Матрицы для разработки уроков и матрицы самоанализа (по технологиям) - инициативы, реализованные с коллегами
методическая разработка
Наполнение образовательной среды школы матрицами и технологическими картами для разработки уроков, матрицами для самоанализа педагогической деятельности по различным направлениям
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Сценарий метапредметного урока»
- Выполнил: _______________________________________________________
- Сценарий урока:
Тема урока, класс, дата проведения. | |
Программа, УМК | |
Тип урока. | |
Цели урока. |
|
Оборудование и материалы к уроку. | Оборудование: Дидактический материал к уроку: |
Фундаментальные образовательные объекты (направленные на метапредметный результат) |
|
Главная проблема урока. Суть урока. | |
Технология, формы работы на уроке, обоснование целесообразности | Ведущая технология: Формы работы: |
Этапы и виды деятельности учеников (к каким УУД они относятся?). | Краткое описание методологических основ каждого этапа. |
Формулировка заданий ученикам на каждом этапе урока. Предполагаемые результаты. Задания по целеполаганию и рефлексии. | Собственно сценарий содержания урока (с комментариями к используемым приемам). Наиболее подробная часть конспекта. |
Культурно-исторические аналоги по рассматриваемой проблеме. | |
Рисунки, задачи (с решением), схемы, таблицы, вид школьной доски. | |
Формы контроля и оценки результатов урока (метапредметный аспект) | |
Задания на дом (разные варианты на выбор или индивидуально). | |
Рекомендуемые ученикам материалы | |
Список литературы и других источников, использованных учителем для подготовки к уроку. |
[
] Страница
Предварительный просмотр:
Организация самостоятельной работы учащихся на уроке (карта самоанализа)
Параметры: | Баллы | Примечание | |
Цель применения самостоятельной работы на уроке: | |||
| |||
| |||
| |||
| |||
Организация самостоятельной работы на различных этапах урока: | |||
| |||
| |||
| |||
Разнообразие видов самостоятельной работы | |||
| |||
| |||
| |||
Характер деятельности учащихся в ходе самостоятельной работы: | |||
| |||
| |||
| |||
Формы организации самостоятельной работы: | |||
| |||
| |||
| |||
| |||
Хронометраж самостоятельной работы: | |||
| |||
| |||
| |||
Основные требования к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке | |||
Проведение учителем инструктажа, где обозначаются цель и задачи самостоятельной работы, порядок выполнения работы, технические организационные навыки. | |||
Соответствуют ли задания самостоятельной работы учебным возможностям учащихся, их психолого-возрастным особенностям. | |||
Четкость, доступность формулировки цели заданий для самостоятельной работы учащихся. | |||
Осуществляет ли учитель непосредственное наблюдение за ходом выполнения самостоятельной работы; | |||
Оказывает ли необходимую помощь при возникновении затруднений. | |||
Прогнозирует ли возможные затруднения и ошибки в ходе самостоятельной работы; предусматривает ли эффективные способы преодоления затруднений. | |||
Обеспечивает ли учитель вариативность заданий для учащихся с разным уровнем познавательной самостоятельности. | |||
В ходе организации самостоятельной работы слабоуспевающих учащихся учитель: | |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
Осуществляет ли учитель постепенный переход от одного уровня самостоятельной работы на другой (от репродуктивного к творческому). | |||
Подведение итогов самостоятельной работы. | |||
Формирование навыков самоконтроля учащихся (обучение приемам самоконтроля) | |||
Организация обязательной проверки (контроль) выполнения самостоятельной работы. | |||
Осуществляется ли анализ выполнения заданий для самостоятельной работы. | |||
Эффективность применения самостоятельной работы на уроке. |
Баллы:
«2» - используется в полной мере
«1» - частично
«0» - отсутствует
Предварительный просмотр:
Проблемное обучение (карта самоанализа)
Параметры: | Баллы | Примечание | |
Использование проблемного метода обучения на различных этапах урока: | |||
| |||
| |||
| |||
Разнообразие приемов проблемного обучения: | |||
| |||
| |||
| |||
Разнообразие типов проблемных ситуаций: | |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
Использование учителем способов создания проблемных ситуаций: | |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
Соблюдение правил применения проблемного метода (структура): | |||
| |||
| |||
| |||
| |||
Деятельность учителя при организации проблемного обучения: | |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
| |||
Деятельность учащихся при проблемном обучении: | |||
Анализируют проблемную ситуацию и формулируют проблему | |||
Выдвигают и обосновывают гипотезы | |||
Анализируют проблему на основе имеющихся знаний, добывают новые знания. | |||
Высказывают предположения о возможном решении проблемы | |||
Реализуют найденное решение (пути доказательства правильности гипотезы) | |||
Осуществляют его проверку (анализ полученного результата в соответствии с поставленной проблемой) | |||
Соблюдение требований проблемного обучения в домашней работе учащихся: | |||
| |||
| |||
| |||
|
Баллы:
«2» - используется в полной мере; «1» - частично; «0» - отсутствует
Предварительный просмотр:
Разноуровневое обучение (карта самоанализа)
Цель применения: обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал.
Условные группы учащихся:
1 группа – обучающиеся с высоким темпом продвижения в обучении, которые могут самостоятельно находить решение изменённых типовых или усложнённых задач, предполагающих применение нескольких известных способов решения.
2 группа – обучающиеся со средним темпом продвижения в обучении, которые могут находить решения изменённых и усложнённых задач, опираясь на указания учителя.
3 группа – обучающиеся с низким темпом продвижения в обучении, которые при усвоении нового материала испытывают определённые затруднения, во многих случаях нуждаются в дополнительных разъяснениях, обязательными результатами овладеют после достаточно длительной тренировки, способностей к самостоятельному нахождению решений измененных и усложнённых задач пока не проявляют.
№ | Структурные элементы технологии | Содержание | Примечание |
1 | Целеполагание. Определение темы, цели и плана урока . | Кратковременность. | |
Последовательность требований учителя. | |||
Быстрое включение внимания учащихся, деловой ритм урока. | |||
Создание атмосферы, благоприятной для учащихся (ребенок должен иметь представление о том, что от него ждут, иметь возможность учиться в соответствии с возможностями) | |||
Определение цели и плана деятельности для каждой группы учащихся | |||
2 | Проверка домашнего задания (опрос по теме, изученной ранее) | Приемы работы: Фронтальный устный опрос (для основной группы учащихся) | |
Индивидуальные карточки для учащихся, испытывающих сложности в усвоении программы:
| |||
Задания для высокомотивированных учащихся:
| |||
Взаимоопрос, взаимопроверка (в парах, сформированных по уровню), использование консультантов при опросе | |||
3 | Объяснение нового материала | Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся. | |
Опора на актуальный уровень развития учащихся. | |||
Вариативность изложения материала. | |||
Программирование. Четкое дозирование. | |||
4 | Закрепление изученного.. Организация деятельности учащихся. | Введение заданий по степени нарастающей трудности. | |
Соблюдение принципа продуктивной обработки информации (задания, предполагающие самостоятельную обработку информации; дозированная поэтапная помощь педагога; перенос только что показанного способа на самостоятельное задание). | |||
Использование дифференцированных заданий
| |||
Использование карточек-информаторов, включающих наряду с заданием элементы дозированной помощи (схемы, образцы, примеры, справочный материал и пр.) | |||
Использование заданий, помогающих в овладении рациональными способами деятельности | |||
Использование альтернативных заданий для добровольного выполнения (если учеником освоено основное содержание темы) – по принципу мини-макса. | |||
5 | Домашнее задание | Обязательный инструктаж для всех учащихся. Дифференцированный характер домашнего задания ( с использованием приемов, описанных выше): дифференциация по объему, по степени самостоятельности, по степени помощи, по способу деятельности) |
Обобщенные типы уровневых заданий.
Распределение заданий по уровням сложности.
Уровень | Виды уровневых заданий | ||
Вопрос | Задача | Задание | |
1 уровень – Цель: восприятие знаний, осознание, запоминание, воспроизведение. Информация, предлагаемая учителем в готовом виде, должна быть усвоена всеми учащимися. Задания репродуктивного характера, на уровне воспроизведения: вставить пропущенные слова, внести недостающие знания, отделить верное от неверного. | Что называется… В каком году… Кто написал… Как формулируется… Что изображено… | Различного типа тренировочные задачи на применение, выполняемые по алгоритму (с помощью учителя). | Теоретическое:
Практическое:
|
2 уровень Цель: применение знаний. Осмысленное применение знаний и умений в знакомой ситуации по образцу. Работа на продуктивном уровне: решить задачи с уже усвоенным алгоритмом их выполнения или такие, которые требуют преобразования в 2-3 действия. | Какова причина… Что объединяет… Чем отличается… Почему… Какова основная мысль… Чем объясняется… | Задача, выполняя которую ученик действует самостоятельно, по алгоритму, включая такие этапы, как перевод единиц, получения аналитического выражения, анализа условий задачи и ее ответа. | Теоретическое:
Практическое:
|
3 уровень
Цель: творческое использование знаний. Решение неизвестного, готового эталона нет. Творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации. Неалгоритмизированные задания или задания с большим количеством преобразований, т.е. работа на творческом уровне. | Чем будут отличаться… Доказать или опровергнуть утверждение… Какой вывод можно сделать… Какие условия необходимы для… | Задача, требующая
| Теоретическое:
Практическое:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по методической теме игровые технологий на уроках английского языка
Этот урок составлен для 3 класса у кчебнику Биболетова....
Методическая разработка урока технологии в 6 классе "Технология обработки древесины на токарном станке"
Методическая разработка по теме "Технология обработки древесины на токарном станке" может быть использована учителями при организации образовательного процесса в 6 классах....
Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)
Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии...
Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)
Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)...
Методическая разработка урока технологии «Применение зигзагообразной строчки. Технология изготовления прорезной аппликации». Название урока: «Ромашка-символ семьи, любви и верности», 7 класс
Ежегодно 8 июля в нашей стране отмечается праздник "День семьи, любви и верности". Символом этого праздника является цветок-ромашка.Урок может сопровождать презентация "С днём сем...
Методическая разработка по теме" Разработка урока английского языка с применением технологии критического мышления".
В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОс нового поколения возникает острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока. В отличии от традиционного урока, который я...
Методическая разработка урока русского языка с использованием технологий личностно-ориентированного обучения и компьютерных технологий, 10 класс
Урок русского языка с использованием технологий личностно-ориентированного обучения и компьютерных технологий, 10 класс...