Обновление содержания математического образования в условиях перехода на ФГОС общего образования
статья по теме
Министерство образования и науки РФ утвердило новый Федеральный государственный стандарт основного общего образования приказом от 17.12.2010г. № 1897.
2012/2013 учебный год для МБОУ «Новолядинская СОШ» Тамбовского района особенный, с 1 сентября 2012 г. в нашей школе начинается опережающее введение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
В чем отличие вступающих в силу стандартов от ныне действующих, каковы приоритетные задачи учителя в условиях введения ФГОС нового поколения? Эти вопросы рассматриваются в этой статье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.rar | 28.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдельнова Л.В., учитель математики высшей квалификационной категории
МБОУ «Новолядинская СОШ» Тамбовского района
Обновление содержания математического образования в условиях перехода на ФГОС общего образования
2012/2013 учебный год для МБОУ «Новолядинская СОШ» Тамбовского района особенный, с 1 сентября 2012 г. в нашей школе начинается опережающее введение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Федеральный государственный стандарт основного общего образования утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. № 1897.
В чем отличие вступающих в силу стандартов отныне действующих?
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, а не просто набор информации, обязательной для изучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трёх систем требований:
требований к результату освоения основной образовательной программы основного общего образования,
требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),
требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).
Все эти требования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на второй ступени обучения, включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидов. Так же стандарт разработан с учетом региональных, национальных и этнокультурных потребностей народов РФ.
Если в Стандарте 2004 г. детально описывалось содержание образования – темы, дидактические единицы, то в Стандарте нового поколения содержание образования детально и подробно не прописано, но чётко обозначены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования:
личностным (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме),
метапредметным, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике (умение учиться),
предметным умениям, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета, умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий (УУД), позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Прежде всего, новый образовательный стандарт разрабатывался в зависимости от задач, с которыми предстоит столкнуться непосредственно школьнику и выпускнику во взрослой жизни.
В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых результатов — личностных, метапредметных и предметных — устанавливает и описывает классы учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые осваивают учащиеся в ходе обучения, особо выделяя среди них те, которые выносятся на итоговую оценку, в том числе государственную итоговую аттестацию выпускников. Успешное выполнение этих задач требует от учащихся овладения системой учебных действий (универсальных и специфических для данного учебного предмета: личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных) с учебным материалом, и, прежде всего с опорным учебным материалом, служащим основой для последующего обучения.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества, участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий ( ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования – это специфические умения, освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета, а также виды деятельности по получению новых знаний в рамках учебного предмета, их преобразований и применений в учебных, учебно – проектных и социально – проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и идеями.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующей ступени общего образования.
Таким образом, ФГОС - совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы. Переход от образования на всю жизнь к образованию в течение всей жизни. Основной результат образования – овладение набором универсальных учебных действий (УУД), позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи. Приоритет образования сегодня – развитие личности через формирование УУД. УУД – инвариантная основа образования.
Личностные УУД - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся.
Самоопределение: жизненное, личностное, профессиональное
Смыслообразование и действие нравственно-этического оценивания
Ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях
Регулятивные УУД - обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности
Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).
Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).
Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик).
Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)
Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).
Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).
Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).
Познавательные УУД - обеспечивают общеучебный комплекс компетенций.
Общеучебные - формулирование познавательной цели; - поиск и выделение информации;
- знаково-символические; - моделирование
Логические
- анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий; -установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование.
Действия постановки и решения проблем:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД – обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей по общению или деятельности.
Планирование (определение цели, функций участников, способов взаимодействия).
Постановка вопросов (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации).
Разрешение конфликтов (выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация).
Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли (контроль, коррекция, оценка действий партнёра умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли).
В этом учебном году мне предстоит работать в 5 классе, а значит реализовывать основные положения Стандарта 2010 года. Продумывая систему работы, я стала составлять Рабочую программу по математике для 5 класса по учебнику Н.Я.Виленкин, В.И. Жохов и др. К сожалению, данный учебник не готов к реализации ФГОС. Рабочая программа существенно отличается от тех Рабочих программам, по которым мы работаем, хотя на первый взгляд, структура их близка. Рабочая программа включает следующие обязательные разделы: титульный лист, пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, место учебного предмета, планируемые результаты, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, учебно-методическое и материально-техническое обеспечение. Работая над Рабочей программой, я поняла, что это совершенно другого плана программа. Например, мы указывали цели обучения, а в новой Рабочей программе я выделила цели: 1) в направлении личностного развития;
2) в метапредметном направлении; 3) в предметном направлении.
