Технологическая карта урока математики "Обыкновенные дроби" 5 класс
методическая разработка по математике (5 класс)

Сарыглар Айслу Владимировна

технологическая карта урока математики в 5 классе "Обыкновенные дроби"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта учителя математики: Сарыглар А.В.

Класс:5

Предмет: математика

Тема урока: «Обыкновенные дроби»

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Формы работы: коллективная работа; индивидуальная, работа в парах.

Виды элементов технологий на уроке: технология проблемного обучения, технология деятельностного метода, игровая, здровьесберегающая, тестовая.

Методы и приемы, использованные на уроке:

  1. Прогнозирование
  2. Предположение по ключевым вопросам. В каком случае получили дроби?
  3. Опора на личный опыт (деление апельсина)
  4. Словесный
  5. Практический
  6. Наглядный
  7. Частично - поисковый

На уроке использовались следующие оборудования: мультимедийный проектор, компьютер, презентация «Обыкновенные дроби», карточки, плакат.

Интегрирование с предметами :

  1. География (Мир – это единая целостная система)
  2. История  (История возникновения дробей)
  3. Русский язык (Правильное название чисел и сказка)

Цели урока:

  • Формирование понятий обыкновенная дробь, числитель дроби, знаменатель дроби;
  • Активизировать умственную и познавательную деятельность учащихся.

Задачи урока:

Образовательные:

  • научить правильно читать и писать  дроби,  находить знаменатель и числитель, научить правильно понимать дробь;
  • повышение интереса к учебному материалу, развитие интереса к предмету
  • учить применять алгоритм при решении задач;
  • активизация  всех учащихся через разнообразные виды самостоятельной работы.

Развивающие:

  • развивать умение применять знания теории на практике, развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля;
  • развивать внимание, наблюдательность, мышление, интерес к предмету, математическую речь.

Воспитательные:

  • повышать заинтересованность в изучении предмета математики;
  • воспитывать культуру умственного труда и культуру общения, эстетическую культуру.        

Предметные результаты:

  • формирование навыка чтения обыкновенных дробей;
  • формирование умения определять числитель и знаменатель дроби;
  • развитие понимания того, что показывает числитель и знаменатель дроби.

 Метапредметные УУД:

  • Познавательные - систематизировать поступающую информацию и представлять ее в наглядном виде.
  • Регулятивные - определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической; оценивать результаты работы.
  • Коммуникативные - планировать учебное сотрудничество; с достаточной полнотой составлять вопросы в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные УУД:

  • сформировать положительное отношение к изучению данной темы, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные уровни):

  • понимать точку зрения одноклассников и учителя;
  • организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
  • умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
  • осуществлять поиск нужной информации;
  • уметь читать обыкновенные дроби;
  • уметь изображать дроби на числовой прямой;
  • понимать необходимость использования обыкновенных дробей в жизни человека.

Познавательные УУД:

  • формировать навыки чтения и записи обыкновенных  дробей;
  • применять полученные знания при решении практических задач.

Коммуникативные УУД:  

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • выражение своих мыслей, аргументация;
  • постановка вопросов, инициативное сотрудничество

Регулятивные УУД: 

  • понимать учебную задачу урока;
  • осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;
  • определять цель учебного задания;
  • контролировать свои действия в процессе его выполнения;
  • обнаруживать и исправлять ошибки;
  • отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения

Технологическая карта урока

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время (в мин)

Формируемые УУД

1. Организационный этап

Создать благоприятный настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Включаются в учебный процесс

1

организация своей учебной деятельности; мотивация учения

2. Актуализация знаний

Актуализация опорных знаний и способов действий.

О чем говорят рассмотренные иллюстрации?

(Мир - это единая целостная система.)

  • Однако, в нашей жизни мы пользуемся не только целыми величинами, но и дробными.
  • например:

1) территория РФ 1/7 от территории Земли

2) ¼ часть запаса древесины находится в РФ

3) наш класс составляют 1/4 от всех 5 классов

Главный вопрос урока:

Можем ли мы обойтись без деления на части?

Гипотезы: -да; - нет

.

Мир - это единая целостная система.

Главный вопрос урока:

Можем ли мы обойтись без деления на части?

Гипотезы: -да; - нет

3

Наблюдение, внимательность, опыт, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Развитие навыка сотрудничества.        Выдвижение гипотезы.

Создание проблемной ситуации.

3. Постановка цели и задач урока.  

Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими  тему и целей урока.

Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы.

2

умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

самоопределение.

умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса.

4. Этап изучение нового материала и усвоение новых знаний

Введение понятия обыкновенная дробь. Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания  детьми изучаемой темы

Деление целого на части

1.Учитель показывает детям апельсины и задает вопрос.

