Рабочая программа "Основы учебно-исследовательской деятельности студентов"
рабочая программа на тему
Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС СПО и предназначена для специальности Преподавание в начальных классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_uchebno-issledovatelskoy_deyatelnosti_studentov.doc | 155 КБ |
Предварительный просмотр:
Бюджетное учреждение среднего профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дисциплины «Основы учебно – исследовательской деятельности студентов»
для специальности 050146 Преподавание в начальной школе
2011 год
Автор: Еремеева О.С.
Принято педагогическим советом Председатель педагогического совета _______________ Н. П. Коробова Протокол № ____ От «____» сентября 2011 года | Утверждено Советом колледжа Председатель Совета колледжа _______________ Н. П. Коробова Протокол № ____ От «____» сентября 2011 года |
Рассмотрено и одобрено на кафедре педагогики, психологии и методики обучения Зав. кафедрой _______________Большакова Н.А. 12 сентября 2011 года |
Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее - СПО) 050146 «Преподавание в начальной школе»
Организация-разработчик: Бюджетное учреждение среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж».
Разработчик:
Еремеева О.С., преподаватель____________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 10 |
| 11 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
Основы учебно – исследовательской деятельности
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 050146 «Преподавание в начальной школе».
Данная учебная дисциплина в структуре основной профессиональной образовательной программы принадлежит к циклу общепрофессиональных дисциплин.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Рабочая программа по дисциплине «Основы учебно-исследовательской деятельности студентов» реализуется на III курсе для студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальной школе» (5-й
семестр). Программа включает в себя лекции, предназначенные для ознакомления студентов с основами учебного исследования.
Исследовательская работа – одно из важных слагаемых учебного процесса студентов. В течение учебы они сталкиваются с подготовкой рефератов по различным курсам, итоговых курсовых работ и, наконец, выпускной квалификационной работы.
Все эти формы учебного исследования требуют от студента не только определенных знаний в выбранной им теме, но и владения основными навыками исследовательского труда.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Цель дисциплины - получение студентами необходимых знаний и практических навыков по методике исследовательской работы, развитие у них мотивации включения в научную работу.
Задачами курса являются:
- овладение навыками по определению цели и структурированию задач учебного исследования, по формулированию гипотез исследования;
- приобретение знаний по выбору и использованию методов исследования, сбору и обработке информации для учебного исследования;
- развитие творческих способностей, интереса и навыка самостоятельной исследовательской работы;
- овладение навыками пользования справочной, специальной и дополнительной литературой, необходимой для написания учебно-исследовательской работы.
По окончании изучения данной дисциплины студенты должны
знать:
- Различать понятия «учебное исследование» и «научное исследование»;
- Знать этапы осуществления учебного исследования;
- Основные методы исследования;
уметь:
- организовывать работу по осуществлению исследовательской деятельности;
- формулировать проблему, тему и гипотезу исследования;
- представлять результаты своей деятельности и хода работы в различных формах с использованием специально подготовленных продуктов проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
- осуществлять поиск и отбор актуальной информации, работу с источниками.
Контроль подготовки обучающихся осуществляется через тестирование, заполнение опросников, анализ учебных занятий по развитию исследовательских умений у студентов, составление отзыва на учебную исследовательскую работу.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося_54_часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося _36 часов;
самостоятельной работы обучающегося _18_ часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 0 |
практические занятия | 0 |
контрольные работы | 0 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | 0 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) | 0 |
Внеаудиторная самостоятельная работа | 18 |
Итоговая аттестация не предусмотрена |
2.2. Тематический план и содержание дисциплины __Основы учебно – исследовательской деятельности студентов
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Общее представление об учебно-исследовательской деятельности. Отличие проектной деятельности от исследовательской. Сопоставление учебно – исследовательской и научно- исследовательской деятельности. | 1 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся 1. История становления учебно-исследовательской деятельности | 1 | ||
Раздел 1 | Работа над ведением научного исследования | 11 | |
Тема 1.1. Основные подходы к исследованиям. | Теоретические и практические результаты исследований. Методы исследований: теоретические и эмпирические. Основные принципы выбора методов исследования. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Характеристика универсальных методов исследования. | 1 | ||
Тема 1.2. Выбор темы. Обоснование ее актуальности | |||
Требования к формулировке темы. Условия выбора актуальной темы исследования. Разнообразие тем исследования. | 2 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Подборка тем учебного исследования (в рамках профессии) | 1 | ||
Тема 1.3. Формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования | Понятие цели исследования, задачи. Виды исследовательских задач. Требования к их формулировке. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Формулирование цели, задач, гипотезы к заданным темам. | 1 | ||
Тема 1.4. Структура работы | Этапы выполнения исследования. Требования к основным этапам. | 1 | 2 |
Тема 1.5. План работы над исследованием | Понятие индивидуального рабочего плана исследования и требования к его составлению. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление плана исследования по выбранной теме. | 1 | ||
Раздел 2. | Осуществление учебно – исследовательского процесса. | 10 | |
Тема 2.1. Поиск источников литературы, отбор фактического материала | Правила работы с литературой и первоисточниками. Способы получения необходимой информации, правила систематизации и оформления материала. | 2 | 3 |
