Конспект урока математики по теме "Шкала.Координатный луч" 5 класс
план-конспект урока по математике (5 класс)

Тагирова Гулизар Абдулвагабовна

Конспект урока математики по теме "Шкала.Координатный луч" 5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_13_shkaly_i_koordinaty.doc66.5 КБ
Файл urok_13_shkaly_i_koordinaty.pptx360.94 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: математика

Класс: 5                                                      

Дата: 20.09.2019

Тема урока: Шкала.Координатный луч.

Цель урока: создать условия для формирования новой учебной информации.

Задачи урока: 

Образовательные: сформировать понятие координатного луча, научить строить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по заданным координатам

Воспитательные: воспитывать умение слушать других, учатся критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.;

 Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, развивать внимание; развивать познавательный интерес через игровые моменты взаимоконтроля, взаимопроверки, способствовать пониманию необходимости интеллектуальных усилий для успешного обучения, положительного эффекта настойчивости для достижения цели.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Необходимое оборудование: плакат с координатным лучом, сигнальные карточки (одна сторона зеленая, другая – красная), карточки с самостоятельной работой, записи на доске ( решения самостоятельной работы), компьютер , мультимедийный проектор, презентация.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

2

3

4

5

1.

Организационный этап

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.

- У каждого из вас на столах лежат карточки самооценивания  (приложение 1). Подпишите их. В течение урока мы с вами будем выполнять различные задания. По окончанию решения каждого задания, вы должны оценить свою работу:

"+" - справился  без затруднений,

"±" - справился , но возникали сложности,

"-" - не справился с заданием.

Включаются в деловой ритм урока.

Учащиеся слушают учителя, подписывают карточки самооценивания

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные: организация своей учебной деятельности

Личностные: мотивация учения

2.

Актуализация знаний

Организация устного счета и повторения основных типов задач.

Устные упражнения

«Математическая разминка».

1. Вот задача не для робких!

    Вычитай, дели и множь,

    Плюсы ставь, а также скобки!

    Верим – к финишу придешь!

5   5   5   5 = 30 (Ответ: 5 + 5  5 + 5 = 30)

5   5   5   5 = 55 (Ответ: 5  (5 + 5) + 5 = 55)

5   5   5   5 = 120 (Ответ: 5  5  5 – 5 = 120).

2. Если математическое утверждение верно, то показывается карточка зеленого цвета, если нет – то красного:

а) Две точки можно соединить двумя отрезками.

б) В одном сантиметре 10 дециметров.

в) Прямая не имеет концов.

г) Точка разбивает прямую на два луча.

д) Лучи АМ и AN – дополнительные лучи.

е) В одной тонне 100 кг.

3. № 1-2,стр. 29.(устный счет)

Участвуют в работе по повторению: в беседе с учителем отвечают на поставленные вопросы.

Ставят знаки действий.

Работают сигнальными карточками

Работают устно по цепочке

Записывают результат на доске

Познавательные: структурирование собственных знаний.

Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. 

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

3.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. 

Проблемная ситуация

–Выполните  задание: начертите луч. Начало луча назовите О. Укажите стрелочкой направление луча. Отложите от точки О отрезок длиной 1 см, 2см, 3см, 4см, 5см, 6см…

– Сформулируйте тему урока. (Координатный луч) Запишите тему в тетрадь.

Тема урока: Координатный луч.

(Плакат с координатным лучом. Определение координатного луча)

Слайд 13. (приложение презентация)

Постройте в тетради координатный луч с единичным отрезком 1 клеточка.

На своем луче проставьте буквы, соответствующие числам данного ключа, и прочитайте получившееся слово.

10

4

8

1

0

9

6

5

3

7

а

р

а

о

к

т

и

д

о

н

 Итак, появляется новое понятие – «координата».

Тема урока: Координаты

– Чему мы должны научиться на уроке? (Уточнить значение понятия «координата точки»; научиться определять и записывать координаты любых точек.)

Записывают дату в тетрадь, определяют тему и цель урока.

Работают с учебником с. 22 рис.22 , читают текст, строят координатный луч в тетради

Записывают тему в тетрадь.     (1 часть)

Слушают объяснение учителя

Строят координатный луч. Ставят  буквы соответствующие числам данного ключа, читают получившееся слово.

