Этапы урока, цель этапа | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Обучающие и развивающие задания каждого этапа
| Планируемые результаты УУД |
|
|
|
|
| Предметные умения | УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Цель этапа: 1) включить обучающихся в учебную деятельность; 2) определить тематические рамки урока: продолжить работать с рациональными числами
| Включаются в учебную деятельность.
Объясняют, какое слово может быть лишним. Вспоминают, что умеют делать с рациональными числами и определяют следующий шаг своей деятельности.
| Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.
Создает эмоциональный настрой на учебную деятельность | – Добрый день, ребята! – Посмотрите, пожалуйста, на доску. СЛАЙД 2
МОРОЗ ДОБРО РАСХОД ДОЛГ ПРОИГРЫШ |
– Какое слово может быть лишним? Почему? (Добро – это слово вызывает положительные ассоциации, а все остальные слова – отрицательные) – С какими числами мы познакомились недавно? (С отрицательными числами, с рациональными числами) СЛАЙД 3 ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЧИСЛА РАЦИОНАЛЬНЫЕ ЧИСЛА |
– Чему мы уже научились? (Отмечать числа на координатной прямой, находить модули чисел, сравнивать рациональные числа.) – Как вы думаете, какой следующий шаг в изучении рациональных чисел мы должны сделать? (Научиться выполнять действия с рациональными числами.) – Сегодня мы и начнём делать шаги в этом направлении. |
| Личностные: Проявлять интерес к изучению темы, интерес к учебной деятельности.
|
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии. (8 мин)
Цель этапа: 1)организовать актуализацию изученных способов действий, необходимых и достаточных для построения нового знания: понятие противоположных чисел, понятие модуля, нахождение значений выражений с модулями; 2)актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: сравнение, анализ, обобщение; 3) организовать самостоятельное выполнение пробного учебного действия; 4)зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее на личностно значимом уровне недостаточность имеющихся знаний: найти сумму рациональных чисел.
|
Выполняют задания на понятие модуля; на нахождение выражений с модулями; на сравнение чисел.
Приводят примеры, придумывают ситуации на использование в практической жизни положительных и отрицательных чисел (температура, доход-расход, выигрыш-проигрыш).
Составляют математические модели по условию задачи.
Находят сумму рациональных чисел с помощью практических ситуаций.
Проговаривают название следующего этапа учебной деятельности.
Выполняют пробное задание, фиксируют затруднение в деятельности. |
Организует актуализацию изученных способов действий, необходимых и достаточных для восприятия нового материала: понятие противоположных чисел, понятие модуля, нахождение значений выражений с модулями.
Фиксирует актуализированные способы действий в речи.
Организует актуализацию мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение.
Организует обобщение актуализированных знаний.
Мотивирует к выполнению пробного действия. Организует самостоятельное выполнения пробного действия.
Организует фиксацию затруднения в деятельности, демонстрирующее недостаточность имеющихся знаний. | 1)Заполните таблицу. СЛАЙД 4 a | –5,4 | 3,75 | 1,5 | b | 1,2 | –1,25 | –0,3 | |a| + |b| |
|
|
|
(6,6; 5; 1,8) – Какую закономерность вы заметили? В каком порядке расположены числа? (В порядке убывания. Результаты уменьшаются.) – Назовите противоположные числа каждому из полученных результатов.(–6,6; –5; –1,8.) – В каком порядке они расположены? ( В порядке возрастания). – Верно ли утверждение, что модули противоположных чисел равны. (Да, верно.) 2) Сравните. Что интересного вы заметили? СЛАЙД 5 –6,6 * –5 –1,8 * –3,4 |– 6,6| * |–5| |–1,8| * |–3,4|
(–6,6 < –5; |–6,6| > |–5|; –1,8 > –3,4; |–1,8| <|–3,4|. Из двух отрицательных чисел меньше то, модуль которого больше.) 3) Придумайте ситуацию, математической моделью которой могут служить данные выражения: СЛАЙД 6
(Температура сначала понизилась на , а потом еще понизилась на ; Катя сначала проиграла 9 очков, а потом выиграла 4 очка.) 4) Постройте математическую модель, описывающие данные изменения, и результат запишите с помощью положительных и отрицательных чисел: СЛАЙД 7 - Доход 5 руб. и расход 8 руб.
