Методическая разработка. Методология преподавания истории и культуры Санкт-Петербурга в младших классах.
методическая разработка по краеведению (5 класс) на тему

Методическая разработка. Методология преподавания истории и культуры Санкт-Петербурга в младших классах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перед современным педагогом стоим задача выбора разнообразия методов в изучении истории и культуры Санкт-Петербурга младшими школьниками. Одной из трудностей, с которой сталкивается педагог , является младший возраст школьников, их неподготовленность к восприятию истории и богатого культурного наследия Санкт-Петербурга. Другой проблемой является психологическая перестройка самого учителя, являющегося, как правило, учителем средней и старшей школы, на работу с младшими школьниками. Это и умение оперировать терминологией, понятной данной категории учеников и выстраивание урока в соответствии возрастом учащихся, и выбор методов обучения.

При обучении младших школьников истории и культуре Санкт-Петербурга учитель сталкивается с рядом проблем:

  1. Критерием отбора памятников истории и культуры является критерий «ценности» - общественной значимости, уникальности и неповторимости объекта, что неизбежно приводит к изучению «шедевров» - набора известных произведений.
  2. Целью учителя является дать знание о наиболее значимых памятниках культуры и истории СПб( используя словосочетания «познакомимся с культурным наследием», «изучить культурное наследие», «узнать информацию об объектах культуры», «сохранять и заботиться»). В рамках этого подхода ученику предлагается огромный массив фактологической информации о прошлом и настоящем культуры и истории СПб в «готовом» виде,с «готовыми» эмоциональными оценками. В итоге в центре внимания педагога оказывается не ученик, а сами объекты культуры и истории СПб.
  3. Большинство методов работы с Историческими и культурными памятниками СПб основано на работе с копиями (слайды, репродукции, компьютерные проекты). В результате копия в сознании учеников приобретает идентичность с «оригиналом». За каждым предметом окружающего мира, представленного в виде наглядного пособия,  закрепляется определенное и единственно «верное» значение, мир утрачивает важнейшую функцию трансляции культурного опыта, а ученик – навыки конкретно-образного мышления и восприятия.

Однако опыт взаимодействия с «копийными» изображениями необходимо сочетать с опытом самостоятельного «диалога» с подлинными памятниками культуры и  истории. В этом случае, содержание образовательного процесса будет включать в себя не только сами объекты культурного наследия, но и все богатство смыслов, заключенных в них.

Приобщение учащегося к культуре и истории предлагается проводить с помощью внеаудиторных занятий. Под внеаудиторным занятием понимается выработка индивидуальных жизненных стратегий, позволяющих учащемуся действовать в неопределенных ситуациях, используя комплекс исследовательских методов освоения окружающего мира. Внеаудиторный тип образования опирается не на силу мнений признанных авторитетов, а на эксперимент, исследование мира вещей, имеющее целью создание собственных текстов и их обоснование. В отличие от аудиторного образования внеаудиторное не сковано жесткими требованиями и воплощает диалоговый характер познания – осмысление фактов и размышлений над реальным опытом. При этом формируются реальные мнения, происходит сопоставление точек зрения, их истолкование , обмен и взаимодополнение

Предлагается несколько стратегий работы с младшими школьниками:

  1. Стратегия визуальной коммуникации: работа с произведениями изобразительного искусства, работа с вещью. При этом реализуется педагогическая технология «Образ и мысль».
  2. Работа с памятниками архитектуры.
  3. Освоение культурного пространства: музей.

Педагогическая технология «Образ и мысль» разработана для «начинающих зрителей». Технология направления на развитие творческих способностейи визуального восприятия школьников. Она ориентирована на создание условий для накопления и совершенствования опыта выстраивания когнитивных систем, что приводит к постепенным и многоплановым изменениям в способности мышления.

