Технологическая карта урока по теме: «Старинные русские меры»
методическая разработка по математике (5 класс)
Технологическая карта урока по теме "Старинные русские меры" разработана для обеспечения эффективного и качественного преподавания математики. Технологическая карта урока обеспечивает планирование педагогического взаимодействия учителя и обучающихся и допускает возможность достижения планируемых результатов освоения программ, в соответствии с ФГОС. Данная разработка может быть полезна учителям при проведении итогового повторения в 5 классе, либо при проведении внеурочных занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 251.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по теме: « Старинные русские меры»
Предмет – математика. Класс - 5.
Тип урока - урок открытия новых знаний.
Форма урока – Урок-ярмарка
Место урока в системе планирования – Итоговое повторение курса математики 5 класса.
Цель урока:
- познакомить учащихся со старинными русскими мерами, научить пользоваться различными мерами;
- развивать воображение, внимание, логическое мышление, интеллект; формировать культуру речи; формировать культуру поведения;
- способствовать воспитанию таких качеств личности, как способность к преодолению трудностей, взаимопомощь, ответственность, трудолюбие, патриотизм;
- формировать отношение к математике как части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии и
расширить знания по истории своего государства.
Задачи урока:
- личностные
- воспитание осознанной гражданской позиции, патриотизма, уважения к Отечеству;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- формирование умений контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
- формирование умений самостоятельно работать с различными источниками информации;
- формирование умений взаимодействовать с одноклассниками в процессе учебной деятельности;
- формирование критичности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении математических задач.
- предметные
- развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать и применять необходимую информацию);
- формирование представлений осознания значения математики в повседневной жизни человека;
- представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
- определение практически значимых математических умений и навыков, их применение к решению математических задач.
- метапредметные
- формирование умений организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с другими участниками образовательного процесса; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование умения правильно и доступно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- формирование умения обрабатывать и анализировать полученную информацию;
- формирование умения понимать и использовать математические средства наглядности (карточки, картинки, таблицы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
Формирование УУД:
- Познавательные УУД
Формирование у учащихся функциональной грамотности – умения воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных величинах и формах, производить расчеты. Учиться отличать новое от известного, применять в различных ситуациях.
- Регулятивные УУД
Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу; адекватно оценивать свои достижения.
- Коммуникативные УУД
Принимать участие в диалоге, выполняя принятые правила речевого поведения; уметь строить свои монологические и диалогические высказывания с учетом конкретных речевых задач.
- Личностные УУД
Формирование эстетических потребностей
Планируемые результаты: Учащиеся познакомятся со старинными мерами измерения, повторят современные меры, закрепят навыки действий с натуральными числами и десятичными дробями.
Этап урока | Содержание учебного материала | Методы и приёмы работы | ФОУД (формы организации учебной деятельности) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся (в роли посетителей ярмарки) | УУД (формирование универсальных учебных действий) |
1. Организационный этап Цель: - создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Включение учащихся в учебную деятельность. | Словесный метод | Фронтальная работа | Создаёт благоприятный психологический настрой на работу. – Добрый, всем, день. Давайте отправимся в прошлое. На 200 лет назад. Приглашаю вас на ярмарку. Знаете ли вы, что такое ярмарка? Как вы думаете, как математика может помочь при посещении ярмарки? | Рассаживаются по группам. Настраиваются на работу, получают позитивный заряд, концентрируют внимание. Отвечают на вопросы. | (Коммуникативные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме. (Познавательные УУД) Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного, с помощью учителя. (Регулятивные УУД) Умение слушать и понимать речь других. |
2. Актуализация учебных знаний Цель: - осознать потребность в получении новых знаний | Входят гости – 2 купца и дочери 1 купца. 1 купец: Сегодня мы проводим в нашей губернии ярмарку. Приглашаем вас приобрести наш товар. Товару разного много, покупайте не скупитесь. Покажите смекалку, сообразительность, быстроту мышления, умение считать. 2 купец: А чтобы вы, добры молодцы и красны девицы, смогли сделать покупки, мои дочки помогут вам в этом. Выступают дочери купца, используя таблицы мер. Старшая дочь: рассказывает о старинных мерах веса. Средняя дочь: рассказывает о старинных мерах длины. Младшая дочь: рассказывает о старинных мерах деньгах. | Наглядный метод | Фронтальная работа | Приглашает гостей. Помогает разместить на доске таблицы мер. | Слушают гостей. Рассматривают таблицы. Задают вопросы, при необходимости | (Коммуникативные УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме. (Познавательные УУД) Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. (Регулятивные УУД) Умение слушать и понимать речь других. (Личностные УУД) Формирование эстетических потребностей |
