Ситуационная задача на уроках математики как один из ресурсов обновления содержания школьного образования.
методическая разработка по математике (7, 8 класс)
В материале рассмотрена модель ситуационной задачи, а также приведены примеры ситуационных задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
situatsionnaya_zadacha_na_urokah_matematiki.doc | 413.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ситуационная задача на уроках математики как один из ресурсов обновления содержания школьного образования.
Кузнецова Т.В.,
учитель математики
МКОУ Базарносызганская СШ №1
Предмет математики является одним из опорных в средней школе, так как используется при изучении ряда других дисциплин (физики, химии, географии). Так, например, учебные умения, формируемые при изучении математики, находят широкое применение в производственной деятельности: плотницкое, слесарное, столярное, токарное дело. В технике выделяются: технические измерения (угольники, шаблоны), проектирование механизмов и машин (шарнирные механизмы), нахождение величин (площади, объёмы), проектирование формы (конструкторский дизайн). В науках о земле: картография (составление карт), геодезия (измерение расстояний между пунктами), топография (определение местонахождения).
Однако состояние школьной практики таково, что учащиеся не видят области применения знаний, полученных ими на уроках математики. Реальные задачи прикладного характера, встречающиеся в практике людей различных профессий, вызывают растерянность даже у тех, кто хорошо усвоил материал школьных учебников. Одной из причин такого явления является то, что школьники учатся решать по шаблону определённые типы задач, в результате чего они зачастую не могут применить полученные знания в какой бы то ни было области. В связи с этим важнейшим методическим ресурсом обновления содержания школьного образования являются ситуационные задачи для обучения школьников решению жизненных проблем с помощью предметных знаний. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для её решения необходимо конкретное предметное знание. Зачастую для решения ситуационной задачи учащимся требуется знание нескольких учебных предметов.
Модель ситуационной задачи (СЗ) выглядит следующим образом:
1. Название СЗ (задача должна иметь привлекательное название).
2. Личностно-значимый познавательный вопрос (особенность СЗ в
том, что её главный вопрос формулируется впереди текстов задачи и
должен быть обращён непосредственно к личности ученика; часто перед
вопросом помещается некое предваряющее рассуждение, которое помогает заострить личностное обращение).
3. Набор текстов, предназначенный для ответа на личностно-значимый
вопрос, представленный в разнообразном виде (выдержки из газет, журналов, энциклопедий, других источников; таблицы, графики, статистические данные).
4. Далее следуют шесть заданий по работе с текстом СЗ (по таксономии полного усвоения знаний Б. Блума: на ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценку). Они выполняют роль своеобразной
«лестницы» из 6 ступенек, прохождение по которой помогает выполнить
ряд подготовительных действий и в конечном итоге подвести к ответу
на главный личностно-значимый вопрос СЗ.
5. Итоговый ответ на личностно-значимый вопрос СЗ. Он часто предполагает «выход» ученика за рамки учебного процесса в пространство
социальной практики: это происходит, когда учащимся предлагается разработать проект, включающий их в активную деятельность.
Ситуационные задачи не являются ежедневным инструментом обучения, достаточно 5 – 6 задач на одном учебном предмете в учебном году. Первая задача должна быть мотивационной, привлекающей внимание. Остальные задачи – обучающие методу решения СЗ, должны базироваться на «крепких», практических темах курса. Последняя задача – оценочная, показывающая сформированность стержневой компетенции современного образования: способности школьника решать задачи в реальных жизненных ситуациях.
Матрица оценивания Блума ситуационных задач
Список учащихся | 1.Ознакомление: нахождение необходимой информации в текстах СЗ для выполнения заданий. | 2.Понимание: освоение смыслов в найденной информации. | 3.Применени: предложение способа выполнения решения в стандартных ситуациях. | 4.Анализ:перенос информации в новую ситуацию, выявление проблем, взаимосвязей. | 5.Синтез: создание из различных идей нового продукта или плана (гипотез, проекта, модели). | 6.Оценка: оценивание продуктов, материалов, идей на основе определённых критериев. | Итого. | ||||||||||
0 | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 | |||
1 | + | + | + | + | + | 6 | |||||||||||
2 |
Баллы: 0 – ответа нет; 1 – ответ на уровне утверждения без аргументации, обоснования; 2 – ответ, основанный на аргументации, обосновании.
В матрице присутствуют все шесть «шагов - целей» Б. Блума: «ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез - оценка».
Литература.
