Исследовательская работа по теме "Старинные русские меры длины"
проект по математике (5 класс)
Исследовательская работа для 5 класса. Современные единицы измерения длины знакомы нам с начала обучения в школе – это миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и километр. Мы пользуемся ими на уроках и в повседневной жизни.Старинными единицами измерения длины в повседневной жизни мы никогда не пользовались, однако в учебнике математики 5 класса, в литературных произведениях нам встречались строки с непонятными для нас словами: аршин, верста, пядь, сажень, вершок и другие. Поэтому тему своего проекта я выбрала «Старинные русские меры длины», чтобы разобраться в этих словах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа для 5 класса. "Старинные русские меры длины" | 603.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Илирская средняя общеобразовательная школа №2»
Исследовательская работа
«Старинные русские меры длины»
Автор: Лукина Виктория
ученица 5а класса
Руководитель: Гусева Светлана Викторовна
п. Прибрежный, 2020г.
Содержание
Введение……………………………………………………………………………………….3
1.Старинные русские меры длины …………………………………………………………..3
1.1. Виды старинных русских мер длины ……………………………………………………3
1.2. Старинные меры длины в русском фольклоре …………………………………………4
2.Исследование:…………………………………………………………………………………5
2.1. Измерение моей семьи старинными русскими мерами длины………………………..5
2.2. Решение задач со старинными мерами длины……………………………………………5
2.3 Старинные русские меры длины в художественной литературе………………………..6
Заключение……………………………………………………………………………………...6
Список литературы………………………………………………………………………………7
Приложение……………………………………………………………………………………..7
Введение
Современные единицы измерения длины знакомы нам с начала обучения в школе – это миллиметр, сантиметр, дециметр, метр и километр. Мы пользуемся ими на уроках и в повседневной жизни.
Старинными единицами измерения длины в повседневной жизни мы никогда не пользовались, однако в учебнике математики 5 класса, в литературных произведениях нам встречались строки с непонятными для нас словами: аршин, верста, пядь, сажень, вершок и другие. Поэтому тему своего проекта я выбрала «Старинные русские меры длины», чтобы разобраться в этих словах.
Тема: Старинные русские меры длины.
Цель: Узнать какие были старинные меры длины на Руси.
Задачи:
Познакомиться со старинными русскими мерами длины.
Установить взаимосвязь между старинными мерами длины и новыми.
Проследить отражение старинных мер длины в художественной литературе.
1.Старинные русские меры длины
1.1. Виды старинных русских мер длины
С древности, мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д. Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.
Аршин - старинная русская мера длины, равная, в современном исчислении 0,7112м.
Аршином, так же, называли мерную линейку, на которую, обычно, наносили деления в вершках. Аршин первоначально равнялся 27 английским дюймам, а при Петре I, размер аршина был установлен в 28 дюймов и оставался неизменным.
1 аршин = 16 вершкам ≈ 71 см. В дальнейшем, стали так же применять, под этим названием, равную величину – длину руки
Сажень происходит от славянского слова «сяг» - шаг. Сажень - одна из наиболее распространенных на Руси мер длины. Сначала оно означало расстояние, на которое можно шагнуть. Затем стали различать сажени: маховую, косую, казённую, мерную, большую, греческую, церковную, царскую, морскую, трубную.
"Маховая сажень" - расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины. (176 см.) " Косая сажень " - самая длинная: расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки. (248 см.) Существовали саженные мерные верёвки и деревянные "складени", имевшие применение при измерении расстояний в строительстве и при межевании земли. Сажени употреблялись до введения метрической системы мер.
Для мелких мер длины, базовой величиной была, применяемая испокон на Руси мера - "пядь". Пядь - расстояние от конца большого пальца до конца мизинца при наибольшем возможном их раздвижении.
Малая пядь - расстояние между концами расставленных большого и указательного (или среднего) пальцев = 17,78 см.
Большая пядь - расстояние между концами большого пальца и мизинца (22-23 см.).
Старые наши иконописцы величину икон измеряли пядями, говорили: «девять икон — семи пядей. Пречистая Тихвинская на золоте — пядница.
