Рабочая программа по курсу "Решение исследовательских задач"
рабочая программа по математике (8 класс)
Рабочая программа по курсу "Решение исследовательских задач".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_riz_8_klass.doc | 307.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа «Решение исследовательских задач по математике» разработана для занятий с учащимися в соответствии с новыми требованиями ФГОС второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, уважительного отношения к труду. Программа предназначена для внеурочной деятельности с учащимися среднего звена.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы внеурочной деятельности обусловлена важностью создания условий для формирования у школьников навыков логического мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка.
Актуальность. Исследовательские задачи относятся к наиболее трудным задачам, носят исследовательский характер. В школьных учебниках по математике таких задач недостаточно. Исследовательских задачи в курсе алгебре и геометрии не много, поэтому методы их решений учащимся неизвестны. Между тем такие задачи встречаются в контрольных измерительных материалах государственной итоговой аттестации. Результаты прохождения экзаменационных испытаний, показывают, что задачи требующие от обучающихся некоторого исследования представляют для учащихся наибольшую сложность, как в логическом, так и в техническом плане. Эти задачи важны и в психологическом отношении, так как формируют интересы обучающихся, развивают их логическое мышление. В методологическом отношении эти задачи интересны тем, что позволяют показать тесную взаимосвязь теории и практики. Ценность задач данного элективного курса – демонстрация их общности с точки зрения исследования и анализа реальных процессов средствами математики. Данный элективный курс имеет прикладное и практическое значение и поможет учащимся в дальнейшем при проведении различных исследований, изучении физических процессов и геометрических закономерностей.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у школьников умения– самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
Актуальность:
Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность:
Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность:
Программа строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность:
Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение исследовательских задач, которые впоследствии помогут ребятам успешно сдать ОГЭ и ЕГЭ.
Обеспечение мотивации:
Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на разных конкурсах.
Главной целью образования является развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Это определило цели обучения математике:
в направлении личностного развития
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей.
В метапредметном направлении
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
В предметном направлении
- овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми для обучения в старшей школе, изучения смежных дисциплин, применения в повседневной жизни;
- создание фундамента для математического развития, формирования механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
- систематизация знаний и способов деятельности учащихся по математике за курс основной школы, подготовка обучающихся 9 класса к основному государственному экзамену по математике.
С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- овладение навыками дедуктивных рассуждений, развитие воображения, способностей к математическому творчеству.
- формирование у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.
- формирование языка описания объектов окружающего мира для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся.
- формирование у учащихся умения воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты.
Курс характеризуется повышением теоретического уровня обучения, постепенным усилением роли теоретических обобщений и дедуктивных заключений.
Прикладная направленность курса обеспечивается систематическим обращением к примерам, раскрывающим возможности применения математики к изучению действительности и решению практических задач.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
- проявление инициативы, находчивости и активности;
- развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
- развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
- понимание значения математической науки для развития цивилизации.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
- сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
- сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки;
- выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в
пробном действии;
-осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать
построенную конструкцию с образцом.
- анализировать правила выполнения лабораторных работ, действовать в соответствии с заданными правилами;
- контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Познавательные:
- уметь видеть в окружающей среде математическую задачу;
уметь понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
- моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
- конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные,
выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
- объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии;
анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
-уметь осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет
Коммуникативные:
- включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов,
высказывать собственное мнение и аргументировать его;
-аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения;
Предметные результаты:
- создание фундамента для математического развития, формирование механизмов мышления, характерных для математической деятельности.
- умение применять теоретические знания по геометрии в практической деятельности
- умение пользоваться методами научного исследования явлений природы;
- умение
Содержание курса
Тема 1. Вводное занятие. (1 час)
Знакомство с содержанием программы, со структурой, формами и методами занятий.
Тема 2. Текстовые задачи.(13 часов)
Текстовая задача. Виды текстовых задач и их примеры. Этапы решения текстовой задачи. Решение текстовых задач арифметическими приёмами (по действиям). Решение текстовых задач методом составления уравнения, неравенства или их системы. Решение текстовой задачи с помощью графика. Чертёж к текстовой задаче и его значение для построения математической модели. Исследование условия текстовой задачи на вариативность в решении. Задачи с экономическим содержанием.
Тема 3. Задачи на числа (6ч)
Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Особенности выбора переменных и методика решения задач на числа. Задачи и оптимальный выбор. Задачи с выборкой целочисленных решений. Особенности методики решения задач на оптимальный выбор и выборкой целочисленных решений. Задачи, решаемые с помощью графов. Задачи решаемы с конца.
Тема 4.Задачи с параметром(14ч)
Определение линейного уравнения с параметром. Схема исследования линейного уравнения. Основные типы линейных уравнений и алгоритм решения уравнении, сводящегося к линейному. Определение квадратного уравнения с параметром. Соотношение между корнями квадратного уравнения. Схема исследования действительных корней квадратного уравнения. Теоремы Виета. Способы решений основных типов квадратного уравнения с параметром.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных) |
Тема 1. Вводное занятие. (1 час) | ||
1 | Вводное занятие. | Знакомство с целями и задачами курса. Вводная диагностика для определения уровня готовности к усвоению курса |
Тема 2. Текстовые задачи.(13 часов) | ||
2 | Что такое текстовые задачи. | Классифицировать текстовые задачи. |
3-4 | Методы решения текстовых задач | Определять методы решения текстовой задачи. Решать задачу несколькими способами. |
5-6 | Графическое решение текстовых задач | Выполнять построение графиков для решения текстовых задач. Чтение графиков. Составление математической модели к задаче по графику к задаче. |
7-8 | Задача как математическая модель реальных объектов. | Решать задачи на движение, совместную работу, концентрацию, |
9-11 | Задачи с экономическим содержанием | Решать задачи с экономическим содержанием арифметическими приемами и через составления уравнения к задаче. |
12-14 | Экономические задачи на проценты. Формулы процентов и сложных процентов | Применять формулы и использовать теоретические знания при решении задач по данной теме. |
Тема 3. Задачи на числа (6часа) | ||
15-16 | Задачи на числа | Представлять многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых. Выбор метода при рении задач на числа. |
17-18 | Задачи оптимизации | Выполнять отбор наибольшего и наименьшего решения, целочисленных решений при решении задач |
19-20 | Графы при решении задач | Строить графы по условию задачи |
Тема 4. Задачи с параметром(14часов) | ||
21-22 | Линейные уравнения с параметром и уравнения, сводящиеся к ним | Знать определение линейного уравнения с параметром, схему исследования линейного уравнения. Классифицировать типы линейных уравнений и алгоритм решения уравнении, сводящегося к линейному. |
23-24 | Функционально-графический метод решения линейных уравнений с параметром | Решать уравнения функциональным и графическим методом. Проводить исследование на влияние параметров на расположение графика линейной функции. Анализировать рисунки графиков. |
25-26 | Системы линейных уравнений с параметром | Знать определение системы двух линейных уравнений с двумя переменными в параметрах. Уметь определять число решений систем линейных уравнений с параметрами Применять правило Крамера. Решать системы линейных уравнений с параметром |
27-28 | Квадратные уравнения с параметром | Знать определение квадратного уравнения с параметром. Знать соотношение между корнями квадратного уравнения. Использовать схему для исследования действительных корней квадратного уравнения. Использовать Теорему Виета при решении квадратного уравнения с параметром. Знать способы решений основных типов квадратного уравнения с параметром |
29-30 | Расположение корней квадратного уравнения | Уметь использовать схемы исследования расположение корней квадратного уравнения относительно заданной точки и заданного промежутка (отрезка, интервала, луча). Решать уравнение графическим методом (метод «плавающей параболы»). Аналитические методы (непосредственное нахождение корней; использование формул Виета). Знать таблицу расположение корней квадратного уравнения. |
31-32 | Задачи, сводящиеся к исследованию расположения корней квадратного трехчлена | Решать квадратные уравнения с параметрами, используя схему исследования расположения корней квадратного трехчлена |
33-34 | Системы квадратных уравнений и неравенств с параметрами | Знать определение системы двух квадратных уравнений с двумя переменными в параметрах, что значит решить систему неравенств с одной переменной (несколькими переменными), содержащую параметры. Знать методы решения (метод подстановки; графический метод)и использовать их при решении. Уметь исследовать систему уравнений и использовать свойства симметрии относительно переменных. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся»
Программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся» предназначена для обучающихся основной и средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренны...
Рабочая программа внеучебной (научно-исследовательской) деятельности
Рабочая программа внеучебной (научно-исследовательской) деятельности...
Рабочая программа по организации исследовательской деятельности учащихся 5 классов в условиях общеобразовательной школы.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другу...
Рабочая программа школьного научно-исследовательского общества "Эрудит"
Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при ре...
Рабочая программа элективного курса «Решение задач повышенной трудности. Задачи с параметром»
Данная программа может использоваться для расширения знаний по математике и при подготовке к экзаменам...
Рабочая программа "Основы учебно-исследовательской деятельности студентов"
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС СПО и предназначена для специальности Преподавание в начальных классах....
Рабочая программа факультатива "Научно-исследовательская сельскохозяйственная лаборатория"
В условиях перехода российского образования на ФГОС происходит изменение образовательной парадигмы, которая затрагивает все компоненты изучения природоведения, биологии и сельскохозяйственного труда в...