3. Целеполагание Цель: определить цели и задачи урока | Постановка цели урока | Дискуссия | Фронтальная работа | - О чем мы сегодня будем говорить? Что сможем повторить? Какие знания применять? Какова цель нашего занятия? Что мы получим в качестве результата нашей с вами работы в конце урока? | Отвечают на вопросы, формулируют цели занятия, используя фразы «действия с натуральными числами и десятичными дробями, знакомство со старинными мерами, которые встречаются в художественной литературе» | (Регулятивные УУД) Уметь проговаривать последовательность действий на уроке. (Познавательные УУД) Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. (Коммуникативное УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной форме. |
4. Обобщение усвоенного материала и включение в систему ранее усвоенных ЗУН Цель: организовать коммуникативное взаимодействие с выступающими и учащимися Физкультминутка Цель: здоровьесбережение | 1-й торговец (Овощи-фрукты): Добры молодцы, красны девицы, Вы на ярмарку пришли, Много денег принесли, А мы товару припасли, Покупая наш товар, знай: Там задача ждет тебя. 2-й торговец: В нашем краю, словно в раю, Ягоды, грибы корзинами бери… Кладу на весы 2 фунта еды, За фунт плати полтину. 3-й торговец(ткани-одежда): Продается модный жилет. Модный жилет, с поношенным пиджаком стоит полтора рубля с пятиалтынным. Пиджак стоит рубль с пятиалтынным. Сколько стоит жилет? Покупайте! 4-й торговец(рыба-мясо): Продается чебак на золотой цепочке, Всем чебакам чебак, 1 фунт чебака стоит 4 гривенника, За цепочку золотую прошу 5 рублей с пятиалтынным. Сколько стоит весь товар? 2-й торговец: Продаются, в лесопарке, два ежонка, два крота. Налетай, покупай! Прейскурант цен прилагается. 1-й торговец: Капуста не пуста, Сама летит в уста. Готовьте деньги на покупку кочана в 3кг, если 1 кг стоит полтину. 3-й торговец: Продаю папаху боярскую. Стоит без 4х грошей – 6 рублей с полтиною. 4-й торговец: Продается курица, 3х фунтов весом, несущая яйца, Не простые яйца, а золотые. Фунт курицы стоит рубль с полтиной, без двух грошей. Налетай, покупай. Пока не поздно. Скоро время обеденное. 2-й торговец: В этой клетке два ежа, два мышонка, два ужа. Налетай, покупай! 3-й торговец: Продаю лисий хвост. Отдаю за две полтины с пятиалтынным. 1-й торговец: В бочонке 32 фунта огурцов. Полбочонка продаю по 4 гривенника с двумя грошами за фунт, а другую половину продам по полтине за фунт. Торговцы: Товар продан! Товар продан! Ярмарка закрывается. | Словесный наглядный и игровой методы | Фронтальная, групповая работа | Просит открыть тетради, записать число и тему. - Ребята, покупая товар, вам надо перевести старинные деньги в копейки, пользуясь таблицей. - За верное решение вы получаете жетон. - По окончании ярмарки, подсчитаем, какая группа получила наибольшее количество жетонов. - Очень жарко на ярмарке. Давайте отдохнем. Организовывает учащихся: Море волнуется раз, - Продолжаем покупки. | Записывают, в тетрадях, число, тему занятия. Знакомятся с торговцами в палатках. Обсуждают решение в группах. Решают задачи, записывая решение в тетрадях. Предлагают торговцам полученные ответы для покупки товара. Поднимают руки, показывая волнения моря, расслабляются. Рассаживаются по местам. Продолжают покупки. | (Регулятивные УУД) Формировать умения принимать и сохранять учебную задачу. Уметь проговаривать последовательность действий (Познавательные УУД) Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. (Коммуникативное УУД) Согласовывать действия с одноклассниками. Уметь оформлять свои мысли в письменной форме. |
Контроль на этапе окончания учебной деятельности Цель: выявить уровень усвоения материала | Карточки для подведения итогов «Определи лишнюю величину» (для каждой группы) | «Определи лишнюю величину» | Групповая работа | Раздает каждой группе карточки с мерами. - Надо определить данную систему мер и назвать лишнюю единицу, не входящую в данную систему. | Определяют систему мер, выбирают выступающего от группы. | (Регулятивные УУД) Уметь проговаривать последовательность действий (Познавательные УУД) Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую. (Коммуникативное УУД) Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме. |
6. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке Цель: - формировать умения оценивать свою деятельность на уроке. | Обеспечение осознания учащимися своей учебной деятельности на уроке. Облачка и стикеры для заключительной рефлексии | Метод «Облако успешности» | Фронтальная работа | - Группа, совершившая наибольшее количество удачных покупок, победила! Все участники группы получают «5». Рефлексия. - Сегодня вы научились решать задачи с использованием старинных мер, познакомились с новыми понятиями. Сейчас они не используются, но знать их полезно, когда вы встретите эти слова в художественной литературе или при просмотре какого-то фильма. И, главное, мы совершенствовали вычислительные навыки. А сейчас, вы можете оценить свою деятельность на занятии, прикрепив стикер на облачко, которое соответствует вашему состоянию. | Подводят итоги урока, выясняя чему научились, повторили, достигли ли заданных целей. Считают количество жетонов. Проводят самооценку результатов своей деятельности, прикрепив стикер на облачко. | (Познавательные УУД) Формировать у учащихся функциональную грамотность – умение воспринимать и критически анализировать информацию. (Регулятивные УУД) Принимать и сохранять учебную задачу; адекватно оценивать свои достижения. (Коммуникативные УУД) Участвовать в диалоге, выполняя принятые правила речевого поведения. |
ПРИЛОЖЕНИЯ.
Оборудование:
1.Надписи на палатках «Мясо-рыба», «Ткани-одежда», «Овощи-фрукты».
2. Прейскурант цен (для каждой группы): гусенок-полтина с алтыном, цыпленок-3 пятиалтынных, поросенок- 3 полтины, мышонок- 2 деньги, крот- 8 полушек, ёж- 2 алтына, уж – алтын с полушкой, черепаха – гривенник.
3. Тексты задач (для каждой группы)
4. Таблицы для наглядности, с переводом мер:
МЕРЫ ДЛИНЫ МИЛЯ = 1600м ВЕРСТА = 500саженей =1,07км САЖЕНЬ = 3 аршина =7 футов= 2,13м АРШИН = 4 четверти = 16 вершков = 28 дюймов = 71,12см ДЮЙМ = 10линий = 2,54см ЛИНИЯ =10точек = 2,54мм |
МЕРЫ ВЕСА ЛАСТ = 72пуда = 1,2тонны КАДЬ = 14пудов = 230кг БЕРКОВЕЦ = 10пудов = 1,64ц ПУД = 40фунтов = 16кг ФУНТ = 454г БЕЗМЕН = 96золотников = 409,5г ЗОЛОТНИК = 4.3г |
ДЕНЕЖНЫЕ ЕДИНИЦЫ РУБЛЬ = 2 полтины ПОЛТИНА = 50копеек ПЯТИАЛТЫННЫЙ =15 копеек АЛТЫН = 3 копейки ГРИВЕННИК = 10 копеек 2 ДЕНЬГИ = 1 копейка ГРОШ = 1/2копейки ПОЛУШКА = 1/4 копейки |
5.Карточки для подведения итогов «Определи лишнюю величину» (для каждой группы):
- Старинные меры веса. Кадь, безмен, ласт, пуд, дюйм.
- Старинные меры длины. Аршин, метр, верста, дюйм, миля.
- Старинные деньги. Полушка, аршин, алтын, грош, деньга.
- Метрическая система мер длины. Метр, миллиметр, линия, километр, сантиметр.
- Современная система мер веса. Пуд, тонна, грамм, килограмм, центнер.
- Облачка и стикеры для заключительной рефлексии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Презентация для интегрированного урока по математике и литературе на тему "Старинные русские меры в математике и литературе"
Данная презентация предназначена для интегрированного урока по математике и литературе для учащихся 6 класса. Этот материал может быть использован учителями, работающими в гуманитарных классах....
Технологическая карта урока. 5 класс " Старина город Помпеи и его судьба"
Формирование ключевых языковых компетенций на уроке английского языка.Формирование культурных компетенция учащихся посредством их ознакомления с другой культурой в иной исторической реальности....
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» во 2-ом классе на тему «Учимся писать сочетания жи-ши"»
УчительЯнгуразова Альфия МияссяровнаПредметРусский языкКласс2Тип урокаУрок «открытия» нового знанияТехнология построения урокаПроблемно-диалогическая Тема«Учимся писать сочетания жи-ши»Цель Закре...
Технологическая карта урока на тему:"Декор русской избы " 5 класс по ФГОС
Технологическая карта урока на тему:"Декор русской избы " 5 класс по ФГОС...
Технологическая карта урока музыки «Мир старинной песни»
Сценарий урока предусматривает применения ЦОР. Расичтан для учащихся 6 класса...
Исследовательская работа по теме "Старинные русские меры длины"
Исследовательская работа для 5 класса. Современные единицы измерения длины знакомы нам с начала обучения в школе – это миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и километр. Мы пользуемся ими на урока...