Рабочая программа по организации исследовательской деятельности учащихся 5 классов в условиях общеобразовательной школы.
рабочая программа (5 класс) по теме
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_prog_5_10-11_issledovanie.doc | 125.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Принята педсоветом « » ___________ 201… г. Протокол № ___ Директор школы: _________________ / Д.М. Небогатиков / Приказ № ___ « » ___________ 201… г. |
Рабочая программа
по организации исследовательской деятельности учащихся
5 классов в условиях общеобразовательной школы.
Составитель: Ветошкина Н.В.
Должность: учитель информатики
Педагогический стаж: 19 лет
Квалификационная категория: высшая
Разряд: 14
_________________________________
_________________________________
_________________________________
П. Кез, 2011
Пояснительная записка
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся 3-8 классов, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Данная программа интеллектуальной направленности, опирается на идеи, методику и программу исследовательского обучения школьников автора А.И. Савенкова.
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
- формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
- развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Логика Построения:
Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Основные понятия курса:
Тема исследования; проблема исследования; исследование и проектирование; цель исследования; задачи исследования; гипотеза; план исследования; эксперимент; модель; понятие; классификация; описание; характеристика; парадокс; идея; метафора; суждение; умозаключение; вывод; теория; схема; чертёж; макет.
К концу учебного года учащиеся должны:
- иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
- знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
- уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
- уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
- владеть планированием и постановкой эксперимента.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
- вести устный диалог на заданную тему;
- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
- участвовать в работе конференций, чтений.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
Программа предполагает обучение в 5 классе – 34 ч, 1 час в неделю.
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Результат | Критерии |
Преодоление барьера боязни проведения самостоятельных исследований (коллективных и индивидуальных) | Стремления и попытки использования исследовательского метода обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром |
Получение специальных знаний, необходимых для самостоятельных исследований | Свободное оперирование понятиями: тема исследования, проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, вывод, методы исследования и др. |
Сформированность специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске | Проявляемые умения: видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать свои идеи |
Возросшие познавательные потребности и развивающиеся способности. | Положительная динамика детского отношения к процессу познания и росту успешности основной учебной деятельности. Изменение характера познавательной деятельности в сторону повышения степени самостоятельности |
Формы и методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Темы учебного исследования:
- Куда летит пчела?
- Почему одни отличники, а другие двоечники?
- Почему бывают землетрясения?
- Почему надуваются мыльные пузыри?
- Где зимуют раки?
- Почему детёныши разных животных любят играть?
- Как передвигаются суда на воздушной подушке?
- Кто такие «чёрные карлики»?
- Как увидеть комету Галлея?
- Может ли плавать предмет из металла?
- Почему течёт вода?
- Почему дует ветер?
- Почему металлические самолёты летают?
- Почему одни хищные животные охотятся ночью, а другие днём?
- Почему цветы имеют такую яркую окраску?
- Почему летом снег в горах не тает?
- Почему бывают наводнения?
- Почему Луна не падает на Землю?
- Почему в космос летают ракеты?
- Почему самолёт оставляет след на небе?
- Почему многие дети любят компьютерные игры?
- Роль домашних животных в воспитании детей.
- Роль кошки в жизни человека.
- Почему мировой художественной культурой признанны чудесами света только 7 сооружений. Неужели в последующие два тысячелетия человеком не было создано ничего достойного этого звания.
- Почему мы их так называем? (О часто встречаемых кличках собак в детской литературе английских авторов)
- Так ли важен завтрак?
Учебный план для 5 класса.
Всего 34 часа, 1 час в неделю.
№ п/п | Тема | Всего час. | Лекции | Прак занятия | Виды контроля |
1. | Что такое исследование | 1 | 1 | Опрос, практическое задание. | |
2. | Определение темы, предмета, объекта исследования. | 3 | 3 | Опрос, практическое задание. | |
3. | Цели и задачи исследования. | 2 | 2 | Опрос, практическое задание. | |
4. | Учимся выдвигать гипотезы. | 2 | 2 | Опрос, практическое задание. | |
5. | Организация исследования. | 8 | 8 | Опрос, практическое задание. | |
6. | Наблюдение и наблюдательность. | 2 | 2 | Опрос, практическое задание. | |
7. | Коллекционирование. | 1 | 1 | Выставка. Опрос, практическое задание. | |
8. | Что такое эксперимент? | 1 | 1 | Опрос, практическое задание. | |
9. | Сбор материала для исследования. | 3 | 3 | Опрос, практическое задание. | |
10. | Обобщение полученных знаний. | 2 | 2 | Опрос, практическое задание. | |
11. | Как подготовить сообщение о результатах исследования и подготовиться к защите. | 2 | 2 | Опрос, практическое задание. | |
12. | Индивидуальные консультации. | 3 | 3 | Беседа-консультация | |
13. | Мини-конференция исследовательских работ. | 3 | 3 | Защита исследовательской работы на мини-конференции | |
14. | Подведение итогов. | 1 | 1 | Беседа | |
Итого: | 34 | 34 |
Учебно-тематический план для 5 класса.
Тема раздела | Тема урока | Основное содержание | Формы контроля. |
1. | Что такое исследование? | Исследовательские способности, пути их развития. | Опрос, практические задания |
2. | Определение темы, предмета, объекта исследования. | Характеристика понятий: тема, предмет, объект исследования. Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования. | Опрос, практические задания |
3. | Определение темы, предмета, объекта исследования. | Обоснование актуальности выбора темы исследования. | Опрос, практические задания |
4. | Определение темы, предмета, объекта исследования. | Предмет исследования как проблема в самой теме исследования. Какими могут быть исследования. | Опрос, практические задания |
5. | Цели и задачи исследования. | Соответствие цели и задач теме исследования. Сущность изучаемого процесса, его главные свойства, особенности. | Опрос, практические задания |
6. | Цели и задачи исследования. | Основные стадии, этапы исследования. | Опрос, практические задания |
7. | Учимся выдвигать гипотезы. | Понятия: гипотеза, провокационная идея. Вопросы для рассмотрения: Что такое гипотеза. Как создаются гипотезы. Что такое провокационная идея и чем она отличается от гипотезы. Как строить гипотезы. Гипотезы могут начинаться со слов: может быть…, предположим…, допустим…, возможно…, что, если… | Опрос, практические задания |
8. | Учимся выдвигать гипотезы. | Практические задания: “Давайте вместе подумаем”, “Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?”, “Придумай как можно больше гипотез и провокационных идей” и др. | Опрос, практические задания |
9. | Организация исследования. | Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.).методами исследования: думать самостоятельно. | Опрос, практические задания |
10. | Организация исследования. | Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: посмотреть книги о том, что исследуешь. Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.). | Опрос, практические задания |
11. | Организация исследования. | Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: спросить у других людей. Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.). | Опрос, практические задания |
12. | Организация исследования. | Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: познакомиться с кино- и телефильмами по теме своего исследования. Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.). | Опрос, практические задания |
13. | Организация исследования. | Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет. Практические задания: поиск информации по запросу. | Опрос, практические задания |
14. | Организация исследования. | Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: обратиться к компьютеру, посмотреть в глобальной компьютерной сети Интернет. Практическое задание: поиск информации по электронному адресу. | Опрос, практические задания |
15. | Организация исследования. | Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: понаблюдать. Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.). | Опрос, практические задания |
16. | Организация исследования. | Метод исследования как путь решения задач исследователя. Знакомство с основными доступными детям методами исследования: провести эксперимент. Практические задания: тренировка в использовании методов исследования в ходе изучения доступных объектов (вода, свет, комнатные растения, люди и т.д.). | Опрос, практические задания |