- Долг 30 руб. и долг 40 руб.
- Выигрыш 7 очков и проигрыш 2 очка
- Уменьшение температуры на и уменьшение на
( + 5) + (– 8) = – 3 (– 30) + (– 40) = – 70 ( + 7) + (– 2) = + 5 (– 3) + (– 9) = – 12 – Что мы сейчас повторили? (Все, что знали про положительные о отрицательные числа) – Какое следующее задание должны выполнить и с какой целью? (Пробное задание, для того, чтобы мы поняли, что мы не знаем и что сегодня будет нового.) Пробное задание: Найти сумму чисел и доказать свое решение: (– 1,327) + ( ) (+ 4,7) + (– 9,2) СЛАЙД 8 | Уметь находить модуль числа; значение выражений с модулями;
Уметь сравнивать числа, модули чисел;
Уметь приводить примеры использования в практической жизни положительных и отрицательных чисел (температура, доход-расход, выигрыш-проигрыш и т.п.);
Уметь составлять математические модели по условию задачи;
Уметь находить сумму рациональных чисел, используя некоторые практические ситуации.
| Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного самостоятельно и с помощью учителя.
Коммуникативные: Уметь точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;
Уметь формулировать и аргументировать свое мнение. |
3.Выявление места и причины затруднения (1 мин)
Цель этапа: 1) организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение; 2) организовать выявление и фиксацию причины затруднения – тех конкретных знаний и умений, которых недостает для выполнения задания. | Выясняют, в каком месте возникло затруднение, почему возникло затруднение.
Проговаривают причину затруднения.
| Организует выявление места и причины затруднения.
| –Какое задание вы должны были выполнить? (найти сумму двух отрицательных чисел и сумму чисел с разными знаками) – Кто не справился с заданием? Почему? (Мы не умеем складывать такие числа.) –А кто нашел сумму чисел? Где у вас возникло затруднение? (Затруднение в том, чтобы доказать свое решение) –Почему мы не можем доказать, какие результаты истинные, а какие ложные? (Мы не знаем способа решения таких примеров, не знаем правила)
|
| Личностные: Проявлять интерес к учебной деятельности.
Познавательные: Уметь анализировать, обобщать, делать выводы; Уметь формулировать проблему.
Коммуникативные: Уметь формулировать и аргументировать свое мнение. |
4.Построение проекта выхода из затруднения (3 мин)
Цель этапа: 1) организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение у учебной деятельности; 2) определить цель и тему урока; 3) определить шаги, которые необходимо выполнить для реализации поставленной цели.
|
Фиксируют отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение у учебной деятельности.
Формулируют цель и тему урока.
Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.
|
Организует коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшего затруднение у учебной деятельности;
Помогает сформулировать цель и тему урока.
Уточняет цель и тему урока.
Организует составление совместного плана действий.
| –Чем это задание отличается от предыдущего? (Предыдущее задание мы могли выполнить, используя различные практические ситуации, методом «доходов» и «расходов», с помощью выигрыша и проигрыша, с помощью изменения температур) – Всегда ли удобно выполнять задание, используя какие-то практические ситуации? (Нет) –Что надо знать, чтобы уметь решать такие примеры? (Правило, алгоритм) –Какую цель мы поставим перед собой? (Вывести правила, алгоритмы сложения рациональных чисел) Цель урока: Найти способ, который позволит находить сумму рациональных чисел, вывести правила, алгоритмы сложения рациональных чисел. – Сформулируйте тему урока. (Тема урока: «Сложение рациональных чисел») СЛАЙД 9 – Что нам может помочь при нахождении суммы рациональных чисел? (какие-то практические ситуации: «доход»-«расход», «выигрыш»-«проигрыш»). Выполним № 427. –Составим план действия: 1. Найти результат действия, ориентируясь на некоторую практическую ситуацию. 2. Подумать, что общего в примерах каждого столбика. 3.Подумать, что интересного получилось в результате? 3. Сделать вывод. 4. Сформулировать правило. |
| Регулятивные: Уметь определять и формулировать цель своей деятельности самостоятельно и с помощью учителя;
Уметь выбирать средства для достижения цели;
Уметь составлять план решения проблемы.
