Работа учителя математики с одарёнными детьми в условиях общеобразовательной школы
статья по алгебре (5 класс) по теме
Обобщён опыт работы классного руководителя 5 класса по выявления одарённых детей в процесе внеклассной работы. Работа математического кружка "Юный математик" помогает приобщить обучающихся к изучению математики,мотивирует их на участие в олимпиадах и конкурсах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_plotnikova.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОТА УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).
Г.В. Плотникова, учитель математики
МКОУ «Сибирская средняя общеобразовательная школа №1»
Получив 5 класс, я, как и все учителя, начинаю выявлять одарённых детей, проводить кропотливую работу по развитию способностей. «Примеряя» портрет одарённого ребёнка к своим ученикам, вижу - все дети, в основном, способные в той или иной области. Шалва Амонашвили говорил: « В каждом ребёнке – солнце, только дайте ему светить...». Используя современные и традиционные образовательные технологии, начинаю работу с этими детьми в математическом направлении на уроках и во внеурочное время. Учебный процесс выстраивается таким образом, чтобы на уроке создавалась максимальная комфортность, хороший рабочий микроклимат. Дети загружаются решением «изящных» задач различными способами, нестандартными задачами в ходе изучения основных тем. В уголке «Задача недели» помещаются олимпиадные задачи для самостоятельного решения. На специальном уроке мы заслушиваем решения этих задач, выбирая оптимальные способы. Для подбора задач используется сайт http://iclass.home-edu.ru. Для учеников 5 класса проводится кружок «Юный математик», где организована работа в трёх направлениях: решение задач повышенной трудности, дополнительное изучение внепрограммного материала и погружение в математические игры. Для проведения занятий применяется материал сайта «Математическая игротека» http://iclass.home-edu.ru.
Каждая четверть завершается проведением уроков в нестандартной форме или интерактивным уроком: «Крестики-нолики», «Морской бой», «Математический аукцион», «Ярмарка задач». На таких уроках проявляется творчество детей, желание показать свои способности.
Реализовать свои возможности одарённые дети могут в предметных олимпиадах. Ежегодно мои ученики участвуют в школьных, муниципальных, дистанционных и международных конкурсах, олимпиадах, турнирах, региональных научно-практических конференциях. В международном математическом конкурсе «Кенгуру» мои ученики принимают самое активное участие и занимают лучшие позиции.
Одна из главнейших задач учителя – научить учащихся думать, делать открытия. Именно поэтому исследовательская деятельность учащихся является одной из самых удачных форм внеклассной работы с учащимися по предмету. При организации исследовательской деятельности по математике мы применяем информационные технологии. На мой взгляд, наиболее сложная проблема, которую приходится решать учителю при организации исследовательской деятельности в школе – находить интересные, перспективные темы для исследования, то есть темы, обещающие интересные результаты. Мечта для учителя, чтобы ученик сам нашёл перспективную тему для своего исследования. Хочется перечислить несколько удачных тем исследовательских работ по математике, которые разрабатывали мои ученики.
- «Вероятность заболевания гриппом учащихся Сибирской СОШ №1» - 2005год, лауреаты регионального НПК;
- «Золотое сечение в живописи» - 2007 год, лауреаты региональной НПК;
- «Принцесса математики» - 2009 год, лауреаты муниципальной НПК;
- «Сколько весит миллион» - 2011 год, лауреаты муниципальной НПК;
- «История посёлка Ростовка на уроках математики» - 2012 год, сертификат муниципальной НПК;
- «Старинные меры длины в русских народных сказках» - 2012 год, сертификат школьной НПК.