Весь процесс работы строиться как рассматривание и обсуждение памятников архитектуры, изображений и т.д. Педагогическая технология «Образ и мысль» реализуется с помощью специально разработанной методики – стратегия вопросов и организация группового обсуждения различных впечатлений и версий. При этом обсуждение начинается не с рассказа педагога о произведении (эпохе, авторе, стеле), а с предложения всмотреться в незнакомое произведение и высказать свое мнение по поводу увиденного. В этой ситуации учащиеся вынуждены актуализировать собственный субъективный опыт, используя его для интерпретации и оценки художественного образа.

Ядро технологии «Образ и мысль»  - стратегия вопросов для организации группового обсуждения. Используются вопросы «открытого» характера, не имеющие однозначно правильного ответа, «провоцирующие» учащихся на самые разнообразные нестандартные ответы.

3 основных вопроса:

  1. «Что вы видите?» (может дополняться вопросами «Что еще вы видите?», «Есть ли что-то еще, о чем не говорили?»)
  2. «Что происходит на картине?» - вопрос, побуждающий к осмысливанию сюжета, ориентирован на рассматривание отдельных деталей и на восприятие предмета в целом.
  3. «Что вы видите здесь такого, что позволяет тебе так думать?» - вопрос, стимулирующий поиск в произведении аргументов, позволяющих каждому убедительно отстаивать ту или иную точку зрения относительно рассматриваемого произведения.

Наиболее эффективная форма обсуждения произведения искусства – дискуссия (от лат. – рассмотрение, исследование).

Методика работы заключает в себе несколько правил:

  1. Начинать обсуждение не с информации о произведении, а с его рассматривания.
  2. Использовать вопросы стратегии визуальной коммуникации.
  3. Стимулировать участников дискуссии высказываться.
  4. Проявлять искренний интерес к мнению учащихся.
  5. Научиться слушать, слышать и уважительно принимать все ответы.
  6. Прояснять высказывания, задавать уточняющие вопросы.
  7. Реагировать на каждое высказывание.
  8. Не давать категорических оценок.
  9. Не высказывать собственное мнение.
  10. Не спешить искусственно заканчивать обсуждение.
  11. Использовать перефраз для обобщения высказанных версий.

Главная функция перефраза – принятие мнения. Повторяя высказанное учеником соображение относительно произведения, учитель показывает, что он понимает и ценит прозвучавшую мысль; создает ситуацию, при которой начинающий зритель ощущает, что его высказывания важны и интересны всем.

Работа с «вещью».

Вещи способны стать надежным «компасом» в мире культуры: они позволяют заглянуть в прошлое, способны много рассказать о настоящем и знают о людях гораздо больше, чем люди о вещах. Вещь – это любой предмет, который человек наделяет смыслами. Главный смысл вещей – служить людям, поэтому при знакомстве с вещью необходимо определить её утилитарному назначению  и символичному  значению.  Вещи используются в качестве канала коммуникации, с помощью вещей человек стремится передать собственное представление о мире и свойственные его эпохе нравственные идеалы, накопленный человечеством опыт, знания.

Вещь дает возможность перейти к анализу человеческих взаимоотношений, выявлению тех культурных универсалий, которые остаются значимыми и сегодня и воспринимаются современными школьниками как собственные проблемы самоопределения и самопознания.

Методика работы с вещью:

1 этап: рассматривание. В результате исследования вещи, выдвигаются версии о возможном утилитарном назначении вещи, её название, место и время изготовления.

2 этап: вещь в ощущениях. Позволяет дополнить визуальные впечатления,  создать ситуацию личного знакомства и инициировать ощущения и переживания личного характера. В результате мы можем уточнить сведения о вещи.

3 этап: экспериментирование. Попытка использовать вещь в различных вариантах , позволяет учащимся подтвердить или опровергнуть предположение о назначении вещи.

4 этап: сравнение.

5 этап: привлечение иных информационных источников.

6 этап: творческая интерпретация. Реализуется творческая преобразовательная деятельность учащегося, в ходе которой ребенок «создает» (проект, рисунок) вещи, наделяя их собственными значениями и смыслами. Задача школьника – уловить стилистику художественного языка, создать похожий предмет для собственных нужд по своему настроению и вкусу.

Работа с архитектурным памятником.

Каждое из архитектурных сооружений может служить путеводителем по культуре своего времени. Отличие архитектуры от других видов искусств в её одновременном воздействии почти на все органы чувств человека. Поэтому впечатление рождается при непосредственном соприкосновении с архитектурным памятником.

Методика работы с архитектурным памятником.

1 этап: зрительные впечатления – знакомство с архитектурным объектом. Основным источником информации является сам объект: знаки, надписи, использование материалы, размеры, размещение в пространстве.

2 этап: определение места, которое занимает здание в природном или городском ландшафте. Это дает понять,  какая роль отводится ему в городской застройке.

3 этап: визуальный осмотр деталей здания. На этом этапе учащиеся выдвигают версии о первоначальном назначении здания и времени его постройки, хозяевах или жителях дома.

4 этап: осмотр изнутри, помогает подтвердить или опровергнуть версии учеников.

Музей.

Музей дает возможность увидеть известные образцы культуры, которые посетитель никогда не видел; преодолеть границы времени; приобрести опыт соприкосновения с памятниками; помогает найти подростку ценностные ориентиры и позволяет дать ответы на вопросы, волнующие его сегодня.

Организация работы в музее:

  1. Определение темы, которая будет лично-значимой для ученика и «поведет» его в музей.
  2. Отобрать в музее материал, изучая который ученики смогут решить поставленную перед ними проблему (не более 3-5 объектов)
  3. Разработка четкого и понятного алгоритма действий в музейном пространстве, используя который учащиеся смогут найти ответы на поставленные вопросы.
  4. Самостоятельная  исследовательская деятельность (индивидуально или группой).
  5. Коллективное обсуждение увиденного, во время которого каждому ученику предоставляется возможность высказать собственное мнение о той проблеме, которая решалась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Интегрированный урок геометрии, истории и культуры Санкт-Петербурга, английского языка. 5 класс. Тема «Виды линий. Ограды для парков и набережных рек.Школа дизайнеров в рамках международного сотрудничества»

Инттегрированный урок дает возможность показать обучающимся 5 класса взаимосвязь предметов математики, истории города и английского языка. Урок способствует расширению кругозора обучающихся, повы...

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).

Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9  классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3   (базовый урове...

Научная статья " Роль презентации в преподавании истории и культуры Санкт-Петербурга"

Данная статья была представлена на 34 Международной конференции " использование ИКТ на уроках гуманитарного цикла"...

Формирование личностных универсальных учебных действий на основе преподавания «Истории и культуры Санкт-Петербурга»

Формирование универсальных учебных действий направлено на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу ФГОС второго поколения, и призвано способствовать реализации развивающего п...

Методическая разработка урока по истории и культуре Санкт-Петербурга, 9 класс

Урок способствует формированию таких универсальных учебных действий, как анализ, обобщение, формулировка выводов, извлечение необходимой информации из текста. Урок рассчитан на 45 минут. В соответстви...

Методическая разработка занятия по истории и культуре Санкт-Петербурга в отделении дополнительного образования детей на тему: « Мифические существа в скульптуре Петербурга»

Методическая разработка будет интересна педагогам ОДОД для работы с учащимися по формированию представления образа связанного с  анималистическими скульптурами Санкт-Петербурга....

Методическая разработка занятия по истории и культуре Санкт-Петербурга в отделении дополнительного образования детей на тему: « Мифические существа в скульптуре Петербурга»

Данная разработка поможет разобраться в символах скульптурных животных Санкт-Петербурга и развить познавательный интерес к изучению  истории  и культуры Санкт-Петербурга....