Для измерения больших расстояний в Древности была введена мера, называемая поприще, а затем взамен неё появляется верста. Название это происходит от слова «вертеть», которое вначале означало поворот плуга, а потом ряд, расстояние от одного до другого поворота плуга при пахоте. Длина версты в разное время была различной, от 500 до 750 саженей. До царя Алексея Михайловича в 1 версте считали 1000 саженей. При Петре Первом одна верста равнялась 500 саженей, в современном исчислении - 213,36 * 500 = 1066,8 м.
Да и вёрст - то было не одна, а две: путевая - ею измеряли расстояние пути и межевая - ею мерили земельные участки. "Верстой" также назывался верстовой столб на дороге.
Локоть - исконно древнерусская мера длины, известная уже в 11 веке. Локоть равнялся длине руки от пальцев до локтя. Величина этой древнейшей меры длины, по разным источникам, составляла от 38 до 47 см. С 16-го века постепенно вытесняется аршином и в 19 веке почти не употребляется. Локоть широко применяли в торговле — как особенно удобную меру для измерения полотна, сукна и холста.
Русские меры длины были уточнены в XVIII веке указом Петра I:
1 верста = 500 саженей ≈ 1 км;
1 сажень = 3 аршина ≈ 2 м;
1 аршин ≈ 0,7 м;
1 фут = 12 дюймов ≈ 30,5 см;
1 дюйм = 10 линий ≈ 2,5 см;
1 линия = 10 точек ≈ 2,5 мм;
1 пядь = 17,78 см
С развитием производства и торговли люди убедились, что не всегда удобно измерять расстояния шагами или прикладыванием локтя и у разных людей длины эти различны, а мера длины должна быть постоянной. Поэтому эти длины ушли в прошлое, а новым требованиям отвечает метрическая система мер, которая была введена в 1918 году. Большие заслуги во введении и распространении метрической системы мер в нашей стране принадлежат великому русскому химику Дмитрию Ивановичу Менделееву.
1.2.Старинные меры длины в русском фольклоре
«Семь пядей во лбу» - когда хотят сказать об очень умном человеке.
« На аршин голова, да ума на пядь» - когда говорят о глупом человеке.
«В чужих руках ноготок с локоток» – о зависти.
«Полено к полену – сажень» – о накоплении запасов, богатства путём экономии.
«От горшка два вершка, а уже указчик» – молодой человек, не имеющий своего жизненного опыта, но поучающий всех.
«Сам с ноготок, а борода с локоток» – сам маленький (или слишком молод), а умный.
«Каждый купец на свой аршин меряет» – каждый судит о любом деле односторонне, исходя из собственных интересов.
«Сидит, ходит, словно аршин проглотил» – говорят о человеке с неестественно прямой осанкой.
«Близок локоть, да не укусишь» - о каком-нибудь простом, но невыполнимом деле.
«Видит на три аршина под землю» - об очень проницательном человеке.
«Коломенская верста» - шутливое прозвище для высокого человека.
«Москва верстой далека, а сердцу рядом» - так русские люди характеризовали свое отношение к столице.
«От слова до дела - целая верста» – о человеке, который много говорит, а мало делает.
«На версту отстанешь - на десять догоняешь» - даже небольшое отставание очень трудно преодолевать.
2.Исследование
2.1. Измерение моей семьи старинными русскими мерами длины
Я провела исследование, измерив длину локтя, сажени, пяди всех членов семьи.
1 локоть = 42 см.
Член семьи | Длина локтя, см | Длина в локтях. |
Я | 40 см | 0, 95 |
мама | 44 см | 1, 05 |
брат | 42 см | 1 |
сестра | 24 см | 0,6 |
1 маховая сажень = 176 см
Член семьи | Длина маховой сажени, см | Длина в маховой сажени |
Я | 151 см | 0,86 |
мама | 170 см | 0,97 |
брат | 158 см | 0,90 |
сестра | 100 см | 0, 57 |
1 пядь = 18 см
Член семьи | Длина пяди, см | Длина в пядях |
Я | 16 см | 0, 89 |
мама | 18 см | 1 |
брат | 17 см | 0, 94 |
сестра | 9 см | 0,5 |
Вывод: Чем выше человек, тем у него больше пядь, локоть и сажень.
2.2. Решение задач со старинными русскими мерами длины
Задача 1
Длина ковра в комнате составляет 5 аршинов, а ширина в 2 раза меньше. Какова площадь ковра, если 1 аршин составляет 72 см.