План-сетка работы с одарёнными детьми в 2011-2012 учебном году
октябрь | ВОШ по математике (школьный этап) | 43 ученика | I место -4 человека IIместо-3 человека IIIместо-3 человека |
ноябрь | ВОШ по математике (муниципальный этап) | 5 учеников | II место – 1 ученик |
декабрь | «Ломоносовский турнир» | 23 ученика | Лауреаты – 2 ученика, остальные сертификаты |
январь | Конкурс «Альбус» ИРШО, г. Калининград | 32 ученика | Результаты ожидаются |
февраль | II Всероссийская олимпиада по предметам, г. Бийск | 16 учеников | Хорошие результаты, II место по России – 1 ученик |
март | Международный конкурс «Кенгуру» | 84 ученика | Результаты ожидаются |
март | НПК школьного и муниципального уровней | 2 человека | Сертификаты |
апрель | Межрегиональный конкурс «Юные знатоки» | 16 человек | Результаты ожидаются |
С 5 по 9 класс по математике перешли на УМК под редакцией В.Г. Дорофеева, в котором прослеживается значительное погружение в предмет. В каждом классе, на каждом учебном предмете контроль усвоения учебного материала проводится на разных уровнях (А, В, С). Одаренные дети имеют возможность заниматься на самом высоком уровне обучения. По каждому разделу программы установлены цели обучения в соответствии с тем или иным уровнем. В ШМО учителей математики накоплен Банк разноуровневых заданий и упражнений, тестов по предметам учебного плана основной и средней школы.
В 7-10 классах, учитывая требования ГИА в новой форме, вводятся темы, необходимые для сдачи ЕГЭ, т.е. в условиях общеобразовательной школы, усиливается «математический вектор». Мои ученики показывают неплохие результаты при сдаче ЕГЭ: в 2009-2010 учебном году успеваемость составила 100%, качество - 44%; в 2010-2011 учебном году 94% и 36% соответственно. Средний балл по математике (по 100 балльной шкале) составляет в 2009-2010 учебном году 53 балла; в 2010-2011 учебном году – 43,7 балла.
Современная жизнь диктует новые формы обучения, одной из которых является дистанционное обучение и применение этой формы начато нами в 2011 году, впервые в истории школы. На различных этапах урока используются фрагменты электронных учебников. При изучении темы для графического решения уравнений, при контроле знаний используются персональные компьютеры. Ученики готовят мультимедийные презентации своих творческих работ, тем самым обучая меня.
Развитие любого ребенка, в том числе и одаренного, не может и не должно определяться только работой школы. Роль семьи в этом отношении невозможно переоценить. В классе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями. Родители вовлекаются в жизнедеятельность нашего класса через познавательные, творческие и спортивные мероприятия. Учебный год завершается традиционным родительским собранием и праздником для учащихся, где отмечаются достижения детей в научной, спортивной и культурной деятельности. Все юные таланты обязательно награждаются дипломами и ценными подарками.
Практика показывает, что существуют проблемы и нереализованные возможности в обучении одарённых детей. И всё же, работая с ними много лет, считаю: очень важно, чтобы зёрна детского таланта попали на благодатную почву. Рядом с ребёнком в нужный момент должен оказаться умный, внимательный наставник, умеющий создать и лелеять тот климат, в котором расцветают способности его учеников.
Приложение. Портрет одарённого ребёнка.
- Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задаёт вопросы.
- Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы.
- Свободно высказывает своё мнение, настойчиво и энергично отстаивает его.
- Склонен к рискованным действиям.
- Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов.
- Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться смешными другим.
- Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей.
- Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличаться от других.
- Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения.
- Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол "Проблемы работы с одарёнными детьми в условиях современной школы"
Определение особенностей работы с одаренными детьми в условиях образовательных организаций разных форм....
Работа с одарёнными детьми в условиях сельской школы
Когда я в своём коллективе задала вопрос "Кого можно считать одарённым?", мнения разделились. Большинство считают, что одарённость - крайняя редкость. Я придерживаюсь мнения, что в каждом ребёнк...
Программа «Организация работы с одарёнными детьми в условиях сельской школы»
Работа с одарёнными детьми...
Направления работы учителя математики с одаренными детьми в условиях внедрения ФГОС
В статье рассказывается об организации ШНО и актуальности развития исследовательской деятельности современных школьников в области математики....
Работа учителя математики с одарёнными детьми в условиях общеобразовательной школы
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отде...
Работа учителя математики с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого...