Рабочая программа кружка по математике "Эврика"
рабочая программа по математике (8, 9 класс)
Рабочая программа кружка "Эврика" расчитана на учащихся 8-9 классов (2 часа в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_matematike_evrika.docx | 38.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Принята на заседании педагогического Совета Протокол №__________ от « »_________2021 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №2» НМР РТ ______________Т.М. Павлова Приказ №_________________ от « »______________2021г. |
Дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа
математической направленности
«Эврика»
Возраст обучающихся: 15-16 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
учитель математики
первой квалификационной категории
Тябина Елена Николаевна
г. Нижнекамск, 2021г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цель программы:
расширить возможности учащихся в решении задач и тем самым содействовать развитию их мыслительных способностей, а также пополнить интеллектуальный багаж школьников.
Задачи программы
Обучающие:
- Развивать познавательный интерес к нестандартным и усложненным задачам, содержание которых выходит за пределы учебника, решение которых требует знания новых методов, новых навыков, новых знаний, не предусматриваемых школьной программой.
- Формировать навык решения соответствующих задач. Выявлять логико-математические способности.
- Выявление детей с признаками одаренности и организация индивидуальной работы с ними путем использования олимпиадных заданий по математике.
Развивающие:
- Развивать личностные свойства: внимание, память, самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность. - Формировать потребности в самопознании, саморазвитии. - Развивать умение анализировать, сравнивать_и_обобщать.
- Развитие пространственного воображения, математических способностей учащихся;
- развитие активного познавательного интереса к окружающему миру.
Воспитательные:
- Формировать глобальное мировоззрение через занятия интегративно-математического_содержания.
- Формировать личностные компетенции через метапредметное содержание курса и практическую_направленность_занятий_кружка.
Программа рассчитана на учащихся 14-15 лет, по 2 часа в неделю. Срок реализации программы 1 учебный год.
Ожидаемые результаты реализации программы
Личностные
- осознание красоты и значимости изучаемого предмета через познание интересных и редких математических фактов;
- знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития математики;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
- умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики, понимать смысл поставленной задачи;
- осуществлять перевод с естественного языка на математический и наоборот;
- установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом — определение того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в данном занятии»;
- построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых принципов поведения;
- нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения моральных норм. Построение планов во временной перспективе;
- рефлексивную самооценку, умение анализировать свои действия и управлять ими.
Метапредметные
- понимание математической задачи в конспекте проблемной ситуации из окружающей жизни;
- овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера;
- умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем;
- умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.);
- умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
- умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера
- умение планировать свою деятельность при решении учебных математических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно выбирать способ решения;
- умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
- умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и неверные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и факты; опровергать с помощью конкретных примеров неверные утверждения;
- умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, составлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
- применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
- умение видеть математическую задачу в несложных практических ситуациях.
Предметные
- владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
- владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями;
- умение решать логические задачи;
- умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя различные стратегии и способы рассуждения;
- усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и пространственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
- умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возможных вариантов; умение грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки;
- овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи
- развитие направлений о числе, овладение навыками устного счета;
- овладение основными способами представления и анализа статистических данных; умение использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, приобретение навыков геометрических построений;
- умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, компьютера.
В результате изучения курса ученик научится:
- анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с помощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный ответ;
- решать задачи из реальной практики;
- применять правила устного счета с двузначными и трехзначными числами;
- извлекать необходимую информацию из разных источников и осуществлять самоконтроль;
- строить речевые конструкции;
- изображать геометрические фигуры с помощью инструментов и конструировать их
- выполнять вычисления с реальными данными;
- выполнять проекты по всем разделам данного курса.
