Личностно - ориентированный подход на уроках математики, чтения, письма и развития речи.
статья по теме
В докладе рассказывается об индивидуальном подходе к ученику на уроках в начальных классах коррекционной школы VIII вида. Дана памятка для учителя и примерный план урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostno_orientirovannoe_obuchenie.docx | 26.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад: «Личностно – ориентированный подход в обучении учащихся на уроках математики, чтения ,письма и развития речи».
Личностно-ориентированный подход в обучении учащихся на уроках математики,
чтения, письма и развитие речи.
Личностно ориентированный подход – это система взаимосвязанных понятий, идей, способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.
А правильно построенная система обучения помогает ученику преодолеть пассивную позицию в учебном процессе.
Личностно- ориентированное обучение это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребёнка, его самоценность, субъективность процесса учения.
Цель личностно- ориентированного обучения состоит в том. чтобы «заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты,
.самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного личного образа».
В личностно-ориентированном образовании предлагается следующие позиции педагога:
- оптимистический подход-стремление педагога видеть перспективы.
-развития личностного потенциала ребёнка и умение максимально стимулировать его развитие.
-отношение к ребёнку как личности.
Наиболее значимые принципы личностно- ориентированного обучения являются:
- использование субъектного опыта ребенка
-предоставления свободы выбора при выполнении заданий, решений задач, стимулирование к самостоятельному выбору
-реализация детского творчества
-информационная база урока- развивающая, роль педагога заключается в создании условий, чтобы дать каждому ребенку проявить себя.
На уроках учитель выступает не столько как транслятор знаний, сколько как организатор и координатор учебной деятельности.
Успешность учебного процесса зависит от того, насколько учитель сможет профессионально оказать компетентную помощь младшим школьникам в формировании основных компонентов учебной деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.
На уроках с личностно – ориентированным подходом необходимо обеспечивать ориентир на самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося. На каждом уроке создается проблемная ситуация.
- происходит выявление и учет склонностей в процессе обучения (детям очень нравятся творческие работы, нарисовать, придумать, сочинить, выучить стих)
- используются дидактические материалы, варьирующие для учащихся с разной успеваемостью
Не секрет что в школу приходят ученики с разным запасом знаний. Каждый ученик должен работать на уроке с интересом, а это возможно , если он выполняет посильное для него задание.
Одна из причин нежелания учиться заключается в том, что ученику со слабыми способностями на уроке предлагаются задания, к которым он еще не готов, с которыми он еще не может справиться, а ученик с хорошими способностями, быстро справляясь с заданием, скучает. Хорошо если у ребенка есть возможность выбора заданий по своим силам. Для этого используется поуровневые задания. Задания подобраны так, что при единой познавательной цели и общем содержании они отличаются разной степенью сложности. Задания составлены так, что к достижению единой цели учащиеся идут разными путями. Можно изготовить и разноуровневые карточки:
1 ур. – закрепляет базовые знания
2 ур- повышенной сложности
3 ур- творческий (мини-сочинение, исправь ошибки, развитие логического мышления, развитие речи и т.д.)
При выполнении самостоятельной работы учащиеся становятся субъектом познавательной деятельности , которая воспитывает инициативность ( в данном случае выбор уровня)
Целесообразность поуровневого обучения обусловлена стремлением создать более благоприятные условия для гуманизации образования, творческого развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей и интересов.
Темы прохождения учебного материала согласуются в соответствии с познавательными особенностями учащегося
В начале каждой темы дан теоретический материал, но это совсем не означает, что ученики должны заниматься заучиванием теории и научных терминов. Перед подачей и в период закрепления надо провести подготовительнную работу , где ученик выступает как субъект учебной деятельности, а не объект обучения.
Учитель формирует проблему , ставит ее перед учащимися, предлагает высказать идеи для ее разрешения. При этом всегда учитель поощряет собственную точку зрения учащихся, оригинальный замысел, т.е. постоянное создание ситуации успеха.
Личностно-ориентированный урок(занятие) в отличии от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия « учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяются позиции ученика- от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится и его мышление(:рефлексивным),то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся.
Основные различия между традиционным и личностно-ориентированным уроком(занятием).
Традиционный урок: Личностно-ориентиров.урок.
1.Обучает всех детей установленной 1.Способствует эффективному накоплению
сумме знаний,умений и навыков. каждым ребёнком своего собственного
личностного опыта.
2 .Определяет учебные задания, 2.Предлагает детям на выбор различные учеб
форму работы детей, демонстрирует ные задания и формы работы, поощряет
им образец правильного выполнения ребят к самостоятельному поиску путей
заданий. решения этих заданий.
3.Проводит индивидуальные занятия 3.Ведёт индивидуальную работу с каждым
с отстающими или наиболее подготовленными ребёнком.
детьми.
4.Оценивает результаты работы детей, 4.Поощряет детей самостоятельно оценивать
подмечая и исправляя допущенные ошибки. результаты их работы и исправлять допущен
ные ошибки.
5.Определяет правила поведения в классе 5.Учит детей самостоятельно вырабатывать
и следит за их соблюдением детьми. правила поведения и контролировать их
соблюдение.
6. Разрешает возникающие конфликты 6.Побуждает детей обсуждать возника
между детьми:поощряет правых ющие между ними конфликтные ситуации
и наказывает виноватых. и самостоятенльно искать пути их разрешения
Памятка деятельности учителя на уроке (занятии) с личностно- ориентированной направленностью.
- Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех учеников в ходе урока.
- Сообщение в начале урока не только темы,но и организации учебной(воспитательной) деятельности в ходе урока(занятия).
- Использование проблемных творческих заданий.
- Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.
- Оценка(поощрение) при опросе не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал,какой способ использовал,почему ошибся и в чём.
- Обсуждение в конце урока не только того,что « мы узнали»( чем овладели),но и того , что понравилось(не понравилось)и почему,что бы хотелось выполнить ещё раз, а что сделать по-другому.
- Отметка выставляемая ученику в конце урока,должна аргументироваться по ряду параметров:правильности, самостоятельности,оригинальности.
- При задании на дом называется не только тема и объём задания. Но и подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
Заключение
Школа- единственный социальный институт, призванный раскрыть индивидуальность каждого ученика в ее уникальности, неповторимости с учетом законов развития. Только школа как коллектив профессионалов может и должна определить индивидуальность каждого ученика, ответить на вопрос «каков я», дать компетентные рекомендации ученику о наиболее благоприятном пути его индивидуального развития. Уникальность ситуации состоит в том, что школа – единственный социальный институт, через который проходит каждый человек в наиболее ответственный для него период своего возрастного и личностного развития.
Примерный план урока Приложение.
Тип урока – комбинированный
Тема урока
Цель урока
Задачи урока:
- образовательные;
- коррекционно-развивающие;
- воспитывающие.
Оборудование урока.
- Организационный этап.
Цель – подготовка учащихся к работе на уроке, настрой на работу, организация внимания. Содержание этапа (возможные варианты):
- по звонку найти свое место;
- взаимное приветствие;
- дежурный называет число, день недели, месяц.
- запись числа;
- проверка готовности к уроку (рабочие место, рабочая поза, внешний вид);
- сообщение темы и цели урока.
- Проверка домашнего задания.
Цель – установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания, определить типичные недостатки, выявить уровень знаний учащихся, повторить пройденный материал, устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях. Возможные варианты проверки домашнего задания:
- фронтальный опрос;
- индивидуальный опрос с вызовом к доске;
- фронтальный письменный опрос (у доски, по карточкам);
- индивидуальный письменный опрос;
- уплотненный опрос (сочетание фронтального и индивидуального, устного и письменного);
- практическая работа;
- проверка тетрадей;
- использование ТСО.
- Подготовка учащихся к усвоению нового материала.
Цель – организовать познавательную деятельность учащихся. Сообщить тему, цели и задачи изучения нового материала, показать практическую значимость изучения нового материала, привлечь внимание и вызвать интерес к изучению новой темы. Ввод нового понятия возможен разными способами:
- загадка;
- ребус;
- кроссворд;
- дидактические игры;
- словарная работа (связь с новым материалом);
- проблемный вопрос.
- Сообщение нового материала.
Цель – дать учащимся конкретное представление об изучаемом вопросе, правиле, явлении и т.п. Сообщение нового материала возможно:
- в виде рассказа учителя (научный, доступный, в меру эмоциональный, последовательный, с опорой на наглядность, с проведением словарной работы, с выводами);
- самостоятельное знакомство с новым материалом путем наблюдения и использования учебника;
- вводной беседы (если у учащихся есть запас сведений по данной теме);
- чередование беседы и рассказа;
- применение ТСО.
- Закрепление полученных знаний.
Цель – закрепить знания и умения, необходимые для самостоятельной работы учащихся по новому материалу, учить применять знания в сходной ситуации. Возможные варианты работы:
- беседа;
- работа с учебником;
- работа с тетрадью;
- практическая работа;
- работа в парах(сменный состав),
- дидактические игры;
- ТСО;
- таблицы, схемы, тесты;
- самостоятельная работа.
- Подведение итогов.
Цель – сделать вывод и подвести итог, как работал класс на уроке, отметить работу учащихся, выяснить, что нового узнали учащиеся на уроке(высказывания детей).
- выводы;
- вопросы на понимание изученного материала;
- разбор и запись домашнего задания;
- оценка работы учащихся( учащиеся могут сами выставить оценки друг другу).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути реализации личностно-ориентированного подхода на уроках математики и во внеклассной работе.
В своей работе использую различные пути реализации личностно-ориентированного подхода:через гуманизацию и гуманитаризацию;через дифференциацию и индивидуализацию;через введения в учебный процес учебно...
Личностно – ориентированное обучение. Личностно – ориентированный подход на уроках географии.
Данный материал отражает основные принципы личностно - ориентированного обучения, также в качестве примера приведены некоторые аспекты использования личностно - ориентированного подхода при обучении г...
Личностно-ориентированный подход на уроках математики
Публикация по проблеме личностно-ориентированного подхода в преподавании математики в старшей школе....
Творческое развитие личности в процессе личностно-ориентированного подхода в обучении математики с использованием информационных технологий
отчёт по самообразованию...
Личностно-ориентированный подход на уроках математик
Реализуя личностно-ориентированное обучение на уроках математики, учитель подразумевает ориентацию на обучение, воспитание и развитие всех учащихся с учетом их индивидуальных особенностей: во...
Личностно-ориентированный подход на уроках математики
Технология личностно - ориентированного обучения обусловлена целями:заинтересовать каждого учащегося и обеспечить его развитие в условиях атмосферы взаимопонимания и сотрудничества;развить творческий ...