Математика 5 класс ( календарно-тематическое планирование)
календарно-тематическое планирование по математике (5 класс)
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
____________Н.Н. Медведева
«_______» сентября 2020г.
Негосударственное частное общеобразовательное учреждение
«Школа «Орбита»
муниципального образования городской округ Люберцы
Московской области
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
Предмет | Математика |
Уровень программы(базовый) | ФГОС ООО |
Класс | 5 |
Учитель первой категории | Матинян А.В. |
Люберцы
2020-2021 учебный год
Нормативно – правовая основа создания программы:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» в редакции, введенной в действие с 1 сентября 2013 г. Федеральным законом от 29.12.2012г № 273-Ф3
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении введенным в действие с 09.03.2001 г. № 196 Постановлением Правительства РФ (с изменениями на 01.04.2005 г.)
- Федеральный государственный стандарт 2010 года.
- Примерная программа по предмету.
- Федеральные перечни учебников на 2020/2021 учебный год.
- Учебный план НЧОУ «Школа «Орбита» 2020-2021 учебный год.
Учебно- методический комплект:
Программа (автор, издательства, год издания) | «Стандарты второго поколения. Математика 5-9 класс»,«Сборник рабочих программ 5-6 классы». Составитель Т. А. Бурмистрова, М. Просвещение,2014г. |
Учебник (автор, издательство, год издания) | Велинкин, Жохов,Чесноков.Математика 5. Просвещение 2019г. |
Дополнительное учебное обеспечение для обучающегося (автор, издательство, год издания) | А. П.Ершова, Математика 5 класс. Самостоятельные и контрольные работы , «Илекса» Москва 2019г. М. А. Попов, Контрольные и самостоятельные работы по математике «Экзамен» Москва 2019г. |
Методические материалы для учителя (автор, издательства, год издания) | |
Медиаресурсы |
Распределение учебных часов:
Количество часов по программе в год -----170ч.
Количество часов по планированию в год ------170ч.
Количество часов в неделю ---------5ч.
Рабочая программа
по математике
5 класс (базовый уровень)
Учебник: Математика 5 класс, Н.Я. Виленкин и др., М. Мнемозина, 2019 г.
Количество часов: 5 часов в неделю
Учитель: Матинян Алвард Ванушовна
Первая квалификационная категория
Рабочая программа
к учебнику «Математика», 5 класс, авт. Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов,
А.С. Чесноков, С.И.Шварцбурд
Рабочая программа составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным); основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. В ней соблюдается преемственность с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования; учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Пояснительная записка.
Математика является одним из основных, системообразующих предметов школьного образования. В ходе её изучения на ступени основного общего образования школьники осваивают основополагающие понятия и идеи, такие, как число, буквенное исчисление, функция, геометрическая фигура, вероятность, дидукция, математическое моделирование, т.е. материал, создающий основу математической грамотности. Вместе с тем подходы к формированию содержания математического школьного образования претерпели существенные изменения, отвечающие требованиям сегодняшнего дня. Изучение математики в основной школе направлено на достижение целей не только в предметном направлении, но и:
- в направлении личностного развития
- развитие логического и критического мышления, культуры речи, способности к умственному эксперименту;
- формирование у учащихся интеллектуальной честности и объективности, способности к преодолению мыслительных стереотипов, вытекающих из обыденного опыта;
- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;
- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;
- развитие интереса к математическому творчеству и математических способностей;
- в метапредметном направлении
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, о значимости математики в развитии цивилизации и современного общества;
- развитие представлений о математике как форме описания и методе познания действительности, создание условий для приобретения первоначального опыта математического моделирования;
- формирование общих способов интеллектуальной деятельности, характерных для математики и являющихся основой познавательной культуры, значимой для различных сфер человеческой деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Настоящая программа по математике для 5 класса является логическим продолжением программы для начальной школы. В основе построения данного курса лежит идея гуманизации обучения, соответствующая современным представлениям о целях школьного образования и уделяющая особое внимание личности ученика, его интересам и способностям. Предлагаемый курс позволяет обеспечить формирование как предметных умений, так и универсальных учебных действий школьников, а также способствует достижению определённых во ФГОС личностных результатов, которые в дальнейшем позволят учащимся применять полученные знания и умения для решения различных жизненных задач.
В курсе математики 5 класса выделены 4 содержательные области: натуральные числа и шкалы, площади и объемы, дроби, инструменты для вычислений и измерений.
Систематизация сведений о натуральных числах позволяет восстановить у учащихся навыки чтения и записи многозначных чисел, сравнения натуральных чисел, а также навыки их табличного сложения и умножения. При изучении геометрического материала основное внимание уделяется формированию навыков измерения и построения отрезков при помощи линейки. В ходе изучения темы вводятся понятия координатного луча, единичного отрезка и координаты точки. Здесь начинается формирование таких важных умений, как умения начертить координатный луч и отметить на нем заданные числа, назвать число, соответствующее данному делению на координатном луче. Начиная с этой темы основное внимание, уделяется закреплению алгоритмов арифметических действий над многозначными числами, так как они не только имеют самостоятельное значение, но и являются базой для формирования умений проводить вычисления с десятичными дробями. В этой теме начинается алгебраическая подготовка: составление буквенных выражений по условию задач, решение уравнений на основе зависимости между компонентами действий (сложение и вычитание). В этой теме проводится целенаправленное развитие и за крепление навыков умножения и деления многозначных чисел. Вводятся понятия квадрата и куба числа. Продолжается работа по формированию навыков решения уравнений на основе зависимости между компонентами действий. Развиваются умения решать текстовые задачи, требующие понимания смысла отношений «больше на... (в...)», «меньше на... (в...)», а также задачи на известные учащимся зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием; ценой, количеством и стоимостью товара и др.). Задачи решаются арифметическим способом. При решении с помощью составления уравнений, так называемых задач на части учащиеся впервые встречаются с уравнениями, в левую часть которых неизвестное входит дважды. Решению таких задач предшествуют преобразования соответствующих буквенных выражений.
При изучении темы «Площади и объемы» учащиеся встречаются с формулами. Навыки вычисления по формулам отрабатываются при решении геометрических задач. Значительное внимание уделяется формированию знаний основных единиц измерения и умению перейти от одних единиц к другим в соответствии с условием задачи.
В теме «Дроби» изучаются сведения о дробных числах, необходимые для введения десятичных дробей. Среди формируемых умений основное внимание должно быть привлечено к сравнению дробей с одинаковыми знаменателями, к выделению целой части числа. С пониманием смысла дроби связаны три основные задачи на дроби, осознанного решения которых важно добиться от учащихся .
При введении десятичных дробей важно добиться у учащихся четкого представления о десятичных разрядах рассматриваемых чисел, умений читать, записывать, сравнивать десятичные дроби. Подчеркивая сходство действий над десятичными дробями с действиями над натуральными числами, отмечается, что сложение десятичных дробей подчиняется переместительному и сочетательному законам. Определенное внимание уделяется решению текстовых за дач на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями. При изучении операции округления числа вводится новое понятие — «приближенное значение числа», отрабатываются навыки округления десятичных дробей до заданного десятичного разряда. Основное внимание привлекается к алгоритмической стороне рассматриваемых вопросов. На несложных примерах отрабатывается правило постановки запятой в результате действия. Кроме того, продолжается решение текстовых задач данными, выраженными десятичными дробями. Вводится понятие среднего арифметического нескольких чисел.
В ходе изучения темы «Инструменты для вычислений и измерений» у учащихся важно выработать содержательное понимание смысла термина «процент». На этой основе они должны научиться решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов от какой-либо величины; находить число, если известно несколько его процентов; находить, сколько процентов одно число составляет от другого. Продолжается работа по распознаванию и изображению геометрических фигур. Важно уделить внимание формированию умений проводить измерения и строить углы. Круговые диаграммы дают представления учащимся о наглядном изображении распределения отдельных составные частей какой-нибудь величины. В упражнениях следует широко использовать статистический материал, публикуемый в газетах и журналах.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Математика» изучается в 5-ом классе в виде учебного курса «Математика» 5 часов в неделю.
Учащиеся должны знать:
- понятие натурального числа, десятичной дроби, обыкновенной дроби;
- правила выполнения действий с заданными числами;
- свойства арифметических действий;
-понятия буквенных выражений и уравнений, процентов;
- определение отрезка и луча, прямоугольного параллелепипеда и окружности;
Должны уметь:
-выполнять арифметические действия с натуральными числами и десятичными дробями;
- применять свойства арифметических действий при решении примеров;
- решать уравнения, упрощать буквенные выражения;
- решать задачи на дроби и с помощью уравнений;
- находить процент от числа и число по его проценту.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Ученик научится:
1. Понимать особенности десятичной системы счисления;
2. Оперировать понятиями, связанными с делимостью натуральных чисел;
3. Выражать числа в эквивалентных формах записи числа, выбирая наиболее подходящую в зависимости от ситуации;
4. Сравнивать и упорядочивать натуральные числа и дроби с одинаковыми знаменателями и числителями;
5. Выполнять вычисления, сочетая устные и письменные приемы вычислений, применение калькулятора;
6. Использовать понятия и умения, связанные с процентами в ходе решения задач;
7. Решать задачи, содержащие буквенные данные, работать с формулами;
8. Распознавать на чертежах, рисунках, моделях и в окружающем мире отрезки, треугольники, прямые, лучи, плоскости, прямоугольники, прямоугольные параллелепипеды;
9. Вычислять объём прямоугольного параллелепипеда;
10. Находить значения длин линейных элементов фигур, градусную меру углов от 0 до 180°;
11. использовать свойства измерения длин, площадей и углов при решении задач на нахождение длины отрезка, градусной меры угла;
12. вычислять площадь прямоугольников.
Ученик получит возможность:
1. Познакомиться с позиционными системами счисления с основаниями , отличными от 10;
2. Углубить и развить представление о натуральных числах как способе образования других чисел;
3. Научиться использовать приемы, рационализирующие вычисления, приобрести привычку контролировать вычисления, выбирая подходящий для ситуации способ ;
4. научиться вычислять объёмы геометрических фигур, составленных из прямоугольных параллелепипедов;
5. вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников.
Содержание курса.
Математика Y класс («Математика, 5класс, авт. Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И.Шварцбурд)
5 часов в неделю, всего 170 ч.
1. Натуральные числа и шкалы (13часов), из них контрольные работы 1час.
Десятичная система записи натуральных чисел. Римская нумерация. Сравнение натуральных чисел. Геометрические фигуры: отрезок, прямая, луч, треугольник. Измерение и построение отрезков. Единицы измерения длин. Координатный луч.
2. Сложение и вычитание натуральных чисел (21часов), из них контрольные работы 2 часа.
Сложение и вычитание натуральных чисел, свойства сложения: переместительный и сочетательный законы. Числовые и буквенные выражения, понятие уравнения. Решение текстовых задач арифметическим способом.
3. Умножение и деление натуральных чисел (28 часов), из них контрольные работы 2 часа.
Умножение и деление натуральных чисел. Законы умножения: переместительный, сочетательный и распределительный. Порядок выполнения действий. Квадрат и куб числа. Деление с остатком. Решение текстовых задач арифметическим способом.
4. Площади и объемы (15 часов), из них контрольные работы 1 час.
Формулы пути, площади прямоугольника, объема прямоугольного параллелепипеда. Единицы измерения времени, скорости, площади и объема.
5. Обыкновенные дроби (24 часа), из них контрольные работы 2 часа.
Окружность и круг. Обыкновенные дроби. Сравнение обыкновенных дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Правильные и неправильные дроби. Смешанные числа, их сложение и вычитание.
6. Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей (15часов), из них контрольные работы 1час.
Десятичная дробь. Сравнение, сложение и вычитание десятичных дробей. Округление чисел. Решение текстовых задач различными способами.
7. Умножение и деление десятичных дробей (29 часов), из них контрольные работы 2 часа.
Умножение и деление десятичных дробей. Решение текстовых задач различными способами. Среднее арифметическое нескольких чисел.
8. Инструменты для вычислений и измерений (17часов), из них контрольные работы 2 часа.
Начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты. Основные задачи на проценты: нахождение процента от величины, величины по ее проценту. Выражение отношения в процентах в простейших случаях. Круговые диаграммы. Углы, измерение углов.
9. Итоговое повторение курса математики 5 класса (8 часов), из них контрольные работы 1 час.