Тематическое планирование
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Из истории математики. | 10 | 5 | 5 |
2. | Великие математики. | 11 | 6 | 5 |
3. | Из науки о числах. | 15 | 1 | 14 |
4. | Логика в математике. | 18 | 5 | 13 |
5. | Геометрические головоломки. | 12 | 3 | 9 |
6. | Решение занимательных задач. | 2 | - | 2 |
Итого: | 68 | 20 | 48 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | |
План | Факт | |||
Из истории математики | 10 | |||
1 | Становление науки. Когда появилась математика, и что стало причиной ее возникновения? | 1 | ||
2 | Интересные факты из истории математики. | 1 | ||
3 | Занимательные задачи. | 1 | ||
4 | Счет у первобытных людей. Возникновение потребности в счёте. Цифры у разных народов. | 1 | ||
5 | Первые математические открытия. Математическая наука в Вавилоне. | 1 | ||
6 | Греческая математика. Евдокс, Евклид | 1 | ||
7 | Александрийский период. | 1 | ||
8 | Иероглифическая система древних египтян | 1 | ||
9 | Римские цифры, алфавитные системы. Чтение и запись цифр. | 1 | ||
10 | Старинные задачи, задачи- шутки | 1 | ||
Великие математики | 11 | |||
11 | Пифагор и его школа. | 1 | ||
12 | Архимед. Труды и открытия Архимеда. | 1 | ||
13 | Закон Архимеда. | 1 | ||
14 | Птолемей, Эратосфен, Гиппарх, Папп, Диофант. Мухаммед из Хорезма и математика Востока. | 1 | ||
15 | Развитие математики в России. | 1 | ||
16 | Л.Ф.Магницкий и его «Арифметика». | 1 | ||
17 | Краткое описание жизни Л.Ф.Магницкого. | 1 | ||
18 | «Принцесса науки» С. В. Ковалевская. | 1 | ||
19 | Н. И. Лобачевский – великий реформатор геометрии. | 1 | ||
20 | Доклады о великих математиках. | 1 | ||
21 | Выпуск математической газеты. | 1 | ||
Из науки о числах | 15 | |||
22 | История развития числа. Арифметика каменного века. | 1 | ||
23 | Открытие нуля. Основные свойства нуля. Нулевое число Фибоначчи. | 1 | ||
24 | Сорок и шестьдесят | 1 | ||
25 | Фигурные числа | 1 | ||
26 | Число Шахрезады. | 1 | ||
27 | Квадрат числа. Квадрат любого числа, состоящего из единиц. | 1 | ||
28 | Математический палиндром. Получение палиндрома из любого числа. | 1 | ||
29 | Признак делимости на 7, 12, 15, 25, 4, 11. | 1 | ||
30 | Числа счастливые и несчастливые. | 1 | ||
31 | Определение ребуса. Правила шифровки ребусов. Числовые и буквенные ребусы. | 1 | ||
32 | Приемы быстрого счета. | 1 | ||
33 | Числовые головоломки. | 1 | ||
34 | Арифметическая викторина. | 1 | ||
35 | Что такое дробь? Старинные задачи с дробями | 1 | ||
36 | Выпуск математической газеты | 1 | ||
Логика в математике | 18 | |||
37 | Логические рассуждения. | 1 | ||
38 | Методы рассуждений. | 1 | ||
39 | Дележи, переправы. | 1 | ||
40 | Методы поиска выигрышных ситуаций. | 1 | ||
41 | Простые и сложные высказывания. | 1 | ||
42 | Составные части математических высказываний. | 1 | ||
43 | Математические высказывания. | 1 | ||
44 | Необходимые и достаточные условия. | 1 | ||
45 | Четность и нечетность в задачах. | 1 | ||
46 | Задачи на математическую логику. | 1 | ||
47 | Задачи на худший случай. | 1 | ||
48 | Задачи на планирование. | 1 | ||
49 | Задачи-таблицы. | 1 | ||
50 | Задачи на переливание жидкостей | 1 | ||
51 | Математические софизмы. Ребусы. | 1 | ||
52 | Математические игры на логику. | 1 | ||
53 | Закон Архимеда. | 1 | ||
54 | Математический КВН | 1 | ||
Геометрические головоломки | 12 | |||
55-56 | Волшебный треугольник. | 2 | ||
57-58 | Кубики Сома. | 1 | ||
59 | Головоломка Пифагора | 1 | ||
60 | Решение задач с помощью графов. | 1 | ||
61 | Колумбово яйцо | 1 | ||
62 | Квадратура круга. | 1 | ||
63 | Лист Мебиуса. | 1 | ||
64 | Применение листа Мёбиуса в науке, технике, живописи, архитектуре, в цирковом искусстве. | 1 | ||
65 | Соразмерность | 1 | ||
66 | Геометрические головоломки. | 1 | ||
Решение занимательных задач | 2 | |||
67 | Решение занимательных задач | 1 | ||
68 | Итоговый урок | 1 | ||
Итого | 68 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка в 7 классе "Математика для увлеченных".
Рабочая программа учебного курса математический кружок «Математика для увлеченных» для 7 класса разработана на основе примерной программы по математике основного общего образования с учётом требований...
Рабочая программа кружка по биологии "Жизнь растений"
Изучение данного курса направлено на углубление знаний учащихся о жизнедеятельности растительного организма, многообразии дикорастущих, декоративных и культурных растений нашего края, их взаим...
Рабочая программа кружка "Счастливый английский" в 1 классе
Программа рассчитана на 33 учебных часа....
рабочая программа кружка "Школьный сайт"
Рабочая программа кружка "Школьный сайт" (2ч в неделю)...
Рабочая программа кружка "Школьный сайт"
Рабочая программа разработана для работы с учащимися 8-9 класса. Курс преследует цель формирования у обучаемых творческого мышления, способности к самостоятельному ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по программе дополнительного образования «Cambridge English» для 2-4 классов...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Кружка по русскому языку « Любимый русский» 2017-2018 учебный год 7 б класс По плану школы - 2 часа в неделю По программе – 2 часа в неделю Всего часов -72часа Авторская программа Букреевой Н.Н., утвержденная на методическом
Рабочая программа кружка по русскому языку "Любимый русский"...