Коммуникативные: Уметь точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; Уметь формулировать и аргументировать свое мнение.
Личностные: Проявлять интерес к учебной деятельности;
Стремление к приобретению новых знаний и умений. |
5.Реализация построенного проекта («Открытие» нового знания). (15 мин)
Цель этапа: 1) организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом; 2) зафиксировать новый способ действия в речи и в знаках (алгоритмы сложения рациональных чисел); 3) зафиксировать преодоление затруднения.
| Выполняют в группах составленный план действий. Выполняют задания, ориентируясь на некоторую практическую ситуацию.
Высказывают свои предположения в группе. Формулируют гипотезы. Объясняют свой выбор.
Сравнивают, анализируют, делают выводы, формулируют правила.
Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Осуществляют проверку выполнения заданий.
Выполняют физминутку.
| Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.
Организует коммуникативное взаимодействие для открытия новых знаний.
Организует учебное исследование.
Организует работу в группах.
Консультирует, помогает в оформлении.
Обеспечивает контроль за выполнением заданий.
Организует проверку выполнения заданий.
Организует фиксацию нового способа действия в речи и в знаках.
.
Организует выполнение детьми физминутки.
| Работа в группах 1,2 группы – 1 столбик 3,4 группы – 2 столбик 5,6 группы – 3 столбик Проверка результатов. Одна из групп объясняет свое решение. Другие дополняют, уточняют. № 427а) 1,2 группы. СЛАЙД 10 (+2) + (+3)= +5 (– 5) + (–1)= –6 (– 3) + (–4)= –7 (– 2) + (–7)= –9 - Что общего во всех примерах первого столбика? (Примеры на сложение чисел с одинаковыми знаками) - Что интересного получили в результате? (При сложении положительных чисел получилось положительное число, при сложении отрицательных чисел получилось отрицательное число) - Мы умеем находить сумму положительных чисел? (Да, умеем) - Каким образом можно получить результат при сложении отрицательных чисел? (Нужно сложить модули и поставить знак минус) - Итак, какой вывод можно сделать? Как сложить два отрицательных числа? (Чтобы сложить два отрицательных числа, нужно сложить их модули и поставить знак минус) СЛАЙД 11 Алгоритм сложения отрицательных чисел - Найти сумму модулей слагаемых.
- В результате поставить знак «–».
– Можно этот алгоритм использовать для сложения положительных чисел? (Да, если вместо знака «–» поставить знак «+».) – Для того, чтобы не записывать два алгоритма, сформулируйте алгоритм для сложения чисел с одинаковыми знаками. (Учащиеся формулируют) СЛАЙД 12 Алгоритм сложения чисел с одинаковыми знаками - Найти сумму модулей слагаемых.
- В результате поставить общий знак.
№ 427б) 3,4 группы СЛАЙД 13 (– 3) + (+4)=+ 1 (– 1) + (+5)=+ 4 (+ 4) + (–2)= +2 (+ 6) + (–3)=+ 3 –Что общего во всех примерах второго столбика? (Примеры на сложение чисел с разными знаками) –Что интересного получили в результате? (В результате во всех примерах получилось положительное число) –Почему? (Модуль положительного числа больше) –Каким образом можно получить результат? (Нужно вычесть модули и поставить знак числа с большим модулем) –Следовательно, чтобы сложить два числа с разными знаками, нужно . . . (вычесть их модули и поставить знак числа с большим модулем)
№ 427в) 5,6 группы СЛАЙД 14 (+ 2) + (–5)= – 3 (+ 1) + (–3)= – 2 (– 4) + (+3)= – 1 (– 6) + (+1)= – 5 –Какой вывод можно сделать при решении примеров 3 столбика? (Складываются числа с разными знаками, в результате получается отрицательное число, так как модуль отрицательного числа больше)
СЛАЙД 15 Алгоритм сложения чисел с разными знаками - Из числа с большим модулем вычесть число с меньшим модулем.
