (-5)*(-3)=15. | Предлагают свои варианты ответов на нахождения произведений. а) -6·5= - 30 ? (30); б) -7·(-3)= - 21 ?(-21); в) 3·(-9) =-27? 27
Ученики, работая в группах, вырабатывают правила умножения рациональных чисел. Каждая группа предлагает свое правило и алгоритм умножения рациональных чисел (схему). Совместно формулируем алгоритм. Знакомятся с исторической справкой. | Коммуникативные УУД: 1) формируем умение спрашивать, интересоваться другим мнением, принимать другую точку зрения.
Регулятивные УУД: Предвосхищают результат и уровень усвоения
Познавательные УУД: 1) формируем умение в создании алгоритма деятельности; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; Коммуникативные УДД: 1) формируем умение участвовать в диалоге; 2) формируем умение точно выражать свои мысли |
Условившись положительные числа связывать со словом “друг”, а отрицательные числа со словом “враг”, древние математики употребляли интересное правило умножения, которое я предлагаю вам самим сформулировать, заполнив пропуски в следующем тексте: 1. Друг моего друга - мой …… 2. Друг моего врага - мой …… 3. Враг моего врага – мой …… 4. Враг моего друга – мой…….
| Заполняют карточки с пропусками, формулируют мнемоническое правило. 1. Друг моего друга - мой друг. «+» · «+» = « + ». 2. Друг моего врага - мой враг. « +» · « - » = « - ». 3. Враг моего врага – мой друг. « - » · « - » = « + ». 4. Враг моего друга – мой враг. « - » · «+» = « -».
| Познавательные УУД: 1) формируем умение в создании алгоритма деятельности; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; - формируем умение сравнивать, выявлять закономерности, обобщать;
Регулятивные УУД: формируем умение оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей); Коммуникативные УУД: Взаимодействие с учителем и учащимися во время фронтальной беседы. |
5.Физкультминутка. | Вы все хорошо потрудились. Пришло время немного расслабиться и отдохнуть. Я буду называть вам произведения, если результат будет положительным числом, то вы должны поднять руки вверх, а если отрицательным, то руки в стороны. Готовы? Тогда начнем. | Ученики выполняют упражнения. | Коммуникативные УУД: дружное выполнение зарядки Регулятивные УУД: самоконтроль своих действий.
|
III.Закрепление изученного. Отработка приемов вычислительных навыков. | Ребята, теперь мы знаем правила и можем выполнить задания на умножение рациональных чисел. а) 7 · (-0,5) = б) (-4,2) · (-10) = в)(-2) · (-3,3) = г) (-1,2) · 2 = д) (-1) · (-2) · (-5) · (-15) · 0 = Распределяем время, договорившись, сколько времени отводим на выполнение заданий и сколько – на представление и защиту результата. По истечении времени, отведённого для выполнения заданий, результаты работы выносятся для обсуждения в классе. Подводится итог работы, происходит самооценка, связанная с определением того, что ясно и получается, и того, что не ясно и не получается.
|
Выполняют вычисления в паре. Сверяют свои ответы с ответами других групп. Исправляют ошибки.
| Коммуникативные УУД: 1) формируем умение слушать и понимать других; 2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; 3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; 4) Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме Познавательные УУД: 1) формируем умение в создании алгоритма деятельности; 2) формируем умение представлять информацию в виде схемы; 3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов; 4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы; |
IV. Самостоятельная работа.
| - При выполнении заданий в самостоятельной работе не забывайте о правилах умножения рациональных чисел, которые вы сегодня самостоятельно сформулировали. Желаю удачи! 1 вариант. №1121 (а, в, ж, к, м) 2 вариант №1121 (б, д, е, и, л) - Поменяйтесь тетрадями с соседом. Сейчас мы проверим, правильно ли вы выполнили задания. (Анализ допущенных ошибок.) | Выполняют задания самостоятельной работы. Взаимопроверка. | Коммуникативные УУД: 1) формируем умение работать в паре в процессе проверки 2) Регулируют собственную деятельность посредством письменной речи Познавательные УУД: 1)формирование умений по использованию математических знаний для решения различных математических задач и оценки полученных результатов 2)Выбирают, сопоставляют и обосновывают способы решения задачи |
VI. Домашнее задание
| - Давайте запишем домашнее задание, откройте дневники и запишите: п.35 стр. 190 на «3» - №1143 (1-2 столбик); на «4» - №1143, №1144; на «5» - №1143, №1144, обобщить и сформулировать правило умножения для трех и более множителей Дополнительное творческое задание (по желанию): на листе формата А-4 изобразить оригинальным способом мнемоническое правило умножения рациональных чисел. | Записывают разноуровневое домашнее задание |
|
V.Подведение итогов.
Рефлексия | - Какую мы цель сегодня ставили? Как умножать рациональные числа? Возвращаемся к вопросам, поставленным в самом начале урока. Что для вас сегодня было самым сложным? Чему вы сегодня научились? … «Чемодан, мясорубка, корзина.» На слайде появляются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу. Определите для себя пожалуйста, как вы поступите с информацией, полученной на сегодняшнем уроке. | Отвечают на вопросы, которые сами поставили в начале урока.
Ученики продолжают фразы: Сегодня я научился… У меня получилось… Было трудно… Теперь я умею… Выполняют рефлексию «Чемодан, мясорубка, корзина.»
| Личностные УУД: 1) формируем умение выказывать своё отношение к происходящему, выражать свои эмоции; 2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 3) формируем умение оценивать себя в соответствии с определённой ситуацией. |