Решение ситуационных задач на уроках математики – один из методов формирования функциональной грамотности.
методическая разработка
Одним из действенных средств повышения эффективности обучения математике является использование на уроках ситуаций, которые позволяют создать в классе условия, приближенные к тем, в которых люди оказываются в конкретных жизненных обстоятельствах. В связи с этим важным методическим ресурсом на уроках математики являются ситуационные задачи, позволяющие достичь универсальных учебных действий (личностных, метапредметных), а также предметных результатов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
reshenie_situatsionnyh_zadach_na_urokah_matematiki.docx | 380.48 КБ |
Предварительный просмотр:
РМО заместителей директоров
по УВР Иволгинского района
3 марта 2022 года
Решение ситуационных задач на уроках математики – один из методов формирования функциональной грамотности.
Обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования – одна из важнейших задач Национального проекта «Образование». В частности вхождение в десятку ведущих стран мира по качеству образования.
Проведенные исследования показали, что выпускники должны обладать следующими учебными компетенциями:
- переходить от линейного изучения материала к гипертекстовому;
- от инструкции к конструкции и открытиям;
- от выполнения заданий преподавателя к постановке собственных целей;
- от материала в учебниках к материалам, которые они могут отобрать для изучения проблемы самостоятельно;
- от направляемого жестко контролируемого обучения к обучению, основанному на личной ответственности и стремлении повысить самооценку;
- от обучения как пытка к обучению как потребность.
Специфика современного понимания качества такова, что качество результатов образования (как одной из составляющих его качества) рассматривается как компетентность школьников в решении реальных проблем и задач, возникающих в жизненных ситуациях. Поэтому, современный урок должен быть построен так, чтобы обеспечивать качественные результаты обучения.
Одним из действенных средств повышения эффективности обучения математике является использование на уроках ситуаций, которые позволяют создать в классе условия, приближенные к тем, в которых люди оказываются в конкретных жизненных обстоятельствах. В связи с этим важным методическим ресурсом на уроках математики являются ситуационные задачи, позволяющие достичь универсальных учебных действий (личностных, метапредметных), а также предметных результатов.
Решение ситуационных задач способствует:
- развитию навыков самоорганизации деятельности;
- формированию умения объяснять явления действительности;
- развитию способности ориентироваться в мире ценностей;
- повышению уровня функциональной грамотности;
- формированию ключевых компетенций;
- подготовке к профессиональному выбору;
- ориентации в ключевых проблемах современной жизни.
Метод решения ситуационных задач – это:
- одна из интерактивных технологий,
- метод реализации компетентностного подхода,
- метод обучения на основе реальных ситуаций,
- метод, отличающийся практической направленностью,
- метод организации самостоятельной деятельности обучающихся, как аудиторной, так и внеаудиторной,
- методика, ориентированная на работу в проблемном поле,
- активный педагогический прием, используемый для обучения,
- метод, позволяющий интегрировать знания, полученные в процессе изучения разных дисциплин, т.е. направлен на достижение межпредметных результатов,
- технология, способствующая развитию компетенций обучающихся: социально-личностной (гражданской компетенции), учебно-познавательной, социокультурной и др.,
- это средство оценки освоения компетенций.
В ходе решения ситуационных задач формируются универсальные способы работы с информацией такие как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, узнавание, выбор, составление, комбинирование, перестановка, преобразование, унификация, структурирование, построение, варианты по аналогии.
Проектирование ситуационных задач может осуществляться как на учебном, так и на внеучебном материале. Существует несколько подходов к проектированию учебных ситуационных задач, которые подробно описаны О.В.Акуловой]:
- Первый, наиболее простой, подход — это построение задач на основе соответствующих вопросов учебника.
- Второй подход может быть основан на выделенных в научных исследованиях типах практико-ориентированных задач, которые необходимо научиться решать любому ученику.
- Третий подход основан на проблемах реальной жизни, познавательная база решения которых закладывается в соответствующих учебных дисциплинах.
Четвертый подход обусловлен необходимостью отработки предметных знаний и умений, но не на абстрактном учебном материале, а на материале, значимом для ученика. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Зачастую для решения ситуационной задачи учащимся требуется знание нескольких учебных предметов. Кроме этого, такая задача имеет не традиционный номер, а красивое название,. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ученику захотелось найти на него ответ.
Модель ситуационной задачи выглядит следующим образом:
1. Название ситуационной задачи (задача имеет не традиционный номер, а красивое название, отражающее ее смысл).
2. Личностно-значимый познавательный вопрос (особенность ситуационной задачи в том, что её главный вопрос формулируется впереди текстов задачи и должен быть обращён непосредственно к личности ученика; часто перед вопросом помещается некое предваряющее рассуждение, которое помогает заострить личностное обращение).
3. Набор текстов, предназначенный для ответа на личностно-значимый вопрос, представленный в разнообразном виде (выдержки из газет, журналов, энциклопедий, других источников; таблицы, графики, статистические данные).
4. Далее следуют шесть заданий по работе с текстом ситуационной задачи (по таксономии полного усвоения знаний Б. Блума: на ознакомление, понимание, применение, анализ, синтез, оценку). Они выполняют роль своеобразной «лестницы» из 6 ступенек, прохождение по которой помогает выполнить ряд подготовительных действий и в конечном итоге подвести к ответу на главный личностно-значимый вопрос ситуационной задачи.
Таксономия представляет собой упорядоченную систему из шести последовательных целей, которые должен реализовать педагог, чтобы добиться полного усвоения знаний учеником При формулировании этих шести заданий ситуационной задачи рекомендуется использовать конструктор задач петербургского ученого Леонида Сергеевича Илюшина (доктор педагогических наук, начальник отдела модернизации образования Комитета по образованию) .
5. Итоговый ответ на личностно-значимый вопрос ситуационной задачи. Он часто предполагает «выход» ученика за рамки учебного процесса в пространство социальной практики: это происходит, когда учащимся предлагается разработать проект, включающий их в активную деятельность.
В силу своей межпредметности, интегративности, ситуационные задачи способствуют систематизации предметных знаний на деятельностной практико-ориентированной основе, когда ученики, осваивая универсальные способы деятельности, решают личностно-значимые проблемы с использованием предметных знаний.
Поэтому ситуационные задачи могут выступать в качестве ресурса развития мотивации учащихся к познавательной деятельности.
Ситуационные задания могут выполняться индивидуально и в группе. Но в любом случае целесообразно для каждого ученика вести отдельную карточку для оценки выполнения заданий. В данной карточке может располагаться матрица оценивания выполнения ситуационных заданий учеником, вывод педагога о сформированности у ученика навыков решения практических проблем и соответствующих функциональных умений, рекомендации о том, какие задания ученику необходимо повторить, и т.д.
Таким образом, ситуационная задача - это методический ресурс, позволяющий осуществлять практико-ориентированное обучение школьников в соответствии с требованиями ФГОС.
Примеры ситуационных задач по математике
Задача 1
Задача № 2
Название | Сколько стоит изгородь? | ||||||||||||||||||||||
предмет | Математика (алгебра, геометрия) | ||||||||||||||||||||||
Класс | 8 | ||||||||||||||||||||||
типология | обучающая | ||||||||||||||||||||||
Личностно – значимый познавательный вопрос | Ребята, многие из вас живут в частных домах, имеют огороды или же дачные участки. Представьте себе, что вы решили заменить пришедшее в негодность ограждение своего участка. Вопрос: Что нужно для этого сделать? И достаточно ли нам будет 10000 рублей? | ||||||||||||||||||||||
Информация по данному вопросу | Текст 1. Не многие формулы из курса школьной математики мы применяем в повседневной жизни. Однако, есть такие формулы, которые имеют применение, если не на регулярной основе, то время от времени. Одна из таких формул – вычисление периметра фигуры. Вычисление периметра в повседневной жизни применяется во многих сферах, но чаще всего при выполнении строительных, геодезических, топографических, архитектурных, планировочных работах. Но перечисленным сферы применения вычисления периметра, конечно же, не ограничиваются. Например, при выполнении геодезических и топографических работ очень часто возникает необходимость посчитать периметр границ определенного участка. Но на практике участки редко имеют правильную форму. Поэтому вычисление длины периметра происходит по формуле расчета суммы длин всех сторон участка. Необходимость вычисления периметра участка очень часто обусловлена тем, что необходимо знать, какое количество материала потребуется для установки ограждений. Даже простой приусадебный участок нуждается в измерении периметра для того, чтобы грамотно обнести его забором. Периметром называют суммарную длину всех сторон геометрической фигуры. Для его обозначения используется буква латинского алфавита «Р». Проще говоря, чтобы найти периметр, необходимо измерить длины всех сторон геометрической фигуры и сложить полученные значения. Длина вычисляется обычным измерительным прибором, таким как линейка, рулетка, сантиметровая лента и прочее. Единицей измерения соответственно являются сантиметры, метры, миллиметры и другие меры длины. Текст 2. Деревянный штакетник всегда выигрывает, потому что он:
Текст 3. В таблице приведены цены за различные варианты штакетника, предлагаемого местными частными предпринимателями:
| ||||||||||||||||||||||
ознакомление | Прочитайте текст. Найдите в тексте ответы на следующие вопросы. Что такое периметр многоугольника? В каких единицах измеряется периметр? Какие приборы применяются для измерения периметра? Как найти периметр квадрата, прямоугольника, треугольника? | ||||||||||||||||||||||
понимание | План участка Найдите периметр участка. Рассчитайте, сколько штакетин необходимо для ограждения данного участка, учитывая, что расстояние между штакетинами равно ширине штакетины. | ||||||||||||||||||||||
применение | Используя текст 3, рассчитайте какая сумма нужна для покупки штакетника, составьте смету покупки штакетника для замены ограждения.
|
Задача 3
Название задачи | «Квартирный вопрос» | |||||||||||||||||||||||
Предмет | Математика (алгебра, геометрия) | |||||||||||||||||||||||
Класс | 8 | |||||||||||||||||||||||
Типология | обучающая | |||||||||||||||||||||||
Личностно-значимый познавательный вопрос | Семья Соколовых решила отремонтировать свой дом и начать работу с ремонта пола в своей квартире, было также решено, что их расходы на ремонт пола не должны превышать 60000 руб. На семейном совете было решено постелить в гостиной ламинат, в спальне, детской и на кухне – линолеум, в санузле положить кафельную плитку, а в коридоре покрасить пол лаком. Используя предложенные источники, произведите необходимые расчеты и дайте практические рекомендации семье Соколовых. | |||||||||||||||||||||||
Информация по данному вопросу, представленная в разнообразном виде | Текст 1. Площадь. Чтобы найти площадь прямоугольника, надо умножить его длину на ширину. Текст 2. План квартиры Текст 3. Расходные материалы
| |||||||||||||||||||||||
Задания на работу с данной информацией | ||||||||||||||||||||||||
Ознакомление | Воспользовавшись планом квартиры, найдите площадь пола каждой комнаты. | |||||||||||||||||||||||
Понимание | Выясните, какое количество материалов вам потребуется для ремонта пола каждого помещения квартиры. | |||||||||||||||||||||||
Применение | Рассчитайте количество упаковок кафельной плитки и ламината, необходимых для ремонта, если в одной упаковке кафельной плитки 6 штук, а ламината – 8. Найдите количество банок лака, необходимых для покраски пола, если в одной банке 1,9 кг лака и надо нанести 2 слоя. | |||||||||||||||||||||||
Анализ | Какой из трех магазинов будет самым выгодным для покупки стройматериалов для семьи Соколовых?
| |||||||||||||||||||||||
Синтез | Придумайте игру для младших школьников, играя в которую они будут делать ремонт в своей комнате. | |||||||||||||||||||||||
Оценка | Чтобы быстро и качественно провести ремонт семья Соколовых решила обратиться в строительную фирму «Комфорткласс» и нанять бригаду из 2-х человек. Данная бригада может постелить ламинат в комнате за 3 дня, если будет работать по 5 часов в день, постелить линолеум в одной комнате за 1 день, если будет работать по 5 часов в день, положить плитку в санузле за 2 дня, если будет работать по 5 часов в день, и покрасить полы в одной комнате за 2 дня, если будет работать по 5 часов в день.