Планируемые результаты обучения описываются в Рабочей программе по трём блокам: личностные, предметные, метапредметные. Тематическое планирование составлено с определением основных видов учебной деятельности. Тематическое планирование раздела «Натуральные числа» выглядит следующим образом: (переход на программу)
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности учащихся (на основе учебных действий) |
I Натуральные числа. (71ч) |
1.1 | Натуральные числа и шкалы | 17 | Обозначение натуральных чисел. | Описывать свойства натурального ряда. Читать и записывать натуральные числа, сравнивать и упорядочивать их. Распознавать на чертежах, рисунках и моделях геометрические фигуры. Приводить примеры аналогов геометрических фигур в окружающем мире. Изображать геометрические фигуры от руки и с использованием чертёжных инструментов. Измерять с помощью инструментов длины отрезков и сравнивать их. Строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля. Выражать одни единицы измерения длин через другие. |
Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. |
Плоскость. Прямая. Луч. |
Шкалы и координаты. |
Меньше или больше. |
В разделе «Требования к уровню подготовки» указываются учебные действия: личностные, предметные и метапредметные. В Рабочей программе личностные требования я указала следующим образом:
ЛИЧНОСТНЫЕ
у обучающихся будут сформированы:
положительное отношение к изучению математики, как части общечеловеческой культуры;
критичность и логичность мышления, культура речи, умение точно и грамотно изложить свои мысли;
способность принимать самостоятельные решения для достижения учебной цели;
уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению и мировоззрению;
могут быть сформированы:
способность к умственному эксперименту;
развитие интереса к математическому творчеству;
способности к саморазвитию и самообразованию;
качества мышления, необходимые для адаптации в современном информационном обществе.
Одним из новшеств, которые предполагает новый стандарт это появление внеурочной деятельности в учебном плане школы. Внеурочные занятия – это не продолжение, а углубление базового содержания образования. Это часы учебного плана по выбору. Теперь у каждого ребенка совместно с родителями появится возможность выбрать себе интересное дело: спортивно-оздоровительные занятия, рисование, музыку и т.д.
В Стандарте второго поколения определён «портрет» выпускника основной школы:
любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Реализация Основной образовательной программы основного общего образования, прописанные в Федеральных государственных образовательных стандартах, требует от учителя высокого профессионализма, творческого подхода в работе и необходимости постоянного самообразования. Хочется верить, что реализация ФГОС выведет на качественно новый результат образования каждого обучающегося.
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Примерные программы по учебным предметам. Математика 5 – 9 классы. Москва «Просвещение» 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективность обновления содержания воспитательной работы в условиях перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт.
Статья предназначена для заместителей директора по воспиатетльной работе по работе с ФГОС....
Интеграция общего и дополнительного образования в условиях перехода на ФГОС
Требования к современной системе образования направлены на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мир...
Роль международных исследований в обновлении содержания математического образования. Попова Л.П.
В статье рассмотрены проблемы математического образования с точки зрения международных мсследований....
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СОДЕРЖАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ООО
Отличие стандартов нового поколения от действующих. Отличительная черта ФГОС нового поколения - так называемые " Три Т". В основе Стандарта лежит Концепция духовно-нравственного развития, воспитания л...
«Обновление содержания математического образования в условиях реализации Концепции математического образования»
Выступление на РМО учителей математики «Обновление содержания математического образования в условиях реализации Концепции математического образования»...
Проектная методика по русскому языку и литературе в условиях перехода на ФГОС общего среднего образования
Материалы к уроку...
Формирование математической грамотности. Новые подходы к содержанию математического образования в условиях реализации ФГОС ООО
Математическая грамотность - это умение применять, формулировать, и интерпретировать математику в различных жизненных ситуациях. Математически грамотный человек должен понимать роль математ...