Тема 2.2. Способы переработки информации | Цитирование, составление плана, виды плана, аннотация, тезисы. Правила переработки информации. | 2 | 2 |
Тема 2.3. Стиль изложения материала | Научный стиль речи. Требования к стилю изложения материала в учебном исследовании. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Работа с первоисточниками по выбранной теме. | 1 | ||
Тема 2.4. Оформление результатов работы | Общие требования к данному разделу работы. Правила оформления результатов. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Особенности языка учебного исследования. | 1 | ||
Раздел 3 | Оформление учебно-исследовательской работы | 13 | |
Тема 3.1. Композиция учебно-исследовательской работы. Титульный лист | Композиция учебного исследования: содержание, введение, основная часть, заключение, список литературы. Требования, предъявляемые к оформлению титульного листа. | 1 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Оформление титульного листа исследовательской работы | 1 | ||
Тема 3.2. Введение. Требования к оформлению введения | Структура введения, основные положения. Требования к его оформлению. | 2 | 2 |
Тема 3.3. Основная часть исследовательской работы | Содержание основной части. Требования к ее оформлению. Оформление рисунков, схем, диаграмм, формул и т.д. | 3 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Правила оформления содержания | 1 | ||
Тема 3.4. Источники и литература | Виды источников материала для исследования. Требования к составлению библиографии. | 2 | 3 |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Составление библиографии исследования. | 1 | ||
Тема 3.5. Защита исследовательской работы | Формы защиты исследовательской работы и требования, предъявляемые к ним. | 2 | 3 |
Раздел 4 | Исследовательские работы студентов | 18 | |
Тема 4.1. Исследовательский реферат. | Виды исследовательских работ. Разнообразие исследовательских работ. Реферат как итоговая форма учебно-исследовательской работы студентов. Понятие реферата. Виды реферата. Структура. Требования к оформлению и защите. | 4 | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Виды рефератов. Информационный и исследовательский рефераты. 2. Тезисы как вид исследовательской работы | 1 1 | ||
Тема 4.2. Курсовая работа | |||
Понятие курсовой работы. Виды курсовых работ. Структура, требования к оформлению и защите. | 3 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Тематика курсовых работ (по профилю) 2. Виды курсовых работ. 3. Формы защиты курсовой работы. | 1 1 1 | ||
| |||
Понятие ВКР. Виды ВКР. Структура, требования к оформлению и защите. | 3 | 3 | |
Самостоятельная работа обучающихся 1. Выпускная квалификационная работа как форма итоговой аттестации. 2. Курсовая работа – основа ВКР. 3.Тематика ВКР. | 1 1 1 | ||
Всего: | 54 |
Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается их примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- раздаточные материалы.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
- интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
- Коренева О. Исследовательская деятельность студентов //Дошкольное воспитание. – 2008. - №8.
- Тюрина Т.А., Иванова С.В., Сивцова Е.А. Научно – исследовательская работа студентов // Специалист. – 2009. - №9.
- Реферат: подготовка, оформление, защита: Методические указания для студентов естественно-географического факультета / Сост. А.А. Семенов. Самара: Изд-во СГПУ, 2004. 15 с.
- Бережнова Е. В., Краевский В. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. – М.: Академия, 2005. – с. 128.
Дополнительные источники:
- Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-
педагогического исследования. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.-208 с. - Колесникова Л.И., Петрова М.А. Методические рекомендации по куль-
туре педагогического исследования.- Иркутск: ИГПУ, 2000.-40 с. - Научные работы: Методика подготовки и оформления. / Автор - сост.
И.Н.Кузнецов. - Минск.: Амалфея, 2000.-544 с. - Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов М.: ДАЕ, 2000.-120 с.
- http://74320s11.edusite.ru/DswMedia/uchebnoeissledovanie.doc
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль подготовки обучающихся осуществляется через тестирование, заполнение опросников, анализ учебных занятий по развитию исследовательских умений у студентов, составление отзыва на учебную исследовательскую работу.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знать: | |
| Знание материала лекции |
| Конспект |
| Презентация |
Уметь: | |
| Внеаудиторная самостоятельная работа |
| Составление рабочих материалов |
| Презентация |
| Составление библиографии |
Разработчики:
_БУ «НСГК» _преподаватель_ О.С. Еремеева_
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Эксперты:
__БУ «НСГК» преподаватель____ Н.А. Аминева__
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеклассной учебно-исследовательской, проектной деятельности с использованием ИКТ
Мозг человека – это самый совершенный компьютер,и у него есть рациональные технологии,а есть и неграмотные пользователи…Прежде всего «надо», конечно, уважать свой мозг, развивать его. Любить и у...
«Учебно - исследовательская, проектная деятельность – важный аспект в структуре современного урока» ( из опыта работы учителя музыки)
В соответствии с требования стандарта нового поколения, проектная деятельность - важный аспект в деятельности педагога.Проектно-исследовательская деятеность личностно-ориентирована, позволяет учиться ...
Проблемы организации учебно-исследовательской/научно-исследовательской деятельности студентов на уроках обществознания в условиях реализации ФГОС СПО
Проблемы организации учебно-исследовательской/научно-исследовательской деятельности студентов на уроках обществознания в условиях реальзации ФГОС СПО...
Итоги методической недели «Реализация программы формирования компетенций обучающихся в области использования ИКТ, в учебно-исследовательской, проектной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО, ООО»
После проведения методической недели были проанализированы эффективность уроков по этому аспекту деятельности....
Образовательные практики в учебно – исследовательской краеведческой деятельности обучающихся в Республике Калмыкия (выступление на Международной конференции в Москве в 2019 г.).
В данной статье анализируется опыт работы педагогов Калмыкии по развитию учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся. В рамках туристско-краеведче...
Надбитов Р.К. Методические рекомендации по организации учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся. 2020 г.
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования...