Решение задач на нахождение площади боковой поверхности и объема параллелепипеда
план-конспект занятия по математике (5 класс)
Цель урока: совершенствование практических навыков решения основных задач на нахождение площади боковой поверхности и объема прямоугольного параллелепипеда и умение применять их при решении реальных жизненных задач
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
1. ФИО 2. Должность 3. Предмет 4. Класс 5. Тема и номер урока в теме 6. Базовый учебник | Журина Наталья Владимировна учитель математики математика 5 Решение задач на нахождение площади боковой поверхности и объема параллелепипеда (урок обобщения) Виленкин Н. Я., Жохов В. И., Чесноков А. С., Шварцбурд С. И. Математика 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2014. |
7. Цель урока: совершенствование практических навыков решения основных задач на нахождение площади боковой поверхности и объема прямоугольного параллелепипеда и умение применять их при решении реальных жизненных задач
8. Планируемые результаты:
предметные: уметь в процессе реальной ситуации использовать понятие площади боковой поверхности и объема параллелепипеда и умения решать задачи с данными понятиями
личностные и коммуникативные: умение работать в группах, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения
метапредметные: уметь воспроизводить смысл понятия площади и объема; уметь обрабатывать информацию; формировать коммуникативную компетенцию учащихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности
9. Задачи:
образовательные (формирование познавательных УУД): обеспечить осознанное усвоение понятий площади и объема при решении задач; закрепить навыки и умения применять формулы при решении задач; создание условий для систематизации, обобщения и углубления знаний учащихся при решении задач по теме «Площадь и объем».
воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД): умение слушать и вступать в диалог; формировать внимательность и аккуратность в вычислениях; воспитывать чувство взаимопомощи, уважительное отношение к чужому мнению, культуру учебного труда, требовательное отношение к себе и своей работе.
развивающие (формирование регулятивных УУД): способствовать развитию творческой активности учащихся; повысить познавательный интерес к предмету; развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез - правил решения задач, умений анализировать способы решения задач); развитие не только логического, но и образного мышления, фантазии детей и их способности рассуждать.
10. Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений
11. Формы работы учащихся: Фронтальная, групповая
12. Необходимое оборудование: доска, экран, проектор, компьютер, визуализатор цифровой Ken-a-vision 7880 Auto Focus Vision Viewer, система контроля и мониторинга качества знаний PROCIass, набор геометрических разборных тел с разверткой (лабораторный)
13. Структура и ход урока
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время (в мин) | Формируемые УУД |
1. Организационный этап | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в деловой ритм урока. | 1 | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. | определяют тему и цель урока. | 4 | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
3. Применение знаний и умений в новой ситуации | Показать разнообразие задач на площади и объёмы, решаемых в жизни. | Организация и контроль за процессом решения задач. | Работают в группах над поставленными задачами. | 25 | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
4. Физкультминутка | Смена деятельности. | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | 2 | |
5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. | Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. | Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. | 4 | Личностные: формирование позитивной самооценки Коммуникативные: Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. |
7. Рефлексия (подведение итогов урока) | Дать количественную оценку работы учащихся | Подводит итоги работы групп и класса в целом. | Учащиеся сдают карточки самооценивания. | 2 | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |
8. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания | Дает комментарий к домашнему заданию | Учащиеся записывают в дневники задание. | 2 |
14. Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
1. Организационный этап Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку. У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания. Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждой задачи, вы должны оценить свою работу: "+" - справился с задачей без затруднений, "±" - справился с задачей, но возникали сложности, "-" - не справился с задачей. | Учащиеся слушают учителя |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. -Ребята на уроках профориентации мы с вами говорили о деятельности такого движения как WORLDSKILLS и знаем, что в 2019 году в Казани пройдет финал мирового чемпионата. Предлагаю вам на уроке устроить отборочный этап представителей нашего класса для участия в этом чемпионате, потому вы сидите в командах по 4 человека (две соседние парты).-Вы знаете, что любой конкурс должен состоять из определенных этапов, так и у нас их будет несколько на первом этапе мы проверим ваши основы теоретических знаний, на втором применим их при выполнение практической работы, на третьем решим реальную задачу из жизни и подведем итог нашего соревнования.-Осталось определиться с профессией, которую мы будем представлять на чемпионате, для этого предлагаю отдагать загадку:Мастер кисти, он и в красках | Отвечают на поставленный вопрос (маляр, строитель, специалист по ремонту помещений ) Отвечают на поставленный вопрос (умение точно составлять сметы материалов, умение находить площади фигур и объёмы) Формулируют тему и цель урока. Учащиеся выполняют тест, отвечая на вопросы и решая задачи с помощью системы контроля и мониторинга качества знаний PROCIass, по результатам выполнения которого им выдаются жетоны с количеством баллов. Отвечают на поставленный вопрос (прямоугольный параллелепипед и куб) Учащиеся в парах выполняют измерения фигур и проводят вычисления, записывая результаты в бланки. Правильность измерений и вычислений проверяются с помощью документ-камеры, в результате проверки учащиеся получают жетоны с баллами |
3. Физкультминутка Давайте немного передохнем. Поднимает руки класс – это «раз». | Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем. |
4. Применение знаний и умений в новой ситуации Итак, приступаем к самому важному этапу наших соревнований это решение задачи, которую очень часто вам как специалистам приходится решать в жизни по долгу службы (составление сметы).
