Матрицы. Действия над матрицами.
план-конспект по математике
Предварительный просмотр:
ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН ЗАНЯТИЯ
Дисциплина Элементы высшей математики
Урок : 1 Группа 1021,1022
Тема урока: Матрицы. Определение матриц, виды матриц, свойства матриц. Действия над матрицами.
Тип занятия: комбинированный урок
Вид занятия: получение и закрепление новых знаний
Дидактические: сформировать основные понятие: матрица, виды матриц
Развивающие: развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, способность к «видению» проблемы, формировать умения чётко и ясно излагать свои мысли, развивать навык решения задач путем применения новых знаний, математический кругозор, внимание, память.
Воспитательные: воспитывать интерес к математике и ее приложениям ,умение работать с имеющейся информацией, умение слушать товарищей, воспитывать уважение к предмету.
Обеспечения занятий : рабочая тетрадь
Литература: Лисичкин В.Т. «Математика»
Элементарные занятия, время | Содержание основных элементов урока |
Адаптация к условиям Проведения занятия | Приветствие, проверка присутствующих |
Создание целевой системы | Постановка целей урока, конкретных задач. Современный человек живет и действует в условиях, требующих высокого профессионализма и значительных интеллектуальных усилий для принятия правильных решений в различных жизненных и рабочих ситуациях. Усложнившиеся социально-экономические процессы, уплотнившиеся информационные потоки, явный недостаток времени на их осмысление, возросшие конкурентность и агрессивность — все это обусловливает довольно высокие требования к выпускникам образовательных учреждений. Курс информатики представляется дисциплиной с ярко выраженным межпредметным характером, наиболее значительны эти связи с математикой. Тесная связь информатики и математики существует в силу того, что имеется общая тенденция к использованию абстракций и символических представлений. |
Актуализация опорных знаний | Матрицей называется множество чисел, образующих прямоугольную таблицу, которая содержит m строк и n столбцов. Для записи матрицы используется следующее обозначение: Для любого элемента первый индекс i означает номер строки, а второй индекс j – номер столбца. Сокращено прямоугольную матрицу типа m × n можно записать так: A=(, где i=1, 2, , m; i=1, 2,, n. |
Создание развивающегося пространства |
Если число строк матрицы равно числу столбцов (m=n), то матрица называется квадратной. Например, квадратными являются матрицы A=. Число строк или столбцов квадратной матрицы называется её порядком. Рассмотрим квадратную матрицу порядка n: A=. Диагональ, содержащую элементы , , , будем называть главной, а диагональ, содержащую элементы , - побочной (или вспомогательной). Среди квадратных матриц выделим матрицы, у которых отличны от нуля только элементы, находящиеся на главной диагонали: A=. Такие матрицы называются диагональными; Являются диагональными матрицами второго и четвертого порядка. Если у диагональной матрицы все числа главной диагонали равны между собой, т.е. ===, то такая диагональная матрица называется скалярной. Если в скалярной матрице все числа главной диагонали равны единице, то матрица называется единичной и обозначается буквой E: E= Матрица, все элементы которой равны нулю, называется нулевой матрицей и обозначается так: O= В прямоугольной матрице типа m × n возможен случай, когда m=1. При этом получается матрица-строка: А=. В случае, когда n=1, получаем матрицу-столбец: B= Такие матрицы-строки и матрицы-столбцы иначе будем называть векторами. 3. Равенство матриц Две матрицы называются равными, если они имеют одинаковое число строк m и одинаковое число столбцов n и их соответствующие элементы равны: 4. Действия над матрицами Суммой матриц А и В условимся называть такую матрицу, элементы которой равны сумме соответствующих элементов матриц А и В. Складывать можно только матрицы, имеющие одинаковое строение: или прямоугольные типа m x n, или квадратные порядка n. Пример1: Сложить матрицы А и В, если:
Решение. a)Здесь А и В – квадратные матрицы второго порядка. Складывая их соответствующие элементы, получим C=A+B= Произведением матрицы A на число k называется такая матрица kA, каждый элемент которой равен если А=kA= Пример2: Умножить матрицу А=на число k=3. Решение. Умножая каждый элемент матрицы А на 3, получим 3А= . Умножение матриц Рассмотрим умножение квадратных матриц второго порядка. Пусть A=, B= Произведением этих матриц называется матрица C=AB=. Для прямоугольных матриц справедливы следующие правила: 1.Умножение матрицы А на матрицу В имеет смысл только в том случае, когда число столбцов матрицы А равно числу строк матрицы В; 2.В результате умножения двух прямоугольных матриц получается матрица, содержащая столько строк, сколько строк в первой матрице, и столько столбцов, сколько столбцов во второй матрице. Свойства умножения матриц ABBA. произведение двух матриц , не подчиняется переместительному закону. для умножения матриц выполняется сочетательный закон: A(BC) = (AB)C, распределительный закон: (A+B)C = AC + BC Определитель матрицы. Вычисление определителей второго и третьего порядков Пусть дана квадратичная матрица второго порядка: Определителем (или детерминантом) второго порядка, соответствующим данной матрице, называется число Определитель второго порядка записывается так: detA = |
Моделирование рефлексного пространства | Пример: Найти линейную комбинацию 3A -2B, если A=, B=. Решение. Сначала находим произведение А на и В на 3A=, -2B=. Теперь найдем сумму полученных матриц: 3A-2B= = . Найти произведение матриц А и В, если A=, B=. Решение. Найдем каждый элемент матрицы-произведения: ;
Следовательно, C= |
Задание на дом | Лекция (читать, учить основные понятия) |
Преподаватель: Куденко В.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
матрица одарённости
матрица определения одарённости...
матрица к образовательной программе по алгебре в 10 классе (профиль)
Уважаемые коллеги! Вашему вниманию представлен образец составления образовательной программы по алгебре. В данной матрице в разделе требования учителем четко сформулированы не только предметные...
Лекция по математике. Раздел 1. Линейная алгебра. Тема: Матрицы и определители.Занятие №1.
Лекция по математике на тему :Матрицы и определители....
Лекция по математике.Раздел 1. Линейная алгебра. Тема: Матрицы и опрделители. Занятие №2.
Лекция по математике.Раздел 1. Линейная алгебра. Тема: Матрицы и опрделители. Занятие №2....
Лекция по математике. Раздел 1. Линейная алгебра. Тема: Матрицы и определители.Занятие №3.
Лекция по математике. Раздел 1. Линейная алгебра. Тема: Матрицы и определители.Занятие №3....
Выполнение действий с матрицами. Вычисление определителей
Практическая работа по дисциплине ЕН.01 "Математика" для специальности "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)...
Матрицы для разработки уроков и матрицы самоанализа (по технологиям) - инициативы, реализованные с коллегами
Наполнение образовательной среды школы матрицами и технологическими картами для разработки уроков, матрицами для самоанализа педагогической деятельности по различным направлениям...