Рабочая программа "Основы учебно-исследовательской деятельности студентов"
рабочая программа на тему

Рабочая программа разработана в соответствии с ФГОС СПО и предназначена для специальности Преподавание в начальных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_uchebno-issledovatelskoy_deyatelnosti_studentov.doc155 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение среднего профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский  социально-гуманитарный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дисциплины «Основы учебно – исследовательской деятельности студентов»

для специальности 050146 Преподавание в начальной школе

2011 год

Автор:  Еремеева О.С.

Принято педагогическим советом

Председатель педагогического совета

_______________ Н. П. Коробова

Протокол № ____

От «____» сентября 2011 года

Утверждено Советом колледжа

Председатель Совета колледжа

_______________ Н. П. Коробова

Протокол № ____

От «____» сентября 2011 года

Рассмотрено и одобрено на кафедре педагогики, психологии и методики обучения

Зав. кафедрой

_______________Большакова Н.А.

12 сентября 2011 года

Рабочая программа дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее - СПО) 050146 «Преподавание в начальной школе»

        

Организация-разработчик:   Бюджетное учреждение среднего профессионального образования  Ханты-Мансийского автономного округа – Югры   «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж».

Разработчик:

Еремеева О.С., преподаватель____________

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ   ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ  ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ   ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

11


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы учебно – исследовательской деятельности

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 050146 «Преподавание в начальной школе».

Данная учебная дисциплина в структуре основной профессиональной образовательной программы принадлежит к циклу общепрофессиональных дисциплин.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Рабочая программа по дисциплине «Основы учебно-исследовательской деятельности  студентов» реализуется на III  курсе  для студентов, обучающихся по специальности «Преподавание в начальной школе» (5-й

семестр). Программа включает в себя лекции, предназначенные для ознакомления студентов с основами учебного исследования.

Исследовательская работа – одно из важных слагаемых учебного процесса студентов. В течение учебы они сталкиваются с подготовкой рефератов по различным курсам, итоговых курсовых работ и, наконец, выпускной квалификационной работы.

Все эти формы учебного исследования требуют от студента не только определенных знаний в выбранной им теме, но и владения основными навыками исследовательского труда.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Цель дисциплины - получение студентами необходимых знаний и практических навыков по методике исследовательской работы, развитие у них мотивации включения в научную работу.

Задачами курса являются:

  • овладение навыками по определению цели и структурированию задач учебного исследования, по формулированию гипотез исследования;
  • приобретение знаний по выбору и использованию методов исследования, сбору и обработке информации для учебного исследования;
  • развитие творческих способностей, интереса и навыка самостоятельной исследовательской  работы;
  • овладение навыками  пользования справочной, специальной и дополнительной  литературой, необходимой для написания учебно-исследовательской работы.

По окончании изучения данной дисциплины студенты должны

знать:

  • Различать понятия «учебное исследование» и «научное исследование»;
  • Знать этапы осуществления учебного исследования;
  • Основные методы исследования;

уметь:

  • организовывать  работу по осуществлению исследовательской деятельности;
  • формулировать проблему, тему и гипотезу исследования;
  •  представлять результаты своей деятельности и хода работы в различных формах с использованием специально подготовленных продуктов проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
  • осуществлять поиск и отбор актуальной информации, работу с источниками.

Контроль подготовки обучающихся осуществляется через тестирование, заполнение опросников, анализ учебных занятий по развитию исследовательских умений у студентов, составление отзыва на учебную исследовательскую работу.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося_54_часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося _36  часов;

самостоятельной работы обучающегося _18_ часа.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

     лабораторные  работы

0

     практические занятия

0

     контрольные работы

0

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

18

в том числе:

     самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)

0

    Внеаудиторная самостоятельная работа

18

Итоговая аттестация не предусмотрена


2.2. Тематический план и содержание дисциплины __Основы учебно – исследовательской деятельности студентов

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Общее представление об учебно-исследовательской деятельности. Отличие проектной деятельности от исследовательской. Сопоставление учебно – исследовательской и научно- исследовательской деятельности.

1

3

Самостоятельная работа обучающихся

1. История становления учебно-исследовательской деятельности 

1

Раздел 1

Работа над ведением научного исследования

11

Тема 1.1.

Основные подходы к исследованиям.

Теоретические и практические результаты исследований. Методы исследований: теоретические и эмпирические. Основные принципы выбора методов исследования.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

1. Характеристика универсальных методов исследования.

1

Тема 1.2.

Выбор темы. Обоснование ее актуальности

Требования к формулировке темы. Условия выбора актуальной темы исследования. Разнообразие тем исследования.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

1.  Подборка тем учебного исследования (в рамках профессии)

1

Тема 1.3. Формулировка цели и конкретных задач предпринимаемого исследования

Понятие цели исследования, задачи. Виды исследовательских задач. Требования к их формулировке.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

1.   Формулирование цели, задач, гипотезы к заданным темам.

1

Тема 1.4.

Структура работы

Этапы выполнения исследования. Требования к основным этапам.

1

2

Тема 1.5.

План работы над исследованием

Понятие индивидуального рабочего плана исследования и требования к его составлению.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

1.  Составление плана исследования по выбранной теме.

1

Раздел 2.

Осуществление учебно – исследовательского процесса.

10

Тема 2.1.

Поиск источников литературы, отбор фактического материала

Правила работы с литературой и первоисточниками. Способы получения необходимой информации, правила систематизации и оформления материала.

2

3

Тема 2.2.

Способы переработки информации

Цитирование, составление плана, виды плана, аннотация, тезисы. Правила переработки информации.

2

2

Тема 2.3.

Стиль изложения материала

Научный стиль речи. Требования к стилю изложения материала в учебном исследовании.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

1. Работа с первоисточниками по выбранной теме.

1

Тема 2.4.

Оформление результатов работы

Общие требования к данному разделу работы. Правила оформления результатов.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

1.  Особенности языка учебного исследования.

1

Раздел 3

Оформление учебно-исследовательской работы

13

Тема 3.1.

Композиция учебно-исследовательской работы. Титульный лист

Композиция учебного исследования: содержание, введение, основная часть, заключение, список литературы. Требования, предъявляемые к оформлению титульного листа.

1

2

Самостоятельная работа обучающихся

1. Оформление титульного листа исследовательской работы

1

Тема 3.2.

Введение. Требования к оформлению введения

Структура введения, основные положения. Требования к его оформлению.

2

2

Тема 3.3.

Основная часть исследовательской работы

Содержание основной части. Требования к ее оформлению. Оформление рисунков, схем, диаграмм, формул и т.д.

3

3

Самостоятельная работа обучающихся

1. Правила оформления содержания

1

Тема 3.4.

Источники и литература

Виды источников материала для исследования. Требования к составлению библиографии.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся

1. Составление библиографии исследования.

1

Тема 3.5.

Защита исследовательской работы

Формы защиты исследовательской работы и требования, предъявляемые к ним.

2

3

Раздел 4

Исследовательские работы студентов

18

Тема 4.1. Исследовательский реферат.

 Виды исследовательских работ. Разнообразие исследовательских работ. Реферат как итоговая форма учебно-исследовательской  работы студентов. Понятие реферата. Виды реферата. Структура. Требования к оформлению и защите.

4

2

Самостоятельная работа обучающихся

1. Виды рефератов. Информационный и исследовательский рефераты.

2. Тезисы как вид исследовательской работы

1

1

Тема 4.2. Курсовая работа

Понятие курсовой работы. Виды курсовых работ. Структура, требования к оформлению и защите.

3

3

Самостоятельная работа обучающихся

1. Тематика курсовых работ (по профилю)

2. Виды курсовых работ.

3. Формы защиты курсовой работы.

1

1

1


Тема 4.3. Выпускная квалификационная работа

 Понятие ВКР. Виды ВКР. Структура, требования к оформлению и защите.