Записывают в тетрадь тему урока (2 часть)

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, формулируют задачи урока

Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

Открытие нового: Слышали ли вы фразу: «Оставьте свои координаты»? Что она обозначает? (Оставить свой адрес, дать номер телефона.) Значит, речь идет о местоположении. А что же используется для записи адреса? (Число) Так что же такое «координата точки»? (Это число, показывающее местоположение точки на числовом луче, то есть адрес точки.)
– Проверим значение слова «координата» по толковому словарю.
– Вернемся к заданию: определить и записать координаты точек А, В, С, Д. В математике строгие правила, есть свои условные обозначения. Посмотрите, как записывается координата точки А. В скобках, рядом с обозначением точки – А(4).
– Координатой точки А называется число, которое показывает расстояние от начала луча до точки А. Что показывает число в скобках? (Количество единичных отрезков от начала отсчета до точки А). Внимание! Буквенное обозначение точки – над лучом, а соответствующее число – под ним.
– Так что же такое «координата точки»?  

Слайд (приложение презентация)

– Что нового узнали про числовой луч из вывода в учебнике? (Он еще называется координатным). Почему его еще так называют? (Так как каждой точке числового луча соответствует, число равное координате этой точки). «Лесенка знаний» пополнилась еще одним дополнением – координатный луч.

.

Учащиеся делают вывод.

Слушают объяснение учителя.

Учащиеся делают вывод.

4.

Применение знаний и умений в новой ситуации

1.На доске начерчен луч с началом в точке О.

Беседа  по  вопросам:  Является   ли  этот  луч  координатным  лучом? (Нет.) Почему? (Не выбран единичный отрезок.) Как обозначается единичный отрезок? Почему он так называется? Как понимать запись: В(3)? Как называется число 3? Сколько точек В(3) можно отметить на координатном луче? (Одну.)

2. № 112 (у), 115, 117,.118,120,121.123.

Учащиеся участвуют в беседе.

Учащиеся в парах выполняют решение предложенных задач. По окончании работы над каждой задачей, оценивают результат своей деятельности на листах оценивания.

Познавательные: формирование интереса к данной теме.

Личностные: формирование готовности к самообразованию.

Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата.

5.

Физкультминутка

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

Давайте немного отдохнем.

Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперед смотри – это «три».
Руки в стороны по - шире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам надо сесть – это «шесть».

Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

6.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

Самостоятельная работа с проверкой на уроке.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу по карточкам.

Осуществляют взаимопроверку самостоятельной работы.

Учащиеся сдают самостоятельную работу учителю.

Личностные: формирование позитивной самооценки

Коммуникативные: 

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

7.

Рефлексия (подведение итогов урока)

Подводит итоги работы  класса в целом.

Назовите ключевые слова урока. Где в жизни вам могут пригодиться знания сегодняшнего урока?
– Оцените работу класса на уроке.

Наш урок подходит к концу. Давайте обсудим: какие задания вызвали у вас затруднения и почему?

Учащиеся высказывают свои мнения.

Учащиеся сдают карточки самооценивания.

Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке.

8.

Информация о домашнем задании

Дает комментарий к домашнему заданию

Домашнее задание:  п. 5, № 113, 116, 119. В математический словарь занести: единичный отрезок, координатный луч, координаты.

Двумя прямыми линиями разделить треугольник на два треугольника, четырехугольник и пятиугольник.

Учащиеся записывают в дневники и тетради домашнее задание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что объединяет приборы?

Слайд 2

21.09.2020 2 Вот задача не для робких! Вычитай, дели и множь, Плюсы ставь, а также скобки! Верим – к финишу придешь!

Слайд 3

21.09.2020 3 а) Две точки можно соединить двумя отрезками. б) В одном сантиметре 10 дециметров. в) Прямая не имеет концов. г) Точка разбивает прямую на два луча. д ) В одной тонне 100 кг.

Слайд 4

4 О 1 2 3 4 5 6 7 8 Х 1 2 3 4 5 6 С (4), К ( 7), М (2), Р (3).

Слайд 5

Координатный луч О Е 0 10 20 3 0 40 50 60 70 80 А В С О 0 К

Слайд 6

Шкалы и координаты

Слайд 7

IIII I IIII IIII I IIII IIII I IIII IIII I IIII IIII I IIII IIII I IIII IIII I IIII IIII I IIII IIII I IIII IIII I IIII IIII I 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 I I I I I I I I I I I АВ = 6 см А В Длины отрезков измеряют линейкой. На линейке нанесены штрихи . Они разбивают линейку на равные части. Эти части называют делениями. Все деления линейки образуют шкалу. Цена деления – 1 см мм = 60 мм

Слайд 8

I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I i I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I IIII I 42 41 40 39 38 37 36 35 Шкалы бывают не только на линейках. На рисунке изображен медицинский термометр. Его шкала состоит из 70 делений. Каждое деление соответствует 1 0 .

