Направления работы учителя математики с одаренными детьми в условиях внедрения ФГОС
статья по математике на тему
В статье рассказывается об организации ШНО и актуальности развития исследовательской деятельности современных школьников в области математики.
Скачать:
Предварительный просмотр:
В последнее время много говорится о недостаточной эффективности процесса обучения в школе, поскольку традиционная организация не отвечает требованиям времени, не создает условий для улучшения качества обучения и развития учащихся. Не так давно процесс обучения отдавал предпочтение внешним воздействиям (роли педагога, коллектива, группы), а не саморазвитию отдельной личности. На сегодняшний день учитывается не только уровень достигнутых знаний, умений и навыков, но и сформированность самостоятельной умственной деятельности каждого учащегося. Ученик рассматривается не как “коллективный субъект”, а как индивид, наделенный своим неповторимым субъективным опытом. Важнейшим средством развития детей, воспитания у них интереса к учению и достижению глубоких и прочных знаний является организация их творческой деятельности. Обучение в старших классах общеобразовательной школы и в высших учебных заведениях, безусловно, требует практических навыков учащегося как исследователя. Большое значение придается портфолио учеников.
Исходя из данных позиций, наша школа пришла к необходимости целенаправленной подготовки учащихся к олимпиадам разного уровня по математике и другим предметам, огромный диапазон которых представляет Санкт-Петербург. Именно олимпиады, по мнению педагогов школы, дают возможность учащимся проявить себя в образовательных областях, способствуют переносу ЗУН в новые нестандартные ситуации, оказывают значительное влияние на формирование коммуникативной, информационной и др. компетентностей учащихся.
Педагогический коллектив стал уделять значительное внимание формированию особой культурно-интеллектуальной среды в школе, диагностике образовательных достижений учащихся, научно-исследовательской работе, что привело к устойчивым результатам работы школы, достигнутым в олимпиадном движении.
В целом, следует выделить четыре группы явлений школьной жизни, в отношении
которых осуществляется диагностика образовательных достижений школьников по математике и др.предметам.
1. Творческая деятельность учащихся во внеурочное время.
Диагностически значимыми являются в данном случае как количественные
(факт участия), так и качественные (уровень выполнения творческих работ) показатели.
2.Исследовательская деятельность школьников. В данном случае речь идет об освоении
учащимися основ методологической компетентности, прежде всего, через
реферативную работу по предметам.
3. Личностные достижения школьников. Ежегодные сборники позволяют проводить количественную и качественную диагностику осуществляемых достижений за каждый учебный год, выявлять позитивную динамику и т.д.
4. Уровень самооценки школьников
Для того чтобы учебное заведение действительно стало центром научно-исследовательской деятельности, необходимо провести большую подготовительную работу. И, в первую очередь, это изучение мнения педагогического, ученического и родительского коллектива. К изучению мнения родителей, педагогов и учащихся необходимо подключать и самих учащихся — старшеклассников, членов школьного самоуправления. Педагогический совет должен определить задачу поддержки талантливых учеников как основную цель философии учебного заведения. Готовясь к педагогическому совету, необходимо проанализировать готовность и подготовленность педагогов к руководству научными секциями, возможность подключения к работе в ШНО (школьное научное общество) преподавателей вузов, НИИ, общественных организаций, общественных фондов и музеев. Эффективность деятельности научного общества учащихся зависит
от того, насколько последовательно осуществляется руководство деятельностью учащихся и насколько целесообразно планирование работы научного общества учащихся. Учащимся нужно помочь почувствовать себя будущим членом ШНО. Для этого в школе можно организовать интеллектуальные чтения «Биография науки в лицах». К интеллектуальным чтениям учащиеся 8—11 классов готовят небольшие доклады или рефераты об одном из представителей науки в той области знаний, которая им интересна. Работы заслушиваются в классе, и класс определяет наиболее интересные и значимые работы, которые являются пропуском в ШНО.
Наиболее распространенными формами организации данной работы являются научно-практические конференции, защита рефератов, проектов, конкурсы мастерства, выставка творческих работ, дебаты, дискуссии, дни наук, публикации наиболее интересных ученических работ. Кратко цели научного общества можно сформулировать следующим образом: 1) выявление и поддержка учащихся, склонных к занятию исследовательской деятельностью 2) развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, 3) поддержка научно-исследовательской работы в школе. Главными направлениями работы являются:
- Обучение учащихся работе с научной литературой, формирование
культуры научного исследования. - Знакомство и сотрудничество с представителями науки в интересующей области знаний, оказание практической помощи учащимся в
проведении экспериментальной и исследовательской работы. - Организация индивидуальных консультаций промежуточного и
итогового контроля в ходе научных исследований учащихся. - Привлечение научных сил к руководству научными работами
учащихся. - Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях.
- Подготовка, организация и проведение научно-практических конференций, турниров, олимпиад.
