Методическая разработка. Методология преподавания истории и культуры Санкт-Петербурга в младших классах.
методическая разработка по краеведению (5 класс) на тему
Методическая разработка. Методология преподавания истории и культуры Санкт-Петербурга в младших классах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Перед современным педагогом стоим задача выбора разнообразия методов в изучении истории и культуры Санкт-Петербурга младшими школьниками. Одной из трудностей, с которой сталкивается педагог , является младший возраст школьников, их неподготовленность к восприятию истории и богатого культурного наследия Санкт-Петербурга. Другой проблемой является психологическая перестройка самого учителя, являющегося, как правило, учителем средней и старшей школы, на работу с младшими школьниками. Это и умение оперировать терминологией, понятной данной категории учеников и выстраивание урока в соответствии возрастом учащихся, и выбор методов обучения.
При обучении младших школьников истории и культуре Санкт-Петербурга учитель сталкивается с рядом проблем:
- Критерием отбора памятников истории и культуры является критерий «ценности» - общественной значимости, уникальности и неповторимости объекта, что неизбежно приводит к изучению «шедевров» - набора известных произведений.
- Целью учителя является дать знание о наиболее значимых памятниках культуры и истории СПб( используя словосочетания «познакомимся с культурным наследием», «изучить культурное наследие», «узнать информацию об объектах культуры», «сохранять и заботиться»). В рамках этого подхода ученику предлагается огромный массив фактологической информации о прошлом и настоящем культуры и истории СПб в «готовом» виде,с «готовыми» эмоциональными оценками. В итоге в центре внимания педагога оказывается не ученик, а сами объекты культуры и истории СПб.
- Большинство методов работы с Историческими и культурными памятниками СПб основано на работе с копиями (слайды, репродукции, компьютерные проекты). В результате копия в сознании учеников приобретает идентичность с «оригиналом». За каждым предметом окружающего мира, представленного в виде наглядного пособия, закрепляется определенное и единственно «верное» значение, мир утрачивает важнейшую функцию трансляции культурного опыта, а ученик – навыки конкретно-образного мышления и восприятия.
Однако опыт взаимодействия с «копийными» изображениями необходимо сочетать с опытом самостоятельного «диалога» с подлинными памятниками культуры и истории. В этом случае, содержание образовательного процесса будет включать в себя не только сами объекты культурного наследия, но и все богатство смыслов, заключенных в них.
Приобщение учащегося к культуре и истории предлагается проводить с помощью внеаудиторных занятий. Под внеаудиторным занятием понимается выработка индивидуальных жизненных стратегий, позволяющих учащемуся действовать в неопределенных ситуациях, используя комплекс исследовательских методов освоения окружающего мира. Внеаудиторный тип образования опирается не на силу мнений признанных авторитетов, а на эксперимент, исследование мира вещей, имеющее целью создание собственных текстов и их обоснование. В отличие от аудиторного образования внеаудиторное не сковано жесткими требованиями и воплощает диалоговый характер познания – осмысление фактов и размышлений над реальным опытом. При этом формируются реальные мнения, происходит сопоставление точек зрения, их истолкование , обмен и взаимодополнение
Предлагается несколько стратегий работы с младшими школьниками:
- Стратегия визуальной коммуникации: работа с произведениями изобразительного искусства, работа с вещью. При этом реализуется педагогическая технология «Образ и мысль».
- Работа с памятниками архитектуры.
- Освоение культурного пространства: музей.
Педагогическая технология «Образ и мысль» разработана для «начинающих зрителей». Технология направления на развитие творческих способностейи визуального восприятия школьников. Она ориентирована на создание условий для накопления и совершенствования опыта выстраивания когнитивных систем, что приводит к постепенным и многоплановым изменениям в способности мышления.
Весь процесс работы строиться как рассматривание и обсуждение памятников архитектуры, изображений и т.д. Педагогическая технология «Образ и мысль» реализуется с помощью специально разработанной методики – стратегия вопросов и организация группового обсуждения различных впечатлений и версий. При этом обсуждение начинается не с рассказа педагога о произведении (эпохе, авторе, стеле), а с предложения всмотреться в незнакомое произведение и высказать свое мнение по поводу увиденного. В этой ситуации учащиеся вынуждены актуализировать собственный субъективный опыт, используя его для интерпретации и оценки художественного образа.
Ядро технологии «Образ и мысль» - стратегия вопросов для организации группового обсуждения. Используются вопросы «открытого» характера, не имеющие однозначно правильного ответа, «провоцирующие» учащихся на самые разнообразные нестандартные ответы.
3 основных вопроса:
- «Что вы видите?» (может дополняться вопросами «Что еще вы видите?», «Есть ли что-то еще, о чем не говорили?»)
- «Что происходит на картине?» - вопрос, побуждающий к осмысливанию сюжета, ориентирован на рассматривание отдельных деталей и на восприятие предмета в целом.
- «Что вы видите здесь такого, что позволяет тебе так думать?» - вопрос, стимулирующий поиск в произведении аргументов, позволяющих каждому убедительно отстаивать ту или иную точку зрения относительно рассматриваемого произведения.
Наиболее эффективная форма обсуждения произведения искусства – дискуссия (от лат. – рассмотрение, исследование).
Методика работы заключает в себе несколько правил:
- Начинать обсуждение не с информации о произведении, а с его рассматривания.
- Использовать вопросы стратегии визуальной коммуникации.
- Стимулировать участников дискуссии высказываться.
- Проявлять искренний интерес к мнению учащихся.
- Научиться слушать, слышать и уважительно принимать все ответы.
- Прояснять высказывания, задавать уточняющие вопросы.
- Реагировать на каждое высказывание.
- Не давать категорических оценок.