Слайд 9

Какой объем занимает вода, налитая в мензурку? Числа на шкале мензурки означают кубические сантиметры (см 3 ). 10 0 20 0 30 0 40 0 50 0

Слайд 10

Одно деление соответствует 1 ч. Кроме того, циферблат часов разделен на 60 маленьких делений. Одно маленькое деление соответствует 1 минуте. В некоторых приборах шкалы располагаются на окружностях или дугах окружностей. На циферблате часов вся окружность разделена на 12 больших делений. 1 2 3 9 6 12 11 10 8 7 4 5

Слайд 11

Шкала транспортира располагается на полуокружности. Штрихи шкалы транспортира делят полуокружность на 180 долей. Одна такая доля называется градусом. 10 20 50 60 70 80 90 100 110 120 130 140 150 160 170 180 180 170 160 150 140 130 120 110 100 80 0 10 20 30 40 50 60 70 0 40 30 Кроме делений по 1 0 , на шкале транспортира есть еще деления по 5 0 и 10 0 .

Слайд 12

0 2 0 4 0 6 0 8 0 10 0 Автомобиль приближается к городу, по улицам которого разрешается ехать со скоростью не более 60 км/ч. В кабине автомобиля установлен спидометр – прибор, показывающий скорость движения. Посмотрите на спидометр. Нарушит ли шофер правила уличного движения, если не снизит скорость? Каким будет показание спидометра, когда автомобиль остановится? 14 0 12 0 км/ч 60 На сколько и в какую сторону передвинется стрелка, когда скорость снизится до 50 км/ч?

Слайд 13

0 2 0 6 0 На рисунке показана шкала прибора, показывающего, сколько литров бензина осталось в баке автомобиля. Сколько литров бензина сейчас в баке? л 8 0 4 0 б) при движении будет израсходовано 30 л? На сколько делений и в какую сторону передвинется стрелка прибора, если: а) в бензобак нальют еще 20 л бензина;

Слайд 14

I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I I 0 100 200 300 400 500 600 700 800 900 1000 На весах тоже бывают шкалы. Каждое деление соответствует 50 г. Определите массу яблок.

Слайд 15

21.09.2020 15 10 4 8 1 0 9 6 5 3 7 а р а о к т и д о н

Слайд 16

Координатный луч Начертим луч ОХ так, чтобы он шел слева направо О Х Отметим на луче какую-нибудь точку Е. Е Над началом луча О напишем число 0, а над точкой Е число 1. Отрезок ОЕ называется единичным отрезком . 0 1 Отложим далее на луче отрезки, равные единичному отрезку. Проставив числа мы получим бесконечную шкалу. 2 4 5 6 7 8 9 Эта бесконечная шкала - координатный луч

Слайд 17

I IIII I IIII I IIII I IIII I 20 10 № 108 На рисунке изображена шкала. Какие числа соответствуют точкам А, В, С и D этой шкалы? 30 C B A D 15 25 28

Слайд 18

21.09.2020 18 Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока математики с использованием ЭОР. 5 класс

Представлена разработка урока в 5 классе по теме "Правильные и неправильные дроби" с использованием ЭОР.Тип урока: Объяснение и первичное закрепление учебного материала....

Конспект урока математики по теме "Проценты" 5 класс

В подготовке урока принимали участие родители учеников 5а класса. Вместе придумывали задачи для закрепления понятия "Процент". Вместе снимали видеоролик, в котором бабушка училась вместе свнучкой реша...

конспект урока математики по теме "Одночлены", 7 класс

Материал включает в себя конспект урока, презентацию, бланк, с которым работает ученик....

Конспект урока математики "Сложение отрицательных чисел" 6 класс

Конспет урока математики в 6 классе по теме " Сложение отрицательных чисел"...

Конспект урока математики по теме "Пропорция" 6 класс

Класс: 6Предмет: математикаТема: прямая и обратная пропорциональные  зависимости. Цели урока:Дидактическая:Обеспечить закрепление понятий  прямой и обратной пропорциональных велич...

План-конспект урока математики "Преобразование целых выражений" (7 класс)

Цели урока:1)       Повторить преобразование целых выражений в многочлен, разложение многочлена на множители;2)       воспитать добросовестн...