Формирование системы знаний о пространстве и форме на примере математических задач на нахождение площади поверхности параллелепипеда и его объема.
проект по математике (5 класс)
При решении представленных задач происходит овладение умениями, соответствующими федеральному государственному образовательному стандарту: решать задачи с применением простейших свойств фигур, задачи на нахождение геометрических величин, применять формулы объема прямоугольного параллелепипеда, площади поверхности отдельных многогранников при вычислениях; оперировать на базовом уровне понятиями: фигура, прямоугольный параллелепипед, куб; изображать изучаемые фигуры от руки и с помощью линейки и циркуля.
В контексте международного исследования PISA формируемый при решении задач результат звучит как «применить для решения задач отношения внутри геометрических объектов и между ними в двух и трех измерениях: статические отношения (алгебраические связи между элементами фигур, относительное положение, сходство и соответствие)...»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_konferentsii_25_fevralya.odt | 213.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование представлений о пространстве и форме на примере математических задач на нахождение площади поверхности параллелепипеда и его объема.
1слайд
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего выступления «Формирование представлений о пространстве и форме на примере математических задач на нахождение площади поверхности параллелепипеда и его объема». Данная тема рассматривается в 5 классе.
2 слайд
Задачи на нахождение площади поверхности параллелепипеда вызывают у детей проблему тем, что не все могут представить параллелепипед в пространстве, некоторым даже сложно его нарисовать.
На изучение тем «Прямоугольный параллелепипед» и «Объем прямоугольного параллелепипеда» дается по 3-4 урока. Задачи включены во Всероссийскую проверочную работу. Вот например:
3 слайд
4 слайд
5 слайд
6 слайд
7 слайд
Процесс формирования пространственных представлений характеризуется определенной последовательностью. Установлено, что в системном механизме восприятия пространства ведущую роль играет визуальная деятельность, на основе анализа которой выделяются следующие этапы формирования пространственных представлений у обучающихся:
1) накопление пространственных признаков и отношений, их узнавание;
2) воспроизведение накопленных представлений и их систематизация;
3) конструирование пространственных образов;
4) мысленное оперирование пространственными образами.
8 слайд
На первом этапе основной целью является выработка действий и умений, позволяющих ребенку:
- оценивать расстояние между предметами, определять их форму и сравнивать размеры;
-описывать взаимное расположение предметов, фигур в реальном окружающем пространстве;
-ориентироваться в рисунках, моделях, изображениях предметов окружающего пространства;
-формировать активный запас слов, с помощью которых обучающийся может охарактеризовать пространственные признаки отношения, форму предметов, их взаимное расположение и т. д.
9 слайд
На втором этапе обучающимися выполняются упражнения, направленные на чтение пространственных признаков на рисунках, моделях, схемах, чертежах, разделение существенных и несущественных признаков. На этом этапе осуществляется переход к обобщению наблюдаемых фактов, доведение частных случаев до общего положения.
10 слайд
На третьем этапе выполняемые детьми упражнения усложняются: они направлены на конструирование пространственных образов как на наглядной, так и абстрактно логической основе, с опорой на уже сформированные представления.
11 слайд
На четвертом этапе обучающимся предлагаются упражнения, направленные на формирование умений мысленно выполнять различные пространственные операции путем изменения структуры образа, различных перемещений в пространстве.
Выполнение каждого вида деятельности направлено на реализацию целей и задач, определенных для каждого этапа формирования пространственных представлений у обучающихся. При этом необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
12 слайд
В учебнике А.Г.Мерзляка очень хорошие задачи подобраны, рассмотрим такой пример:
Прямоугольный параллелепипед и куб имеют равные площади поверхностей. Длина параллелепипеда равна 18 м, что в 2 раза больше, чем его ширина, и на 8 м больше, чем его высота. Найдите ребро куба.
Эталон выполнения задания
Sпарал = Sкуб
Длина = 18 м,
в 2 раза меньше
Ширина
Высота на 8 м меньше
Найти ребро куба-?
Решение:
- 18 : 2=9(м) — ширина параллелепипеда
- 18 - 8 =10 (м) — высота параллелепипеда
- Sпарал =2*18*10+2*18*9+2*9*10=864 (м)
- Т.к. площади параллелепипеда и куба равны, а формула площади поверхности куба Sкуб =6*а2
а2=864 : 6 = 144
а=12 (м)
Ответ: ребро куба 12 м.
13 слайд
Поэлементный анализ выполнения работы
№ задания | Какие элементы знаний и умений выявляются | Стоимость каждого элемента | Общая стоимость задания |
Верно выполнены рисунок и краткая запись | 1 б | 5 б | |
Найдены измерения параллелепипеда | 1 б | ||
Написана формула площади поверхности параллелепипеда | 1 б | ||
Нет арифметических ошибок | 1 б | ||
Найдено ребро куба | 1 б |
По данной задаче ребенок получит 5 баллов, если все выполнено верно.
14 слайд
В качестве творческого задания можно дать детям сделать Развертку прямоугольного параллелепипеда. Чтобы они смогли крутить вертеть в руках ее при решении задач. А так же сам параллелепипед.
15 слайд
PISA – уникальный мониторинг оценки качества образования в школе, фиксирующий не только результаты усвоения учебного материала, но и умение использовать полученные навыки и знания в решении жизненных проблем. Именно это определяет актуальность мониторинга не только для совершенствования школьного обучения, но и для формирования компетентностного подхода в высшем образовании.
Сегодня мало просто знать формулы и правила. В современном мире нужно еще уметь их использовать, так вот сегодняшняя моя тема взята не случайно, она как никогда нужна в нашей жизни при ремонте квартиры, или постройке дома.
16 слайд
Спасибо большое за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование кейс-метода для решения задач на нахождение площади поверхности и объема невыпуклого многогранника
В статье рассматривается решение задач В9 при подготовке к ЕГЭ....
Материалы к уроку "Объем и площадь поверхности параллелепипеда"
Урок закрепления знаний по теме "Объем и площадь поверхности параллелепипеда"...
Решение задач на нахождение площадей боковой и полной поверхности цилиндра
Конспект урока по геометрии по теме «Решение задач на нахождение площадей боковой и полной поверхности цилиндра»...
Урок по геометрии 11 класс "Задачи практического содержания на нахождение площади поверхности параллелепипеда, цилиндра, конуса, шара и их частей."
Разработка открутго урока по геометрии....
Урок 8 «л.р. по теме «Нахождение площади поверхности призмы» и «Нахождение площади поверхности пирамиды»
Урок 8 «л.р. по теме «Нахождение площади поверхности призмы» и «Нахождение площади поверхности пирамиды»...
Решение задач на нахождение площади боковой поверхности и объема параллелепипеда
Цель урока: совершенствование практических навыков решения основных задач на нахождение площади боковой поверхности и объема прямоугольного параллелепипеда и умение применять их при решении реальных ж...
"Решение задач на нахождение площади поверхности призмы. 10 класс"
Решение задач на нахождение площади поверхности призмы....