- Акулова О.В. и др. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся.
- Новые педагогические практики: конструирование и применение ситуационных задач. Сост. Слобожанинов Ю. В.
Задача 1
Задача № 2
Название | Сколько стоит изгородь? | ||||||||||||||||||||||
предмет | Математика (алгебра, геометрия) | ||||||||||||||||||||||
Класс | 8 | ||||||||||||||||||||||
типология | обучающая | ||||||||||||||||||||||
Личностно – значимый познавательный вопрос | Ребята, многие из вас живут в частных домах, имеют огороды или же дачные участки. Представьте себе, что вы решили заменить пришедшее в негодность ограждение своего участка. Вопрос: Что нужно для этого сделать? И достаточно ли нам будет 10000 рублей? | ||||||||||||||||||||||
Информация по данному вопросу | Текст 1. Не многие формулы из курса школьной математики мы применяем в повседневной жизни. Однако, есть такие формулы, которые имеют применение, если не на регулярной основе, то время от времени. Одна из таких формул – вычисление периметра фигуры. Вычисление периметра в повседневной жизни применяется во многих сферах, но чаще всего при выполнении строительных, геодезических, топографических, архитектурных, планировочных работах. Но перечисленным сферы применения вычисления периметра, конечно же, не ограничиваются. Например, при выполнении геодезических и топографических работ очень часто возникает необходимость посчитать периметр границ определенного участка. Но на практике участки редко имеют правильную форму. Поэтому вычисление длины периметра происходит по формуле расчета суммы длин всех сторон участка. Необходимость вычисления периметра участка очень часто обусловлена тем, что необходимо знать, какое количество материала потребуется для установки ограждений. Даже простой приусадебный участок нуждается в измерении периметра для того, чтобы грамотно обнести его забором. Периметром называют суммарную длину всех сторон геометрической фигуры. Для его обозначения используется буква латинского алфавита «Р». Проще говоря, чтобы найти периметр, необходимо измерить длины всех сторон геометрической фигуры и сложить полученные значения. Длина вычисляется обычным измерительным прибором, таким как линейка, рулетка, сантиметровая лента и прочее. Единицей измерения соответственно являются сантиметры, метры, миллиметры и другие меры длины. Текст 2. Деревянный штакетник всегда выигрывает, потому что он:
Текст 3. В таблице приведены цены за различные варианты штакетника, предлагаемого местными частными предпринимателями:
| ||||||||||||||||||||||
ознакомление | Прочитайте текст. Найдите в тексте ответы на следующие вопросы. Что такое периметр многоугольника? В каких единицах измеряется периметр? Какие приборы применяются для измерения периметра? Как найти периметр квадрата, прямоугольника, треугольника? | ||||||||||||||||||||||
понимание | План участка Найдите периметр участка. Рассчитайте, сколько штакетин необходимо для ограждения данного участка, учитывая, что расстояние между штакетинами равно ширине штакетины. | ||||||||||||||||||||||
применение | Используя текст 3, рассчитайте какая сумма нужна для покупки штакетника, составьте смету покупки штакетника для замены ограждения.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обновление содержания математического образования в условиях перехода на ФГОС общего образования
Министерство образования и науки РФ утвердило новый Федеральный государственный стандарт основного общего образования приказом от 17.12.2010г. № 1897. 2012/2013 учебный год для МБОУ «Но...
Применение ситуационных задач на уроках физики – один из методов формирования ключевых компетенций школьников.
Краткая информация о ситуационных задачах и примеры некоторых задач....
Обновление содержания школьного филологического образования и современные научные знания.
Одним из универсальных средств, способствующих познавательной мотивации, становлению духовного мира человека, являются образовательные модули, которые возникли как альтернатива традиционному обу...
«Использование практико-ориентированных задач на уроках математики как один из способов повышения качества обучения в условиях реализации ФГОС и подготовки к итоговой аттестации»
Требование ФГОС: подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни, умеющего применят...
Социальное проектирование посредством формирования ситуационной задачи на уроках математики
Все за одного, один за всех,Тогда в классе будет успех!...
Решение ситуационных задач на уроках математики – один из методов формирования функциональной грамотности.
Одним из действенных средств повышения эффективности обучения математике является использование на уроках ситуаций, которые позволяют создать в классе условия, приближенные к тем, в которых люди оказы...
Ситуационные задачи на уроках математики как средство воспитания обучающихся
Ситуационные задачи на уроках математики...