Решение задачи:
1) 72*5=360(см)-длина ковра
2)360: 2=180(см)-ширина ковра
3)360*180=64800(см2)S ковра
Ответ: площадь ковра 64800 см2.
Задача 2
Задача из сборника «Арифметика» математика и педагога Леонтия Магницкого (18 век ).
Идет один человек в другой город и проходит ежедневно 40 верст, а второй человек идет навстречу ему из другого города и проходит в день 30 верст. Расстояние между городами 700 верст. Через сколько дней путники встретятся? 1 верста – 1км 70 м.
Решение задачи:
1)40+30=70(верст в день) скорость сближения
2)700:70=10 (сут.) встретятся путники
Ответ: через 10 суток встретятся путники.
2.3 Старинные русские меры длины в художественной литературе
№ | Название произведения автор. | Отрывок из произведения. |
1 | Н.А.Некрасов « Дед Мазай и зайцы» | «С каждой минутой вода поднималась к бедным зверькам: уж под ними осталось, меньше аршина земли в ширину, меньше сажени в длину». |
2 | А. С. Пушкин «Зимняя дорога» | Ни огня, ни черной хаты, Глушь и снег навстречу мне Только версты полосаты Попадаются одни… |
3 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Султане…» | Сына бог им дал в аршин, И царица над ребенком, Как орлица над орленком; Шлет с письмом гонца, Чтоб обрадовать отца. |
4 | Д. Мамин - Сибиряк «Серая Шейка» | «Свободного места, где можно было плавать, осталось не больше пятнадцати сажен» |
5 | Сказка «Царевна- лягушка» | «Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул,…» |
6 | П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» | « Дальше на многие версты желтяки да серяки с крапинкой пойдут.» |
7 | Г. Х. Андерсен «Дюймовочка» | «Она была такая нежная, маленькая всего с дюйм ростом, ее и прозвали Дюймовочкой.» |
8 | Сказка «Журавль и цапля» | «Пошел журавль –тяп, тяп! Семь верст болото месил;…» |
Заключение
В ходе работы я узнала какие старинные меры длины существовали в давние времена, и сравнила их с новой измерительной системой. Первые меры длины были естественными и самыми простыми. Локоть, аршин, пядь – эти меры всегда при себе, но они неточные, так как у разных людей эти единицы различные. И пусть сейчас данные меры не используют как раньше, зато в фольклоре они нашли свое отражение и употребляются до сих пор, отражая мудрость народа.
Список литературы
- Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И.. Учебник «Математика, 5 класс» М., «Мнемозина», 2015.
- Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И.. Учебник «Литература, 5 класс» М., «Просвещение», 2012.
- «Русские народные загадки, пословицы и поговорки» - М.: «Просвещение», 1990.
- Интернет ресурсы:
https://yandex.ru/collections/user/e-kostomarova-66/starinnye-mery-dliny/
Приложение
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
старинные русские меры длины
Предмет: математикаТема: Отрезок. Длина отрезка.Урок: «Старинные русские меры длины»Основная цель проекта: развитие кругозора познавательной деятельности у учащихся.Обучающий аспект проекта:Форм...
Старинные русские меры длины, веса, объёма
Старинные русские меры длины, веса, объёма....
Урок в 5 классе. Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги.
Нетрадиционный урок математики в 5 классе "Старинные русские меры длины, веса. Старинные русские деньги". Прилагается конспект урока и презентация....
Исследовательский проект "Старинные русские меры длины"
Исследовательский проект "Старинные русские меры длины" (5 класс)....
Исследовательская работа "Старинные русские меры длины"
Исследовательская работа Старинные русские меры длины...
Исследовательская работа по теме: "Старинные меры длины"
Исследовательская работа по теме "Старинные меры длины"Актуальность работы заключается в исследовании происхождения мер длины и выявлении соотношений между ними.Цель работы: на основе исслед...
Математическая игра по станциям (для закрепления) «Русская Ярмарка» Математика 5-6 класс Старинные русские меры длины
Актуальность работы заключается в том, что в современном мире редко пользуются старинными мерами длины, многие школьники не знают, как измеряли раньше, но хотели бы узнать, ведь с этими величинами ста...