Матрицы для разработки уроков и матрицы самоанализа (по технологиям) - инициативы, реализованные с коллегами
методическая разработка

Наполнение образовательной среды школы матрицами и технологическими картами для разработки уроков, матрицами для самоанализа педагогической деятельности по различным направлениям

Скачать:


Предварительный просмотр:

  «Сценарий метапредметного урока»

  1. Выполнил: _______________________________________________________

  1.  Сценарий урока:

Тема урока, класс, дата проведения.

Программа, УМК

Тип урока.

Цели урока.

  1. Цель, направленная  на достижение предметных результатов:  
  2. Цель, направленная на формирование метапредметных результатов (УУД):  
  3.  Цель, направленная на формирование личностных результатов (УУД):  

 

Оборудование и материалы к уроку.

Оборудование:   

Дидактический материал к уроку:  

Фундаментальные образовательные объекты (направленные на метапредметный результат)

 

Главная проблема урока. Суть урока.

Технология, формы работы на уроке, обоснование целесообразности

Ведущая технология: 

Формы работы:   

Этапы и виды деятельности учеников (к каким УУД они относятся?).

 Краткое описание методологических основ каждого этапа.

Формулировка заданий ученикам на каждом этапе урока. Предполагаемые результаты.

Задания по целеполаганию и рефлексии.

Собственно сценарий содержания урока (с комментариями к используемым приемам). Наиболее подробная часть конспекта.

Культурно-исторические аналоги по рассматриваемой проблеме.

Рисунки, задачи (с решением), схемы, таблицы, вид школьной доски.

Формы контроля и оценки результатов урока (метапредметный аспект)

Задания на дом (разные варианты на выбор или индивидуально).

Рекомендуемые ученикам материалы

Список литературы и других источников, использованных учителем для подготовки к уроку.

 [ 

]        Страница



Предварительный просмотр:

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке (карта самоанализа)

 

Параметры:

Баллы

Примечание

Цель применения самостоятельной работы на уроке:

  • Приобретение новых знаний и овладение умением самостоятельно приобретать знания из различных источников

  • Углубление  и расширение сферы применения уже полученных знаний.

  • Формирование практических умений и навыков

  • Контроль усвоения предметных знаний, сформированности метапредметных умений

Организация самостоятельной работы на различных этапах урока:

  • При усвоении нового материала

  • При закреплении

  • При организации контроля усвоения темы

Разнообразие видов самостоятельной работы

  • Воспроизведение (для запоминания способов действий в конкретных ситуациях; копирующие действия по заданному образцу).

  • Реконструктивно-вариативное применение (осмысленный перенос знаний в типичные ситуации).

  • Творческое осмысление (перенос знаний в нестандартную ситуацию).

Характер деятельности учащихся в ходе самостоятельной работы:

  • репродуктивный

  • частично-поисковый

  • исследовательский

Формы организации самостоятельной работы:

  • Групповая

  • Парная

  • Индивидуальная

  • Фронтальная

Хронометраж самостоятельной работы:

  • 1 – 4 классы – 30 – 40% (не более 17 минут урока);

  • 5 – 9 классы – 50 – 70%;

  • 10 – 11 классы – 70 – 90%.

Основные требования к организации самостоятельной деятельности учащихся на уроке

Проведение учителем инструктажа, где обозначаются  цель и задачи самостоятельной работы, порядок выполнения работы, технические организационные навыки.

Соответствуют ли  задания самостоятельной работы  учебным возможностям учащихся, их психолого-возрастным особенностям.

Четкость, доступность формулировки цели заданий для самостоятельной работы учащихся.

Осуществляет ли учитель непосредственное наблюдение за ходом выполнения самостоятельной работы;  

Оказывает  ли необходимую  помощь при возникновении затруднений.

Прогнозирует ли возможные затруднения и ошибки в ходе самостоятельной работы; предусматривает ли эффективные способы преодоления затруднений.

Обеспечивает ли учитель вариативность заданий для учащихся с разным уровнем познавательной самостоятельности.

В ходе организации самостоятельной работы слабоуспевающих учащихся учитель:

  • Разбивает задания на дозы

  • Делает ссылку на аналогичные задания, выполненные ранее

  • Актуализирует в памяти учащихся необходимые правила

  • Инструктирует о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к оформлению

  • Включает в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению типичных ошибок.

  • Учитывает темп работы учащихся

  • Оказывает оперативную помощь.

Осуществляет ли учитель постепенный переход от одного уровня самостоятельной работы на другой (от репродуктивного к творческому).

Подведение итогов самостоятельной работы.

Формирование навыков самоконтроля учащихся (обучение приемам самоконтроля)

Организация обязательной проверки (контроль) выполнения самостоятельной работы.

Осуществляется ли анализ выполнения заданий для самостоятельной работы.

Эффективность применения самостоятельной работы на уроке.

Баллы:

«2» - используется в полной мере

«1» - частично

«0» - отсутствует



Предварительный просмотр:

Проблемное обучение (карта самоанализа)

Параметры:

Баллы

Примечание

Использование проблемного метода обучения на различных этапах урока:

  • При объяснении нового материала

  • При закреплении

  • При организации контроля усвоения темы

Разнообразие приемов проблемного обучения:

  • Поисковые

  • Исследовательские

  • Проблемное изложение нового материала

Разнообразие типов проблемных ситуаций:

  • Неожиданность (вызывающая удивление у учащихся своей парадоксальностью)

  • Конфликт (когда новые факты вступают в противоречие с уже известными)

  • Выбор (когда из ряда готовых решений, в том числе и неправильных, необходимо выбрать оптимальное)

  • Предположение (преподаватель предполагает возможность существования  новой закономерности,  идеи, вовлекая детей в исследовательский поиск)

  • Опровержение (учитель предлагает доказать несостоятельность какой-либо идеи, проекта, опровергнуть антинаучный вывод)

  • Несоответствие (когда жизненный опыт вступает в противоречие с научными данными)

  • Неопределенность (когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных)

Использование учителем способов создания проблемных ситуаций:

  • Учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения.

  • Сталкивает противоречия в практической деятельности.

  • Излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос

  • Предлагает учащимся рассмотреть явление с различных позиций

  • Использует наглядные пособия, соответствующие проблемному изложению материала.

  • Побуждает учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

  • Ставит конкретные вопросы (на обоснование, обобщение, конкретизацию рассуждений)

  • Определяет исследовательские практические задания.

  • Ставит проблемные задачи (с недостающими или избыточными данными; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения и пр.)

Соблюдение правил применения проблемного метода (структура):

  • Постановка проблемы (возникновение проблемной ситуации, осознание ее противоречия, формулирование вопроса для исследования)

  • Поиск решения проблемы (выдвижение и проверка гипотез)

  • Выражение нового знания научным языком в принятой форме (продукт – формулировка правила, вывода)

  • Реализация продукта (публичное представление решения проблемы, применение на практике)

Деятельность учителя при организации проблемного обучения:

  • Создает педагогическую проблемную ситуацию, побуждает учащихся к формулировке проблемы.

  • Побуждает учащихся к анализу проблемы; руководит переводом проблемы в задачу.

  • Помогает актуализировать необходимые знания.

  • Наблюдает, каким образом учащиеся планируют деятельность, осуществляют поиск путей решения задачи.

  • Организует деятельность по добыванию новых знаний. Оказывает помощь в организации познавательной деятельности.

  • Оценивает предполагаемые решения, руководит проверкой решения (совместный анализ полученного результата в соответствии с поставленной проблемой).

Деятельность учащихся  при проблемном обучении:

Анализируют проблемную ситуацию и формулируют проблему

Выдвигают и обосновывают гипотезы

Анализируют проблему на основе имеющихся знаний, добывают новые знания.

Высказывают предположения о возможном решении проблемы

Реализуют найденное решение (пути доказательства правильности гипотезы)

Осуществляют его проверку (анализ полученного результата в соответствии с поставленной проблемой)

Соблюдение требований проблемного обучения в домашней работе учащихся:

  • Продолжение исследования, начатого на уроке;

  • Решение новой, нетиповой задачи;

  • Задания, актуализирующие опорные знания и умения;

  • Применение знаний и умений в новой ситуации.

Баллы:

«2» - используется в полной мере; «1» - частично; «0» - отсутствует



Предварительный просмотр:

Разноуровневое обучение (карта самоанализа)

Цель применения:  обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому учащемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал.

Условные группы учащихся:

1 группа – обучающиеся с высоким темпом продвижения в обучении, которые могут самостоятельно находить решение изменённых типовых или усложнённых задач, предполагающих применение нескольких известных способов решения.

2 группа – обучающиеся со средним темпом продвижения в обучении, которые могут находить решения изменённых и усложнённых задач, опираясь на указания учителя.

 3 группа – обучающиеся с низким темпом продвижения в обучении, которые при усвоении нового материала испытывают определённые затруднения, во многих случаях нуждаются в дополнительных разъяснениях, обязательными результатами овладеют после достаточно длительной тренировки, способностей к самостоятельному нахождению решений измененных и усложнённых задач пока не проявляют.

Структурные элементы технологии

Содержание

Примечание

1

Целеполагание. Определение темы, цели и плана урока

 .

Кратковременность.

Последовательность требований учителя.

Быстрое включение внимания учащихся, деловой ритм урока.

 Создание атмосферы, благоприятной для учащихся (ребенок должен иметь представление о том, что от него ждут, иметь возможность учиться в соответствии с возможностями)

Определение цели и плана деятельности для каждой группы учащихся

2

Проверка домашнего задания (опрос по теме, изученной ранее)

Приемы работы:

Фронтальный устный опрос (для основной группы учащихся)

Индивидуальные карточки для учащихся, испытывающих сложности в усвоении программы:

  • с алгоритмом выполнения заданий,
  • с примерами подобных заданий,
  • с опорными словами, схемами
  • задания на заполнение пропусков в тексте (с использованием слов для справок) и пр.

Задания для высокомотивированных учащихся:

  • самостоятельное применение знаний в новой ситуации
  • задания проблемного содержания,
  • творческие задания

Взаимоопрос, взаимопроверка (в парах, сформированных по уровню), использование консультантов при опросе

3

Объяснение нового материала

Актуализация чувственного опыта и опорных знаний учащихся.

Опора на актуальный уровень развития учащихся.

Вариативность изложения материала.

Программирование. Четкое дозирование.

4

Закрепление изученного..

Организация деятельности учащихся.

Введение заданий по степени нарастающей трудности.

Соблюдение принципа продуктивной обработки информации (задания, предполагающие самостоятельную обработку информации; дозированная поэтапная помощь педагога; перенос только что показанного способа на самостоятельное задание).

Использование дифференцированных заданий

  • по объему предложенных заданий;
  • по степени самостоятельности учащихся при выполнении заданий;
  • по уровню трудности (репродуктивные, основанные на копирующих действиях; частично-поисковые; творческие);
  • по характеру помощи учащимся (организующая помощь, направляющая помощь, обучающая помощь);
  • по уровню творчества

Использование карточек-информаторов, включающих наряду с заданием   элементы дозированной помощи (схемы, образцы, примеры, справочный материал  и пр.)

Использование заданий, помогающих в овладении рациональными способами деятельности

Использование альтернативных заданий для добровольного выполнения (если учеником освоено основное содержание темы) – по принципу мини-макса.

5

Домашнее задание

Обязательный инструктаж для всех учащихся.

Дифференцированный характер домашнего задания ( с использованием приемов, описанных выше): дифференциация по объему, по степени самостоятельности, по степени помощи, по способу деятельности)


 Обобщенные типы уровневых заданий.
Распределение заданий по уровням сложности.

Уровень
(обусловлен основными этапами усвоения знаний)

Виды уровневых заданий

Вопрос

Задача

Задание

1 уровень –  

Цель: восприятие знаний, осознание, запоминание, воспроизведение.

Информация, предлагаемая учителем в готовом виде, должна быть усвоена всеми учащимися.

Задания репродуктивного характера, на уровне воспроизведения: вставить пропущенные слова, внести недостающие знания, отделить верное от неверного.

Что называется…

В каком году…

Кто написал…

Как формулируется…

Что изображено…

Различного типа тренировочные задачи на применение, выполняемые по алгоритму (с помощью учителя).

Теоретическое:

  • Приведите (запишите факты), примеры, доказательства…
  • Расскажите…
  • Перечислите…
  • Назовите, что произошло…

Практическое:

  • Зарисуйте схему (рисунок, график)…
  • Прочитайте отрывок…
  • Составьте план…

2 уровень

 Цель: применение знаний. Осмысленное применение знаний и умений в знакомой ситуации по образцу. Работа на продуктивном уровне: решить задачи с уже усвоенным алгоритмом их выполнения или такие, которые требуют преобразования в 2-3 действия.

Какова причина…

Что объединяет…

Чем отличается…

Почему…

Какова основная мысль…

Чем объясняется…

Задача, выполняя которую ученик действует самостоятельно, по алгоритму, включая такие этапы, как перевод единиц, получения аналитического выражения, анализа условий задачи и ее ответа.

Теоретическое:

  • Найдите факты, подтверждающие…
  • Сравните…
  • Объясните…

Практическое:

  • Постройте схему (диаграмму, график)…
  • Заполните таблицу…
  • Составьте схему по рисунку…

3 уровень

 

Цель: творческое использование знаний.

Решение неизвестного, готового эталона нет. Творческое применение знаний и умений в новой учебной ситуации. Неалгоритмизированные задания или задания с большим количеством преобразований, т.е. работа на творческом уровне.

Чем будут отличаться…

Доказать или опровергнуть утверждение…

Какой вывод можно сделать…

Какие условия необходимы для…

Задача, требующая

  • Применения знаний в новых (нестандартных) условиях,
  • Закономерностей нескольких разделов курса или использования знаний других предметных дисциплин (комбинирования),
  • Решаемая несколькими способами,
  • Олимпиадная (требующая догадки).

Теоретическое:

  • Сделайте сравнительный анализ (классификацию)…
  • Обобщите…
  • Оцените значимость…
  • Смоделируйте…
  • Предложите способ…

Практическое:

  • Сконструируйте…
  • Сделайте вывод…
  • Напишите сочинение…
  • Выполните модель…
  • Сделайте проект…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока технологии в 6 классе "Технология обработки древесины на токарном станке"

Методическая разработка по теме  "Технология обработки древесины на токарном станке" может быть использована учителями при организации образовательного процесса в 6 классах....

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)...

Методическая разработка урока технологии «Применение зигзагообразной строчки. Технология изготовления прорезной аппликации». Название урока: «Ромашка-символ семьи, любви и верности», 7 класс

Ежегодно  8 июля в нашей стране отмечается праздник "День семьи, любви и верности". Символом этого праздника является цветок-ромашка.Урок может сопровождать презентация "С днём сем...

Методическая разработка по теме" Разработка урока английского языка с применением технологии критического мышления".

В связи с переходом образовательных учреждений на ФГОс нового поколения возникает острая необходимость изменения подходов к планированию современного урока. В отличии от традиционного урока, который я...

Методическая разработка урока русского языка с использованием технологий личностно-ориентированного обучения и компьютерных технологий, 10 класс

Урок русского языка с использованием технологий личностно-ориентированного обучения и компьютерных технологий, 10 класс...