Личностно-ориентированный подход на уроках математики
статья по математике

Технология личностно - ориентированного обучения обусловлена целями:

заинтересовать каждого учащегося и обеспечить его развитие в условиях атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;

развить творческий потенциал учащихся;

развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка;

помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno_orientirovannyy_podhod.docx38.37 КБ

Предварительный просмотр:

Личностно-ориентированный подход на уроках математики

 В основу организации образовательного процесса положен личностно-ориентированный подход, который:

способствует раскрепощению в каждом творческого потенциала и развитию его потребностей и способностей в преобразовании окружающей действительности и самого себя;

пробуждает деятельное начало, пронизывающее все ступени образования и все формы работы с детьми, которое позволяет строить образовательный процесс не на пассивно - содержательной ноте, а в форме диалога и творчески как для учителя, так и для ученика.

Технология личностно - ориентированного обучения обусловлена целями:

заинтересовать каждого учащегося и обеспечить его развитие в условиях атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;

развить творческий потенциал учащихся;

развить индивидуальные познавательные способности каждого ребенка;

помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться .

 

  Но с каждым годом растет проблема «как снежный ком» обучения детей  имеющих низкую  мотивацию к учебной деятельности. Считаю , что учителю для успешной работы с каждым учеником необходимо знать его домашние условия  для учебной работы ,проблемы в знаниях и их причины ,учитывать интерес к предмету, взаимоотношения с классным коллективом .

 Основные причины низкой мотивации, на мой взгляд ,следующие :

  1. отставание в умственном развитии от своих сверстников;
  2. невнимательность на уроках и непонимание до конца излагаемого материала;
  3. большое количество пропусков по болезни и без уважительных причин;
  4. мастерство учителя;
  5. перегрузка.

Задачи:

Выявить внутренние психофизиологические ресурсы учащихся, позволяющие им реализовывать себя в познании математики.

Определить индивидуальный темп учебно-познавательной деятельности учащихся.

Осуществлять реализацию дифференциации и индивидуализации обучения математике на уроках, спецкурсах, индивидуальных занятиях, во внеклассных мероприятиях.

Внедрять и совершенствовать новые программы, разрабатывать дидактические пособия.

Развивать самостоятельность учащихся, умение организовывать и управлять своей научно - познавательной деятельностью.

Развивать интеллектуальные компетенции учащихся:

выделять в информации существенное, главное;

систематизировать материал, выражать его в схеме;

подбирать вступление к собственному ответу; во время ответа делать сопоставления и выводы;

пользоваться справочной литературой;

изображать графически поддающийся схематизации текст;

строить связный рассказ, подчеркивая логические акценты и переходы;

раскрывать материал в сравнении;

понять познавательную задачу, содержащуюся в тексте;

высказывать собственное отношение к изучаемым фактам и событиям;

самостоятельно формулировать вопросы в связи с изучением нового материала или сопоставлением его с уже известными фактами и положениями;

проводить элементарное исследование на основании нескольких источников, документов, наблюдений, экспериментов);

формировать, гипотезу, намечать пути ее проверки;

проводить сравнения, сопоставления, делать выводы; классифицировать информацию по существенным признакам; раскрывать смысл абстрактных явлений.

Каждый урок должен отвечать на вопросы :  «Зачем изучаем ?  Где применяем ? Как можно использовать в жизни?»

мотив познавательного интереса, но и на целый ряд других мотивов, среди которых особенно значимыми являются мотивы долга и ответственности школьников в учении. Эти мотивы позволяют ученикам преодолевать неизбежные затруднения в учении, испытывать радость, чувство удовлетворения от преодоления трудностей в учебе.

Мотивы долга и ответственности формируются на основе применения целой группы методов и приемов: разъяснения школьникам общественной и личностной значимости учения; предъявления требований, соблюдение которых означает выполнение ими своего долга как советских школьников; приучения их к выполнению требований; поощрения их за успешное, добросовестное выполнение своих обязанностей; оперативного контроля за выполнением требований и в необходимых случаях указания на недостатки, порицания, с тем чтобы вызвать более ответственное отношение к учению. Важно подчеркнуть, что методы и приемы формирования долга и ответственности в учении опираются на методы воспитания школьников, что само по себе подчеркивает единство процессов обучения и воспитания.

Разъяснение общественной значимости учения. Убеждение школьников в общественной значимости учения предполагает раскрытие роли науки в развитии социалистического производства. Особенно важно разъяснить старшеклассникам роль науки как непосредственной производительной силы в современном обществе. Показ ученикам на убедительных примерах того, что при росте общеобразовательного кругозора значительно повышается производительность труда, создаются возможности  для широкого проявления рационализации и изобретательства, для механизации и автоматизации производства, а на этой основе и облегчения трудовых процессов, что применение  науки ведет к революционным изменениям на производстве,— все это  важнейшие элементы формирования понимания общественной значимости труда. Рассказы, беседы, лекции в этом случае приобретают характер методов стимулирования долга в учении.

Разъяснение личностной значимости учения. Особые затруднения испытывают учителя при формировании  у  учащихся понимания личностной значимости успешного учения по всем учебным предметам. Если школьники довольно быстро понимают значение усвоения учебных предметов, близких к профилю ожидаемой специализации, то значимость усвоения других предметов им все же приходится разъяснять во всех сферах деятельности. Отсутствие должного культурного и нравственного кругозора ставит личность в неблагоприятное положение .

Использование интерактивных форм и методов обучения для повышения эффективности обучения  всех учащихся на уроке

 «Скажи мне - и я забуду,

Покажи мне - и я запомню,

Дай сделать - и я пойму».

Значение интерактивных форм и методов обучения.

Интерактивный режим работы подразумевает взаимодействие учителя и учащегося, при котором учитель на каждое свое действие получает адекватный ответ со стороны учащихся.

Основное значение интерактивных форм и методов обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей:

·                Стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов.

·                Повышение уровня активности и самостоятельности учащихся.

·                Развитие навыков анализа критичности мышления,  взаимодействия, коммуникации.

·                Саморазвитие и развитие,  благодаря активизации мыслительной деятельности и взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.

Современные классификации дидактических методов.

Метод обучения – это способ взаимосвязанной деятельности преподавателей и учащихся, направленный на решение комплексных задач учебного процесса.

Имеется несколько классификаций методов обучения. Среди педагогов распространена традиционная классификация, отраженная во всех учебниках дидактики: методы словесные, наглядные, практические. В основе этой классификации лежит способ предъявления информации обучаемым. Если в основу классификации положить степень самостоятельности ученика в приобретении знаний, получим другой набор: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательский. Существует также и классификация: объяснительно-иллюстративный, программированный, проблемный, модельный. Такие методы и принято сегодня называть интерактивными.

Для осуществления обучения  с применением интерактивных методов педагог должен обладать педагогическим мастерством. Это основная ступень профессионального развития, под которым понимается доведенная до высокой степени обучающая и воспитательная умелость, отражающая особую отшлифованность методов и приемов,  благодаря чему обеспечивается высокая эффективность УВП. Чтобы применять интерактивные методы, учитель должен научиться работать в режиме творческого развивающего обучения. Освоение проблемно-поисковых методов – основа организации творческо-исследовательской деятельности учащихся, а,  следовательно,  и основа интерактивного обучения.

 При  интерактивном обучении важно научить ученика работать во всем цикле:

-  поиск и вычленение ведущих проблем

 -выстраивание проблем по степени значимости,

 -анализ проблем,

 -определение целей, задач  направлений деятельности,

 -наработка возможных вариантов решений,

 -выбор наилучших решений,

-определение механизма решения проблем,

 -составление программы и плана работы.

Учитель должен стремиться выстроить весь комплекс идей и действий, которые необходимо заложить в процесс интерактивного обучения.

«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей».

Какие же можно назвать методы активизации познавательной деятельности учащихся.

1.             Применение нетрадиционных форм урока.

Существует несколько десятков типов нестандартных уроков, их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике их проведения. Наиболее распространенные: уроки-погружения, уроки-соревнования, театрализованные уроки, уроки взаимообучения учащихся, уроки поиска истины и т.д. Практиковать такие уроки следует всем педагогам, но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, водить их в систему нецелесообразно из-за отсутствия серьезного познавательного труда.

2.             Использование нетрадиционных форм учебных занятий

ü              Интегрированные, объединенные единой темой или проблемой.

ü              Комбинированные, способствующие длительной концентрации внимания и системному восприятию учебного материала.

ü              Проектные занятия, направленные на воспитание культуры сотрудничества и культуры умственного и творческого труда.

Проектная работа может быть этапом урока, отдельным занятием, иметь более широкие временные рамки (проектный день, проектная неделя)

3.             Применение игровых форм, методов и приемов обучения.

