рабочая программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся»
рабочая программа (физика) по теме

Программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся» предназначена для обучающихся основной и средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся. Она направлена на формирование оргдеятельностных (методологических) качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

            Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью.  Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы,  которые  определяют и  позволяют  решить 

 Задачи:

  • приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации; 
  • овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
  • освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
  • создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Овладение курсом позволит учащимся знать:

  • структуру учебно-исследовательской деятельности,
  • основное отличие цели и задач УИР, объекта и предмета исследования,
  •  основные информационные источники поиска необходимой информации.

А также уметь:

  •  определять характеристику объекта познания,
  • разделять УИД на этапы,
  • самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов (постановка цели, определение оптимального соотношения цели и средств и др.
  •  выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку,
  • планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный),
  • пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.

 

Главным ориентиром результативности программы станет показатель участия школьников в научно-практических конференциях,  интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЯМАЛО-НЕНЕЦКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Г. НОЯБРЬСК

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 6»

муниципального образования город Ноябрьск

(МБОУ СОШ № 6)

Рабочая программа

   «Проектная и исследовательская

деятельность учащихся»          

4,5 часа в неделю (всего 162 часа)

Составитель: учитель МБОУ СОШ №6

Иоха Татьяна Ивановна

Программа «Проектная и исследовательская деятельность  учащихся»  

 

Пояснительная записка.

 Актуальность.

        Программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся» разработана на основе Конвенции о правах  ребенка, закона РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» ст. 9,14,32 (в редакции Федерального закона от 13.01.1996 г.№12 – ФЗ с последующими изменениями), Устава школы.    Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем — профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни. Архиважным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.  

Цель программы: развить познавательные интересы, интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои ресурсные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути.

        Программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся» предназначена для обучающихся основной и средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренных учащихся. Она направлена на формирование оргдеятельностных (методологических) качеств учащихся – способность осознания целей проектной и учебно-исследовательской деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных (творческих) качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

        Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью.        Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы,  которые  определяют и  позволяют  решить  

 Задачи:

  1. приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации; 
  2. овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной;
  3. освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
  4. создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;

  Принципы:

  1. интегральность – объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся, когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских и творческих работ, используются на уроках и содействуют повышению успеваемости и развитию психологической сферы;
  2. непрерывность – процесс длительного профессионально ориентирующего образования  и воспитания в творческом объединении учащихся различных возрастов и научных  руководителей;
  3. межпредметное многопрофильное обучение, в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.

 Характеристика программы.  

        Целевые ориентации инновационной деятельности направлены на работу над методической темой: «Повышение качества обучения через интеграцию основного и дополнительного образования».

В этом ключе разрабатываются следующие направления деятельности:

  1.  повышение мотивации в учении через построение образовательного процесса через логику деятельности, имеющей личностный смысл для ученика;
  2.  организация сотрудничества  учителей, учащихся и родителей в процессе ученического проектирования, включающее приоритетные задачи воспитания и обучения;
  3.  вывод  ученика на свой, личный, уровень развития через индивидуальный темп работы над проектом;
  4.  сбалансированное развитие основных физиологических и психических функций ученика через системный подход к разработке учебных проектов;
  5.   глубокое осознанное усвоение базовых компетенций учащихся через универсальное использование их в различных ситуациях;
  6. формирование исследовательской культуры учащихся; умений и навыков самостоятельного и творческого труда, самостоятельной работы с научной литературой;
  7.  приобретение коммуникативных умений;
  8.  выявление наиболее одаренных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих возможностей; создание условий для их самоопределения и самореализации;

  


Содержание дополнительной образовательной программы

Раздел 1.Введение. -6 часов

Тема 1.1Что такое исследовательская деятельность. Цели и задачи научного общества. Специфика организации, занятий, общие требования к учащимся. Роль исследовательской деятельности в повышении уровня образованности

Раздел 2. Организация исследовательской деятельности.-58 часов

Тема 2.1.Тема и проблема исследования. Поиск и формулировка проблемы. Ее актуальность, новизна, значимость. Обоснование актуальности выбранной проблемы.