- В результате поставить знак числа с большим модулем.
№ 427г) –Какой вывод можно сделать при решении примеров 4 столбика? Какие числа там складываются? (Противоположные. Сумма противоположных чисел равна нулю.) –Итак, мы с вами вывели правила и алгоритмы для сложения рациональных чисел. –Пользуясь этими правилами, всегда мы теперь сможем найти сумму рациональных чисел? (да) –Вернемся к нашим примерам, которые вызвали у нас затруднение в начале урока. –Можем теперь мы их выполнить, применяя полученные правила? (да)
Ребята объясняют решение примеров у доски.
СЛАЙД 16 (– 1,327) + ( ) = (– 1,327) +( – 3,5) = – 4, 827 (+ 4,7) + (– 9,2) = – 4,5
Физминутка.
|
Уметь формулировать правила, алгоритмы сложения рациональных чисел с одинаковыми знаками.
Уметь формулировать правила, алгоритмы сложения рациональных чисел с разными знаками.
| Регулятивные: Уметь выполнять учебное действие в соответствии с целью;
Уметь работать по коллективно составленному плану;
Уметь оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Уметь соотносить полученный результат с поставленной целью, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, и, при необходимости, исправлять ошибки.
Познавательные: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
Уметь анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;
Коммуникативные: Уметь формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя математические термины;
Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками;
Уметь обосновывать своё мнение; использовать в общении правила вежливости; строить понятные для партнёра высказывания, сотрудничать в группе, находить общее решение.
Личностные: Стремление к приобретению новых знаний и умений; Осознание ответственности за общее дело.
|
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи (5 мин)
Цель этапа: организовать усвоение детьми нового способа действий при решении примеров с их проговариванием во внешней речи.
| Выполняют задания. Проговаривают, как рассуждают.
Обосновывают решение. | Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | № 432 а) у доски с объяснением (+3) + (-0,9) = ( + 0,8) + (-1,2)= б) комментируем с места (- 10,2) + (- 8) = ( - 1,5) + (- 2,5) = в) в парах, объясняя друг другу (- 5) + (+ 4,3) = ( + 0,04) + (- 0,2) =
|
Уметь складывать рациональные числа с одинаковыми знаками.
Уметь складывать рациональные числа с разными знаками.
|
Коммуникативные: Уметь формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя математические термины;
Познавательные: Уметь строить логическую цепочку рассуждений. Регулятивные: Уметь осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. (5 мин)
Цель этапа: 1) организовать самостоятельное выполнение учениками типовых заданий на новый способ действия; 2) организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки; 3) организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия по результатам выполнения самостоятельной работы.
| Проговаривают название следующего этапа учебной деятельности.
Выполняют самостоятельную работу.
Выполняют самопроверку по эталону.
При необходимости исправляют ошибки.
Анализируют и объясняют причины ошибок. | Организует уточнение следующего этапа учебной деятельности.
Организует выполнение обучающимися самостоятельной работы на новое знание.
Организует самопроверку по эталону.
Организует выявление места и причины затруднения.
| – Какой следующий этап нашего урока? Что надо сделать, чтобы убедиться, как вы поняли, как пользоваться новыми алгоритмом и правилом? (Выполнить самостоятельную работу).
– Самостоятельная работа № 433. – Вычислить, ответы примеров записать карандашом в учебнике. Расположить их в порядке убывания. Если вычисления выполнены верно, то получится слово – название самого высокого в мире вулкана.
