Личностно - ориентированный подход на уроках математики, чтения, письма и развития речи.
статья по теме

В докладе рассказывается об индивидуальном подходе к ученику на уроках в начальных классах коррекционной школы VIII вида. Дана памятка для учителя и примерный план урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnostno_orientirovannoe_obuchenie.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад: «Личностно – ориентированный подход в обучении учащихся на уроках математики, чтения ,письма и развития речи».

Личностно-ориентированный подход в обучении учащихся на уроках математики,

чтения, письма и развитие речи.                     

    Личностно ориентированный подход – это система взаимосвязанных понятий, идей, способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

   А правильно построенная система обучения помогает ученику преодолеть пассивную позицию в учебном процессе.

Личностно- ориентированное обучение  это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребёнка, его самоценность, субъективность процесса учения.

Цель личностно- ориентированного обучения состоит в том. чтобы «заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты,

.самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личного образа».

В личностно-ориентированном образовании предлагается следующие позиции педагога:

- оптимистический подход-стремление педагога видеть перспективы.

-развития личностного потенциала ребёнка и умение максимально стимулировать его развитие.

-отношение к ребёнку как личности.

    Наиболее значимые принципы личностно- ориентированного обучения являются:

-  использование субъектного опыта ребенка

-предоставления свободы выбора при выполнении заданий, решений задач, стимулирование к самостоятельному выбору

-реализация детского творчества

-информационная база урока- развивающая, роль педагога заключается в создании условий, чтобы дать каждому ребенку проявить себя.

  На уроках учитель выступает не столько как транслятор знаний, сколько как организатор и координатор учебной деятельности.

 Успешность учебного процесса зависит от того, насколько учитель сможет профессионально оказать компетентную помощь младшим школьникам в формировании  основных компонентов учебной деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

 На уроках с личностно – ориентированным подходом необходимо обеспечивать ориентир на самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося. На каждом уроке создается проблемная ситуация.

- происходит выявление и учет склонностей в процессе обучения (детям очень нравятся творческие работы, нарисовать, придумать, сочинить, выучить стих)

- используются дидактические материалы, варьирующие для учащихся с разной успеваемостью

  Не секрет что в школу приходят ученики с разным запасом знаний. Каждый ученик должен работать на уроке с интересом, а это возможно , если он выполняет посильное для него задание.

  Одна из причин нежелания учиться заключается в том, что ученику со слабыми способностями на уроке предлагаются задания, к которым он еще не готов, с которыми он еще не может справиться, а ученик с хорошими способностями, быстро справляясь с заданием, скучает. Хорошо если у ребенка есть возможность выбора заданий  по своим силам. Для этого используется поуровневые  задания. Задания подобраны так, что при единой познавательной цели и общем содержании они отличаются разной степенью  сложности. Задания составлены так, что к достижению единой цели учащиеся идут разными путями. Можно изготовить  и разноуровневые   карточки:

1 ур. – закрепляет базовые знания

2 ур- повышенной сложности

3 ур- творческий (мини-сочинение, исправь ошибки, развитие логического мышления, развитие речи и т.д.)

   При выполнении самостоятельной работы учащиеся становятся субъектом познавательной деятельности , которая воспитывает инициативность ( в данном случае выбор уровня)

 Целесообразность  поуровневого  обучения обусловлена стремлением создать более благоприятные условия для гуманизации  образования, творческого развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей и интересов.

    Темы прохождения учебного материала согласуются в соответствии с познавательными особенностями учащегося

    В начале каждой темы дан теоретический материал, но это совсем не означает, что ученики должны заниматься заучиванием теории и научных терминов.  Перед подачей и в период закрепления надо провести подготовительнную работу , где ученик выступает как субъект учебной деятельности, а не объект обучения.

      Учитель формирует проблему , ставит ее перед учащимися, предлагает высказать идеи для ее разрешения. При этом всегда учитель поощряет собственную точку зрения учащихся, оригинальный замысел, т.е. постоянное создание ситуации успеха.

 Личностно-ориентированный урок(занятие) в отличии от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия « учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной  деятельности ученика. Изменяются позиции ученика- от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится и  его мышление(:рефлексивным),то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.

Основные различия между традиционным и личностно-ориентированным уроком(занятием).

Традиционный урок:                                                             Личностно-ориентиров.урок.

1.Обучает всех детей установленной                            1.Способствует эффективному накоплению

сумме знаний,умений и навыков.                                   каждым ребёнком своего собственного

                                          личностного опыта.

2 .Определяет учебные задания,                            2.Предлагает детям на выбор различные учеб

форму работы детей, демонстрирует                        ные задания и формы работы, поощряет

им образец правильного выполнения                      ребят к самостоятельному поиску путей

заданий.                                                                      решения этих заданий.

3.Проводит индивидуальные занятия                     3.Ведёт индивидуальную  работу с каждым

с отстающими или наиболее подготовленными      ребёнком.

детьми.

4.Оценивает результаты работы детей,                  4.Поощряет детей самостоятельно оценивать

подмечая и исправляя допущенные ошибки.         результаты их работы и исправлять допущен

                                                                                     ные ошибки.