- Редактирование и издание ученических научных сборников
Несомненным условием успешности участия школы в олимпиадах по математике и др.предметам является организация длинной технологической цепочки на уровне класса и школы.
1ЭТАП выявление учеников, желающих работать в научном обществе.
Ведущая роль принадлежит учителю-предметнику.
2ЭТАП по представлению педагога школьные методические объединения учителей на своих заседаниях утверждают темы предлагаемых исследований, что играет ключевую роль. Учащиеся осознают значимость выполняемой работы. Возникающая ситуация обсуждения исследовательских тем на заседании ШМО способствует росту профессиональной компетентности педагогов, стимулируя развитие их собственной научно-исследовательской деятельности.
3 ЭТАП представление собранного материала на соответствующей секции научного общества.
4 ЭТАП по мере завершения исследовательской работы над проектами осуществляется их независимая экспертиза, проводимая в рамках ученого совета. Рецензенты и оппоненты из числа учащихся, учителей, возможно, представителей науки, дают предварительную оценку проделанной работе, в процессе экспертизы выявляются «слабые» стороны исследования, оказывается помощь в решении возникших вопросов.
5 ЭТАП на этом этапе учащиеся имеют возможность выступить со своими сообщениями в классах, на секционных заседаниях. Авторы проектов получают хорошую практику общения с большой аудиторией, имеют возможность полемизировать с педагогами и со сверстниками, отстаивая собственную точку зрения.
6 ЭТАП проведение заключительной конференции.
Работа в ШНО имеет для учащихся школы практическую направленность. Во-первых, школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы. Во-вторых, у них появляется возможность наиболее интересные из работ опубликовать. В-третьих, есть возможность представить свои работы для участия в каких-либо конференциях и семинарах. Возможно, познакомиться с вузами города, выбрать свой профессиональный путь. В течение всего года школа отслеживает достижения учащихся по результатам их участия в школьных конкурсах, интеллектуальном марафоне, районных, городских олимпиадах, научно-практических конференциях как на уровне школы, так и на уровне города.
Ежегодно в апреле проводится День науки и творчества в форме защиты рефератов учащихся, научно-практической конференции. К участию в конференции допускаются учащиеся 9—11 классов активно участвующие в работе секций и получившие разрешение
научного руководителя и консультанта на участие в школьной научной
конференции. Проекты и материалы, представленные в ходе Дня науки и творчества, становятся составной частью научно-методического обеспечения кабинетов школы.
В условиях модернизации образования проектная и исследовательская деятельность учащихся занимает особое место.
Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно или совместными усилиями решить проблему, применив необходимые знания, подчас из разных областей, и получить реальный и ощутимый результат. Для того чтобы ребенок захотел участвовать в научно-исследовательской работе, у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию. Поскольку человек — существо социальное, он должен еще в школе учиться говорить обдуманно, целенаправленно, решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с литературными источниками, дискутировать и выступать с докладами, уметь слушать других и себя. Если мы хотим, чтобы ученики говорили по сути дела, умели аргументировать, представлять, дискутировать, доказывать свою правоту, вести дебаты, ставить вопросы, решать проблемные
ситуации — необходимо развить у них необходимый интеллектуальный
и коммуникативный репертуар. Данные умения просто необходимы учащимся при участии в тех или иных олимпиадах.
Этому способствует применение педагогами школы различных образовательных технологий на уроках и во внеурочное время, в том числе и проектного обучения. Научно-исследовательская работа как компонент педагогической деятельности, направлена на усиление теоретической и практической подготовки, способствует привитию навыков исследования. Таким образом, система работы школы по выделенным направлениям становится мощным и действенным фактором, влияющим на результативность труда школьного коллектива, развитие педагога и ребенка, подготовку учащихся к олимпиадам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка педагогического совета " Деятельностный и компетентностный подход работы с одаренными детьми в условиях внедрения ФГОС"
Педагогический совет актуальный в условиях внедрения и апробации ФГОС основного общего образования. Рассматриваются примеры деятельности учащихся в разных предметных линиях и во внеурочной деяте...
Актуальные проблемы учителя сельской школы при работе с одаренными детьми в условиях внедрения ФГОС
Из опыта работы с одаренными детьми в сельской школе....
Работа учителя математики с одарёнными детьми в условиях общеобразовательной школы
Обобщён опыт работы классного руководителя 5 класса по выявления одарённых детей в процесе внеклассной работы. Работа математического кружка "Юный математик" помогает приобщить обучающихся к изучению ...
Работа с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС второго поколения
В статье выделены основные проблемы организации работы с одаренными детьми, формы и методы работы....
Аналитическая записка ""Система работы с одарёнными детьми в условиях внедрения ФГОС на основе применения современных педагогических технологий "
Аналитическая записка на конкурс "Учитель года России" 2020...
Работа учителя математики с одарёнными детьми в условиях общеобразовательной школы
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отде...
Работа учителя математики с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого...