Обновление содержания школьного филологического образования и современные научные знания.
статья по литературе (5 класс)

Смирнова Галина Александровна

Одним из универсальных средств, способствующих познавательной мотивации, становлению духовного мира человека, являются  образовательные модули, которые возникли как альтернатива традиционному обучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

М У Н И Ц И П А Л Ь Н О Е   А В Т О Н О М Н О Е

О Б Щ Е О Б Р А З О В А Т Е Л Ь Н О Е У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е

«Средняя общеобразовательная школа № 11»

Реферат

Обновление содержания школьного филологического образования и современные научные знания.

Реферат подготовила:

Смирнова Галина Александровна,

Учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МАОУ «СОШ № 11»

г. Усть-Илимска Иркутской области

г. Усть-Илимск

2019

Содержание

1.        Введение. ………………………………………………………………….. 3

2.        Актуальность, цель и задачи. …………………………….………………. 3

3.        Основная часть. Роль филологического образования.    ……………….4

4.  К вопросу о познавательных универсальных учебных действиях обучающихся.…………………………………………………………………….. 7

5. Теоретическое описание метода «Образовательный модуль». ……………. 7

6. Практическая часть. Из опыта работы:   ……………………………………. 8

6.1.  Общая структура образовательного модуля «У Лукоморья…». … 9

6.2.  Образовательный модуль «Кто придумал Тома Сойера?..». …….. 11

6.3.  Содержание модуля «О доблестных рыцарях и прекрасных дамах».

6.4.  Общий замысел модуля «Алый парус надежды». ………………... 11

7. Исследования. ………………………………………………………………... 11

8. Современная справочная литература. …………………………..…………...12

9. Заключение. ………………………………………………………………….. 13

9. Список литературы, библиографических ссылок.  ………………………... 15

ВВЕДЕНИЕ

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями.

Фундаментальное ядро содержания языкового и литературного образования - важнейшая часть ФГОС общего образования нового поколения, это базовый документ, необходимый для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий.

Отличия фундаментального ядра от минимума образования.

Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок заключается в том, что суть его назначения составляет переход от использования обязательного минимума содержания образования к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования. Это означает, что в основе нового Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:

 - формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

 - проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

 - активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

 - построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик школьника:

 - любящего свой край и своё Отечество, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции;

 - активно и заинтересованно познающего мир, осознающего ценность труда, науки и творчества;

3

 - умеющего учиться, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике;

 - уважающего других людей, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.

Цель данной реферативной работы – показать как может происходить обновление содержания школьного филологического образования на примере одного из направлений, а именно на примере методики образовательных модулей на уроках литературы в 5-6 классах.

Актуальная проблема успешности обучения — научить детей способности мыслить, развивать у них потребность учиться посредством установления обратной связи, основанной на интересе к предмету, на интересе познания окружающего мира.

Многие учителя в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности, а также разным уровнем когнитивного развития каждого ученика.

Разрешением этого вопроса может стать использование активных средств формирования универсальных учебных действий (УУД) на уроке. И здесь особенно хотелось бы отметить, что литература является не только учебным предметом школьной образовательной программы, но и средством обучения другим дисциплинам. В этом аспекте применение учителем-словесником различных средств формирования УУД становится особенно значимым.

4

Одним из универсальных средств, способствующих познавательной мотивации, становлению духовного мира человека, а также формированию универсальных учебных действий являются Образовательные модули, которые возникли как альтернатива традиционному обучению.

ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ

Роль филологического образования

Филологическое  образование  играет  ведущую  роль  в  процессах  формирования  и  воспитания  личности, развитии  её  морально-нравственных  качеств  и  творческих  способностей, в  приобщении  к  отечественной  и  мировой  духовной  культуре, а  также в продолжении  национальных  традиций  и  исторической  преемственности  поколений.

Филология – это комплекс наук, обращенных к словесному высказыванию, к словесно-художественному творчеству.

Русский язык и литература как учебные предметы составляют ядро школьного гуманитарного образования: они формируют языковую личность, приобщают учеников к красоте и богатству художественного слова, помогают овладеть потенциалом словесного искусства для дальнейшего саморазвития и самореализации.

Повышение технологичности филологического образования – это

разработка модульных блоков, театрализация, аналитическое чтение, интерпретация текстов, использование новых технологий.

Обновление содержания образования и использование новых технологий (это значит):

 - самостоятельно заниматься своим обучением и уметь получать нужную информацию из различных источников;

 - активно проявлять инициативу во всех видах деятельности;

 - работать в паре, группе и принимать решение;

 - давать объективную самооценку своим знаниям, поступкам и действиям;

5

 - использовать новые технологии информации и коммуникации.

«Формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств − возможно лишь в деятельности»

 (Л.С. Выготский)

Одним из универсальных средств, способствующих познавательной мотивации, становлению духовного мира человека, являются  образовательные модули, которые возникли как альтернатива традиционному обучению.

Задачи, поставленные мною при разработке методики Образовательных модулей:

1.        Изучить теоретические основы такой формы работы, как Образовательный модуль образовательного процесса.

2.        Рассмотреть влияние образовательных модулей на формирование познавательных универсальных учебных действий;

3.        Описать собственный педагогический опыт по формированию познавательных УУД обучающихся на уроках русского языка и литературы посредством Образовательного модуля.

Объект работы -  процесс формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках литературы у учащихся 5-6 классов с помощью образовательных модулей.

Предмет работы – средства формирования познавательных УУД с помощью образовательного модуля.

Практическая  новизна  и  значимость данной работы в том, что она поможет повысить эффективность процесса обучения, стать основой для создания собственной методики преподавания учителя литературы средней общеобразовательной школы в условиях модернизации российского образования. Предложенные в данной работе методические рекомендации могут быть использованы учителями-словесниками на уроках русского языка и литературы в школе.

6

О познавательных универсальных учебных действиях обучающихся.

В составе основных видов УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, выделяются четыре блока: личностный,  регулятивный,  познавательный и коммуникативный.  

В  Программе ФГОС ООО обозначено, что в сфере развития познавательных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется практическому освоению методов познания, используемых в различных областях знания и сферах культуры, соответствующего им инструментария и понятийного аппарата, регулярному обращению в учебном процессе к использованию общеучебных умений, знаково-символических средств, широкого спектра логических действий и операций.

        Также формирование познавательных УУД согласно требованиям ФГОС должно учитывать уровень когнитивного развития каждого ученика. Задача учителя усложняется: как научить учиться всех обучающихся?

        

Теоретическое описание метода «Образовательный модуль»

МОДУЛЬ - своеобразная программа обучения, преимущество которой в том, что она индивидуализирована по содержанию, методам учения, уровню самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности ученика.

Отличия Образовательного модуля от других систем обучения:

- Модуль - это временная единица учебно-воспитательного процесса, не урок, а учебная неделя или учебный цикл, и этот цикл и называют моду-лем.

- Реализация модулей гарантирует каждому ученику освоение стандарта образования и продвижения на более высокий уровень обучения.

- Меняется форма общения учителя и ученика - через модули и личное индивидуальное общение. Отношения становятся более паритетными.

7

- Ученик максимум самостоятельно учится целеполаганию, самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке.

- Это путь профессионального самосовершенствования учителя, возможность для его самореализации.

Образовательные модули дают возможность для исследовательской и проектной деятельности. Опыт применения технологии неизбежно приводит к росту компетентности и учителей, и учащихся.

Среди недостатков, на которые нужно обратить внимание, можно выделить следующие:

- «фрагментарность» обучения, под которым понимается большой удельный вес самостоятельной работы;

- длительные сроки разработки учебных программ, материалов при значительных затратах времени и затратах на тиражирование.

Практическая часть. Из опыта работы

В нашей школе образовательные модули сначала применялись в начальной школе. После того, как бывшие четвертые классы перешли в пятый, новое образование автоматически перешагнуло в среднюю школу.

В учительском коллективе 11 школы за несколько лет работы выработался определенный алгоритм работы по образовательным модулям.

Участие в реализации модуля принимают преподаватели разных предметов, которые хотели бы подключиться к системе. В результате такой слаженной, спланированной работы наиболее эффективно происходит формирование универсальных учебных действий. В этом проявляется метапредметность обучения по модулям.

Примерная система педагогического опыта

8

Моя работа по составлению рабочих программ образовательного модуля с целью формирования познавательных УУД  шла поэтапно:

1 этап - знакомство с понятием «Образовательный модуль» и алгоритмом  написания рабочей программы образовательного модуля.

2 этап – самостоятельная «проба пера» в первом полугодии 5 класса –написание рабочей программы в рамках модуля по сказкам А. С. Пушкина «У Лукоморья…». Участие в этом первом модуле приняли несколько учителей: русского языка и литературы, изобразительного искусства и музыки.

Общая структура образовательного модуля  «У Лукоморья…»

        Количество часов (предметы)        Задействованные предметы

Цель:        комплексное использование способов действий в модельной ситуации на разных предметах, требующих их совмещения.

Понедельник        1 ч.        1 ч.        Литература, русский язык

Вторник        1 ч.        1 ч.        Литература, русский язык

9

Среда        1 ч.        1 ч.        ИЗО, музыка, история (факультативно)

Четверг        1 ч.        1 ч.        ИЗО, музыка, история (факультативно)

Пятница        1 ч.        1 ч.        Литература, русский язык

Итого:         10 ч (1 неделя)

Из пояснительной записки к рабочей программе

Тематический образовательный  модуль «У Лукоморья»  составлен в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования,  с   основной  образовательной программой   общего  образования МАОУ «СОШ№11».  Сюжет модуля построен на основе творчества А. С. Пушкина, на его вступлении к поэме «Руслан и Людмила» («У Лукоморья…»), сюжете сказок «О Мертвой царевне…» и «Сказки о царе Салтане…» и других и предполагает расширение кругозора учащихся  о  мифологической природе сказок, формирование творческих способностей.

Данный  модуль предполагает формирование основных видов учебных действий. Остановлюсь в основном на познавательных УУД.

1. Использование детьми знаний личностного опыта, активизация читательского кругозора.

2. Формирование ИКТ-компетенций – работа с информацией, с сервисами Интернета.

3. Освоение различных образовательных пространств.

4. Выявление и активизация творческих способностей детей.

5. Повышение мотивации учебной деятельности за счет новых форм организации образовательного пространства.

В результате работы над данной темой ребята учились анализировать, систематизировать, сопоставлять, обобщать и интерпретировать информацию сказочных сюжетов, представлять информацию в сжатой словесной форме, в виде ментальных карт, как наглядного материала для раскрытия своего вопроса.

10

Самостоятельное апробирование работы в рамках предметного модуля помогло мне освоить алгоритм работы, появилось желание продолжить поиски тем для образовательных модулей. И, как следствие, 3 этап работы по данному методу – самостоятельная разработка программ и участие в образовательных модулях:

- «Кто придумал Тома Сойера?..» (по произведениям англоязычной литературы и творчеству Марка Твена), 5 класс;

- «О доблестных рыцарях и прекрасных дамах» (по балладе Ф. Шиллера «Перчатка», 6 класс;

- «Алый  парус  надежды» (по творчеству А. Грина), 6 класс.

Образовательный модуль «Кто придумал Тома Сойера?..».  

На обычном уроке литературы при знакомстве с книгой Марка Твена «Приключения Тома Сойера..» мы не смогли бы охватить такое широкое поле информации: историю и географию путешествий писателя, познакомиться с джазовой музыкой, показать сценки из книги на английском языке.

        В завершении модуля нами создана замечательная книга Мудрецов. Это крылатые фразы-размышления ребят на афоризмы Марка Твена.

По моим наблюдениям во время работы над темой по тому или иному модулю интенсивно повышается познавательная и творческая активность учащихся и желание проявить себя в разных областях знаний и умений.

Особенность модуля «О доблестных рыцарях и прекрасных дамах» - интеграция с уроками технологии, что  предполагает на одном занятии в течение 2-х часов погрузиться сразу в несколько областей знаний: о зарубежной литературе, об истории Средневековья, об особенностях костюма эпохи. Такой интегрированный урок помогает установлению причинно-следственных связей.

11

Исследования

Во время рефлексии после каждой темы ребятам было предложено оценить самих себя по пятибалльной шкале. Во время рефлексивного анализа

познавательной заинтересованности учащихся при реализации модуля после обработки собранных тестов я выявила следующие результаты.

 

1-        й модуль «У Лукоморья…», заинтересованность - 3,5 балла;

коэффициент участия – 3 балла; самостоятельность – 3 балла.

Последующие результаты шли с постоянным увеличением качества формирования познавательных УУД.

2 – й модуль «Кто придумал Тома Сойера?», заинтересованность – 4 балла;

участие – 4 балла; самостоятельность – 3,5 балла.

3 – й модуль «О доблестных рыцарях…», заинтересованность – 4,2 бал-ла;

участие – 4 балла; самостоятельность – 3, 7 балла.

4 – модуль «Алый парус надежды», заинтересованность – 4,5 балла;

участие – 4,3 балла; самостоятельность – 4 балла.

Коэффициент заинтересованности опережает другие критерии, это понятно, желания учеников не всегда совпадают с их возможностями и старанием. Но главное – ребятам нравится участие в таком виде работы.

12

Современная справочная литература по языкознанию и литературоведению, необходимая для подготовки учителя к работе по ФГОС третьего поколения.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е. С. Савинов. — М. Просвещение, 2011.
  3. Примерные программы основного общего образования. Литература. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы – М.: Издательский центр «Академия», Энциклопедия литературных терминов и понятий/ Гл. редактор и сост. А.Н. Николюкин. – М., 2003.
  5. Воронцов А.Б. и др. Проектная деятельность в основной и старшей школе. - М.: Просвещение, 2011.
  6. Единый государственный экзамен: литература: контрольно-измерительные материалы: 2010; Просвещение, 2010-2011.
  7. Ермолаева М.Г. Современный урок: тенденции, возможности, анализ: Учеб.-метод. пособие. — СПб.: СПбАППО, 2007.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Модернизация российского образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.

13

В данной работе был рассмотрен опыт использования Образовательных модулей.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что реализация модулей позволяет сделать обучение увлекательным и творческим; делает возможным проводить непрерывный мониторинг в различных областях знаний и умений (усвоение содержания, развитие  памяти и мышления; сформированность  общеучебных умений). Этот метод эффективен для  организации коллективной деятельности, работы в   группе, паре, индивидуальной работе.

 Учащиеся добиваются хороших результатов при работе с текстом, сворачивании и разворачивании информации.

Опыт работы показал, что использование образовательных модулей в процессе преподавания русского языка и литературы даёт возможность учителям учитывать уровень развития обучающихся и формировать у них познавательные УУД, такие как:

- поиск и выделение необходимой информации;

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,

несущественных);

- установление причинно-следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

-  представление  информации в виде графических схем, таблиц.

- способствует систематизации знаний учащихся по предметам; повышению уровня качества знаний; проявлению познавательной активности и интереса к изучению предмета.

14

Список используемой литературы, библиографических ссылок:

  1. Богомолова Ольга Алексеевна. Методическая разработка «Средства формирования УУД учащихся 5-9 классов на уроках русского языка »

http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2015/10/30/metodicheskaya-razrabotka-sredstva

  1. Лысенко Ольга Николаевна. Лингвистический текст как средство формирования познавательных универсальных учебных действий учащихся 5-го класса (на примере УМК С.И. Львовой)

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/11/22/lingvisticheskiy-tekst-kak-sredstvo-formirovaniya

  1. Макаророва Екатерина Ивановна. Средства формирования УУД учащихся 5-6 классов на уроках русского языка и литературы

http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2013/05/13/sredstva-formirovaniya-universalnykh-uchebnykh-deystviy

  1. Концепция школьного филологического образования .Русский язык и литература. Проект. — СПб: СПбАППО, 2015.
  2. Методические рекомендации. О преподавании учебного предмета «Литература» в 2015-2016 учебном году. Автор-составитель Белова М.Г., старший преподаватель кафедры филологического образования. — СПб: СПбАППО, 2015.

15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Личностно-ценностная направленность современного содержания школьного иноязычного образования в «обучении всех и каждого»; выявлении, сопровождении и поддержке одарённых и талантливых детей».

Личностно-ориентированное обучение  – это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса учения.Цель личностно-ориентированного образ...

Проектирование внеурочной деятельности в процессе школьного филологического образования

Актуальность  данной работы  определяется необходимостью  просвещения коллег и родителей  по вопросам организации внеурочной деятельности обучающихся, формирования  их мотивац...

Концепция шКольного филологичесКого образования Русский язык и литеРатуРа

Концепция шКольного филологичесКого образованияРусский язык и литеРатуРа...

Концепция школьного филологического образования: за и против

Статья для выступления в рамках Круглого стола (региональный уровень)...

Актуальные вопросы школьного филологического образования :опыт ведущих практик

Развитие филологической одаренности и литературных способностей обучающихся .Опыт участия в конкурсах, конференциях, олимпиадах...

Ситуационная задача на уроках математики как один из ресурсов обновления содержания школьного образования.

В материале рассмотрена модель ситуационной задачи, а также приведены примеры ситуационных задач....