17. | Подготовка к защите. | Подготовка к защите. Шаг 1: Дать определение основным понятиям. Парадокс. Метафора. Понятие. | Опрос, практические задания |
18. | Подготовка к защите. | Подготовка к защите. Шаг 1: Дать определение основным понятиям. Описание. Характеристика. Разъяснение. Сравнение. Различение. | Опрос, практические задания |
19. | Подготовка к защите. | Подготовка к защите. Шаг 2: Расклассифицировать основные предметы, процессы, явления и события. Виды классификаций. | Опрос, практические задания |
20. | Подготовка к защите. | Подготовка к защите. Шаг 3: Выявить и обозначить все замеченные парадоксы. Парадокс. | Опрос, практические задания |
21. | Подготовка к защите. | Подготовка к защите. Шаг 4: Ранжировать основные идеи. Ранжирование. Схема «Паучок». Схема «Дерево». | Опрос, практические задания |
22. | Подготовка к защите. | Подготовка к защите. Шаг 5: Предложить сравнения и метафоры. Сравнение. Метафора. | Опрос, практические задания |
23. | Подготовка к защите. | Подготовка к защите. Шаг 6: Выработать суждения и сделать умозаключения. Сделать выводы. Указать возможные пути дальнейшего изучения. Суждение. Виды суждений. Умозаключение. | Опрос, практические задания |
24. | Подготовка к защите. | Подготовка к защите. Шаг 7: Сделать выводы. Что такое обобщение. Приемы обобщения. Определения понятиям. Выбор главного. Последовательность изложения. | Опрос, практические задания |
25. | Подготовка к защите. | Подготовка к защите. Шаг 8: Указать возможные пути для дальнейшего изучения. | Опрос, практические задания |
26. | Подготовка к защите. | Подготовка к защите. Шаг 9: Подготовить текст доклада. Что такое доклад. Как правильно спланировать сообщение о своем исследовании. Как выделить главное и второстепенное | Опрос, практические задания |
27. | Подготовка к защите. | Подготовка к защите. Шаг 10: Схемы, чертежи, рисунки, макеты. | Опрос, практические задания |
28. | Подготовка к защите. | Подготовка к защите. Шаг 11: Подготовиться к ответам на вопросы. Вопросы для рассмотрения: Коллективное обсуждение проблем: “Что такое защита”, “Как правильно делать доклад”, “Как отвечать на вопросы”. | Опрос, практические задания |
29. | Коллекционирование. | Понятия: коллекционирование, коллекционер, коллекция. Что такое коллекционирование. Кто такой коллекционер. Что можно коллекционировать. Как быстро собрать коллекцию. | Выставка, практические задания. |
30. | Наблюдение и наблюдательность. | Знакомство с наблюдением как методом исследования. Изучение преимуществ и недостатков (показать наиболее распространённые зрительные иллюзии) наблюдения. Сфера наблюдения в научных исследованиях. Практические задания: «Назови все особенности предмета», «Нарисуй в точности предмет». | Опрос, практические задания |
31. | Наблюдение и наблюдательность. | Информация об открытиях, сделанных на основе наблюдений. Знакомство с приборами, созданными для наблюдения (микроскоп, лупа и др.) Практические задания: «Парные картинки, содержащие различие», «Найди ошибки художника». | Опрос, практические задания |
32. | Мини-конференция исследовательских работ. | Защита исследовательских работ учащихся класса. | Защита исследовательской работы на мини |
33. | Мини-конференция исследовательских работ. | Защита исследовательских работ учащихся класса. | Защита исследовательской работы на мини |
34. | Подведение итогов. | Подведение итогов конференции. | Беседа |
Литература для учителя:
1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Издательство «Учебная литература», дом «Фёдоров», 2008.
2. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Как развивать свои исследовательские способности. Учебник-тетрадь для учащихся средней школы. – М.Генезис. 2005. – 95 с.
3. Савенков А.И. Путь в неизведанное: Развитие исследовательских способностей школьников: Методическое пособие для школьных психологов. – М: Генезис. 2005. – 203 с.
Интернет - ресурсы:
- http://www.zavuch.info,
- http://www.nachalka.com,
- http://festival.1september,
Литература для учащихся:
1. Савенков А.И. Путь в неизведанное. Как развивать свои исследовательские способности. Учебник-тетрадь для учащихся средней школы. – М.Генезис. 2005. – 95 с.
2. Детские энциклопедии, справочники и другая аналогичная литература.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» Начальное общее образование 1 - 4 классы
РАБОЧАЯПРОГРАММА учебного предмета «Физическая культура» Начальное общее образование1 - 4 классы...