Методическая разработка интегрированного урока-игры «Путешествие по Санкт-Петербургу с координатами»
методическая разработка по математике (6 класс)
Разработка представляет собой сценарий игры по станциям, каждая из которых представляет разные предметные области, на которых учащиеся 6 классов знакомятся с практической значимостью понятия "координаты". В разработке также представлен раздаточный материал для станций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morozova_razrabotka_uroka_puuteshestvie_po_sankt-peterburgu_s_koordinatami.doc | 183 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
открытого интегрированного урока-игры «Путешествие по Санкт-Петербургу с координатами»
Учитель: Морозова Наталия Александровна, учитель математики ГБОУ СОШ № 164 Санкт-Петербурга
Класс: 6-е классы
Цель урока: расширить знания о координатной плоскости и показать её применение в различных областях и сферах деятельности людей
Задачи:
1.Образовательные:
- расширить понятие координатной плоскости, показав использование этого понятия не только в математике, но и в других областях и сферах деятельности;
- показать взаимосвязи между отдельными предметами через данное ключевое понятие;
- формировать умение анализировать графики функций, отвечать на вопросы по графику;
- показать возможности программы Excel для построения точек через их координаты, переведённые из двоичной системы;
- познакомить учащихся с видами симметрии в координатной плоскости с помощью моделирования;
- показать использование координатной плоскости в географии при чтении географической карты;
- расширить знания по истории города;
- осуществить подготовку учащихся к восприятию материала старших классов (пропедевтика материала).
2.Развивающие:
- показать многообразие применения и широкое практическое использование понятия координатная плоскость, координаты;
- предоставить учащимся возможность практически поработать с моделями;
- развивать пространственное воображение учащихся, широту мышления, позитивный интерес к обучению в целом, познавательную и творческую активность учащихся, грамотную речь;
- учить самостоятельно добывать знания, размышлять, делать выводы, побуждать к любознательности;
- применять полученные знания для решения практических задач;
- развивать интерес к истории города Санкт-Петербурга.
3.Воспитательные:
- воспитывать в учащихся коммуникативные навыки совместной деятельности в группах;
- воспитывать осознанное и ответственное отношение к образованию.
Форма проведения: интегрированный урок-игра путешествие по предметным станциям, каждый класс делится на четыре команды или группы, команды (по одной от каждого из шестых классов) проходят все четыре станции, связанные с предметами математики, физики, информатики, географии в сопровождении учащегося старших классов.
Время работы на каждой станции: 10 минут.
Оборудование и программное обеспечение:
- персональные компьютеры
- видеопроекторы
- мобильный класс
- программа «PowerPoint»
- программа «Excel»
- магнитные планшеты
- заготовки координатных плоскостей
- фото здания Биржи для моделирования симметрии в координатной плоскости
- фрагмент слайд-шоу о Санкт-Петербурге
- физические карты полушарий
Раздаточный материал:
- Маршрутные листы (приложение 1)
- Карты для расшифровки слова по координатам (приложение 2)
- Карточки с числами, записанными в двоичной системе (приложение 3)
- Карточки с координатами точек для построения графика движения поездов метро, график и вопросы по графику (приложение 4)
- Физические карты полушарий
- Карточки с координатами городов (приложение 5)
- Карточки для расшифровки заключительной фразы о Санкт-Петербурге (приложение 6)
Оформление зала: творческие работы учащихся на координатной плоскости «Достопримечательности и символы Санкт-Петербурга».
Ход урока.
Вступительная часть:
- Сбор 6-ых классов в актовом зале школы
- Объявление темы урока
- Демонстрация фрагмента слайд-шоу о Санкт-Петербурге
- Поединок знаний о координатной плоскости между капитанами двух классов
- Выдача маршрутных листов командам и пояснение правил урока-игры
- Выход команд на маршрут
Время 1-ой части – 7 минут.
Основная часть – работа учащихся на предметных станциях, выполнение заданий.
Станция «Математика»
- Расшифровывают слово, вписанное в систему координат (приложение 2).
- На заготовках координатных плоскостей, расположенных на магнитных планшетах, команды выполняют симметрию модели (здание Биржи) относительно оси ох, оси оу и начала координат.
- Делают выводы об изменении координат при выполнении симметрии.
- Рассказывают кратко об истории здания Биржи.
Информатика
- Отвечают на вводные вопросы о применении координат в жизни.
- Переводят числа из двоичной системы в десятичную.
- Вносят полученные числа в качестве значений x и y в таблицу в программе Excel.
- Строят точечную диаграмму.
- По выполненному чертежу делают вывод о символе города – кораблике на Адмиралтействе, рассказывают о других символах города.
Физика
- По координатам точек на приготовленных плоскостях строят графики движения поездов метро.
- По графикам движения поездов от станции к станции в метро отвечают на вопросы.
- Делают вывод о зависимости между координатами.
- Вычисляют скорость движения поездов метро на участках прогона.
- Слушают информацию ассистентов о метро Санкт-Петербурга.
География
- По карточкам с координатами городов на физической карте полушарий определяют название города.
- Вписывают найденные города в таблицу.
- Из букв выделенного столбца названий этих городов (анаграмма) составляют имя человека, тесно связанного с историей нашего города (Пётр).
- Определяют координаты города Санкт-Петербурга, основателем которого является Пётр I.
Примечание: вести предметные станции и давать задания могут как учителя-ассистенты, так и учащиеся старших классов.
Заключительная часть:
- сбор всех команд в актовом зале
- по карточкам, выданным на каждой из станций, учащиеся расшифровывают (открывают)
заключительную фразу о Санкт-Петербурге: «Восславим, сохраним Санкт-Петербург!»
- подводятся итоги урока и звучит Гимн великому городу.
Использованная литература:
- Л. Босова, «Информатика и ИКТ. 6 класс», М. «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2016
- И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович, «Математика 6», М. МНЕМОЗИНА, 2018
- Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюдова, «География 6. Начальный курс», М. Дрофа, 2018.
- Г.Н. Степанова, «Физика 6», СПб, «СТП Школа», 2019.
- Интернет-ресурс: математическая энциклопедия-Википедия.
- Математическая энциклопедия, издательство Советская энциклопедия, автор: коллектив под рук. И.М. Виноградова.
Приложения к открытому интегрированному уроку-игры
«Путешествие по Санкт-Петербургу с координатами».
Приложение №1
Урок-игра «Путешествие по Санкт-Петербургу с координатами».
Маршрутный лист
команды ______________ 6__ класса
№ п/п | Предмет | Кабинет | Количество баллов | Дополнительно |
1 | Математика | актовый зал | ||
2 | Физика | 27 | ||
3 | Информатика | 21 | ||
4 | География | 24 |
Приложение №2 Математика
Приложение №3 Информатика
Начнём нашу работу с вопроса: где за пределами нашей школы, нашего урока могут пригодиться ваши знания, полученные при изучении этой темы.
Ответы учеников: определить место в театре, положение фигуры на шахматной доске, на поле игры «Морской бой», в армии в военных действиях. Принцип координат широко используется во многих практических ситуациях. Координатами задается место нахождения корабля в плавании, города на карте, звезды на небосклоне.
Задание: построить рисунок по координатам заданных точек.
Координаты точек заданы в двоичной системе счисления. необходимо перевести эти числа в десятичную систему счисления и ввести в соответствующие столбцы
Построить график-рисунок нам поможет сегодня компьютер и программа электронные таблицы Excel.В таблице вы ставите точку по полученным координатам, строите точечную замкнутую диаграмму и в результате получаете свой рисунок. Если вы не ошиблись, то получите верную картинку.
|
Выводы:
- Программа электронные таблицы MS Excel для построения графиков использует координатную плоскость.
- Получившийся график-рисунок имеет отношение к теме сегодняшнего путешествия по Санкт-Петербургу. Какое? Правильно, кораблик является символом нашего города.
Знаете ли вы?
Когда, и по проектам каких архитекторов создавалось Адмиралтейство?
- 5 ноября 1704 года Пётр I на левом берегу Невы заложил Адмиралтейскую судостроительную верфь. По его чертежам строилась и верфь, и «Адмиралтейский дом». В 1719 году «спициному мастеру» Ван-Болесу было приказано «шпиц адмиралтейский достроить… и на оном шпице поставить яблоко и корабль и поверху его корону…» Далее Адмиралтейство перестраивалось архитекторами Коробовым и Захаровым. Высота шпиля поднялась до 72 метров.