Учебно-тематическое планирование по математике в 5 классе
(5 ч в неделю, всего 170 ч)
Раздел, тема. | Кол-во часов | Кол-во контрольных работ |
Натуральные числа и шкалы. | 13 | 1 |
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ | 21 | 2 |
УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ | 28 | 2 |
ПЛОЩАДИ И ОБЪЁМЫ | 15 | 1 |
ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ | 24 | 2 |
ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ. | 15 | 1 |
УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ | 29 | 2 |
ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЙ | 17 | 1 |
ПОВТОРЕНИЕ | 8 | 1 |
ВСЕГО | 170 | 13 |
Календарно-тематическое планирование по математике в 5 классе
(5 ч в неделю, всего 170 ч; учебники: 1. Виленкин – 5 кл).
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Учебник (пункт) | |
План | Факт | ||||
Натуральные числа и шкалы. | 13 | ||||
1-3 | Обозначение натуральных чисел | 3 | 1, п.1 | ||
4 | Отрезок. Длина отрезка. | 1 | 1, п.2 | ||
5 | Треугольник | 1 | 1, п.2 | ||
6-7 | Плоскость. Прямая. Луч. | 2 | 1, п.3 | ||
8-10 | Шкалы и координаты | 3 | 1, п.4 | ||
11-12 | Меньше или больше. | 2 | 1, п.5 | ||
13 | Контрольная работа №1 «Натуральные числа и шкалы» | 1 | |||
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ | 21 | ||||
14-18 | Сложение натуральных чисел и его свойства | 5 | 1, п.6 | ||
19-22 | Вычитание | 4 | 1, п.7 | ||
23 | Контрольная работа №2 «Сложение и вычитание натуральных чисел» | 1 | |||
24-26 | Числовые и буквенные выражения | 3 | 1, п.8 | ||
27-29 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания | 3 | 1,п.9 | ||
30-33 | Уравнение | 4 | 1,п.10 | ||
34 | Контрольная работа №3 «Уравнение» | 1 | |||
УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ НАТУРАЛЬНЫХ ЧИСЕЛ | 28 | ||||
35-40 | Умножение натуральных чисел и его свойства | 6 | 1, п.11 | ||
41-47 | Деление | 7 | 1, п.12 | ||
48-50 | Деление с остатком | 3 | 1,п.13 | ||
51 | Контрольная работа №4 «Умножение и деление» | 1 | |||
52-56 | Упрощение выражений | 5 | 1, п.14 | ||
57-59 | Порядок выполнения действий | 3 | 1, п.15 | ||
60-61 | Степень числа. Квадрат и куб числа | 2 | 1, п.16 | ||
62 | Контрольная работа №5 «Упрощение выражений» | 1 | |||
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Учебник (пункт) | |
План | Факт | ||||
ПЛОЩАДИ И ОБЪЁМЫ | 15 | ||||
63-65 | Формулы | 3 | 1, п. 17 | ||
66-68 | Площадь. Формула площади прямоугольника. | 3 | 1, п.18 | ||
69-72 | Единицы измерения площадей | 4 | 1, п.19 | ||
73 | Прямоугольный параллелепипед | 1 | 1, п.20 | ||
74-76 | Объёмы. Объём прямоугольного параллелепипеда | 3 | 1, п.21 | ||
77 | Контрольная работа №6 «Площади и объёмы» | 1 | |||
ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ | 24 | ||||
78-79 | Окружность и круг | 2 | 1, п.22 | ||
80-82 | Доли. Обыкновенные дроби | 3 | 1, п.23 | ||
83-85 | Сравнение дробей | 3 | 1, п.24 | ||
86-88 | Правильные и неправильные дроби | 3 | 1,п.25 | ||
89 | Контрольная работа №7 «Обыкновенные дроби» | 1 | |||
90-92 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями | 3 | 1, п.26 | ||
93-94 | Деление и дроби | 2 | 1, п.27 | ||
95-96 | Смешанные числа | 2 | 1, п.28 | ||
97-100 | Сложение и вычитание смешанных чисел | 4 | 1, п.29 | ||
101 | Контрольная работа №8 «Сложение и вычитание обыкновенных дробей» | 1 | |||
ДЕСЯТИЧНЫЕ ДРОБИ. СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ. | 15 | ||||
102-103 | Десятичная запись дробных чисел. | 2 | 1, п.30 | ||
104-106 | Сравнение десятичных дробей | 3 | 1, п.31 | ||
107-112 | Сложение и вычитание десятичных дробей | 6 | 1,п.32 | ||
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Учебник (пункт) | |
План | Факт | ||||
113-115 | Приближённые значения чисел. Округление чисел. | 3 | 1, п. 33 | ||
116 | Контрольная работа №9 «Сложение и вычитание десятичных дробей» | 1 | |||
УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ ДЕСЯТИЧНЫХ ДРОБЕЙ | 29 | ||||
117-120 | Умножение десятичных дробей на натуральные числа | 4 | 1, п.34 | ||
121-124 | Деление десятичных дробей на натуральные числа | 4 | 1, п. 35 | ||
125 | Контрольная работа №10 «Умножение и деление десятичных дробей на натуральные числа» | 1 | |||
126-131 | Умножение десятичных дробей | 6 | 1, п.36 | ||
132-140 | Деление на десятичную дробь | 9 | 1, п. 37 | ||
141-144 | Среднее арифметическое | 4 | 1, п.38 | ||
145 | Контрольная работа №11 «Умножение и деление десятичных дробей» | 1 | |||
ИНСТРУМЕНТЫ ДЛЯ ИЗМЕРЕНИЙ | 17 | ||||
146-147 | Микрокалькулятор | 2 | 1, п.39 | ||
148-152 | Проценты | 5 | 1, п.40 | ||
153 | Контрольная работа №12 «Проценты» | 1 | |||
154 | Угол. Прямой и развёрнутый угол. | 1 | 1, п.41 | ||
155 | Чертёжный треугольник. | 1 | 1, п.41 | ||
156 | Решение задач на построение | 1 | 1, п.41 | ||
157-159 | Измерение углов. Транспортир | 3 | 1, п.42 | ||
160-161 | Круговые диаграммы | 2 | 1, п.43 | ||
162 | Контрольная работа №13 «Инструменты для измерений» | 1 | |||
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Учебник (пункт) | |
План | Факт | ||||
Повторение | 8 | ||||
163 | Арифметические действия над натуральными числами | 1 | 1, п.44 | ||
164 | Арифметические действия с обыкновенными дробями | 1 | 1, п.44 | ||
165-166 | Арифметические действия с десятичными дробями | 2 | 1, п.44 | ||
167-168 | Решение уравнений | 2 | 1, п.44 | ||
169 | Итоговая контрольная работа №13 | 1 | |||
170 | Работа с чертёжными инструментами | 1 | 1, п.44 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Для учителя:
1. В.И. Жохов. Преподавание математики в 5 и 6 классах. Метод.рекомендации для учителя к учебникам Н.Я. Виленкина и др. М.: Мнемозина, 2001
2. Виленкин Н.Я. Математика. 5 кл. – М.: Мнемозина, 2014
3. Жохов В.И., Крайнева Л.Б. Контрольные работы. 5 кл. - М.: Мнемозина, 2014
4. Жохов В.И., Митяева И.М., Математические диктанты. 5 кл. - М.: Мнемозина, 2009
5.Ершова А.П. Самостоятельные и контрольные работы. Математика 5.
Для учащихся :
Виленкин Н.Я. Математика. 5 кл. – М.: Мнемозина , 2019
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
9 класс календарно-тематическое планирование по математике
Календарно-тематическое планирование по математике в 9 классе...
10 класс календарно-тематическое планирование по математике физико-математический профиль
Календарно-тематическое планирование по математике физико-математический профиль 10 класс...
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс.
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 7 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию про...
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс.
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 4 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произнош...
Рабочие программы по математики для 5-ого и 6-ого класса, календарно-тематическое планирование, стартовые диагностики, итоговые работы для разных классов.
В помощь учителям математики: предлагаю для вашего внимания рабочую программу по математике для 5-ого и 6-ого класса, переработанную в рамках ФГОС, стартовые диагностики, а также итоговые работы...
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс. Календарно-тематическое планирование по развитию слухового восприятия и формированию произношения II вид 2 отделение 10 класс.
Рабочая программа по развитию слухового восприятия и формированию произношения (далее РСВ и ФП) в 10 б классе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (слабослышащих и позднооглохших) (далее...
Рабочая программа по физической культуре для 5 класса .Календарно - тематическое планирование для 5 класса.
Рабочая программа и календарно--тематическое планирование по физической культуре для 5 класса составлено в соответствии с ФГОС основного общего образования и рабочей программы А.П.Ма...