3

3

Самостоятельная работа обучающихся

1. Выпускная квалификационная работа как форма итоговой аттестации.

2. Курсовая работа – основа ВКР.

3.Тематика ВКР.

1

1

1

Всего:

54

Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается их примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка.

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • раздаточные материалы.

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор;
  • интерактивная доска.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Коренева О. Исследовательская деятельность студентов //Дошкольное воспитание. – 2008. - №8.
  2. Тюрина Т.А., Иванова С.В., Сивцова Е.А. Научно – исследовательская работа студентов // Специалист. – 2009. - №9.
  3. Реферат: подготовка, оформление, защита: Методические указания для студентов естественно-географического факультета / Сост. А.А. Семенов. Самара: Изд-во СГПУ, 2004. 15 с.
  4. Бережнова Е. В., Краевский В. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов. – М.: Академия, 2005. – с. 128.

Дополнительные источники:

  1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-
    педагогического исследования. - М.: Издательский центр    «Академия», 2001.-208 с.
  2. Колесникова Л.И., Петрова М.А. Методические рекомендации по куль-
    туре педагогического исследования.- Иркутск: ИГПУ, 2000.-40 с.
  3. Научные работы: Методика подготовки и оформления. / Автор - сост.
    И.Н.Кузнецов. - Минск.: Амалфея, 2000.-544 с.
  4. Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов М.: ДАЕ, 2000.-120 с.
  5. http://74320s11.edusite.ru/DswMedia/uchebnoeissledovanie.doc

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        Контроль подготовки обучающихся осуществляется через тестирование, заполнение опросников, анализ учебных занятий по развитию исследовательских умений у студентов, составление отзыва на учебную исследовательскую работу.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знать:

  • Различать понятия «учебное исследование» и «научное исследование»;

Знание материала лекции

  • Знать этапы осуществления учебного исследования;

Конспект

  • Основные методы исследования;

Презентация

Уметь:

  • организовывать  работу по осуществлению исследовательской деятельности;

Внеаудиторная самостоятельная работа

  • формулировать проблему, тему и гипотезу исследования;

Составление рабочих материалов

  • представлять результаты своей деятельности и хода работы в различных формах с использованием специально подготовленных продуктов проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей, моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);

Презентация

  • осуществлять поиск и отбор актуальной информации, работу с источниками.

Составление библиографии

Разработчики:         

_БУ «НСГК»                                       _преподаватель_                              О.С. Еремеева_

   (место работы)                        (занимаемая должность)                (инициалы, фамилия)

Эксперты:

__БУ «НСГК»                               преподаватель____                                  Н.А. Аминева__

    (место работы)                         (занимаемая должность)              (инициалы, фамилия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеклассной учебно-исследовательской, проектной деятельности с использованием ИКТ

Мозг человека – это самый совершенный компьютер,и у него есть рациональные технологии,а есть и неграмотные пользователи…Прежде всего «надо», конечно, уважать свой мозг, развивать его.  Любить и у...

«Учебно - исследовательская, проектная деятельность – важный аспект в структуре современного урока» ( из опыта работы учителя музыки)

В соответствии с требования стандарта нового поколения, проектная деятельность - важный аспект в деятельности педагога.Проектно-исследовательская деятеность личностно-ориентирована, позволяет учиться ...

Проблемы организации учебно-исследовательской/научно-исследовательской деятельности студентов на уроках обществознания в условиях реализации ФГОС СПО

Проблемы организации учебно-исследовательской/научно-исследовательской деятельности студентов на уроках обществознания в условиях реальзации ФГОС СПО...

Образовательные практики в учебно – исследовательской краеведческой деятельности обучающихся в Республике Калмыкия (выступление на Международной конференции в Москве в 2019 г.).

       В данной статье анализируется опыт работы педагогов Калмыкии по развитию учебно-исследовательской краеведческой деятельности обучающихся. В рамках туристско-краеведче...