Методическая разработка занятия по истории и культуре Санкт-Петербурга в отделении дополнительного образования детей на тему: « Мифические существа в скульптуре Петербурга»
методическая разработка по краеведению (5 класс)
Данная разработка поможет разобраться в символах скульптурных животных Санкт-Петербурга и развить познавательный интерес к изучению истории и культуры Санкт-Петербурга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_skazochnyy_zverinets_spb.docx | 34.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа № 371 московского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка занятия по истории и культуре Санкт-Петербурга в отделении дополнительного образования детей
на тему: « Мифические существа в скульптуре Петербурга»
Разработчик-составитель:
Педагог дополнительного образования
Кухарская Валентина Юрьевна
Цель занятия:
Формировать представление образа связанного с анималистическими скульптурами Санкт-Петербурга.
Задачи занятия:
1. Сформулировать определение « сфинкс», «грифон», «ши-цзы».
2. Определить символы скульптурных животных Санкт-Петербурга.
3. Развивать познавательный интерес к изучению истории и культуры Санкт-Петербурга.
4. Способствовать концентрации внимания, развития любознательности, речи, мышления, расширения общекультурного кругозора.
5. Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через объекты культурного наследия Санкт-Петербурга
Тип занятия: занятие-экскурсия
Оборудование:
Мультимедийная презентация.
Ход занятия:
- Актуализация знаний по теме: «Петербургские здания, украшенные изразцами, рельефами»
Беседа по вопросам:
- Что такое майолика, изразцы?
- Какие здания Петербурга были первыми украшены изразцами?
- Какое уникальное здание в Петербурге имеет наряд из Майолики? (мечеть на Кронверкском проспекте д.7)
- Кроме изразцов, чем еще украшали петербургские здания? (рельефами, барельефами, горельефами)
- Переход к изучению новой темы
На прошлом занятии мы с вами выяснили, как и чем украшались петербургские здания, подъезды и фасады многих петербургских домов. Познакомились с архитекторами и мастерами, которые придумали и сотворили эти прекрасные произведения искусства.
Сегодня на занятии мы познакомимся с мифическими существами, которые украшают не только фасады домов, но и набережные, мосты, парки и даже промышленные предприятия.
- Работа с мультимедийной презентацией
3. Изучение новой темы
1 слайд Ознакомление с темой занятия. Постановка цели и задач занятия.
Урок-экскурсия 5 класс
Мифические существа в скульптурах Санкт- Петербурга.
Сказочный «зверинец» Санкт-Петербурга.
2 слайд
Город Санкт- Петербург по архитектуре является одним из самых красивых городов в Европе. В нём много различных памятников, но есть и такие которые изображают животных. Санкт- Петербург город мифов и легенд. Населен трогательными и загадочными существами. Зверей и птиц в Санкт-Петербурге так много, что их по праву можно считать жителями города.
3 слайд
Петербург называют Северной столицей, но кто бы мог подумать, что в городе на берегу Невы будет обитать так много мифологических чудовищ.
Мифические существа-персонажи античной мифологии:
- Сфинксы
- Грифоны
- Тритоны
- Сатиры
- Речные нимфы-наяды
- Гиппокампы(морские кони)
Сказания других народов:
- Ши-цза
- Драконы
Вопрос группе:А сфинксы - это кто или что? (сфинкс в Древнем Египте каменное изваяние лежащего или стоящего льва с головой человека)
А кто такие грифоны? (фантастическое чудовище с туловищем льва, крыльями орла и головой орла или льва. Охранял клады)
Ши-цзы- (львы-лягушки)
4 слайд
Животный мир Петербурга:
- Львы
- Медведи
- Зубры
- Кони
- Собаки
- Кошки
- Быки
- Змеи
- Птицы (пеликаны, орлы, совы, чиж)
Все памятники со зверюшками очень разные по форме, размеру, возрасту, и каждый имеет свою историю.
5 слайд
В 1832г. из далёкой столицы Египта Фив были привезены два гранитных сфинкса, которые были установлены лишь спустя два года в 1834г. на набережной Невы у здания Академии Художеств. На пьедесталах высечена надпись: « Сфинкс из древних Фив в Египте привезён в град Святого Петра в 1832 году. »
Почти 35 веков назад они стерегли гробницу фараона Аменхотепа III, царя Верхнего и Нижнего Египта. Об этом свидетельствуют сдвоенные короны на их головах. Мудрые, как люди, сильные, как львы, эти сфинксы имели лик фараона, вечный сон которого они охраняли. На лбах украшение в виде кобры — покровительницы и защитницы фараонов
6 слайд
Но кроме сфинксов в Петербурге также можно увидеть таких мифических существ как грифоны.
В 1826 году грифоны с высокими золочеными крыльями и львиными мордами предстали перед петербургской публикой во всей своей красе на Банковском мосту у здания Ассигнационного банка. Их создал скульптор П.П.Соколов. Грифоны должны были охранять не только мост, но и золотые запасы, что находились в Ассигнационном банке.
7 слайд
Каменные изваяния на Петровской набережной мало похожи на львов. Они больше напоминают лягушек. На каждом постаменте, где красуются эти львы-лягушки, высечена надпись: «Ши- цза из города Гирина в Маньчжурии перевезена в Санкт-Петербург в 1907 году». И чуть ниже выведена: «Дар генерала от инфантерии Н.И.Гродекова». «Ши-цза» по-китайски означает лев. В начале двадцатого века они находились в маньчжурском городе Гирине. Их должны были установить в храме-молельне генерала Чана. Изваяния фантастических существ, похожих на различных животных, устанавливались в древнем Китае у храмов и кладбищ. Они подобно египетским сфинксам должны были охранять вечный покой усопших владык.
8 слайд
Сколько в Петербурге львов - мраморных, гранитных, чугунных, бронзовых, сидящих, лежащих, стоящих, сосчитать невозможно. В основном устанавливали попарно. Они сторожевые и потому как бы охраняют территорию, суровыми взглядами ограничивая пространство. Но в одном месте их много. Целых 29. То ли сторожевой отряд, то ли цирковая бригада. Сидят на каменных тумбах и держат в своих пастях кольца с провисающими цепями. Горожане относятся к ним с особой ревностью и часто, проходя мимо, невольно пересчитывают. Особенно после того, как один из них неожиданно пропал. Согласно городской легенде, он долго отсутствовал, но потом был найден на одной из частных дач, в одной из южных республик.
Давайте вспомним популярный фильм Эльдара Рязанова «Невероятные приключения итальянцев в России». Герой облокачивается на одного их наших львов и произносит знаменитую фразу: «Ребята, в этом городе львов больше, чем жителей»
Где же находятся в Санкт- Петербурге эти львы?
9 слайд
Львы не только раскатывают шары, они сторожат дворцы и особняки, поддерживают мосты, спасают людей.
Как свидетельствует литература, не обошлось и без подвигов. Один из львов спас жизнь петербуржцу, который усевшись на него верхом, переждал страшное наводнение 1824 года.
10 слайд
Самый большой «львятник» в Санкт- Петербурге из 29 чугунных львов разместился вдоль решетки, ограждающей территорию бывшей усадьбы А.Г. Кушелева - Безбородко, находящейся на Полюстровской( ныне Свердловской) набережной. Решетка со львами была сооружена в конце 1790-х годов одновременно с пристанью. А сам район хорошо известен благодаря минеральной воде «Полюстрово», т.к здесь находились подземные источники, которые считаются целебными.
11 слайд
Пристань украшают две пары сфинксов
12 слайд
А вот медведей на улице сейчас не встретишь. Впрочем, двух медведей не живых, а бронзовых можно увидеть на улице Достоевского у дома №4 перед входом .
Медведь - редкая декорация, хотя, казалось бы, его скульптурное изображение для северного города уместнее статуи обитателя знойных пустынь.
13 слайд
Очень редкие животные - дикие быки (зубры), охота на которых разрешалась только царю и близким его приближенным.
14 слайд
С незапамятных времен служит собака человеку, и из всех домашних животных она ему самый преданный друг. Велика роль собаки, как подопытного животного в постановке научного эксперимента в развитии науки, особенно медицины.
А запуски искусственных спутников Земли с собакой на борту?
Так разве не заслужила собака, чтобы ей был воздвигнут памятник?
15 слайд
Но памятник собаке в Ленинграде уже давно существует; он был сооружен в 1935 году по инициативе академика И. П. Павлова и установлен при физиологическом отделе Института экспериментальной медицины, в саду дома 12 на Лопухинской улице (ныне улица Академика Павлова) 2. Здесь И. П. Павлов проработал сорок пять лет.
16 слайд
Вот так быки
- Жители старого Петербурга, впервые попавшие на Московский тракт у моста через Обводный канал, случайно взглянув в сторону находившегося здесь Скотопригонного двора, оторопело останавливались... Издали им могло показаться, что из ворот боен выбежали два огромных разъяренных быка. Упираясь на расставленные передние ноги и немного осадив назад мощные тела, они, казалось, готовы были поднять на рога каждого рискнувшего пройти мимо них в ворота. Вблизи же страх исчезал - громадные животные были отлиты из бронзы и установлены на гранитные постаменты по сторонам главных ворот.
- Многократные наблюдения за животными, их нравом и повадками, тщательное изучение анатомии в сочетании с мастерскими приемами лепки позволили талантливому русскому скульптору В. И. Демут- Малиновскому создать высокохудожественное произведение
- В 1936 году в Ленинграде был построен Мясокомбинат имени С. М. Кирова, и бронзовые быки, перекочевали на высокие постаменты и украшают въезд на комбинат.
- Осенью грозного 1941 года немецко-фашистские полчища устремились к Пулковским высотам, стараясь любой ценой овладеть этим важнейшим стратегическим звеном в обороне Ленинграда. Бронзовые изваяния быков, представляющие собой большую художественную ценность, были заблаговременно сняты и отправлены в Ленинградский музей городской скульптуры, находящийся на территории Александро-Невской лавры.
17 слайд
Самый рогатый памятник стоит на Московском шоссе, возле въезда на территорию мясокомбината «Самсон»
18 слайд
Змеи
Змея - сложный символ в искусстве. С одной стороны, это эмблема врачевания, медицины.
Ее яд входит во многие лекарства, символ хитрости и зла.
В декоративном скульптурном убранстве Ленинграда довольно часто встречается изображение
змеи.
19 слайд
Аполлон, рассказывают мифы, был не только богом - покровителем искусств, но и искусным исцелителем.
Сын Аполлона Асклепий в искусстве врачевания превзошел отца и не знал себе равных. Греки и римляне чтили бога врачевания Асклепия, строили ему храмы. Там, где чтили Асклепия, священными считались змея и петух. Асклепий (Эскулап) изображался бородатым мужчиной в длинном плаще, опирающимся рукой на посох, который обвивает змея. У Асклепия были две дочери: Гигиен (Здоровье) и Панакия (Всецелительница).
На пересечении Боткинской улицы находится фонтан. На нем дочь Асклепия Гигея («здоровье») кормит из чаши змею
20 слайд
Целое змеиное гнездо из четырех бронзовых змей можно обнаружить в сквере перед физиологическим отделом Института экспериментальной медицины на улице Академика Павлова (дом 12).
Широкая прямая аллея ведет к небольшому зданию музея-лаборатории академика И. П. Павлова. На газонах, среди зелени кустов, установлены бюсты выдающихся ученых, а на аллее привлекает внимание красивый фонтан. Круглый бассейн имеет низкий борт из серого полированного камня с четырьмя симметрично расположенными прямоугольными тумбами. На каждой тумбе покоится бронзовая змея, затейливо свернувшаяся в клубок и приподнявшая характерную плоскую треугольную головку, обращенную к середине бассейна.
21 слайд
Василий Иванович Демут - Малиновский.
Декоративная скульптура Египетских ворот в г. Пушкине.
22 слайд
И немало птиц
В скульптурном наряде городских сооружений довольно значительное место уделено изображению разных птиц. Это пеликаны, кормящие своих птенцов. В старину существовало поверье, что пеликан ради спасения птенцов от голода жертвует собой: вырывает широким клювом из груди куски мяса и кормит ими птенцов.
Орлы, чаще всего служат украшением главных фасадов жилых многоэтажных доходных домов, построенных в конце прошлого и начале нашего столетия в стиле модерн. Особенно много таких домов на Петроградской стороне.
23 слайд
Еще чаще на фасадах построек в стиле модерн встречаются совы.
Совы у входа в дом 72 на Невском проспекте.
На некоторых современных домах встречается в виде украшения голубь - символ мира.
24 слайд
Проверь себя. Загадки на закрепление полученного материала
- Нашли в Египте в позапрошлом веке
Диковину древнейшую одну.
Точнее, две. И эту «старину»
Потом везли через моря и реки
В далекую холодную страну.
От нильских берегов до невских вод
Бриг добирался долго-целый год!
Вот привезли два этих монумента
И водрузили их на постаменты…
25 слайд
- Каждый смертный их боится-
Полузвери- полуптицы
На мосту сидят цепном
И объяты полусном.
Эти грозные «персоны»
Называются
26 слайд
- Увидишь ты этих свирепых зверей
У дома Лаваля. У входа в музей
И рядом с Дворцовым мостом у Невы…
На постаментах громадные….
- Они стояли у Обводного когда-то,
Где был Скотопригонный двор.
Немало лет прошло с тех пор.
Теперь они у мясокомбината.
27 слайд
- Сидят у Невы эти львы из Китая,
О О родине дальней своей вспоминая.
З Зубастые пасти. Большие глаза!
Львы из Китая зовутся…
28 слайд
Соедините стрелками слова и определения к ним
1. В переводе с китайского- «лев-лягушка» а) шар
2. Мифическое существо с головой человека б) ши-цзы
и туловищем льва
3. Атрибут недремлющего сторожевого льва в) сфинкс
4.Лесное божество с человеческим лицом, рожками, г) змея
копытцами и хвостом
5.Символ целительства и мудрости, а также зла д)сатир
и коварства
29 слайд
1. В переводе с китайского - «лев-лягушка» а) шар
2. Мифическое существо с головой человека б) ши-цзы
и туловищем льва
3. Атрибут недремлющего сторожевого льва в) сфинкс
4.Лесное божество с человеческим лицом, рожками, г) змея
копытцами и хвостом
5.Символ целительства и мудрости, а также зла д) сатир
и коварства
4.Закрепление изученного на занятии.
В чем уникальность петербургского "сказочного» зверинца?
- Каждая скульптура имеет уникальный облик.
- Каждая скульптура украшает город, «охраняет» бесценный памятник истории и культуры Петербурга.
- При выполнении некоторых скульптур использовались технические, инженерные достижения петербургских мастеров.
5. Подведение итогов занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Положение об отделении дополнительного образования детей ГБОУ гимназии № 406 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Настоящее Положение регулирует деятельность отделения дополнительного образования детей и отражает основные цели и задачи этой образовательной структуры. Схема воспитательного блока наглядно демонстри...
Методическая разработка. Методология преподавания истории и культуры Санкт-Петербурга в младших классах.
Методическая разработка. Методология преподавания истории и культуры Санкт-Петербурга в младших классах....
Формирование и оценивание российской гражданской идентичности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и в дополнительном образовании
Формирование и оценивание российской гражданской идентичности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и в дополнительном образовании...
Формирование и оценивание российской гражданской идентичности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и в дополнительном образовании
Формирование и оценивание российской гражданской идентичности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и в дополнительном образовании...
Методическая разработка урока по истории и культуре Санкт-Петербурга, 9 класс
Урок способствует формированию таких универсальных учебных действий, как анализ, обобщение, формулировка выводов, извлечение необходимой информации из текста. Урок рассчитан на 45 минут. В соответстви...
Формирование и оценивание российской гражданской идентичности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и в дополнительном образовании
Формирование и оценивание российской гражданской идентичности на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и в дополнительном образовании...
Методическая разработка занятия по истории и культуре Санкт-Петербурга в отделении дополнительного образования детей на тему: « Мифические существа в скульптуре Петербурга»
Методическая разработка будет интересна педагогам ОДОД для работы с учащимися по формированию представления образа связанного с анималистическими скульптурами Санкт-Петербурга....