Тема 2.2.Гипотеза исследования.

Объект исследования. Цели и задачи исследования. Понятие о гипотезе. Гипотеза как предположение, касающееся установления закономерностей связи исследуемых явлений. Типы гипотез. Техника формулирования гипотезы.

Тема 2.3.Основные методы исследования, их классификация.

Понятие  «методы исследования». Теоретический анализ и синтез, абстрагирование, конкретизация и идеализация, индукция и дедукция, аналогия, моделирование, сравнительный и ретроспективный анализ, классификация. Эмпирические методы: наблюдение, включенное наблюдение, беседа, рейтинг, анкетирование, интервьюирование, тестирование, самооценка, эксперимент, экспертиза, социометрия, описание, изучение документации. Применение методов на различных этапах исследования.

Тема 2.4.Этапы исследовательского процесса.

Основные этапы исследовательского процесса: аналитический прогностический, организаторский, обобщающий, внедренческий. Их специфика. Цели и задачи каждого из этапов. Планирование процесса исследования. Роль и позиция исследователя на каждом этапе.

Раздел 3. Основы библиотечно-библиографической грамотности.-33 часа

Тема 3.1.Библиографическая характеристика источника

Основные элементы библиографического описания. Методы библиографирования: общий библиографический анализ источника, библиографическое описание, идекс, библиографическая группировка; элементы библиографического описания: областьзаглавия и сведений об авторе, область издания, область выходных данных, область серии, область применений.

Тема 3.2.Методы работы в научной библиотеке.

Справочная литература (энциклопедии, словари – типы словарей); библиографические пособия и материалы (указатели, каталоги: универсальный, отраслевые, тематический, персональные, предметные, систематические. МБА и его возможности) Технология работы с ними.

Тема 3.3.Специфика работы исследователя с периодической печатью.

Тема 3.4.Систематизация научной информации.

Работа с информацией библиографического характера, тематические карточки исследователя, этапы работы с ними: этап накопления материала, этап осмысления. Личная карточка исследователя. Источники библиографических сведений. Библиографические ссылки. Цитаты и их использование.

Тема 3.5.Основные приемы сохранения информации

Работа с источником. Аннотация, реферат, конспект, тезисы, план. Специфика и назначение каждого из видов сохранения информации. Технология работы над рефератом, виды рефератов. Тезирование. План и конспект литературного источника. Взаимоанализ и самоанализ рефератов по учебным предметам. Использование компьютера для хранения информации.

   Раздел 4 Компьютерный практикум.  -34 часа

   Программа Microsoft Word, Программа Microsoft PowerPoint

   Раздел 5 Подготовка и участие в школьных и городских конференциях.- 18 часов

   Подготовка учащихся  к выступлению на конференции.

Раздел 6 Анализ работ.- 8 часов 

Различный стиль изложения материала на примере работ – победителей. Формулировка цели, конкретных задач, гипотез исследований по материалу исследовательских работ – победителей. Анализ результатов собственной деятельности, самооценка.

Раздел 7 План работы на следующий учебный год. – 3 часа

Формулировка интересных проблем, решение которых носит практический характер и имеет важный прикладной характер. Формирование творческих групп.

Учебно - тематический план

Перечень разделов/тем

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Раздел 1.Введение

6

6

Раздел 2. Организация исследовательской деятельности

58

37

21

Раздел 3. Основы библиотечно-библиографической грамотности

33

16

17

Раздел 4. Компьютерный практикум

34

14

20

Раздел 5. Подготовка и участие в школьных и городских конференциях

18

18

Раздел 6. Анализ работ

8

5

3

Раздел 7 План работы на следующий учебный год

3

3

Практическое занятие в городской библиотеке

1

1

Экскурсия

1

1

Итого

162

78

84


Календарно – тематический план

№/ Дата план /факт

Тема

Элемент содержания

Раздел 1.Введение 6 часов

1/1-04.09


Что такое исследовательская деятельность.

 Формирование банка тем для учебно-исследовательской работы учащихся.

2/1-04.09




Цели и задачи научного общества

Формирование банка тем для учебно-исследовательской работы учащихся.

