Личностно-ориентированный подход на уроках математики
методическая разработка по алгебре (11 класс) на тему

Деревянкина Светлана Евгеньевна

Публикация по проблеме личностно-ориентированного подхода в преподавании математики в старшей школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_rabota.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ МАТЕМАТИКИ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ.

Деревянкина С. Е. (МКОУ Лисянская СОШ)

                                   

      «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». Эта цитата А. С. Пушкина как нельзя точно отражает систему традиционного образования, при которой одинаково надо учить всему и всех, даже тех, кто не хочет, и тех, кто не может. Но в современных условиях, когда на ученика обрушивается огромное количество информации, и учитель уже не является непререкаемым источником знаний, это становится невозможным. Да и современное общество ставит перед школой другие задачи:  обеспечить развитие и саморазвитие личности, связанной с овладением социально значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, изменениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру, готовность и способность молодых людей, закончивших школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. Выход из создавшейся ситуации изложен, по моему мнению, в принципах личностно-ориентированного обучения.

Личностно ориентированное обучение понимается, как обучение, выявляющее особенности ученика – субъекта, признающее самобытность и самоценность субъектного опыта ребенка, выстраивающее педагогические воздействия на основе субъектного опыта учащегося. Основным                                                                                                                                      принципом разработки личностно-ориентированной системы обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития.

         В обучении учет индивидуальности означает раскрытие возможности максимального развития каждого ученика. Но чтобы индивидуально работать с каждым учеником, учитывая его психологические особенности, необходимо по-иному строить весь образовательный процесс.                                                                    

·        учебный материал должен обеспечивать выявление содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

·        изложение знаний в учебнике (учителем) должно быть направлено на преобразование наличного опыта каждого ученика;

·        в ходе обучения необходимо постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний;

·        активное стимулирование ученика к самоценной образовательной деятельности должно обеспечивать ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения  знаниями;

·        учебный материал должен быть организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;

·        необходимо стимулировать учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

·        необходимо обеспечивать контроль и оценку не только результата, но главным образом процесса учения;

·        образовательный процесс должен обеспечивать построение, реализацию, рефлексию, оценку учения как субъектной деятельности.

  Развитие через обучение, рост над собой с учетом субъективного опыта каждого ученика особенно значимы для учащихся старшего школьного возраста, когда учащийся, выбирая профиль обучения, начинает задумываться о выборе профессии, позиционируя себя в обществе.  Обучение также нельзя рассматривать в отрыве от воспитания в человеке личности, умеющей мыслить, искать выход в нестандартной ситуации, терпимой в отношении к окружающим, ищущей, творческой.

   В целях повышении эффективности обучения математике, особенно на старшей ступени, считаю необходимым строить, основываясь на следующих принципах, вытекающих из идеи личностно-ориентированного обучения:

1.Принцип посильности при обучении математике, при реализации которого ученик должен переживать успех на уроке в ходе собственной работы над получаемыми знаниями.    Хочу привести слова В. А. Сухомлинского: «Успех в учении – единственный  источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.»

Для реализации этого принципа необходимо на каждом уроке предлагать ученику выбор тех заданий, с которыми он может справиться, не ограничивая его возможности.

2. Принцип высокой мотивации при изучении материала. При изучении той, или иной темы необходимо продумывать примеры применения ее  в жизни, показать значимость изучаемого материала. Например, при изучении темы: «Показательная функция, показательные уравнения и неравенства» рассмотреть задачи практической направленности из биологии (задача о росте численности популяций) , экономики (формулу сложных процентов), физики (закон полураспада радиоактивного вещества), в том числе, представленные в ЕГЭ.

3. Принцип самостоятельности учащихся, при котором удельный вес самостоятельных занятий увеличивается с возрастом и переходом к следующей ступени обучения.

Задача учителя организовать собственную работу каждого ученика с подлежащим усвоению материалом на посильном для него уровне. При этом объяснительная функция учителя будет сведена к минимуму, а остальное время урока будет посвящено управлению той работы, которую выполняет каждый из учеников.

4. Принцип учета индивидуальных особенностей личности ученика, его способностей, дифференцированности обучения, учета уровня познавательной активности, на котором находится ученик. У каждого ребенка на уроке должен быть выбор: выбор заданий определенного уровня сложности (задания 2-х, 3-х уровней сложности), выбор способов контроля (например, зачет или проектная работа), выбор вида опроса (не все дети могут раскованно отвечать у доски), и др.

5. Принцип сотрудничества и применение коллективных, групповых, парных видов работы, которые позволяют снять моменты психологического напряжения, дискомфорта (особенно, у слабоуспевающих учащихся), возникающие в ходе выполнения заданий, что особенно  актуально в старшей школе.

6. Обязательное применение ИКТ в учебном процессе, т. к. компьютерные технологии являются неотъемлемой чертой жизни современного школьника, его субъективным опытом, на который мы неотъемлемо опираемся в процессе обучения. Применение информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для организации личностно-ориентированного обучения позволяет повысить эффективность учебного процесса, уровень информированности и подготовки учащихся, систематизировать знания, индивидуализировать обучение. ИКТ способны обеспечить эффективную передачу знаний, активное вовлечение учащихся в учебный процесс, повышение результативности обучения, а также, в максимальной степени учесть личностные потребности и особенности самих учащихся. Это дает толчок к развитию навыков самообучения, определенную грамотность при работе с источниками информации, что также является необходимым условием для дальнейшего интеллектуального роста ученика.

Литература

  1. Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной

      школе. // Директор школы, 1996. № 9

  1. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное

      пособие. - М.: Народное образование, 1998. 

  1. Коротаева Е. В. «Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение!»,

Москва, «КСП», 1997г.

  1. http://pedsovet.su/
  2. Н. Степанов и др. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности. М: Творческий центр»сфера» 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути реализации личностно-ориентированного подхода на уроках математики и во внеклассной работе.

В своей работе использую различные пути реализации личностно-ориентированного подхода:через гуманизацию и гуманитаризацию;через дифференциацию и индивидуализацию;через введения в учебный процес учебно...

Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;

Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...

Личностно - ориентированный подход на уроках математики, чтения, письма и развития речи.

В докладе рассказывается об индивидуальном подходе к ученику на уроках в начальных классах коррекционной школы VIII вида. Дана памятка для учителя и примерный план урока....

Реализация дифференцированного подхода на уроках математики в условиях личностно ориентированного обучения.

Принимая учащихся в 5 класс от разных учителей начальных классов, иногда с низким темпом продвижения в обучении, испытывающих затруднения при усвоении нового материала, имеющих пробелы в знаниях, учит...

Личностно-ориентированный подход на уроках математик

Реализуя личностно-ориентированное обучение на уроках математики, учитель подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей: во...

Личностно-ориентированный подход на уроках математики

Технология личностно - ориентированного обучения обусловлена целями:заинтересовать каждого учащегося и обеспечить его развитие в условиях атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;развить творческий ...

Доклад на МО по теме "Технология личностно ориентированного обучения учащихся на уроках математики"

Спецификация математики такова,  что большое количество формул, определений, теорем, методов и алгоритмов решения математических задач вызывает трудности при запоминании. Выход из этой ситуа...