- Не высказывать собственное мнение.
- Не спешить искусственно заканчивать обсуждение.
- Использовать перефраз для обобщения высказанных версий.
Главная функция перефраза – принятие мнения. Повторяя высказанное учеником соображение относительно произведения, учитель показывает, что он понимает и ценит прозвучавшую мысль; создает ситуацию, при которой начинающий зритель ощущает, что его высказывания важны и интересны всем.
Работа с «вещью».
Вещи способны стать надежным «компасом» в мире культуры: они позволяют заглянуть в прошлое, способны много рассказать о настоящем и знают о людях гораздо больше, чем люди о вещах. Вещь – это любой предмет, который человек наделяет смыслами. Главный смысл вещей – служить людям, поэтому при знакомстве с вещью необходимо определить её утилитарному назначению и символичному значению. Вещи используются в качестве канала коммуникации, с помощью вещей человек стремится передать собственное представление о мире и свойственные его эпохе нравственные идеалы, накопленный человечеством опыт, знания.
Вещь дает возможность перейти к анализу человеческих взаимоотношений, выявлению тех культурных универсалий, которые остаются значимыми и сегодня и воспринимаются современными школьниками как собственные проблемы самоопределения и самопознания.
Методика работы с вещью:
1 этап: рассматривание. В результате исследования вещи, выдвигаются версии о возможном утилитарном назначении вещи, её название, место и время изготовления.
2 этап: вещь в ощущениях. Позволяет дополнить визуальные впечатления, создать ситуацию личного знакомства и инициировать ощущения и переживания личного характера. В результате мы можем уточнить сведения о вещи.
3 этап: экспериментирование. Попытка использовать вещь в различных вариантах , позволяет учащимся подтвердить или опровергнуть предположение о назначении вещи.
4 этап: сравнение.
5 этап: привлечение иных информационных источников.
6 этап: творческая интерпретация. Реализуется творческая преобразовательная деятельность учащегося, в ходе которой ребенок «создает» (проект, рисунок) вещи, наделяя их собственными значениями и смыслами. Задача школьника – уловить стилистику художественного языка, создать похожий предмет для собственных нужд по своему настроению и вкусу.
Работа с архитектурным памятником.
Каждое из архитектурных сооружений может служить путеводителем по культуре своего времени. Отличие архитектуры от других видов искусств в её одновременном воздействии почти на все органы чувств человека. Поэтому впечатление рождается при непосредственном соприкосновении с архитектурным памятником.
Методика работы с архитектурным памятником.
1 этап: зрительные впечатления – знакомство с архитектурным объектом. Основным источником информации является сам объект: знаки, надписи, использование материалы, размеры, размещение в пространстве.
2 этап: определение места, которое занимает здание в природном или городском ландшафте. Это дает понять, какая роль отводится ему в городской застройке.
3 этап: визуальный осмотр деталей здания. На этом этапе учащиеся выдвигают версии о первоначальном назначении здания и времени его постройки, хозяевах или жителях дома.
4 этап: осмотр изнутри, помогает подтвердить или опровергнуть версии учеников.
Музей.
Музей дает возможность увидеть известные образцы культуры, которые посетитель никогда не видел; преодолеть границы времени; приобрести опыт соприкосновения с памятниками; помогает найти подростку ценностные ориентиры и позволяет дать ответы на вопросы, волнующие его сегодня.
Организация работы в музее:
- Определение темы, которая будет лично-значимой для ученика и «поведет» его в музей.
- Отобрать в музее материал, изучая который ученики смогут решить поставленную перед ними проблему (не более 3-5 объектов)
- Разработка четкого и понятного алгоритма действий в музейном пространстве, используя который учащиеся смогут найти ответы на поставленные вопросы.
- Самостоятельная исследовательская деятельность (индивидуально или группой).
- Коллективное обсуждение увиденного, во время которого каждому ученику предоставляется возможность высказать собственное мнение о той проблеме, которая решалась.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Интегрированный урок геометрии, истории и культуры Санкт-Петербурга, английского языка. 5 класс. Тема «Виды линий. Ограды для парков и набережных рек.Школа дизайнеров в рамках международного сотрудничества»
Инттегрированный урок дает возможность показать обучающимся 5 класса взаимосвязь предметов математики, истории города и английского языка. Урок способствует расширению кругозора обучающихся, повы...
Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).
Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9 классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3 (базовый урове...
Научная статья " Роль презентации в преподавании истории и культуры Санкт-Петербурга"
Данная статья была представлена на 34 Международной конференции " использование ИКТ на уроках гуманитарного цикла"...
Формирование личностных универсальных учебных действий на основе преподавания «Истории и культуры Санкт-Петербурга»
Формирование универсальных учебных действий направлено на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС второго поколения, и призвано способствовать реализации развивающего п...
Методическая разработка урока по истории и культуре Санкт-Петербурга, 9 класс
Урок способствует формированию таких универсальных учебных действий, как анализ, обобщение, формулировка выводов, извлечение необходимой информации из текста. Урок рассчитан на 45 минут. В соответстви...
Методическая разработка занятия по истории и культуре Санкт-Петербурга в отделении дополнительного образования детей на тему: « Мифические существа в скульптуре Петербурга»
Методическая разработка будет интересна педагогам ОДОД для работы с учащимися по формированию представления образа связанного с анималистическими скульптурами Санкт-Петербурга....
Методическая разработка занятия по истории и культуре Санкт-Петербурга в отделении дополнительного образования детей на тему: « Мифические существа в скульптуре Петербурга»
Данная разработка поможет разобраться в символах скульптурных животных Санкт-Петербурга и развить познавательный интерес к изучению истории и культуры Санкт-Петербурга....