Приложение №4 Физика
Координаты точек для графиков движения поездов метро по маршруту: Технологический институт- Балтийская- Нарвская- Кировский завод и обратно
(0;0), (2;2), (3;2), (6;5), (7;5), (13;11).
(0;11), (6;5), (7;5), (10; 2), (11;2), (13;0)
Вопросы к графикам движения поездов метро.
- Сколько остановок делают поезда в пути, на каких станциях?
- На какой станции метро поезда встречаются?
- Сколько минут составляет время остановок?
- Какова протяженность пути от Технологического института до Кировского завода?
- Сколько времени тратят поезда на движение?
- Как найти скорость поездов на отдельных участках пути?
- Одинаковы ли скорости первого и второго поездов?
Приложение №5 География
Для определения маршрута путешествия узнайте название городов по их географическим координатам и впишите названия этих городов в таблицу. Из букв выделенного столбца составьте имя человека, связанного с историей нашего города. Определите координаты Санкт-Петербурга.
- 480 с.ш., 20 в.д.
- 330 ю.ш., 180 в.д.
- 160 ю.ш., 470 з.д.
- 190 с.ш., 990 з.д.
Маршрут путешествия
П | А | Р | И | Ж | ||||||
К | Е | Й | П | Т | А | У | Н | |||
Б | Р | А | З | И | Л | И | А | |||
М | Е | Х | И | К | О |
Приложение №6
Координаты ячеек, скрывающие буквы:
а-2, б-2, в-2, г-2, д-2, е-2, ж-2, з-2, и-2
б-4, в-4, г-4, д-4, е-4, ж-4, з-4, и-4
в-6, г-6, д-6, е-6, ж-6, з-6
а-8, б-8, в-8, г-8, д-8, е-8, ж-8, з-8, и-8, к-8
а | б | в | г | д | е | ж | з | и | к | |
1 | ||||||||||
2 | В | О | С | С | Л | А | В | И | М, | |
3 | ||||||||||
4 | С | О | Х | Р | А | Н | И | М | ||
5 | ||||||||||
6 | С | А | Н | К | Т | - | ||||
7 | ||||||||||
8 | П | Е | Т | Е | Р | Б | У | Р | Г | ! |
9 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка к элективному курсу: «Гиды по Санкт-Петербургу и его пригородам»
Методическая разработка к элективному курсу: «Гиды по Санкт-Петербургу и его пригородам»...
Методическая разработка «Экскурсия по английским местам в Санкт-Петербурге»
Серия докладов об английских местах Санкт-Петербурга...
Методическая разработка. Методология преподавания истории и культуры Санкт-Петербурга в младших классах.
Методическая разработка. Методология преподавания истории и культуры Санкт-Петербурга в младших классах....
Методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия "Путешествие немцев по Санкт-Петербургу"
Внеклассное мероприятие "Путешествие немцев по Санкт-Петербургу" - пример интегрирации предметов "История и культура Санкт-Петербурга" и "немецкий язык". Достоинство разработки состоит не ...
Методическая разработка. Классный час для старшеклассников. "Инновационный Санкт-Петербург:перспективы развития"
В ходе классного часа учащиеся знакомятся с поняти ем «инновация», с различными типами инноваций; вместе с учителем обсуждают наиболее крупные инновационные проекты Санкт-Петер...
Методическая разработка занятия по истории и культуре Санкт-Петербурга в отделении дополнительного образования детей на тему: « Мифические существа в скульптуре Петербурга»
Методическая разработка будет интересна педагогам ОДОД для работы с учащимися по формированию представления образа связанного с анималистическими скульптурами Санкт-Петербурга....
Методическая разработка занятия по истории и культуре Санкт-Петербурга в отделении дополнительного образования детей на тему: « Мифические существа в скульптуре Петербурга»
Данная разработка поможет разобраться в символах скульптурных животных Санкт-Петербурга и развить познавательный интерес к изучению истории и культуры Санкт-Петербурга....