Технологическая карта урока математики "Обыкновенные дроби" 5 класс
методическая разработка по математике (5 класс)
технологическая карта урока математики в 5 классе "Обыкновенные дроби"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_matematiki_obyknovennye_drobi.docx | 60.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта учителя математики: Сарыглар А.В.
Класс:5
Предмет: математика
Тема урока: «Обыкновенные дроби»
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Формы работы: коллективная работа; индивидуальная, работа в парах.
Виды элементов технологий на уроке: технология проблемного обучения, технология деятельностного метода, игровая, здровьесберегающая, тестовая.
Методы и приемы, использованные на уроке:
- Прогнозирование
- Предположение по ключевым вопросам. В каком случае получили дроби?
- Опора на личный опыт (деление апельсина)
- Словесный
- Практический
- Наглядный
- Частично - поисковый
На уроке использовались следующие оборудования: мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Обыкновенные дроби», карточки, плакат.
Интегрирование с предметами :
- География (Мир – это единая целостная система)
- История (История возникновения дробей)
- Русский язык (Правильное название чисел и сказка)
Цели урока:
- Формирование понятий обыкновенная дробь, числитель дроби, знаменатель дроби;
- Активизировать умственную и познавательную деятельность учащихся.
Задачи урока:
Образовательные:
- научить правильно читать и писать дроби, находить знаменатель и числитель, научить правильно понимать дробь;
- повышение интереса к учебному материалу, развитие интереса к предмету
- учить применять алгоритм при решении задач;
- активизация всех учащихся через разнообразные виды самостоятельной работы.
Развивающие:
- развивать умение применять знания теории на практике, развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
- развивать внимание, наблюдательность, мышление, интерес к предмету, математическую речь.
Воспитательные:
- повышать заинтересованность в изучении предмета математики;
- воспитывать культуру умственного труда и культуру общения, эстетическую культуру.
Предметные результаты:
- формирование навыка чтения обыкновенных дробей;
- формирование умения определять числитель и знаменатель дроби;
- развитие понимания того, что показывает числитель и знаменатель дроби.
Метапредметные УУД:
- Познавательные - систематизировать поступающую информацию и представлять ее в наглядном виде.
- Регулятивные - определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; оценивать результаты работы.
- Коммуникативные - планировать учебное сотрудничество; с достаточной полнотой составлять вопросы в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные УУД:
- сформировать положительное отношение к изучению данной темы, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные уровни):
- понимать точку зрения одноклассников и учителя;
- организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
- умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- осуществлять поиск нужной информации;
- уметь читать обыкновенные дроби;
- уметь изображать дроби на числовой прямой;
- понимать необходимость использования обыкновенных дробей в жизни человека.
Познавательные УУД:
- формировать навыки чтения и записи обыкновенных дробей;
- применять полученные знания при решении практических задач.
Коммуникативные УУД:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- выражение своих мыслей, аргументация;
- постановка вопросов, инициативное сотрудничество
Регулятивные УУД:
- понимать учебную задачу урока;
- осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
- определять цель учебного задания;
- контролировать свои действия в процессе его выполнения;
- обнаруживать и исправлять ошибки;
- отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения
Технологическая карта урока
Этап урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Время (в мин) | Формируемые УУД |
1. Организационный этап | Создать благоприятный настрой на работу | Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. | Включаются в учебный процесс | 1 | организация своей учебной деятельности; мотивация учения |
2. Актуализация знаний | Актуализация опорных знаний и способов действий. | О чем говорят рассмотренные иллюстрации? (Мир - это единая целостная система.)
1) территория РФ 1/7 от территории Земли 2) ¼ часть запаса древесины находится в РФ 3) наш класс составляют 1/4 от всех 5 классов Главный вопрос урока: Можем ли мы обойтись без деления на части? Гипотезы: -да; - нет . | Мир - это единая целостная система. Главный вопрос урока: Можем ли мы обойтись без деления на части? Гипотезы: -да; - нет | 3 | Наблюдение, внимательность, опыт, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Развитие навыка сотрудничества. Выдвижение гипотезы. Создание проблемной ситуации. |
3. Постановка цели и задач урока. | Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими тему и целей урока. | Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. | 2 | умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. самоопределение. умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. | |
4. Этап изучение нового материала и усвоение новых знаний | Введение понятия обыкновенная дробь. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы | Деление целого на части 1.Учитель показывает детям апельсины и задает вопрос. - Апельсинов у нас три, а нас в классе 21 человек. Как сделать так, чтобы апельсин достался каждому? (Апельсин нужно разделить.) - Сколько апельсина получит каждый из вас? (Каждый получит дольку апельсина.) - Вот эта долька и называется дробью.
Аналитическая беседа:
Вывод: доли образуется при деление целого на равные части. Исторические сведения: В русском языке слово «дробь» появилось в VIII веке, оно происходит от глагола «дробить» - разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в VIII веке) дроби так и назывались – «ломаные числа». У других народов название дроби также связано с глаголами «ломать», «разбивать», «раздроблять». Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии; его стали использовать и арабы, а от них в XII – XIV веках оно было заимствовано европейцами. Вначале в записи дробей не использовалась дробная черта; например, числа записывались так: Черта дроби стала постоянно использоваться лишь около 300 лет тому назад. Первым европейским ученым, который стал использовать и распространять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник, сын городского писаря Фибоначчи (Леонардо Пизанский) в 1202 г. Он ввел слово «дробь». Названия «числитель» и «знаменатель» ввел в XIII веке Максим Плануд – греческий монах, ученый-математик. 2. Что такое дробь. Частично-поисковый метод - ДРОБЬ – одна или несколько равных долей. Дробь записывают двумя натуральными числами, которые разделены чертой. 1 – числитель дроби 7 – знаменатель дроби - Что показывает знаменатель 7? - Что показывает числитель 1? При чтении дробей надо помнить: числитель дроби – количественное числительное женского рода, отвечает на вопрос СКОЛЬКО? (одна, две, восемь и т.д.), знаменатель – порядковое числительное, отвечает на вопрос КАКАЯ или КАКИХ? (седьмая, сотая, двести тридцатая и т.д.) Например: - одна пятая; - две шестых.
- Например: - одна пятая; - две шестых; - семь десятых; - восемьдесят три сто пятьдесят вторых. Задача 1 - вода занимает 2/3 поверхности Земли, поэтому Землю называют голубой планетой. -что на Земле занимает больше места суша или вода? почему? -какую часть планеты занимает суша? - сколько всего частей вместе занимает суша и вода? - Задача 2 -учимся правильно читать дроби , , , , , , Задача 3 - запишите в виде дроби а) три шестых; б) одна треть ; в) половина; г) три четверти; д) семь десятых; е) одиннадцать сотых; ж) одиннадцать сорок восьмых. Задача 4 (работа с учебником) - решить № 681 . | Дети записывают в тетрадь тему и цель урока. Дроби образуются тогда, когда один предмет делятся на равные части. Вывод: доли образуется при деление целого на равные части. На сколько долей делят целое. Сколько таких долей взяли. Записывают правильное чтение дробей в тетрадь. Учащиеся всем классом проговаривают правильное чтение дробей Учащиеся своими словами дают ответ на вопрос, с помощью учителя правильно формулируется определение (Числитель - на сколько равных частей разделили целое. Знаменатель - сколько частей взяли.) Делают запись в тетрадях Учащиеся предлагают свои варианты ответов. | 18 | Развитие самостоятельности, умения слушать и слышать. Развитие навыка участия в коллективном обсуждении тем. Познавательная активность. Формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задач. Частично-поисковый метод |
5. Физкультминутка | Смена деятельности. | Быстро встали, Тихо сели, Головами повертели, Сладко, сладко потянулись И друг другу улыбнулись, Рот закрыли на замок, Продолжается урок. | Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. | 2 | Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся. |
6. Этап первичное осмысление и закрепление знаний. | Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых. | Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок. - К нам в гости пришли знаменитые сыщики Шерлок Холмс и его помощник доктор Ватсон. (слайд 1) - Ребята, знаете, они пришли к нам за помощью, чтобы мы помогли раскрыть одно дело. Чтобы наша работа стала эффективной, давайте создадим детективное агентство «Обыкдробь».(слайд 2). - Кто догадался, откуда название агентства? - Первое задание нашего агентства – раскрытие преступления. (слайд 3). - Какое слово здесь спрятано? (Похищена). (слайд 4) - Для того, чтобы узнать что похищена давайте заполним таблицу. И так, что похищено? (Статуя Венеры) (слайд 5). - А теперь выполним второе задание – составим фоторобот преступника. (слайд 6). Форма глаз: Запишите в виде обыкновенной дроби: одиннадцать сто сорок пятых () - Форма носа можем найти читая дробь: - Форму губ, находим отвечая на вопрос: Какая часть фигуры закрашена? - Форма глаз, носа, губ мы составили. А что еще осталось, чтобы выявить фоторобот? (Уши). Для этого нам надо разделиться на 3 группы, чтоб быстрее посчитать. Первая группа решает под буквой а), вторая группа под б), третья группа решает пример под в) и находим ответ 50 см (в) - Вот мы составили фоторобот. Шерлок Холмс и доктор Ватсон благодарны за вашу помощь. - Откуда вы знаете Шерлока Холмса? (из фильма) | Учащиеся выполняют тест, в первом задании заполняют таблицу, находят слово, во втором задании находят фоторобот преступника. | 11 | формирование позитивной самооценки умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. На этом этапе используется игровая технология. |
7. Рефлексия (подведение итогов урока) | Дать количественную оценку работы учащихся | Притча. Шел мудрец, а я навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал вопрос каждому. У первого спросил: «А что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!» - Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок. - Кто работал как первый человек? - Кто работал добросовестно? - Кто принимал участие в строительстве храма? - Что такое доли? (Равные части целого) - Что такое дроби? (числа, выражающие части целого) -Что обозначает знаменатель? - Что обозначает числитель? | Равные части целого Числа, выражающие части целого. Знаменатель - сколько частей взяли. Числитель - на сколько равных частей разделили. | 2 | оценивание собственной деятельности на уроке, проверка усвоенных на уроке знаний. |
8. Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания | Постановка оценок. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
| Учащиеся записывают в дневники задание. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока математики в 5 классе "Сложение обыкновенных дробей"
Здесь представлена разработка урока математики в 5 классе по ФГОС. УМК Мордковича А.Г....
Технологическая карта урока математики в 7 классе по теме "Обыкновенные дроби"
Технологическая карта урока математики в 7 классе по теме "Обыкновенные дроби", направленные на формирование БУД...
Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме: "Умножение обыкновенных дробей" по ФГОС (УМК Г.В. Дорофеев).
Технологическая карта урока математики в 5 классепо теме: Умножение обыкновенных дробей» по ФГОС(УМК Г. В. Дорофеев).Автор: Луценко Ирина Владимировна. Тема урока:Умножение обыкновенных дробейТип...
Технологическая карта урока математики в 5 классе: "Сравнение обыкновенных дробей"
Технологическая карта урока математики в 5 классе: "Сравнение обыкновенных дробей"...
Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.) Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»
Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.)Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»...
Технологическая карта урока математики в 6 классе УМК «Математика 6 класс» Г.В.Дорофеев Тема урока: «Решение задач с помощью кругов Эйлера»
Технологическая карта урока математики в 6 классеУМК «Математика 6 класс» Г.В.ДорофеевТема урока: «Решение задач с помощью кругов Эйлера»Цели:образовательные: формирование...
Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме "Обыкновенные дроби"
Урок по теме Обыкновенные дроби...