Самопроверка по эталону. СЛАЙДЫ 18, 19,20
(–3) + (+11) = +8 (+1,2) + (–0,8) = +0,4 (– 0,1) + (–0,02) = –0,12 (–9) + (–6) = –15 (+0,7) + (–2) = –1,3 (– ) + (+ 0,25) = –0,5 (+8) +(–10) = –2 (–0,4) + (–0,6) = –1 (– 2,08) + 0 = – 2,08 (–5) + (–7) = –12 (–0,2) + (+5) = + 4,8 (– ) + (+ 0,5) = 0
СЛАЙД 21
8; 4,8; 0,4; 0; – 0,12; – 0,5; – 1; – 1,3 ; – 2; – 2,08; – 12; – 15 . Л Ь Ю Л Ь Я Й Л Ь Я К А
– У кого вызвало затруднение примеры на нахождение суммы двух отрицательных чисел? – Почему возникли затруднения? В чем были ошибки? – У кого вызвало затруднение примеры на нахождение суммы чисел с разными знаками? – Почему возникли затруднения? В чем были ошибки? – У кого вызвало затруднение расставить числа в порядке убывания? Где были допущены ошибки?
| Уметь складывать рациональные числа с одинаковыми знаками и разными знаками.
| Регулятивные: Уметь оценивать правильность выполнения действия; выполнять самопроверку и корректировку учебного задания; владеть навыками самоконтроля своей деятельности.
Познавательные: Уметь анализировать, сравнивать.
Личностные: Осознание собственных достижений при освоении темы; понимание причин успешности или неуспешности своей деятельности.
|
8.Включение в систему знаний и повторение. (3 мин)
Цель этапа: тренировать навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным.
| Тренируют навыки использования нового содержания совместно с ранее изученным.
Выполняют задания на нахождение неизвестных слагаемых в сумме; на нахождение решений неравенства. | Организует выполнение обучающимися заданий на использования нового содержания совместно с ранее изученным. |
№ 434. Подбери неизвестные слагаемые в сумме: а) (+7) + …= + 4; в) (– 1) + … = – 5; д) (– 8) + … = – 6; б) (+ 3) + …= – 2; г) (– 4) + … = +2; е) (+9) + …= 0.
№ 449 (Устно). Сколько элементов содержит множество целых решений неравенства: 1) – 5 х6; 2) – 14 х23; 3) – 47 -2; 4) – 50 100 | Уметь находить неизвестные слагаемые в сумме.
Уметь находить целые решения неравенства.
| Коммуникативные: Уметь точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи; Уметь формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя математические термины.
Познавательные: Уметь анализировать, сравнивать, делать выводы.
|
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)
Цель этапа: 1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2) организовать рефлексивный анализ учебной деятельности; 3) организовать оценивание обучающимися собственной деятельности на уроке; 4) зафиксировать неразрешённые затруднения на уроке как направления будущей учебной деятельности.
| Формулируют итоги своей работы на уроке.
Заполняют карточку рефлексии. Анализируют, как они усвоили новое знание, что получилось, что не получилось и почему.
Осуществляют самоанализ, самооценку своей деятельности на уроке.
Записывают домашнее задание.
| Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке, организует коммуникативное взаимодействие для анализа своей деятельности.
Оценивает обучающихся, дает комментарии.
Дает комментарии к домашнему заданию. |
– Какие «открытия» мы совершили сегодня на уроке? – Что использовали для «открытия» нового знания? – Мы достигли поставленной цели? – Проанализируйте свою работу на уроке.
СЛАЙД 22
| Рефлексия деятельности | Да, нет | 1. | Я понял, как складывать числа с одинаковыми знаками. |
| 2. | Я понял, как складывать числа с разными знаками. |
| 3. | Я научился применять правила сложения рациональных чисел при решении примеров. |
| 4. | Я знаю, как применять правила, но при решении примеров допускал ошибки. |
| 5. | Данная тема не вызвала у меня затруднений.
|
|
– Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание: придумать 3-5 примеров на сложение рациональных чисел; № 428; на выбор № 474 или № 475*.
| | Личностные: осознание собственных достижений при освоении темы; уметь проводить самооценку результатов своей деятельности;
понимание причин успешности или неуспешности своей деятельности.
Регулятивные: Уметь соотносить полученный результат с поставленной целью.
Коммуникативные: Уметь формулировать и аргументировать свое мнение.
|