Какие данные вам необходимы для составления сметы? - Итак, размеры кабинета в метрах таковы 8×6×4 окно имеет размер 3×2 дверь входная - 1×2 двери встроенного шкафа 2×2. Цены на материалы: краска белая потолочная – 180 руб. за банку объёмом 1 литр краска для стен – 200 руб. за банку объёмом 1 литр колер голубой – 65 руб. за 1шт. расход краски на потолок и стены 1 литр на 18 кв. метров линолеум – 400 руб. за кв. метр Ученики в группах составляют смету
Соответствуют ли размеры нашего класса и наполняемость его нормам СанПиН? Что для этого необходимо знать? Подведение итогов отборочного этапа. Команды подсчитывают количество очков, и бригадой-победительницей признается та, у которой меньше всех очков, т.к. жетоны выдавались по занятым в каждом этапе местам | Отвечают на поставленный вопрос (необходимо знать размеры кабинета, окон дверей, цену краски, линолеума, расход краски) Учащиеся в группах выполняют решение предложенной задачи, сметы проверяются совместно, используя документ-камеру
Обучающиеся слушают учителя, делают выводы и отвечают на вопросы: 1. Надо знать санитарно-гигиенические нормы потребления воздуха в классной комнате на одного обучающегося. 2. Надо знать сколько обучающихся в классе. 3. Сколько воздуха находится в классной комнате? 4. И объём воздуха в классе надо как-то вычислить, учитывая, что учебный кабинет имеет форму прямоугольного параллелепипеда. |
5. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задачи вызвали у вас затруднения и почему? | Учащиеся анализируют свою работу, выражают вслух свои затруднения и обсуждают правильность решения задач. |
6. Рефлексия (подведение итогов урока) Итак, вы сегодня решали взрослые жизненные задачи. Они, конечно, упрощены и их не настолько много, как встречается в жизни. Но с каждым днем вы взрослеете, и задачи усложняются вместе с вами. Собираются карточки самооценивания и выставляются оценки за работу на уроке. | Учащиеся сдают карточки самооценивания. |
7. Информация о домашнем задании Составить смету для ремонта в своей комнате, т.е. всем учащимся необходимо провести измерения комнаты 1 уровень: производят только замену линолеума; 2 уровень: производят расчет для покраски потолка и стен, и замены линолеума; 3 уровень: производят расчет для оклейки стен обоями с шириной рулона 1 м и длиной 10 м и ценой за рулон 1000 руб., покраски потолка и замены напольного покрытия | Учащиеся получают домашние задание дифференцированно. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
8 класс,геометрия Урок практикум по теме:"Решение задач на нахождение площади трапеции"
Урок практикум : Решение задач по теме «Площадь трапеции»Цель:Повторить формулы для вычисления площадей четырехугольников (трапеции)Совершенствовать навыки в решении задач по данной темеПроверит...
Использование кейс-метода для решения задач на нахождение площади поверхности и объема невыпуклого многогранника
В статье рассматривается решение задач В9 при подготовке к ЕГЭ....
Решение задач на нахождение площади
Разработка урока математики в 8 классе на тему "Решение задач на нахождение площади"...
Решение задач на нахождение площадей боковой и полной поверхности цилиндра
Конспект урока по геометрии по теме «Решение задач на нахождение площадей боковой и полной поверхности цилиндра»...
Решение задач на нахождение площади геометрических фигур на сетке. ОГЭ. Задание №12
Материал представляет собой презентацию, в которой разобраны 4 способа нахождения площади фигур на сетке. Данный материал можно использовать как для подготовки к ОГЭ, так и для уроков геометрии в 8 кл...
Решение задач на нахождение расстояний в пространстве (метод объемов) Подготовка к ЕГЭ
Зная как найти расстояние от точки до плоскости можно решать задачи на нахождение расстояния между прямой и параллельной ей плоскостью или между параллельными плоскостями. Так как расстояние между пря...
"Решение задач на нахождение площади поверхности призмы. 10 класс"
Решение задач на нахождение площади поверхности призмы....