рабочая программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся»
рабочая программа (физика) по теме
Программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся» предназначена для обучающихся основной и средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся. Она направлена на формирование оргдеятельностных (методологических) качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить
Задачи:
- приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
- овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
- освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
- создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Овладение курсом позволит учащимся знать:
- структуру учебно-исследовательской деятельности,
- основное отличие цели и задач УИР, объекта и предмета исследования,
- основные информационные источники поиска необходимой информации.
А также уметь:
- определять характеристику объекта познания,
- разделять УИД на этапы,
- самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов (постановка цели, определение оптимального соотношения цели и средств и др.
- выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку,
- планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный),
- пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.
Главным ориентиром результативности программы станет показатель участия школьников в научно-практических конференциях, интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся» | 250.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Г. НОЯБРЬСК
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
муниципального образования город Ноябрьск
(МБОУ СОШ № 6)
Рабочая программа
«Проектная и исследовательская
деятельность учащихся»
4,5 часа в неделю (всего 162 часа)
Составитель: учитель МБОУ СОШ №6
Иоха Татьяна Ивановна
Программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся»
Пояснительная записка.
Актуальность.
Программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся» разработана на основе Конвенции о правах ребенка, закона РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» ст. 9,14,32 (в редакции Федерального закона от 13.01.1996 г.№12 – ФЗ с последующими изменениями), Устава школы. Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Цель программы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.
Программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся» предназначена для обучающихся основной и средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся. Она направлена на формирование оргдеятельностных (методологических) качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют и позволяют решить
Задачи:
- приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации;
- овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
- освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
- создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;
Принципы:
- интегральность – объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;
- непрерывность – процесс длительного профессионально ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных руководителей;
- межпредметное многопрофильное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.
Характеристика программы.
Целевые ориентации инновационной деятельности направлены на работу над методической темой: «Повышение качества обучения через интеграцию основного и дополнительного образования».
В этом ключе разрабатываются следующие направления деятельности:
- повышение мотивации в учении через построение образовательного процесса через логику деятельности, имеющей личностный смысл для ученика;
- организация сотрудничества учителей, учащихся и родителей в процессе ученического проектирования, включающее приоритетные задачи воспитания и обучения;
- вывод ученика на свой, личный, уровень развития через индивидуальный темп работы над проектом;
- сбалансированное развитие основных физиологических и психических функций ученика через системный подход к разработке учебных проектов;
- глубокое осознанное усвоение базовых компетенций учащихся через универсальное использование их в различных ситуациях;
- формирование исследовательской культуры учащихся; умений и навыков самостоятельного и творческого труда, самостоятельной работы с научной литературой;
- приобретение коммуникативных умений;
- выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих возможностей; создание условий для их самоопределения и самореализации;
Содержание дополнительной образовательной программы
Раздел 1.Введение. -6 часов
Тема 1.1Что такое исследовательская деятельность. Цели и задачи научного общества. Специфика организации, занятий, общие требования к учащимся. Роль исследовательской деятельности в повышении уровня образованности
Раздел 2. Организация исследовательской деятельности.-58 часов
Тема 2.1.Тема и проблема исследования. Поиск и формулировка проблемы. Ее актуальность, новизна, значимость. Обоснование актуальности выбранной проблемы.
Тема 2.2.Гипотеза исследования.
Объект исследования. Цели и задачи исследования. Понятие о гипотезе. Гипотеза как предположение, касающееся установления закономерностей связи исследуемых явлений. Типы гипотез. Техника формулирования гипотезы.
Тема 2.3.Основные методы исследования, их классификация.
Понятие «методы исследования». Теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, сравнительный и ретроспективный анализ, классификация. Эмпирические методы: наблюдение, включенное наблюдение, беседа, рейтинг, анкетирование, интервьюирование, тестирование, самооценка, эксперимент, экспертиза, социометрия, описание, изучение документации. Применение методов на различных этапах исследования.
Тема 2.4.Этапы исследовательского процесса.
Основные этапы исследовательского процесса: аналитический прогностический, организаторский, обобщающий, внедренческий. Их специфика. Цели и задачи каждого из этапов. Планирование процесса исследования. Роль и позиция исследователя на каждом этапе.
Раздел 3. Основы библиотечно-библиографической грамотности.-33 часа
Тема 3.1.Библиографическая характеристика источника
Основные элементы библиографического описания. Методы библиографирования: общий библиографический анализ источника, библиографическое описание, идекс, библиографическая группировка; элементы библиографического описания: областьзаглавия и сведений об авторе, область издания, область выходных данных, область серии, область применений.
Тема 3.2.Методы работы в научной библиотеке.
Справочная литература (энциклопедии, словари – типы словарей); библиографические пособия и материалы (указатели, каталоги: универсальный, отраслевые, тематический, персональные, предметные, систематические. МБА и его возможности) Технология работы с ними.
Тема 3.3.Специфика работы исследователя с периодической печатью.
Тема 3.4.Систематизация научной информации.
Работа с информацией библиографического характера, тематические карточки исследователя, этапы работы с ними: этап накопления материала, этап осмысления. Личная карточка исследователя. Источники библиографических сведений. Библиографические ссылки. Цитаты и их использование.
Тема 3.5.Основные приемы сохранения информации
Работа с источником. Аннотация, реферат, конспект, тезисы, план. Специфика и назначение каждого из видов сохранения информации. Технология работы над рефератом, виды рефератов. Тезирование. План и конспект литературного источника. Взаимоанализ и самоанализ рефератов по учебным предметам. Использование компьютера для хранения информации.
Раздел 4 Компьютерный практикум. -34 часа
Программа Microsoft Word, Программа Microsoft PowerPoint
Раздел 5 Подготовка и участие в школьных и городских конференциях.- 18 часов
Подготовка учащихся к выступлению на конференции.
Раздел 6 Анализ работ.- 8 часов
Различный стиль изложения материала на примере работ – победителей. Формулировка цели, конкретных задач, гипотез исследований по материалу исследовательских работ – победителей. Анализ результатов собственной деятельности, самооценка.
Раздел 7 План работы на следующий учебный год. – 3 часа
Формулировка интересных проблем, решение которых носит практический характер и имеет важный прикладной характер. Формирование творческих групп.
Учебно - тематический план
Перечень разделов/тем | Количество часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
Раздел 1.Введение | 6 | 6 |
Раздел 2. Организация исследовательской деятельности | 58 | 37 | 21 |
Раздел 3. Основы библиотечно-библиографической грамотности | 33 | 16 | 17 |
Раздел 4. Компьютерный практикум | 34 | 14 | 20 |
Раздел 5. Подготовка и участие в школьных и городских конференциях | 18 | 18 |
Раздел 6. Анализ работ | 8 | 5 | 3 |
Раздел 7 План работы на следующий учебный год | 3 | 3 |
Практическое занятие в городской библиотеке | 1 | 1 |
Экскурсия | 1 | 1 |
Итого | 162 | 78 | 84 |
Календарно – тематический план
№/ Дата план /факт | Тема | Элемент содержания |
Раздел 1.Введение 6 часов |
1/1-04.09 | Что такое исследовательская деятельность. | Формирование банка тем для учебно-исследовательской работы учащихся. |
2/1-04.09 | Цели и задачи научного общества | Формирование банка тем для учебно-исследовательской работы учащихся. |
3/1-04.09 | Цели и задачи научного общества | Формирование банка тем для учебно-исследовательской работы учащихся. |
4/1-04.09 | Специфика организации, занятий, общие требования к учащимся. | Обсуждение перспективности предложенных тем. |
5/1-04.09 | Специфика организации, занятий, общие требования к учащимся. | Обсуждение перспективности предложенных тем. |
6/6-11.09 | Роль исследовательской деятельности в повышении уровня образованности | Анализ работы ШНО в 2009-2010 учебном году. |
Раздел 2. Организация исследовательской деятельности 58 часов |
7/6-11.09 | Тема и проблема исследования | Определение целей и задач перед каждым членом школьного научного общества |
8/6-11.09 | Тема и проблема исследования | Определение целей и задач перед каждым членом школьного научного общества |
9/6-11.09 | Тема и проблема исследования | Определение целей и задач перед каждым членом школьного научного общества |