Рассчитайте стоимость услуг ремонтной фирмы, общую стоимость ремонта. Оцените возможности семьи Сидоровых, могут ли они уложиться в запланированную сумму в 60000 рублей? Дайте практические рекомендации семье Соколовых. |
Матрица оценивания Блума ситуационных задач
Список учащихся | 1.Ознакомление: нахождение необходимой информации в текстах СЗ для выполнения заданий. | 2.Понимание: освоение смыслов в найденной информации. | 3.Применени: предложение способа выполнения решения в стандартных ситуациях. | 4.Анализ:перенос информации в новую ситуацию, выявление проблем, взаимосвязей. | 5.Синтез: создание из различных идей нового продукта или плана (гипотез, проекта, модели). | 6.Оценка: оценивание продуктов, материалов, идей на основе определённых критериев. | Итого. | ||||||||||
0 | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 | 0 | 1 | 2 | |||
1 | + | + | + | + | + | 6 | |||||||||||
2 |
Баллы: 0 – ответа нет; 1 – ответ на уровне утверждения без аргументации, обоснования; 2 – ответ, основанный на аргументации, обосновании.
Список литературы
- Акулова О.В. Конструктирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся. СПб.: КАРО, 2008, 96 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897)
- Новые педагогические практики: конструирование и применение ситуационных задач: учебно – методическое пособие / сост.: Слобожанинов Ю.В. – Киров, 2012. – 72с.
- Илюшин Л.С. Приемы развития познавательной самостоятельности учащихся. В кН. Уроки Лихачева: методические рекомендации для учителей средних школ / сост. О.Е. Лебедев. – СПб.: «Бизнес - пресса», 2006. – 160с.
- Павленко У.К. Ситуационные задачи как форма интерактивного изучения http://www.science-education.ru/pdf/2012/2/457.pdf
- 1. Акулова А. В. Конструирование ситуационных задач для оценки компетентности учащихся : Учебно-методическое пособие для педагогов школ / А. В. Акулова. — СПб. : КАРО, 2008.
- Демидова М. Компетентностно-ориентированные задания в естественно-научном образовании / М. Деми- дова // Народное образование. — 2008. — № 4.
- Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компопонент личностно-ориентированного образования / А. В. Хуторской // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58–64. 4. Хуторской А. В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / А. В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». — 2005. — 12 декабря.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение ситуационных задач на уроках физики – один из методов формирования ключевых компетенций школьников.
Краткая информация о ситуационных задачах и примеры некоторых задач....
Методическая разработка на тему: «Приемы и методы формирования функциональной грамотности учащихся на уроках русского языка и литературы»
Цель: формирование функциональной грамотности у обучающихся на уроках русского языка и литературы.Задачи:1. Поделиться опытом работы применения ме...
приёмы и методы формирования функциональной грамотности на уроках физиеи
В статье описаны приемы и методы формирования функциональной грамотности на уроках физики основной школы. Актуальность темы определяется необходимостью в формированиифункциональной грамотностиу всех у...
Ситуационная задача на уроках математики как один из ресурсов обновления содержания школьного образования.
В материале рассмотрена модель ситуационной задачи, а также приведены примеры ситуационных задач....
Социальное проектирование посредством формирования ситуационной задачи на уроках математики
Все за одного, один за всех,Тогда в классе будет успех!...
Активные методы формирования функциональной грамотности (читательской) на уроках немецкого языка в средней школе.
В ст В статье дается определение функциональной грамотности, рассматриваются её преимущества для современного oбразования, объясняется, по...