3/1-04.09

Цели и задачи научного общества

Формирование банка тем для учебно-исследовательской работы учащихся.

4/1-04.09

Специфика организации, занятий, общие требования к учащимся.

Обсуждение перспективности предложенных тем.

5/1-04.09

Специфика организации, занятий, общие требования к учащимся.

Обсуждение перспективности предложенных тем.

6/6-11.09


Роль исследовательской деятельности в повышении уровня образованности

Анализ работы ШНО в 2009-2010 учебном году.

Раздел 2. Организация исследовательской деятельности 58 часов

7/6-11.09


Тема и проблема исследования

Определение целей и задач перед каждым членом школьного научного общества

8/6-11.09

Тема и проблема исследования

Определение целей и задач перед каждым членом школьного научного общества

9/6-11.09



Тема и проблема исследования

Определение целей и задач перед каждым членом школьного научного общества

10/6-11.09




Поиск и формулировка проблемы

Поиск и подбор информации по выбранным темам

11/13-18.09



Поиск и формулировка проблемы

Практическое занятие

Поиск и подбор информации по выбранным темам

12/13-18.09

Поиск и формулировка проблемы

Практическое занятие

Поиск и подбор информации по выбранным темам

13/13-18.09


Поиск и формулировка проблемы

Практическое занятие

Поиск и подбор информации по выбранным темам

14/13-18.09




Поиск и формулировка проблемы

Практическое занятие

Выбор источников информации

15/13-18.09


Поиск и формулировка проблемы

Практическое занятие

Выбор источников информации

16/20-25.09

Актуальность, новизна, значимость темы

Обоснование новизны, значимости  выбранных тем

17/20-25.09

Актуальность, новизна, значимость темы.

Практическое занятие

Обоснование новизны, значимости  выбранных тем

18/20-25.09


Актуальность, новизна, значимость темы

Практическое занятие

Обоснование  новизны, значимости  выбранных тем

19/20-25.09


Обоснование актуальности выбранной проблемы.

Обоснование актуальности выбранной проблемы.

20/20-25.09

Обоснование актуальности выбранной проблемы

Практическое занятие

Обоснование актуальности выбранной проблемы.

21/27-02.10



Гипотеза исследования

 Виды гипотез

22/27-02.10

Гипотеза исследования

Виды гипотез

23/27-02.10


Понятие о гипотезе

Практическое занятие

Формулировка гипотезы исследования

24/27-02.10



Типы гипотез

Практическое занятие

Формулировка гипотезы исследования

25/27-02.10

Гипотеза как предположение, касающееся установления закономерной связи исследуемых явлений.

Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательских работ

26/4 -09.10



Гипотеза исследования

Знакомство с данным вопросом по материалам исследовательских работ

27/4 -09.10


Техника формулирования гипотезы

Формулировка гипотезы исследования

28/4 -09.10

Техника формулирования гипотезы

Формулировка гипотезы исследования

29/4 -09.10



Основные методы исследования, их классификация

Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым    членом школьного научного общества

30/4 -09.10


Основные методы исследования, их классификация

Конкретизация последовательности решения задач для достижения цели каждым    членом школьного научного общества

31/11 -16.10

Понятие  «методы исследования»

Теоретический анализ и синтез

32/11 -16.10


Понятие  «методы исследования»

Абстрагирование

33/11 -16.10


Понятие  «методы исследования»

Конкретизация и идеализация

34/11 -16.10


Понятие  «методы исследования»

Индукция и дедукция

35/11 -16.10


Понятие  «методы исследования»



Аналогия, моделирование

36/18 -23.10

Понятие  «методы исследования»

Сравнительный и ретроспективный анализ

37/18 -23.10

Эмпирические методы

Наблюдение, включенное наблюдение

38/18 -23.10


Эмпирические методы

Беседа, рейтинг

39/18 -23.10



Эмпирические методы

Практическое занятие

Анкетирование

40/18 -23.10


Эмпирические методы

Практическое занятие

Интервьюирование

41/25 -30.10

Эмпирические методы

Тестирование

42/25 -30.10


Эмпирические методы

Самооценка

43/25 -30.10



Эмпирические методы

Эксперимент

44/25 -30.10


Эмпирические методы

Экспертиза

45/25 -30.10

Эмпирические методы

Социометрия

46/8-13.11

Эмпирические методы


Практическое занятие

Описание

47/8-13.11

Эмпирические методы

Практическое занятие

Изучение документации

48/8-13.11

Применение методов на различных этапах исследования.

Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем

49/8-13.11

Применение методов на различных этапах исследования  Практическое занятие

Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем

50/8-13.11

Применение методов на различных этапах исследования   Практическое занятие

Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем

51/15 -20.11

Применение методов на различных этапах исследования Практическое занятие

Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем

52/15 -20.11

Этапы исследовательского процесса.

Основные требования, предъявляемые к учебным проектам.

53/15 -20.11

Основные этапы исследовательского процесса.

Аналитический прогностический

54/15 -20.11

Основные этапы исследовательского процесса

Организаторский

55/15 -20.11

Основные этапы исследовательского процесса

Обобщающий

56/22 -27.11

Основные этапы исследовательского процесса

Внедренческий

57/22 -27.11

Основные этапы исследовательского процесса

Специфика каждого этапа исследовательского процесса

58/22 -27.11

Цели и задачи каждого из этапов.

Исследовательская работа: структура, содержание, этапы.

59/22 -27.11

Планирование процесса исследования.

Формирование самостоятельного подхода к решению поставленных задач совместно с учащимися.

60/22 -27.11

Планирование процесса исследования.

Формирование самостоятельного подхода к решению поставленных задач совместно с учащимися.

61/29 -04.12

Планирование процесса исследования.

Формирование самостоятельного подхода к решению поставленных задач совместно с учащимися.

62/29 -04.12

Планирование процесса исследования.

Формирование самостоятельного подхода к решению поставленных задач совместно с учащимися.

63/29 -04.12

Роль и позиция исследователя на каждом этапе.

Практическое занятие

Формирование самостоятельного подхода к решению поставленных задач совместно с учащимися.

64/29 -04.12

Роль и позиция исследователя на каждом этапе

Практическое занятие

Формирование самостоятельного подхода к решению поставленных задач совместно с учащимися.

Раздел 3. Основы библиотечно-библиографической грамотности 33 часа

65/29 -04.12

Библиографическая характеристика источника.

Основные элементы библиографического описания.

66/6 -11.12

Методы библиографирования

Общий библиографический анализ источника

67/6 -11.12

Методы библиографирования

Библиографическое описание

68/6 -11.12

Методы библиографирования

Индекс, библиографическая группировка

69/6 -11.12

Методы библиографирования

Элементы библиографического описания: область заглавия и сведений об авторе, область издания, область входных данных, область серии, область применений.

70/6 -11.12

Практическое занятие в городской библиотеке

Проверка надежности источников информации по темам.

71/13 -18.12

Методы работы в научной библиотеке.

Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем.

72/13 -18.12

Справочная литература (энциклопедии, словари – типы словарей) Практическое занятие

Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем

73/13 -18.12

Библиографические пособия и материалы (указатели, каталоги: универсальный, отраслевые, тематический, персональные, предметные, систематические. МБА и его возможности.)

Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем

74/13 -18.12

Технология работы с библиографическими пособиями  и материалами.

Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем

75/13 -18.12

Специфика работы исследователя с периодической печатью

Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем

76/20 -25.12

Практическое занятие в городской библиотеке

Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем

77/20 -25.12

Систематизация научной информации.

Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем

78/20 -25.12

Работа с информацией библиографического характера

Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем

79/20 -25.12

Тематические карточки исследователя, этапы работы с ними. Практическое занятие

Этап накопления материала

Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем

80/20 -25.12

Тематические карточки исследователя, этапы работы с ними Практическое занятие

Этап осмысления

Углубленная проработка ключевых вопросов выбранных тем

81/12-15.01

Личная карточка исследователя

Практическое занятие

Работа с различными источниками информации и над текстом исследования.

82/12-15.01

Источники библиографических сведений.

Практическое занятие

Работа с различными источниками информации и над текстом исследования

83/12-15.01

Библиографические ссылки

Практическое занятие

Работа с различными источниками информации и над текстом исследования

84/12-15.01

Цитаты и их использование.

Практическое занятие

Работа с различными источниками информации и над текстом исследования

85/12-15.01

Основные приемы сохранения информации

Практическое занятие

Работа с различными источниками информации и над текстом исследования

86/17 -22.01

Работа с источником

Практическое занятие

Работа с различными источниками информации и над текстом исследования

87/17 -22.01

Аннотация

Практическое занятие

Работа с различными источниками информации и над текстом исследования

88/17 -22.01

Реферат

Практическое занятие

Работа с различными источниками информации и над текстом исследования

89/17 -22.01

Конспект

Работа с различными источниками информации и над текстом исследования

90/17 -22.01

Тезисы

Практическое занятие

Работа с различными источниками информации и над текстом исследования

91/24 -29.01

План

Практическое занятие

Работа с различными источниками информации и над текстом исследования

92/24 -29.01

Специфика и назначение каждого из видов сохранения информации.

Работа с различными источниками информации и над текстом исследования

93/24 -29.01

Технология работы над рефератом, виды рефератов.

Работа с различными источниками информации и над текстом исследования

94/24 -29.01

Тезирование

Работа с различными источниками информации и над текстом исследования

95/24 -29.01

План и конспект литературного источника.

Практическое занятие

Работа с различными источниками информации и над текстом исследования

96/31 -05.02

Взаимоанализ и самоанализ рефератов по учебным предметам Практическое занятие

Работа с различными источниками информации и над текстом исследования

97/31 -05.02

Взаимоанализ и самоанализ рефератов по учебным предметам Практическое занятие

Работа с различными источниками информации и над текстом исследования

98/31 -05.02

Использование компьютера для хранения информации

 Подготовка презентации исследовательской работы.