10/6-11.09 | Поиск и формулировка проблемы | Поиск и подбор информации по выбранным темам |
11/13-18.09 | Поиск и формулировка проблемы Практическое занятие | Поиск и подбор информации по выбранным темам |
12/13-18.09 | Поиск и формулировка проблемы Практическое занятие | Поиск и подбор информации по выбранным темам |
13/13-18.09 | Поиск и формулировка проблемы Практическое занятие | Поиск и подбор информации по выбранным темам |
14/13-18.09 | Поиск и формулировка проблемы Практическое занятие | Выбор источников информации |
15/13-18.09 | Поиск и формулировка проблемы Практическое занятие | Выбор источников информации |
16/20-25.09 | Актуальность, новизна, значимость темы | Обоснование новизны, значимости выбранных тем |
17/20-25.09 | Актуальность, новизна, значимость темы. Практическое занятие | Обоснование новизны, значимости выбранных тем |
18/20-25.09 | Актуальность, новизна, значимость темы Практическое занятие | Обоснование новизны, значимости выбранных тем |
19/20-25.09 | Обоснование актуальности выбранной проблемы. | Обоснование актуальности выбранной проблемы. |
20/20-25.09 | Обоснование актуальности выбранной проблемы Практическое занятие | Обоснование актуальности выбранной проблемы. |
21/27-02.10 | Гипотеза исследования | Виды гипотез |
22/27-02.10 | Гипотеза исследования | Виды гипотез |
23/27-02.10 | Понятие о гипотезе Практическое занятие | Формулировка гипотезы исследования |
24/27-02.10 | Типы гипотез Практическое занятие | Формулировка гипотезы исследования |
25/27-02.10 | Гипотеза как предположение, касающееся установления закономерной связи исследуемых явлений. | Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательских работ |
26/4 -09.10 | Гипотеза исследования | Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательских работ |
27/4 -09.10 | Техника формулирования гипотезы | Формулировка гипотезы исследования |
28/4 -09.10 | Техника формулирования гипотезы | Формулировка гипотезы исследования |
29/4 -09.10 | Основные методы исследования, их классификация | Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым членом школьного научного общества |
30/4 -09.10 | Основные методы исследования, их классификация | Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым членом школьного научного общества |
31/11 -16.10 | Понятие «методы исследования» | Теоретический анализ и синтез |
32/11 -16.10 | Понятие «методы исследования» | Абстрагирование |
33/11 -16.10 | Понятие «методы исследования» | Конкретизация и идеализация |
34/11 -16.10 | Понятие «методы исследования» | Индукция и дедукция |
35/11 -16.10 | Понятие «методы исследования» | Аналогия, моделирование |
36/18 -23.10 | Понятие «методы исследования» | Сравнительный и ретроспективный анализ |
37/18 -23.10 | Эмпирические методы | Наблюдение, включенное наблюдение |
38/18 -23.10 | Эмпирические методы | Беседа, рейтинг |
39/18 -23.10 | Эмпирические методы Практическое занятие | Анкетирование |
40/18 -23.10 | Эмпирические методы Практическое занятие | Интервьюирование |
41/25 -30.10 | Эмпирические методы | Тестирование |
42/25 -30.10 | Эмпирические методы | Самооценка |
43/25 -30.10 | Эмпирические методы | Эксперимент |
44/25 -30.10 | Эмпирические методы | Экспертиза |
45/25 -30.10 | Эмпирические методы | Социометрия |
46/8-13.11 | Эмпирические методы Практическое занятие | Описание |
47/8-13.11 | Эмпирические методы Практическое занятие | Изучение документации |
48/8-13.11 | Применение методов на различных этапах исследования. | Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем |
49/8-13.11 | Применение методов на различных этапах исследования Практическое занятие | Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем |
50/8-13.11 | Применение методов на различных этапах исследования Практическое занятие | Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем |
51/15 -20.11 | Применение методов на различных этапах исследования Практическое занятие | Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем |
52/15 -20.11 | Этапы исследовательского процесса. | Основные требования, предъявляемые к учебным проектам. |
53/15 -20.11 | Основные этапы исследовательского процесса. | Аналитический прогностический |
54/15 -20.11 | Основные этапы исследовательского процесса | Организаторский |
55/15 -20.11 | Основные этапы исследовательского процесса | Обобщающий |
56/22 -27.11 | Основные этапы исследовательского процесса | Внедренческий |
57/22 -27.11 | Основные этапы исследовательского процесса | Специфика каждого этапа исследовательского процесса |
58/22 -27.11 | Цели и задачи каждого из этапов. | Исследовательская работа: структура, содержание, этапы. |
59/22 -27.11 | Планирование процесса исследования. | Формирование самостоятельного подхода к решению поставленных задач совместно с учащимися. |
60/22 -27.11 | Планирование процесса исследования. | Формирование самостоятельного подхода к решению поставленных задач совместно с учащимися. |
61/29 -04.12 | Планирование процесса исследования. | Формирование самостоятельного подхода к решению поставленных задач совместно с учащимися. |
62/29 -04.12 | Планирование процесса исследования. | Формирование самостоятельного подхода к решению поставленных задач совместно с учащимися. |
63/29 -04.12 | Роль и позиция исследователя на каждом этапе. Практическое занятие | Формирование самостоятельного подхода к решению поставленных задач совместно с учащимися. |
64/29 -04.12 | Роль и позиция исследователя на каждом этапе Практическое занятие | Формирование самостоятельного подхода к решению поставленных задач совместно с учащимися. |
Раздел 3. Основы библиотечно-библиографической грамотности 33 часа |
65/29 -04.12 | Библиографическая характеристика источника. | Основные элементы библиографического описания. |
66/6 -11.12 | Методы библиографирования | Общий библиографический анализ источника |
67/6 -11.12 | Методы библиографирования | Библиографическое описание |
68/6 -11.12 | Методы библиографирования | Индекс, библиографическая группировка |
69/6 -11.12 | Методы библиографирования | Элементы библиографического описания: область заглавия и сведений об авторе, область издания, область входных данных, область серии, область применений. |
70/6 -11.12 | Практическое занятие в городской библиотеке | Проверка надежности источников информации по темам. |
71/13 -18.12 | Методы работы в научной библиотеке. | Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем. |
72/13 -18.12 | Справочная литература (энциклопедии, словари – типы словарей) Практическое занятие | Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем |
73/13 -18.12 | Библиографические пособия и материалы (указатели, каталоги: универсальный, отраслевые, тематический, персональные, предметные, систематические. МБА и его возможности.) | Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем |
74/13 -18.12 | Технология работы с библиографическими пособиями и материалами. | Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем |
75/13 -18.12 | Специфика работы исследователя с периодической печатью | Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем |
76/20 -25.12 | Практическое занятие в городской библиотеке | Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем |
77/20 -25.12 | Систематизация научной информации. | Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем |
78/20 -25.12 | Работа с информацией библиографического характера | Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем |
79/20 -25.12 | Тематические карточки исследователя, этапы работы с ними. Практическое занятие | Этап накопления материала Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем |
80/20 -25.12 | Тематические карточки исследователя, этапы работы с ними Практическое занятие | Этап осмысления Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем |
81/12-15.01 | Личная карточка исследователя Практическое занятие | Работа с различными источниками информации и над текстом исследования. |
82/12-15.01 | Источники библиографических сведений. Практическое занятие | Работа с различными источниками информации и над текстом исследования |
83/12-15.01 | Библиографические ссылки Практическое занятие | Работа с различными источниками информации и над текстом исследования |
84/12-15.01 | Цитаты и их использование. Практическое занятие | Работа с различными источниками информации и над текстом исследования |
85/12-15.01 | Основные приемы сохранения информации Практическое занятие | Работа с различными источниками информации и над текстом исследования |
86/17 -22.01 | Работа с источником Практическое занятие | Работа с различными источниками информации и над текстом исследования |
87/17 -22.01 | Аннотация Практическое занятие | Работа с различными источниками информации и над текстом исследования |
88/17 -22.01 | Реферат Практическое занятие | Работа с различными источниками информации и над текстом исследования |
89/17 -22.01 | Конспект | Работа с различными источниками информации и над текстом исследования |
90/17 -22.01 | Тезисы Практическое занятие | Работа с различными источниками информации и над текстом исследования |
91/24 -29.01 | План Практическое занятие | Работа с различными источниками информации и над текстом исследования |
92/24 -29.01 | Специфика и назначение каждого из видов сохранения информации. | Работа с различными источниками информации и над текстом исследования |
93/24 -29.01 | Технология работы над рефератом, виды рефератов. | Работа с различными источниками информации и над текстом исследования |
94/24 -29.01 | Тезирование | Работа с различными источниками информации и над текстом исследования |
95/24 -29.01 | План и конспект литературного источника. Практическое занятие | Работа с различными источниками информации и над текстом исследования |
96/31 -05.02 | Взаимоанализ и самоанализ рефератов по учебным предметам Практическое занятие | Работа с различными источниками информации и над текстом исследования |
97/31 -05.02 | Взаимоанализ и самоанализ рефератов по учебным предметам Практическое занятие | Работа с различными источниками информации и над текстом исследования |
98/31 -05.02 | Использование компьютера для хранения информации | Подготовка презентации исследовательской работы. |
Раздел 4. Компьютерный практикум 34 часа |
99/31 -05.02 | Компьютерный практикум | Программа Microsoft Word |
100/31 -05.02 | Компьютерный практикум | Программа Microsoft Word |
101/07 -12.02 | Компьютерный практикум | Программа Microsoft Word |
102/07 -12.02 | Компьютерный практикум | Программа Microsoft Word |
103/07 -12.02 | Компьютерный практикум | Программа Microsoft Word |
104/07 -12.02 | Компьютерный практикум | Программа Microsoft Word |
105/07 -12.02 | Компьютерный практикум | Программа Microsoft Word |
106/14-19.02 | Компьютерный практикум | Программа Microsoft Word |
107/14-19.02 | Компьютерный практикум | Программа Microsoft Word |
108/14-19.02 | Компьютерный практикум | Программа Microsoft Word |
109/14-19.02 | Компьютерный практикум | Программа Microsoft Word |
110/14-19.02 | Компьютерный практикум | Программа Microsoft Word |
111/21 -26.02 | Компьютерный практикум | Программа Microsoft Word |
112/21 -26.02 | Компьютерный практикум | Программа Microsoft Word |
113/21 -26.02 | Компьютерный практикум Практическое занятие | Программа Microsoft Word |
114/21 -26.02 | Компьютерный практикум Практическое занятие | Программа Microsoft Word |
115/21 -26.02 | Компьютерный практикум Практическое занятие | Программа Microsoft Word |
116/28 -05.03 | Компьютерный практикум Практическое занятие | Программа Microsoft Word |
117/28 -05.03 | Компьютерный практикум Практическое занятие | Программа Microsoft PowerPoint |
118/28 -05.03 | Компьютерный практикум Практическое занятие | Программа Microsoft PowerPoint |
119/28 -05.03 | Компьютерный практикум Практическое занятие | Программа Microsoft PowerPoint |
120/28 -05.03 | Компьютерный практикум Практическое занятие | Программа Microsoft PowerPoint |
121/07 -12.03 | Компьютерный практикум Практическое занятие | Программа Microsoft PowerPoint |
122/07 -12.03 | Компьютерный практикум Практическое занятие | Программа Microsoft PowerPoint |
123/07 -12.03 | Компьютерный практикум Практическое занятие | Программа Microsoft PowerPoint |
124/07 -12.03 | Компьютерный практикум Практическое занятие | Программа Microsoft PowerPoint |
125/14 -19.03 | Компьютерный практикум Практическое занятие | Программа Microsoft PowerPoint |
126/14 -19.03 | Компьютерный практикум Практическое занятие | Программа Microsoft PowerPoint |
127/14 -19.03 | Компьютерный практикум Практическое занятие | Программа Microsoft PowerPoint |
128/14 -19.03 | Компьютерный практикум Практическое занятие | Программа Microsoft PowerPoint |
129/21 -26.03 | Компьютерный практикум Практическое занятие | Программа Microsoft PowerPoint |
130/21 -26.03 | Компьютерный практикум Практическое занятие | Программа Microsoft PowerPoint |
131/21 -26.03 | Компьютерный практикум Практическое занятие | Программа Microsoft PowerPoint |
132/21 -26.03 | Компьютерный практикум Практическое занятие | Программа Microsoft PowerPoint |
Раздел 5. Подготовка и участие в школьных и городских конференциях 18 часов |
133/4 -09.04 | Подготовка к выступлению на конференции Практическое занятие | Заслушивание полученных результатов |
134/4 -09.04 | Подготовка к выступлению на конференции Практическое занятие | Заслушивание полученных результатов |
135/4 -09.04 | Подготовка к выступлению на конференции Практическое занятие | Заслушивание полученных результатов |
136/4 -09.04 | Подготовка к выступлению на конференции Практическое занятие | Заслушивание полученных результатов |
137/11 -16.04 | Подготовка и проведение научно – практической конференции «Ступень в будущее» Практическое занятие | Представление результатов исследовательской деятельности |
138/11 -16.04 | Подготовка и проведение научно – практической конференции «Ступень в будущее» Практическое занятие | Представление результатов исследовательской деятельности |
139/11 -16.04 | Подготовка участников городской конференции научно - исследовательских работ «Юность. Наука. Культура» Практическое занятие | Представление результатов исследовательской деятельности. Риторическая отработка выступления |
140/11 -16.04 | Подготовка участников городской конференции научно - исследовательских работ «Юность. Наука. Культура» Практическое занятие | Представление результатов исследовательской деятельности Риторическая отработка выступления |
141/18 -23.04 | Подготовка участников городской конференции научно - исследовательских работ «Юность. Наука. Культура» Практическое занятие | Представление результатов исследовательской деятельности Риторическая отработка выступления |
142/18 -23.04 | Подготовка участников городской конференции научно - исследовательских работ «Юность. Наука. Культура» Практическое занятие | Представление результатов исследовательской деятельности Риторическая отработка выступления |
143/18 -23.04 | Подготовка участников городской конференции научно - исследовательских работ «Юность. Наука. Культура» Практическое занятие | Представление результатов исследовательской деятельности Риторическая отработка выступления |
144/18 -23.04 | Подготовка участников городской конференции научно - исследовательских работ «Юность. Наука. Культура» Практическое занятие | Представление результатов исследовательской деятельности Риторическая отработка выступления |
145/25 -30.04 | Подготовка участников городской конференции научно - исследовательских работ «Юность. Наука. Культура» Практическое занятие | Представление результатов исследовательской деятельности Риторическая отработка выступления |
146/25 -30.04 | Подготовка участников городской конференции научно - исследовательских работ «Юность. Наука. Культура» Практическое занятие | Представление результатов исследовательской деятельности Риторическая отработка выступления |
147/25 -30.04 | Подготовка участников городской конференции научно - исследовательских работ «Юность. Наука. Культура» Практическое занятие | Представление результатов исследовательской деятельности Риторическая отработка выступления |
148/25 -30.04 | Подготовка участников городской конференции научно - исследовательских работ «Юность. Наука. Культура» Практическое занятие | Представление результатов исследовательской деятельности Риторическая отработка выступления |
149/02 -07.05 | Участие в городской конференции проектных работ Практическое занятие | Представление результатов исследовательской деятельности |
150/02 -07.05 | Участие в городской конференции проектных работ Практическое занятие | Представление результатов исследовательской деятельности |
Раздел 6. Анализ работ 8 часов |
151/02 -07.05 | Анализ работ | Различный стиль изложения материала на примере работ - победителей |
152/02 -07.05 | Анализ работ | Формы представления результатов исследовательской работы |
153/09 -14.05 | Анализ работ | Формулировка цели, конкретных задач, гипотез исследований по материалу исследовательских работ - победителей |
154/09 -14.05 | Анализ работ | Образцы и структуры работ - победителей |
155/09 -14.05 | Анализ работ | Методы исследования, их классификация по материалу исследовательских работ - победителей |
156/09 -14.05 | Анализ работ Практическое занятие | Знакомство с анализом литературы работ - победителей |
157/16 -21.05 | Анализ работ за прошедший год Практическое занятие | Анализ результатов собственной деятельности, самооценка. |
158/16 -21.05 | Анализ работ за прошедший год Практическое занятие | Анализ результатов собственной деятельности, самооценка. |
Раздел 7 План работы на следующий учебный год 3 часа |
159/16 -21.05 | План работы на следующий учебный год Практическое занятие | Формулировка интересных проблем, решение которых носит практический характер и имеет важный прикладной характер. |
160/16 -21.05 | План работы на следующий учебный год Практическое занятие | Формулировка интересных проблем, решение которых носит практический характер и имеет важный прикладной характер |
161/23 -28.05 | План работы на следующий учебный год Практическое занятие | Формирование творческих групп |
162/23 -28.05 | Экскурсия | Формирование творческих групп |
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
Рекомендуемые формы обучения
- Мозговой штурм
- Индивидуальная
- Групповая
- Экскурсия
- Конкурсы
- Коллективно – творческое дело
Методы и средства педагогической диагностики
- Наблюдение
- Тестирование
- Анкетирование
Ожидаемые результаты и способы их проверки
Овладение курсом позволит учащимся знать:
- структуру учебно-исследовательской деятельности,
- основное отличие цели и задач УИР, объекта и предмета исследования,
- основные информационные источники поиска необходимой информации.
А также уметь:
- определять характеристику объекта познания,
- разделять УИД на этапы,
- самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов (постановка цели, определение оптимального соотношения цели и средств и др.
- выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку,
- планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный),
- пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.
Главным ориентиром результативности программы станет показатель участия школьников в научно-практических конференциях, интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня
Техническое обеспечение программы
- Учебные столы
- Видеомагнитофон
- Ученическая доска
- Магнитная доска
- Интерактивная доска
- Компьютер
- Диски СД, СДR и другие электронные носители.
Список литературы
- Балюк В.А., Мосин Е.Ф. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа как факторы развития познавательной активности учащихся и студентов. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся и студентов: Межвуз. Научн. Сб. вып. 1. – Саратов, 1979. –
- Ивочкина Т., Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. – Народное образование, 2000, №3.
- Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
- Пахомова Н.Ю. Метод проектов. Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала. – Технологическое образование, 1996.
- Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе. – М.: Сентябрь, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"
В течении 4 лет, с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской деятельности. Вела наблюдение...
Проектная и исследовательская деятельность учащихся.
Выступление на тему "Проектная и исследовательская деятельность учащихся" было подготовлено для коференции в лицее г. Павловска...
Программа "Проектная и исследовательская деятельность учащихся"
Программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся» предназначена для обучающихся основной и средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренны...
Рабочая программа по организации исследовательской деятельности учащихся 5 классов в условиях общеобразовательной школы.
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другу...
Рабочая программа учебного курса - Исследовательская деятельность учащихся по физике
Рабочая программа учебного курса - Исследовательская деятельность учащихся по физике...
программа элективного курса история 10 класс организация проектной и исследовательской деятельности учащихся
Средняя общеобразовательная школа предусматривает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее предс...
Проектная работа «Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.»
В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывают недостаточны для общего развития. Отсюда возникает необходимость в неп...