Доклад на МО по теме "Технология личностно ориентированного обучения учащихся на уроках математики"
статья
Спецификация математики такова, что большое количество формул, определений, теорем, методов и алгоритмов решения математических задач вызывает трудности при запоминании. Выход из этой ситуации лишь один – понимание ученика, поддержка, доброжелательное отношение. Все это возможно только в личностно ориентированных технологиях, целью которых является эмоционально- положительное усвоение учебного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_tehnologiya_lichnostno_orientirovannogo_.docx | 22.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Тутончанская средняя общеобразовательная школа»
На тему:
Выполнила: учитель
математики Кожина И.В.
2011 - 2012 учеб. год
Спецификация математики такова, что большое количество формул, определений, теорем, методов и алгоритмов решения математических задач вызывает трудности при запоминании. А программные рамки жесткие: 2 – 3 урока, проверочная работа – и новая тема. Что чувствует ученик, у которого едва улеглось в голове правило, а его уже вызвали к доске, уже ставят отметку? Выход из этой ситуации лишь один – понимание ученика, поддержка, доброжелательное отношение. Все это возможно только в личностно ориентированных технологиях, целью которых является эмоционально- положительное усвоение учебного материала.
Находясь в постоянном поиске путей эмоционально положительного обучения математике, сложилась система обучения на основе построения непрерывного цикла учебных занятий, способствующих и усвоению учебного материала, и психологической комфортности учащихся: учению с увлечением, учению только с положительными эмоциями.
Даже полезная деятельность, насаждаемая силой, отвергается человеком как чуждая, нужная не ему, а кому-то другому. Она вызывает отрицательные эмоции и приносит больше вреда, чем пользы. «Заставить силой работать кувалдой можно, заставить силой думать нельзя!» - доктор психологических наук, профессор Г.Ю. Ксензова. Поэтому так важно строить процесс обучения не с позиции силы, а на основе эмоционально положительного, личностно ориентированного, деятельностного подходов.
Основные подходы
Основные подходы учителя к деятельности на уроках:
- Знание физиологических и психологических особенностей школьников;
- Знание особенностей изменения работоспособности школьников в течении рабочего дня и учебной недели;
- Проведение конкретного занятия в зависимости от готовности класса;
- Создание эмоционально положительного настроя на работу всех учеников в ходе урока, психологического подхода и положительной мотивации к процессу учения;
- Сообщение не только темы урока. Но и этапов организации деятельности на уроке;
- Применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно- символическую);
- Организация проблемных ситуаций, трубующих диалогических техник работы;
- Организация обучения с быстрым переходом к самостоятельной деятельности учащихся, стимулирование учеников к самостоятельному использованию различных способов выполнения задания;
- Обсуждение с учащимися в конце урока не только того, что «мы узнали, чем овладели». Но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по –другому.
Учителю необходимо учитывать здоровье - затратные фактора учебного процесса, требующие от учащихся излишне длительного напряжения (физического, умственного, эмоционального);
- Объективно сложный или большой объем учебного материала представлять в схемах и таблицах, легких для запоминания учащихся;
- Применять методики, соответствующие уровню способностей, подготовленности и личностным особенностям учащихся;
- Использовать только позитивные высказывания в сторону ученика, не допускать у учащихся боязни опроса, страха допустить ошибку, получить плохую оценку;
- Не допускать монотонности учебного процесса;
- Применять при объяснении логические паузы и менять виды деятельности учащихся на уроке с целью понижения нагрузки обучающихся;
- Учителю необходимо не только учить, сколько понимать, как ребенок учится, пробуждать удовольствие от процесса учения – это и есть основная задача личностно ориентированной педагогики.
Структура типового блока уроков
В качестве логически завершенной единицы педагогического общения учителя и учеников выбран не урок. А вся совокупность уроков по теме. Структура такого блока представляет собой логически- упорядоченную комбинацию 10 этапов.
- Вводное повторение
Это первичная, системная актуализация знаний – пробуждение знаний и умений, усвоенных на прошлых уроках и необходимых для усвоения нового. Диагностика готовности к изучению нового.
Основные действия учителя: помощь ученикам при включении в работу через создание положительной мотивации, проблемных ситуаций (практическое использование изучаемого материала в повседневной жизни). Учителю необходимо использовать в работе только позитивные высказывания: хвалить ученика, уточнять его ответы, направлять, ненавязчиво напоминать забытое. С целью создания проблемной ситуации на этом этапе можно предложить учащимся несложное упражнение по новой теме, что позволит перейти ко второму этапу.
- Презентация нового материала -
Предъявление укрупненного блока, включающего в себя базовые знания (несократимый минимум). Лучше представить его в виде схемы. Можно и просто выделить основные формулы, правила, алгоритмы. Обоснования к ним должны быть минимальны и основываться на интуитивном подходе. При этом использование цифровых образовательных ресурсов поможет и учителю и ученику.
Основные действия учителя: выделение основного материала для изучения темы; придание ему формы, позволяющей легко понять его и запомнить на уроке. Учителю необходимо привести 1 2 примера на применение данного материала и предложить придумать такие примеры учащимся. Они сделают это с удовольствием.
- Практика под руководством учителя.
Организация первичного закрепления материала, в ходе которого умение решать базовые задачи доводится до автоматизма. При этом необходимо своевременное исправление ошибок в понимании нового материала.
Основные действия учителя: отвечать на вопросы одних, показывать решение другим, комментировать решения третьих. Учащимся разрешено помогать и объяснять друг другу, сравнивать решения. К доске ученики выходят только по желанию. Этот этап завершается проверочной работой по решению задач базового уровня сложности. Оценка за нее ставится только по желанию ребенка.
- Изучение нового материала (дополнительный объем).
Особенность этого этапа в том, что учащиеся по-разному нуждаются в новом и в том числе дополнительном материале.
Основные действия учителя: организация работы в группах по изучаемой теме. Вначале, как правило, выделяется одна – две группы учащихся, проявивших желание и способных самостоятельно углубить базовые знания. Им предлагаются листы с индивидуальной траекторией продвижения по теме, в которых содержится необходимый инструктаж: прочитай, вспомни, посмотри, попробуй применить, проверь и т.п. остальные ученики, не прошедшие тест базового уровня, продолжают выполнять тепловые упражнения и получают соответствующее домашнее задание. По мере того, как ученик почувствовал, что может выполнять упражнения сложнее, и пройдя необходимый тест, он продвигается дальше. При этом учитель постоянно перемещается от одной группы обучающихся к другой и выступает посредником в обмене мнениями.
- Промежуточный контроль, оценка, определение «западающего звена».
Организация диагностики усвоения изучаемого материала проходит в виде коротких проверочных работ или тестов (для каждой группы они свои). Так как время на изучение темы ограничено программными рамками, то на определенных этапах проверочные работы проводятся для всех одновременно. Задания для этих работ необходимо подбирать с учетом уровневой дифференциации обучающихся. Если, по замыслу учителя, отметки необходимо выставить в журнал, а ученик выполнил работу неудачно, то с ним нужно согласовать реальный срок «пересдачи», используя рабочие тетради, индивидуальные карточки и т.п.
- Итог занятия.
Фиксация пути, пройденного учеником по теме; определение соответствия замысла учителя с полученными результатами в соответствии с целями, поставленными на определенных этапах обучения. На этом этапе проводится анализ проверочной работы. Выполнившие ее успешно, продвигаются по теме дальше, выполняют творческие задания или, по желанию. Помогают другим понять причины ошибок.
- Информация о домашних заданиях.
Домашнее задание предлагается на каждом уроке. Вначале оно одинаково для всех. Но на последующих уроках носит вариативный характер. Включает задания на выбор, в том числе и творческие.
- Обобщающее повторение.
Позволяет увидеть ученикам всю тему целиком. Главная задача этого этапа – обобщение и систематизация знаний, формирование целостной системы ведущих понятий по теме, выделение основных идей. Задания для этого этапа подбираются с учетом уровневой дифференциации учащихся.
- Итоговый контроль –
Контрольная работа, которая строится по принципу: базовый (минимальный) уровень, общий уровень, продвинутый уровень. В случае неудачи ученик может ее «пересдать».
- Коррекция –
Поиск и исправление ошибок как самостоятельно, так и в группах. Ученики, получившие высший балл, могут выполнять нестандартные, творческие задания или помогать другим в поиске и коррекции ошибок.
Поскольку любое занятие есть система, создаваемая учителем ради достижения конкретной цели, то из приведенного набора этапов можно создать самые разнообразные комбинации. В процессе обучения несколько этапов могут быть объединены в один, а время, отводимое на каждый этап работы, может варьироваться в соответствии с учебной ситуацией. В одних классах практика под руководством учителя проходит за 15 минут и в устной форме, а в других на нее уходит до двух уроков. При этом необходимо отметить, что исключение любого из вышеприведенных этапов учебного занятия приводит к снижению результата педагогического процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;
Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...
Организация личностно ориентированной деятельности учащихся на уроках физики
Предлагаю учебный материал для организации личностно ориентированной деятельности учащихся 8 классов на уроках физики.Дифференцирование творческих заданий осуществляется по типам: человек-п...
Личностно – ориентированное обучение школьников на уроках географии путем активизации познавательной деятельности
Развитие индивидуальных качеств личности становится важнейшей задачей современного образования. Выпускник современной школы должен обладать определенными качествами личности:- гибко адаптироваться к и...
Методы формирования личностно – ориентированного обучения в процессе урока.
Тема по самообразованиюУчителя английского языка Третьяковой И.С.Методы формирования личностно – ориентированного обучения в процессе урока....
Творческий отчет на тему: «Реализация технологии личностно – ориентированного обучения учащихся на уроках истории»
Актуальность применения технологии личностно-ориентированного развивающего обучения, как одного из средств реализации концептуальных идей гуманной педагогики...
«Методы личностно-ориентированного обучения учащихся с ОВЗ и контроля знаний на уроках физики
laquo;Методы личностно-ориентированного обучения учащихся с ОВЗ иконтроля знаний на уроках физики» Сформировать глубокие познавательные интересы к физике у всех учащихсяневозможно, и, наверное,...
Доклад на МО по теме "Личностно-ориентированное обучение"
личностно ориентированные технологии, целью которых является эмоционально- положительное усвоение учебного материала....