Финансовая грамотность в классах с ОВЗ на уроках математики
статья по математике (5, 6, 7, 8, 9 класс)

В данной статье представлено краткое описание моей работы в 5-9 классах с ОВЗ по предмету "Финансовая грамотность" на внеурочных часах математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Финансовая грамотность в классах ОВЗ на уроках математики

В современных жизни финансовая грамотность становится необходимым элементом общей культуры современного человека. Вопросы финансовой грамотности населения являются особенно важными в условиях развития рыночной экономики, расширения сферы финансовых услуг и все большего внедрения финансовых рынков и финансовых институтов в повседневную жизнь человека, все более широкой вовлеченности населения в их деятельность.

Таким образом повышение уровня финансовой грамотности – ключ к финансовому благополучию граждан и повышению производительности труда, залог здорового развития экономики России в целом.

Почему в финансах нужно разбираться каждому человеку?

Финансовая грамотность важна не только как общественное благо. Разбираться в финансах важно потому, что это приносит выгоду каждому из нас – позволяет защититься от финансовых рисков, рассчитать, какой кредит выгоднее оформить, накопить сбережения на машину, квартиру, пенсию, образование детей, как и куда правильно вложить свои деньги, как уберечься в современных реалиях от мошенников. Эти вопросы нельзя полностью перепоручить специалистам (банкирам, финансовым консультантам, посредникам и т.д.). Знание финансов необходимо не только для того, чтобы сформулировать свои потребности и поставить финансовым специалистам задачу. Но и для того, чтобы выбрать финансовых посредников и оценить качество их услуг, надо хорошо понимать, чем именно они занимаются.

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) наиболее актуально обучение   финансовой грамоте в связи с низкой осведомленностью детей и подростков в финансовых вопросах. Эти выпускники в большинстве своем не откладывают средства на будущее, предпочитают хранить свои деньги в копилке, имеют долги, обращаются с деньгами расточительно. Важно понимать, что школьники – это будущие участники финансового рынка, налогоплательщики, вкладчики и кредитополучатели. Поэтому обучение финансовой грамотности необходимо реализовывать в школе. Формирование полезных привычек в сфере финансов поможет избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, заложит основу финансовой безопасности и благополучия в будущем.

Таким образом уже с начальной школы надо знакомить ребят с деньгами, чтобы они с малых лет представляли себе их ценность и понимали, как можно ими воспользоваться и, главное, как лучше это сделать.

На своих внеурочных часах математики и на классных часах в классах с ОВЗ, начиная с 5ого, на начальном этапе знакомлю ребят с деньгами, их видами и функциями, вместе определяем доходы и расходы (и их источники), составляем простой семейный бюджет, разбираем финансовые мошенничества. Затем рассматриваем финансовые организации, которые помогают сберечь и приумножить наши сбережения. Разбираем плюсы и риски вложения денег. Организовываю экскурсию в Сбербанк, чтобы обучающиеся поняли для чего нужен банк и как он работает. Здесь ребята знакомятся с работой сотрудников банка, с банковскими терминалами, использованием банковских карт на личном примере, производя операцию с ними (например, снятие наличных средств). Также знакомятся с новыми словами, встречающимися в современной жизни, уточняют и закрепляют знания о денежных купюрах, воспитывают умение выполнять правила поведения в общественных местах, проявляют интерес к профессии сотрудников банка.

На урочных и внеурочных часах математики проводим элементарные финансовые расчеты (например, считаем депозиты, находим кредит с более выгодными условиями), закрепляя тем самым вычислительные навыки и тему школьного курса «Проценты».

Задачи для примера:

1) Вкладчик внес в банк 1300 руб. Какая сумма будет на счету вкладчика через год, если банк начисляет доход в размере 5% годовых?

Решение:

Найдем какое вознаграждение банк доложит вкладчику. Для этого умножим 1300 р. на процент годовых 5%
Переведем  проценты в десятичную дробь 5% = 0,05.
1300·0,05=65(руб.) — доходность вкладчика через год.

Найдем сумму, которая окажется на счету вкладчика через год.
1300 + 65= 1365 (руб.) — в такую сумму превратится вклад через год.

Ответ: сумма вклада через год составит 1365 рублей.

2) Витя положил 5000 рублей в банк под 10 % годовых. Сколько денег будет на счету через два года?

Решение:

10 %=0,1

5000*0,1 = 500 (руб.) - доходность за первый год.

5000 + 500 = 5500 (руб.) - будет на счету через 1 год.

