Социальное проектирование посредством формирования ситуационной задачи на уроках математики
статья по математике
Предварительный просмотр:
Тема:Социальное проектирование по средствам формирования ситуационной задачи на уроках математики.
Учитель: Игуменова Нина Васильевна.
Сегодня образование все более ориентируется на создание таких технологий и способов влияния на личность, в которых обеспечивается баланс между социальными и индивидуальными потребностями, и, которые, запуская механизм саморазвития (самосовершенствования, самообразования),
обеспечивают готовность личности к реализации собственной индивидуальности и творческой активности.
Применение проектных технологий на уроках математики позволяет решать задачи воспитания и развития школьников. Используемые в школьном образовании проекты разнообразны по содержанию, форме, технологиям и их функциональному назначению. Социальные проекты
ориентированы на реализацию в практику накопленных знаний, на изменение окружающей действительности. В жизни математика находит широкое применение. Как правило, в школьной практике сложно соединить теорию с реальными жизненными ситуациями. Усваивая различные
математические знания, заучивая правила и даже написав на «хорошо» и на «отлично» контрольные работы, ученики не могут применить полученные знания, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями. Это наглядно видно из результатов ЕГЭ и ГИА. Только 60% учащихся решают задачи из
раздела «Реальная математика». Разработка и реализация социальных проектов в математическом образовании и направлена на решение данной проблемы. Главный педагогический смысл подобной технологии –создание условий для социальных проб личности. Именно социальное проектирование
позволяет воспитаннику решать основные задачи социализации.
Формировать свою Я
Концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых. Применение проектов на уроках математики приводит к повышению эффективности учебного процесса, включению в него большего количества участников и превращению их в активных субъектов учебной деятельности. Об использовании (внедрении) проектной деятельности стоит также задуматься и в связи с внедрением ФГОС. Мы совершенствуем систему образования, и конечно, без современных образовательных технологий нам не обойтись. В начальной школе, где уже введены ФГОС второго поколения проектная деятельность является одной из основополагающих, способствующих развитию универсальных учебных действий необходимых для всестороннего развития личности ученика.
Любой проект имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет составить единую циклограмму проведения любого проекта
–долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального, вне
зависимости от его тематики.
Проект
–это пять «П»:
∙Проблема
∙Проектирование
∙Поиск информации
∙Продукт
∙Презентация
Шестое «П» проекта
–это портфолио, папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты.
За прошедшее время под нашим руководством ученики разработали большое количество практико-
ориентированных проектов, которые способствуют решению социально значимых задач: «Организация городского парка», «Увлекательное путешествие», «Строительство
стадиона», «Выгодное вложение», «Подготовка выставки художника» и многие другие.
Рассмотрим один из примеров, как организована работа учащихся на
уроке повторения ранее изученного материала по подготовке к ГИА с использованием проектной деятельности, выполненной по теме «Увлекательное путешествие». Проект разработан для учащихся 9 классов и рассчитан на один урок. Класс разбивается на несколько групп, по 4 –5 человек.
Формулировка задания начинается словами: «Познакомьтесь, это Мария Петровна! Мария Петровна усердно работала весь год и теперь хочет отдохнуть. Для отдыха она выбрала город Сочи. Осталось только рассчитать сумму, необходимую ей на это путешествие.
В городе Сочи ее будут ждать родственники, которые обещали полностью обеспечить ее отдых, но туда ей еще надо добраться! Какие расходы она должна учесть, чтобы рассчитать деньги на путешествие?»
Всписок расходов необходимо включить:
1.Затраты на транспорт
2.Затраты на еду
3.Затраты на гостиницы
У Марии Петровны есть выбор из 3 машин, и для удобства она поедет в Сочи на одной из них. Сумма, которую Мария потратит на дорогу, будет равна стоимости бензина, израсходованного
в пути. Выберете самую экономную машину для поездки. (Chevrolet Tahoe: 13,3 литра на 100 км; 1 л бензина стоит 29 рублей. Opel Insignia: 6.2 литра на 100 км; 1 л бензинастоит 35 рублей. NissanNote: 7.5 литра на 100 км; 1 л бензина стоит 31 рублей).Расстояние от Санкт-Петербурга до Сочи Мария должна преодолеть за 3 дня.
Каждый день она планирует вести машину ровно 7 часов. Средняя скорость, с которой будет двигаться Мария 100 км/ч. Вычислите расстояние от Санкт-Петербурга до Сочи и стоимость бензина, требующегося на поездку туда и обратно на самом выгодном автомобиле.
Учащимся необходимо учесть затраты на еду. Мария Петровна проведет в дороге три дня. Она хочет взять с собой запас еды, чтобы сэкономить на расходах в кафе и ресторанах. Мария собирается
подобрать еду «удобную» 4 для долгой дороги.Она не сможет брать с собой продукты, которые
нуждаются в варке, жарке. Необходимо вычислить, какие продукты Мария возьмет с собой и сколько денег на них потратит. Помните, что после отпуска ей предстоит путь обратно, рассчитайте сумму на дорогу туда и обратно. Для рациональных расчетов учащимся дана таблица, в которой представлен
перечень продуктов. Учащиеся имеют возможность для эффективных расчетов сделать выбор из списка предложенной продукции.
Учащиеся рассчитывают затраты на гостиницу. Мария Петровна пробудет в дороге 3 дня и 3 ночи. На ночь она планирует останавливаться в ближайшей гостинице. Мария хочет по приезду в гостиницу поужинать и пойти спать, а утром позавтракать и снова отправиться в дорогу.
Нам нужно рассчитать, сколько Мария потратит на гостиницы за всё время дороги, выбрав самый экономичный вариант. В предложенной учащимся таблице размещена информация о стоимости услуг (номер, завтрак, обед, ужин) в трех гостиницах: «Русский двор», «Садко», «Приморская».
Урок заканчивается подведением итогов работы групп и сообщением учителя: «Вы помогли Марии рассчитать стоимость поездки и подобрать все, что ей может пригодиться! Теперь Мария Петровна смело может отправляться в дорогу». На вопрос учителя:«Чему удалось научиться в ходе
работы над проектом?» учащиеся дали следующие ответы: распределять
правильно время; анализировать собственные действия; доделывать все до конца.
При внедрении проектной деятельности в школьную практику возникает много проблем. Но полученные результаты оправдывают энергетические затраты учителя. Американский профессор Коллингс предложивший первую в мире классификацию учебных проектов писал: «В
школе, в которой работают по методу проектов, первое слово –за ребенком, последнее –за учителем». Поэтому в настоящее время социально-педагогическое проектирование, является одной из наиболее перспективных технологий обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Почему технология социального проектирования способствует формированию социального опыта обучающихся
В статье рассматриваются возможности технологии социального проектирования в процессе активного воспроизводства системы социальных связей учащимися за счет активной деятельности и активного включения ...
Формирование УУД на уроках математики в 5 классе. Реализация ФГОС в преподавание математики.
Отыт работы на уроках математики по учебнику С.М.Никольского....
Опыт проектирования универсальных учебных действий на уроках математики
В статье описывается опыт проектирования заданий, направленных на формирование личностных и метапредметных УУД...
Социальное проектирование в формировании гражданской позиции школьников.
В статье рассматривается социальное проектирование в качестве приоритетного направления работы с обучающимися школ при формировании их гражданской позиции. Приводится пример реализации школьного...
Развитие межпредметных компетенций посредством устных упражнений на уроках математики
презентация у работе...