Игровые формы:

·                Ролевые

·                Дидактические

·                Имитационные

·                Организационно-деятельностные

4.             Широкое применение проблемно-задачного подхода (системы познавательных  и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).

Виды ситуаций:

·                Ситуация выбора, когда нужно из имеющихся уже решений выбрать правильное.

·                Ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных.

·                Ситуация-конфликт которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей.

·                Ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей необычностью.

·                Ситуация-предложение, когда преподаватель вовлекает учащихся в активный поиск новых закономерностей.

·                Ситуация-опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какого-либо решения.

5.             Использование всех форм учебной работы учащихся.

Формы учебной работы:

·                Коллективные

·                Групповые

·                Индивидуальные

·                Фронтальные

·                Бригадные

·                Парные

6.             Повышение удельного веса интерактивных методов обучения В основу интерактивных методов положены степень самостоятельности учащихся в приобретении знаний и уровень исследовательской деятельности учащихся, они напрямую связаны между собой и помогают оценить степень активности учащихся.

7.             Использование всех методов мотивации и стимулирования учащихся.

Под мотивацией понимают совокупность движущих сил, побуждающих человека к деятельности и придающих этой деятельности определенный смысл. У учащихся может и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений. Мотивация саморазвития обусловлена желанием стать более успешным. Выделяют 4 группы   методов мотивации:

Ø              Эмоциональные: поощрение, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью.

Ø              Познавательные: опора на жизненный опыт, учет познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих задании. Волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование умения осуществлять рефлексию, прогнозирование будущей деятельности.

Ø              Социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.

Таким образом, мотивация является основным условием интерактивного обучения, поэтому для любого педагога важно выявить наличие и содержание образовательных потребностей учащихся, и системно на каждом уроке использовать оптимальные методы мотивации в целях реализации личностно ориентированного развивающего подхода.

В настоящее время много говорится об информатизации образования. Под этим понимается оптимальное использование современных информационно-коммуникационных технологий для решения педагогических и психологических целей образования.

Так как обучение является прежде всего информационным процессом, использование информационных технологий компьютера особенно важно.

Информационные технологии в образовании часто отождествляются с технологиями изучения и применения компьютерной техники в решении образовательных задач.

Можно выделить три направления информатизации образования:

1.             Как объект обучения

2.             Как средство организации учебного процесса

3.             Как средство обучения.

Решение проблем первого направления является предметом курса «Информатика, информационно-коммуникационные технологии»

Со вторым направлением связан процесс обработки документации по учебному процессу: обработка сведений об учащихся, учителях, о результатах учебного процесса.

С третьим направлением связана возможность компьютера выступать как эффективное средство повышения результативности обучения, если применять его как новое средство обучения. ИКТ могут использоваться как информационная система, как источник информации для выполнения творческих заданий, для существенного расширения наглядности обучения, а также для оперативного контроля усвоения учащимися знаний и умений. Применение ИКТ как средства обучения повышает мотивацию обучения за счет интереса учащихся к деятельности, связанной с компьютером.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути реализации личностно-ориентированного подхода на уроках математики и во внеклассной работе.

В своей работе использую различные пути реализации личностно-ориентированного подхода:через гуманизацию и гуманитаризацию;через дифференциацию и индивидуализацию;через введения в учебный процес учебно...

Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;

Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...

Личностно - ориентированный подход на уроках математики, чтения, письма и развития речи.

В докладе рассказывается об индивидуальном подходе к ученику на уроках в начальных классах коррекционной школы VIII вида. Дана памятка для учителя и примерный план урока....

Личностно-ориентированный подход на уроках математики

Публикация по проблеме личностно-ориентированного подхода в преподавании математики в старшей школе....

Реализация дифференцированного подхода на уроках математики в условиях личностно ориентированного обучения.

Принимая учащихся в 5 класс от разных учителей начальных классов, иногда с низким темпом продвижения в обучении, испытывающих затруднения при усвоении нового материала, имеющих пробелы в знаниях, учит...

Личностно-ориентированный подход на уроках математик

Реализуя личностно-ориентированное обучение на уроках математики, учитель подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей: во...

Доклад на МО по теме "Технология личностно ориентированного обучения учащихся на уроках математики"

Спецификация математики такова,  что большое количество формул, определений, теорем, методов и алгоритмов решения математических задач вызывает трудности при запоминании. Выход из этой ситуа...