Раздел 4. Компьютерный практикум 34 часа

99/31 -05.02

Компьютерный практикум

Программа Microsoft Word

100/31 -05.02

Компьютерный практикум

Программа Microsoft Word

101/07 -12.02

Компьютерный практикум

Программа Microsoft Word

102/07 -12.02

Компьютерный практикум

Программа Microsoft Word

103/07 -12.02

Компьютерный практикум

Программа Microsoft Word

104/07 -12.02

Компьютерный практикум

Программа Microsoft Word

105/07 -12.02

Компьютерный практикум

Программа Microsoft Word

106/14-19.02

Компьютерный практикум

Программа Microsoft Word

107/14-19.02

Компьютерный практикум

Программа Microsoft Word

108/14-19.02

Компьютерный практикум

Программа Microsoft Word

109/14-19.02

Компьютерный практикум

Программа Microsoft Word

110/14-19.02

Компьютерный практикум

Программа Microsoft Word

111/21 -26.02

Компьютерный практикум

Программа Microsoft Word

112/21 -26.02

Компьютерный практикум

Программа Microsoft Word

113/21 -26.02

Компьютерный практикум

Практическое занятие

Программа Microsoft Word

114/21 -26.02

Компьютерный практикум

Практическое занятие

Программа Microsoft Word

115/21 -26.02

Компьютерный практикум

Практическое занятие

Программа Microsoft Word

116/28 -05.03

Компьютерный практикум


Практическое занятие

Программа Microsoft Word

117/28 -05.03

Компьютерный практикум


Практическое занятие

Программа Microsoft PowerPoint

118/28 -05.03

Компьютерный практикум

Практическое занятие

Программа Microsoft PowerPoint

119/28 -05.03

Компьютерный практикум


Практическое занятие

Программа Microsoft PowerPoint

120/28 -05.03

Компьютерный практикум


Практическое занятие

Программа Microsoft PowerPoint

121/07 -12.03

Компьютерный практикум


Практическое занятие

Программа Microsoft PowerPoint

122/07 -12.03

Компьютерный практикум

Практическое занятие

Программа Microsoft PowerPoint

123/07 -12.03

Компьютерный практикум


Практическое занятие

Программа Microsoft PowerPoint

124/07 -12.03

Компьютерный практикум


Практическое занятие

Программа Microsoft PowerPoint

125/14 -19.03

Компьютерный практикум


Практическое занятие

Программа Microsoft PowerPoint

126/14 -19.03

Компьютерный практикум

Практическое занятие

Программа Microsoft PowerPoint

127/14 -19.03

Компьютерный практикум


Практическое занятие

Программа Microsoft PowerPoint

128/14 -19.03

Компьютерный практикум


Практическое занятие

Программа Microsoft PowerPoint

129/21 -26.03

Компьютерный практикум


Практическое занятие

Программа Microsoft PowerPoint

130/21 -26.03

Компьютерный практикум

Практическое занятие

Программа Microsoft PowerPoint

131/21 -26.03

Компьютерный практикум


Практическое занятие

Программа Microsoft PowerPoint

132/21 -26.03

Компьютерный практикум


Практическое занятие

Программа Microsoft PowerPoint

Раздел 5. Подготовка и участие в школьных и городских конференциях 18 часов

133/4 -09.04

Подготовка к выступлению на конференции


Практическое занятие

Заслушивание полученных результатов

134/4 -09.04

Подготовка к выступлению на конференции

Практическое занятие

Заслушивание полученных результатов

135/4 -09.04

Подготовка к выступлению на конференции


Практическое занятие

Заслушивание полученных результатов

136/4 -09.04

Подготовка к выступлению на конференции


Практическое занятие

Заслушивание полученных результатов

137/11 -16.04

Подготовка и проведение научно – практической конференции «Ступень в будущее» Практическое занятие

Представление результатов исследовательской деятельности

138/11 -16.04

Подготовка и проведение научно – практической конференции «Ступень в будущее» Практическое занятие

Представление результатов исследовательской деятельности

139/11 -16.04

Подготовка участников городской конференции научно -  исследовательских работ «Юность. Наука. Культура» Практическое занятие

Представление результатов исследовательской деятельности. Риторическая отработка выступления

140/11 -16.04

Подготовка участников городской конференции научно -  исследовательских работ «Юность. Наука. Культура» Практическое занятие

Представление результатов исследовательской деятельности Риторическая отработка выступления

141/18 -23.04

Подготовка участников городской конференции научно -  исследовательских работ «Юность. Наука. Культура» Практическое занятие

Представление результатов исследовательской деятельности Риторическая отработка выступления

142/18 -23.04

Подготовка участников городской конференции научно -  исследовательских работ «Юность. Наука. Культура» Практическое занятие

Представление результатов исследовательской деятельности Риторическая отработка выступления

143/18 -23.04

Подготовка участников городской конференции научно -  исследовательских работ «Юность. Наука. Культура» Практическое занятие

Представление результатов исследовательской деятельности Риторическая отработка выступления

144/18 -23.04

Подготовка участников городской конференции научно -  исследовательских работ «Юность. Наука. Культура» Практическое занятие

Представление результатов исследовательской деятельности Риторическая отработка выступления

145/25 -30.04

Подготовка участников городской конференции научно -  исследовательских работ «Юность. Наука. Культура» Практическое занятие

Представление результатов исследовательской деятельности Риторическая отработка выступления

146/25 -30.04

Подготовка участников городской конференции научно -  исследовательских работ «Юность. Наука. Культура» Практическое занятие

Представление результатов исследовательской деятельности Риторическая отработка выступления

147/25 -30.04

Подготовка участников городской конференции научно -  исследовательских работ «Юность. Наука. Культура» Практическое занятие

Представление результатов исследовательской деятельности Риторическая отработка выступления

148/25 -30.04

Подготовка участников городской конференции научно -  исследовательских работ «Юность. Наука. Культура» Практическое занятие

Представление результатов исследовательской деятельности Риторическая отработка выступления

149/02 -07.05

Участие в городской конференции проектных работ

Практическое занятие

Представление результатов исследовательской деятельности

150/02 -07.05

Участие в городской конференции проектных работ

Практическое занятие

Представление результатов исследовательской деятельности

Раздел 6. Анализ работ 8 часов

151/02 -07.05

Анализ работ

Различный стиль изложения материала на примере работ - победителей

152/02 -07.05

Анализ работ

Формы представления результатов исследовательской работы

153/09 -14.05

Анализ работ

Формулировка цели, конкретных задач, гипотез исследований по материалу исследовательских работ - победителей

154/09 -14.05

Анализ работ

Образцы и структуры работ - победителей

155/09 -14.05

Анализ работ

Методы исследования, их классификация по материалу исследовательских работ - победителей

156/09 -14.05

Анализ работ

Практическое занятие

Знакомство с анализом литературы работ - победителей

157/16 -21.05

Анализ работ за прошедший год

Практическое занятие

Анализ результатов собственной деятельности, самооценка.