5.Определяет правила поведения в классе             5.Учит детей самостоятельно вырабатывать

и следит за их соблюдением детьми.                      правила поведения и контролировать их

                                                                         соблюдение.

 6. Разрешает  возникающие   конфликты             6.Побуждает детей обсуждать возника

между детьми:поощряет правых                                ющие между ними конфликтные ситуации

и наказывает виноватых.                                             и самостоятенльно искать пути их разрешения          

                                         

                                                                                       

Памятка деятельности учителя на уроке (занятии) с личностно-     ориентированной направленностью.

  1. Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех учеников в ходе урока.
  2. Сообщение в начале урока не только темы,но и организации учебной(воспитательной) деятельности в ходе урока(занятия).
  3. Использование проблемных  творческих заданий.
  4. Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
  5. Оценка(поощрение) при опросе не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал,какой способ использовал,почему ошибся и в чём.
  6. Обсуждение в конце урока не только того,что  « мы узнали»( чем овладели),но и того , что понравилось(не понравилось)и почему,что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому.
  7. Отметка выставляемая ученику в конце урока,должна аргументироваться по ряду параметров:правильности, самостоятельности,оригинальности.
  8. При задании на дом называется не только тема и объём задания. Но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.

        Заключение    

 

   Школа- единственный социальный институт, призванный раскрыть индивидуальность каждого ученика в ее уникальности, неповторимости с учетом законов развития. Только школа как коллектив профессионалов может и должна определить индивидуальность каждого ученика, ответить на вопрос «каков я», дать компетентные рекомендации ученику о наиболее благоприятном пути его индивидуального развития.  Уникальность ситуации состоит в том, что школа – единственный социальный институт, через который проходит каждый человек в наиболее ответственный для него период своего возрастного и личностного развития.

                                                  Примерный план урока                         Приложение.

Тип урока – комбинированный

Тема урока

Цель урока

Задачи урока:

  • образовательные;
  • коррекционно-развивающие;
  • воспитывающие.

Оборудование урока.

  1. Организационный этап.

Цель – подготовка учащихся к работе на уроке, настрой на работу, организация внимания. Содержание этапа (возможные варианты):

  • по звонку найти свое место;
  • взаимное приветствие;
  • дежурный называет число, день недели, месяц.
  • запись числа;
  • проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид);
  • сообщение темы и цели урока.
  1. Проверка домашнего задания.

Цель – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. Возможные варианты проверки домашнего задания:

  • фронтальный опрос;
  • индивидуальный опрос с вызовом к доске;
  • фронтальный письменный опрос (у доски, по карточкам);
  • индивидуальный письменный опрос;
  • уплотненный опрос (сочетание фронтального и индивидуального, устного и письменного);
  • практическая работа;
  • проверка тетрадей;
  • использование ТСО.
  1. Подготовка учащихся к усвоению нового материала.

Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы. Ввод нового понятия возможен разными способами:

  • загадка;
  • ребус;
  • кроссворд;
  • дидактические игры;
  • словарная работа (связь с новым материалом);
  • проблемный вопрос.

  1. Сообщение нового материала.

Цель – дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе, правиле, явлении и т.п. Сообщение нового материала возможно:

  • в виде рассказа учителя (научный, доступный, в меру эмоциональный, последовательный, с опорой на наглядность, с проведением словарной работы, с выводами);
  • самостоятельное знакомство с новым материалом путем наблюдения и использования учебника;
  • вводной беседы (если у учащихся есть запас сведений по данной теме);
  • чередование беседы и рассказа;
  • применение ТСО.
  1. Закрепление полученных знаний.

Цель – закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации. Возможные варианты работы:

  • беседа;
  • работа с учебником;
  • работа с тетрадью;
  • практическая работа;
  • работа в парах(сменный состав),
  • дидактические игры;
  • ТСО;
  • таблицы, схемы, тесты;
  • самостоятельная работа.
  1. Подведение итогов.

Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке(высказывания детей).

  • выводы;
  • вопросы на понимание изученного материала;
  • разбор и запись домашнего задания;
  • оценка работы учащихся( учащиеся могут сами выставить оценки друг другу).


         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути реализации личностно-ориентированного подхода на уроках математики и во внеклассной работе.

В своей работе использую различные пути реализации личностно-ориентированного подхода:через гуманизацию и гуманитаризацию;через дифференциацию и индивидуализацию;через введения в учебный процес учебно...

Личностно – ориентированное обучение. Личностно – ориентированный подход на уроках географии.

Данный материал отражает основные принципы личностно - ориентированного обучения, также в качестве примера приведены некоторые аспекты использования личностно - ориентированного подхода при обучении г...

Личностно-ориентированный подход на уроках математики

Публикация по проблеме личностно-ориентированного подхода в преподавании математики в старшей школе....

Личностно-ориентированный подход на уроках математик

Реализуя личностно-ориентированное обучение на уроках математики, учитель подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей: во...

Личностно-ориентированный подход на уроках математики

Технология личностно - ориентированного обучения обусловлена целями:заинтересовать каждого учащегося и обеспечить его развитие в условиях атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;развить творческий ...