По условию задачи за каждый год сумма вклада увеличивается на 10 % от суммы, находившейся на счету в начале года.

В начале второго года на счету будет 5500 руб.

5500*0,1= 550 (руб.) - доходность за второй год.

5500 + 550 = 6050 (руб.) - будет на счету через 2 года.

Ответ: через 2 года на счету будет 6050 рублей.

3) Друг попросил у Димы одолжить 1 500 руб., а взамен заплатит вам 1 650 руб. через год. В случае, если банк «Выгода» предлагает 6% ставку по депозиту, начисляемую раз в полгода, определите, какое предложение для Димы наиболее выгодно с финансовой точки зрения?

Решение: 6%:2=3%-доход за полгода.

3%=0,03

1500*0,03=45 (руб.)- доход через полгода.

1500+45=1545 (руб.)- выплата по депозиту через погода.

1545*0,03=46,35 (руб.) – доходность на конец года.

1545+46,35=1591,35 (руб.)-будет на счету через год.

1591,35<1650

Ответ: Диме выгоднее дать деньги другу в долг.

4) Два магазина, торгующие машинами, делают скидку. Первый магазин в конце каждого месяца делает скидку 10%. А второй магазин делает скидку один раз в квартал 30%. На 1 октября машины одной и той же марки стоили одинаково. Есть ли разница в цене на 1 января в этих магазинах? Если есть, то в каком магазине дешевле?

Решение:

Рассмотрим первый магазин: 100%-10%=90%=0.9-изменение цены с учетом скидки.

1000000·0,9=900000(руб.) – стоимость автомобиля на 1 ноября.

900000·0,9=810000(р.) – стоимость автомобиля на 1 декабря.

810000·0,9=729000(р.) – стоимость автомобиля на 1 января.

Рассмотрим второй магазин: 100% - 30% = 70% = 0,7-изменения цены с учетом скидки. 1000000 · 0,7 = 700000(руб.) – стоимость автомобиля на 1 января.

729000 – 700000 = 29000(руб.) – разница в стоимости автомобилей.

Ответ. Во втором магазине цена дешевле, на 29000 рублей.

Наиболее интересная тема для ребят 7-9 классов с ОВЗ финансовый бизнес.  Обучающиеся готовят мини-проекты по открытию и реализации своего собственного бизнеса, как по отдельности, так и в группе. Защищают проекты и доказывают свою точку зрения, почему именно их проект нужно выбрать на голосовании, чем он лучше других представленных.

В 8–9 классах с ОВЗ дети обучаются в возрасте 14–16лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира.

Вместе с тем учащиеся 8–9 классов с ОВЗ расширяют свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. В этом возрасте школьники личностно самоопределяются, готовятся перейти во взрослую жизнь, осваивают некоторые новые роли взрослого человека для себя. Именно поэтому в ходе обучения нужно опираться на личные потребности обучающегося, а не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Важно научить подростка не бояться взрослой жизни и показать, что существуют правила действия в тех или иных ситуациях финансового характера. В то же время основным умением, формируемым у обучающихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения проблемы семьи.

На внеурочных часах в 8-9 классах с ОВЗ вопросы бюджетирования рассматриваются на более сложном уровне, нежели в предыдущих классах, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета.

Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников, как на электронных, так и на бумажных носителях.

Большая часть времени отводится на практическую деятельность для получения опыта действий в расширенном круге (по сравнению с предыдущими классами) финансовых отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отмена крепостного права в России. Выкупная операция (методическая разработка урока истории с элементами формирования финансовой грамотности), 9 класс

Урок ориентирован на детальное изучение процесса отмены крепостного права в России. Особый акцент сделан на формировании финансовой грамотности школьников, изучение теории о вкладах и кредитах, знаком...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 8 класс

От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правоме...

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 9 класс

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...

ДО План уроков по программе «Основы семейного бюджета» по курсу внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 9 класс

Тема: «Банковские услуги»Цель: расширение кругозора в области экономической жизни общества.Задача: формирование понимания необходимости банковской структуры для общества, овладение начальн...

«Финансовая грамотность и семейный бюджет в заданиях по математике»

Презентация  интегрированного урока «Финансовая грамотность и семейный бюджет в заданиях по математике»...

ОБУЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.

В статье рассматриваются проблемы и опыт работы с детьми имеющими умственную отсталость лёгкой степени, что является также актуальным как и для детей с тяжёлой степенью умственной отсталости....