 - Апельсинов у нас три, а нас в классе 21 человек. Как сделать так, чтобы апельсин достался каждому? (Апельсин нужно разделить.)

 - Сколько апельсина получит каждый из вас? (Каждый получит дольку апельсина.)

 - Вот эта долька и называется дробью.

  • Итак, кто догадал тему нашего урока: «Обыкновенные дроби».
  • Что мы должны узнать на уроке? Чему научиться?

Аналитическая беседа:

  • в каком случае получили доли?
  • почему?

Вывод: доли образуется при деление целого на равные части.

Исторические сведения:

В русском языке слово «дробь» появилось в VIII веке, оно происходит от глагола «дробить» - разбивать, ломать на части. В первых учебниках математики (в VIII веке) дроби так и назывались – «ломаные числа». У других народов название дроби также связано с глаголами «ломать», «разбивать», «раздроблять».

Современное обозначение дробей берет свое начало в Древней Индии; его стали использовать и арабы, а от них в XII – XIV веках оно было заимствовано европейцами. Вначале в записи дробей не использовалась дробная черта; например, числа записывались так: Черта дроби стала постоянно использоваться лишь около 300 лет тому назад. Первым европейским ученым, который стал использовать и распространять современную запись дробей, был итальянский купец и путешественник, сын городского писаря Фибоначчи (Леонардо Пизанский) в 1202 г. Он ввел слово «дробь». Названия «числитель» и «знаменатель» ввел в XIII веке Максим Плануд – греческий монах, ученый-математик.

2. Что такое дробь.

Частично-поисковый метод

- ДРОБЬ – одна или несколько равных долей.

Дробь записывают двумя натуральными числами, которые разделены чертой.

1 – числитель дроби

7 – знаменатель дроби

- Что показывает знаменатель 7?

- Что показывает числитель 1?

При чтении дробей надо помнить:

        числитель дроби – количественное числительное женского рода, отвечает на вопрос СКОЛЬКО?         (одна, две, восемь и т.д.),

        знаменатель – порядковое числительное, отвечает на вопрос КАКАЯ или КАКИХ?

    (седьмая, сотая, двести тридцатая и т.д.)

        Например:             - одна пятая;               - две шестых.

                   

- Например: https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_565193e9e01bd/konspiekt-uroka-po-matiematikie-na-tiemu-obyknoviennyie-drobi-5-klass_3.png - одна пятая; https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_565193e9e01bd/konspiekt-uroka-po-matiematikie-na-tiemu-obyknoviennyie-drobi-5-klass_4.png - две шестых; https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_565193e9e01bd/konspiekt-uroka-po-matiematikie-na-tiemu-obyknoviennyie-drobi-5-klass_5.png- семь десятых; https://arhivurokov.ru/kopilka/uploads/user_file_565193e9e01bd/konspiekt-uroka-po-matiematikie-na-tiemu-obyknoviennyie-drobi-5-klass_6.png- восемьдесят три сто пятьдесят вторых.

Задача 1

- вода занимает 2/3 поверхности Земли, поэтому Землю называют голубой планетой.

-что на Земле занимает больше места суша или вода? почему?

-какую часть планеты занимает суша?

- сколько всего частей вместе занимает суша и вода?

-

Задача 2

-учимся правильно читать дроби

, , , , , ,

Задача 3

- запишите в виде дроби

а) три шестых;

б) одна треть ;

в) половина;

г) три четверти;

д) семь десятых;

е) одиннадцать сотых;

ж) одиннадцать сорок восьмых.

Задача 4 (работа с учебником)

- решить № 681

.

Дети записывают в тетрадь тему и цель урока.

Дроби образуются тогда, когда один предмет делятся на равные части.

Вывод: доли образуется при деление целого на равные части.

На сколько долей делят целое.

Сколько таких долей взяли.

Записывают правильное чтение дробей в тетрадь.

Учащиеся всем классом проговаривают правильное чтение дробей

Учащиеся своими словами дают ответ на вопрос, с помощью учителя правильно формулируется определение (Числитель - на сколько равных частей разделили целое. Знаменатель - сколько частей взяли.) 

Делают запись в тетрадях

Учащиеся предлагают свои варианты ответов.

18

Развитие самостоятельности, умения  слушать и слышать.

Развитие навыка участия в коллективном обсуждении тем.

Познавательная активность.

Формирование умения выделять и сравнивать стратегии решения задач.

Частично-поисковый метод

5. Физкультминутка

Смена деятельности.

Быстро встали,

Тихо сели,

Головами повертели,

Сладко, сладко потянулись

И друг другу улыбнулись,

Рот закрыли на замок,

Продолжается урок.

Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу.

2

Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся.

6.  Этап первичное осмысление и закрепление знаний.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

Выявляет качество и уровень усвоения знаний, а также устанавливает причины выявленных ошибок.

- К нам в гости пришли знаменитые сыщики Шерлок Холмс и его помощник доктор Ватсон. (слайд 1)

 - Ребята, знаете, они пришли к нам за помощью, чтобы мы помогли раскрыть одно дело. Чтобы наша работа стала эффективной, давайте создадим детективное агентство «Обыкдробь».(слайд 2).

- Кто догадался, откуда название агентства?

- Первое задание нашего агентства – раскрытие преступления. (слайд 3).

- Какое слово здесь спрятано? (Похищена). (слайд 4)

- Для того, чтобы узнать что похищена давайте заполним таблицу. И так, что похищено? (Статуя Венеры) (слайд 5).

- А теперь выполним второе задание – составим фоторобот преступника. (слайд 6).

Форма глаз: Запишите в виде обыкновенной дроби: одиннадцать сто сорок пятых ()

- Форма носа можем найти читая дробь:

- Форму губ, находим отвечая на вопрос:

Какая часть фигуры закрашена?

- Форма глаз, носа, губ мы составили. А что еще осталось, чтобы выявить фоторобот? (Уши). Для этого нам надо разделиться на 3 группы, чтоб быстрее посчитать. Первая группа решает под буквой а), вторая группа под б), третья группа решает пример под в) и находим ответ 50 см (в)

- Вот мы составили фоторобот. Шерлок Холмс и доктор Ватсон благодарны за вашу помощь.

- Откуда вы знаете Шерлока Холмса? (из фильма)

Учащиеся выполняют тест, в первом задании заполняют таблицу, находят слово,  во втором задании находят фоторобот преступника.

11

формирование позитивной самооценки

умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы.

На этом этапе используется игровая технология.

7. Рефлексия (подведение итогов урока)

Дать количественную оценку работы учащихся

Притча.

Шел мудрец, а я навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал вопрос каждому. У первого спросил: «А что ты делал целый день?». И тот с ухмылкой ответил, что целый день возил проклятые камни. У второго мудрец спросил: «А что ты делал целый день?», и тот ответил: «А я добросовестно выполнил свою работу». А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: «А я принимал участие в строительстве храма!»

- Ребята! Давайте мы попробуем с вами оценить каждый свою работу за урок.

- Кто работал как первый человек?

- Кто работал добросовестно?

- Кто принимал участие в строительстве храма?

- Что такое доли? (Равные части целого)

- Что такое дроби? (числа, выражающие части целого)

-Что обозначает знаменатель?

- Что обозначает числитель?

Равные части целого

Числа, выражающие части целого.

Знаменатель - сколько частей взяли.

Числитель - на сколько равных частей разделили.

2

оценивание собственной деятельности на уроке, проверка усвоенных на уроке знаний.

8. Информация о домашнем задании

Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания

Постановка оценок. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

  1. Прочитать п 25.
  2. Решить № 679, 680.
  3. Творческая работа по группам (по желанию): составить сказку про обыкновенных дробей.

Учащиеся записывают в дневники задание.

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока математики в 5 классе "Сложение обыкновенных дробей"

Здесь представлена разработка урока математики в 5 классе по ФГОС. УМК Мордковича А.Г....

Технологическая карта урока математики в 7 классе по теме "Обыкновенные дроби"

Технологическая карта урока математики в 7 классе по теме "Обыкновенные дроби", направленные на формирование БУД...

Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме: "Умножение обыкновенных дробей" по ФГОС (УМК Г.В. Дорофеев).

Технологическая карта урока математики в 5 классепо теме: Умножение обыкновенных дробей» по ФГОС(УМК Г. В. Дорофеев).Автор: Луценко Ирина Владимировна. Тема урока:Умножение обыкновенных дробейТип...

Технологическая карта урока математики в 5 классе: "Сравнение обыкновенных дробей"

Технологическая карта урока математики в 5 классе: "Сравнение обыкновенных дробей"...

Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.) Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»

Технологическая карта урока математики в 5 классе. (Учебник математики для 5 класса. С.М. Никольский, М.К. Потапов, и др.)Тема урока «Признаки делимости. Делимость на 10, 2, 5.»...

Технологическая карта урока математики в 6 классе УМК «Математика 6 класс» Г.В.Дорофеев Тема урока: «Решение задач с помощью кругов Эйлера»

Технологическая карта урока математики в 6 классеУМК «Математика 6 класс» Г.В.ДорофеевТема урока: «Решение задач с помощью кругов Эйлера»Цели:образовательные: формирование...