158/16 -21.05

Анализ работ за прошедший год

Практическое занятие

Анализ результатов собственной деятельности, самооценка.

Раздел 7 План работы на следующий учебный год 3 часа

159/16 -21.05

План работы на следующий учебный год

Практическое занятие

Формулировка интересных проблем, решение которых носит практический характер и имеет важный прикладной характер.

160/16 -21.05

План работы на следующий учебный год


Практическое занятие

Формулировка интересных проблем, решение которых носит практический характер и имеет важный прикладной характер

161/23 -28.05

План работы на следующий учебный год

Практическое занятие

Формирование творческих групп

162/23 -28.05

Экскурсия

Формирование творческих групп

 

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Рекомендуемые формы обучения

  1. Мозговой штурм
  2. Индивидуальная
  3. Групповая
  4. Экскурсия
  5. Конкурсы
  6. Коллективно – творческое дело

Методы и средства педагогической диагностики

  1. Наблюдение
  2. Тестирование
  3. Анкетирование

Ожидаемые результаты и способы их проверки

Овладение курсом позволит учащимся знать:

  1. структуру учебно-исследовательской деятельности,
  2. основное отличие цели и задач УИР, объекта и предмета исследования,
  3.  основные информационные источники поиска необходимой информации.

А также уметь:

  1.  определять характеристику объекта познания,
  2. разделять УИД на этапы,
  3. самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов (постановка цели, определение оптимального соотношения цели и средств и др.
  4.  выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку,
  5. планировать и координировать совместную деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный),
  6. пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.

Главным ориентиром результативности программы станет показатель участия школьников в научно-практических конференциях,  интеллектуальных и творческих конкурсах различного уровня

Техническое обеспечение программы

  1. Учебные столы
  2. Видеомагнитофон
  3. Ученическая доска
  4.  Магнитная доска
  5. Интерактивная доска
  6. Компьютер
  7. Диски СД, СДR и другие электронные носители.

Список литературы

  1. Балюк В.А., Мосин Е.Ф. Учебно-исследовательская и научно-исследовательская работа как факторы развития познавательной активности учащихся и студентов. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся и студентов: Межвуз. Научн. Сб. вып. 1. – Саратов, 1979. –
  2. Ивочкина Т., Ливерц И. Организация научно-исследовательской деятельности учащихся. – Народное образование, 2000, №3.
  3. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
  4. Пахомова Н.Ю. Метод проектов. Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала. – Технологическое образование, 1996.
  5. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современно школе. – М.: Сентябрь, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Проектная и исследовательская деятельность учащихся.

Выступление на тему "Проектная и исследовательская деятельность учащихся" было подготовлено для коференции в лицее г. Павловска...

Программа "Проектная и исследовательская деятельность учащихся"

Программа «Проектная и исследовательская деятельность учащихся» предназначена для обучающихся основной и средней школы, интересующихся исследовательской и проектной деятельностью, а также для одаренны...

Рабочая программа по организации исследовательской деятельности учащихся 5 классов в условиях общеобразовательной школы.

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другу...

Рабочая программа учебного курса - Исследовательская деятельность учащихся по физике

Рабочая программа учебного курса - Исследовательская деятельность учащихся по физике...

программа элективного курса история 10 класс организация проектной и исследовательской деятельности учащихся

Средняя общеобразовательная школа предусматривает актуализацию знаний, полученных в основной школе. Она должна отличаться более высоким уровнем обобщения материала, углублением сложившихся ранее предс...

Проектная работа «Исследовательская деятельность учащихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.»

 В современном обществе быстрыми темпами растет поток информации. Знания, которые учащиеся получают на уроках, бывают недостаточны для общего развития. Отсюда возникает необходимость в неп...