Пути реализации личностно-ориентированного подхода на уроках математики и во внеклассной работе.
статья по геометрии по теме
В своей работе использую различные пути реализации личностно-ориентированного подхода:
через гуманизацию и гуманитаризацию;
через дифференциацию и индивидуализацию;
через введения в учебный процес учебной ситуации;
через диалог культур- как средство и движущую силу развития личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puti_realizacii.doc | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
II ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО
ПОДХОДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ.
§ 1. Гуманизации - ориентация на развитие человеческой личности.
1. Воплощение идеи личностно-ориентированного образования в работе по новым учебным комплектам под редакцией Г.В.Дорофеева. П.Ф. Шарыгина.
Переориентация на личностно-ориентированное образование предполагает переосмысление цели, содержания учебного процесса, а также дидактических и методических аспектов технологий, выстроенных на этой основе. Невозможно решать задачу, связанную с целостным развитием личности ребенка в рамках традиционных программ.
Ведущей идеей современной концепции школьного образования является идея гуманизации, ставящая в центр процесса обучения ученика с его интересами и возможностями, требующая учета особенностей его личности. Такая позиция определяет общие направления перестройки школьного математического образования, главными из которых являются усиление общекультурного курса и повышение его значимости для формирования личности подрастающего человека. Все это побудило меня начать работу по новым учебным комплектам под редакцией Г.В.Дорофеева. И.Ф.Шарыгина, в которых существенно изменено содержание и структура материала, методические подходы, которые, по моему мнению, в большей степени предполагают личностно-ориентированный подход.
В своей работе по новым учебным комплектам я выдвигаю на первый план задачу интеллектуального развития учащихся, включающую, в частности, способность человека к усвоению новых знаний, к самостоятельному поиску и усвоению новой информации. II это уже дает первые положительные результаты. В 5 классе при изучении метода Гаусса для нахождения суммы чисел от I до 100 я предложила детям самим подсчитать сумму, которую быстро вычислил маленький Гаусс, подсказав только лишь начало его рассуждений. Каково же было мое удивление, когда дети не только дорешали задачу по методу Гаусса, но и предложили свои варианты решения.
Высокий уровень интеллектуального развития, и прежде всего таких его компонентов, как интеллектуальная восприимчивость, т.е. умственная подвижность, гибкость мышления, является в современном обществе существенным условием относительно безболезненной адаптации человека к изменяющимся жизненным обстоятельствам. Еще одной важной задачей моей работы является создание более широкого круга математических представлений, чем это имеет место сейчас. В учебный курс введения новая содержательная линия: анализ данный. Эта линия включает в себя три направления: элементы математической статистики, комбинаторику и теорию вероятности. Введение этого материала продиктовано самой жизнью. Его изучение я стараюсь направить на формирование у школьников как общей вероятностной интуиции, так и конкретных способов опенки данных. На своих уроках я обучаю детей простейшим приемам сбора, представления и анализа информации, решению комбинаторных задач перебором возможных вариантов, создание элементарных представлений о частоте и вероятности случайных событий. Я стремлюсь направить мысли ребенка не только на материальную сторону желаемого, сколько на выбор наилучших путей для достижения своей цели. Почему я уделяю этому такое большое внимание? В изменившемся в последнее десятилетие Российском обществе вероятностное мышление, в частности, комбинаторное мышление, стало необходимым каждому человеку: от подростка (для определения разумного поведения в отношении азартных игр), до взрослого (ведущего личную экономическую и политическую деятельность).
Немаловажное значение имеет вероятностное мышление и в социальном аспекте. поскольку позволяет противостоять некорректному давлению средств массовой информации с помощью результатов социологических исследований, где каждый грамотный человек должен понимать, что результаты таких исследований зависят от его методики. Вероятностный подход существенен и в мировозренческом аспекте, позволяя правильно подойти к модным в наше время вопросам гороскопов, телепатии, парапсихологии и т.п.
Особое место на своих уроках я уделяю геометрии. Геометрический материал в этом курсе можно охарактеризовать как наглядно-деятельностная геометрия. Организую обучение как процесс интеллектуально-практической деятельности, направленной на развитие пространственных представлений, изобразительных умений, расширение геометрического кругозора, в ходе которой важнейшие свойства геометрических фигур, как плоских, так и пространственных, получаются посредством опыта и здравого смысла. (Приложение № 1). Построение учебного процесса на опережающей основе благотворно сказывается на воспитании положительных эмоций, а также в смысле достижения полноты ассоциаций, целостности знаний, преемственности. Многие из основных определений и теорем геометрии (определение прямоугольника, ромба, выпуклого многоугольника. теорема о вписанном угле, площадь прямоугольника) объясняю в плане пропедевтики учащимся на простейших иллюстрациях уже в 5-6 классах (при этом указываю, что строгие доказательства этих суждений последуют позже, а нетерпеливым ученикам называю соответствующую литературу).
В предлагаемом курсе расширено обучение геометрии в основном за счет стереометрического материала. Уже в 5-6 классе мы склеиваем объемные фигуры, вычисляем площадь разверток и объемы тел. Однако при этом материал не переносится механически из старших классов в основную школу, а переносится со всеми методическими подходами, и, в частности, с доказательствами. Напротив, изучение элементов стереометрии как описания предметов и явлений окружающего мира направлено против искусственного замыкания учащихся в ''плоском мире", тормозящего имеющиеся у них с детства пространственные представления. На своих уроках я много внимания уделяю формированию личностно-ценностного отношения к математическим знаниям, представлению о математике как части общечеловеческой культуры, усилению практического аспекта в преподавании, развитию умения применять математику в реальной жизни. В своей работе я использую такую методическую систему, при которой здание математики создается на глазах учащихся и с их посильным участием, отчетливо выявляются связи математических понятий с практической деятельностью человека, В учебный материал включаю богатые в эмоциональном отношении эпизоды истории науки, знакомящие школьников с великими открытиями и именами.
2. Эмоционально-психологические установки — это одно из средств активизации личностного смысла в образовательном процессе. Одним из средств активизации личностного смысла и использования его в педагогических целях, являются эмоционально-психологические установки. В преддверии новой темы посредством яркого образа (рассказ, стихотворение, "крылатое" слово) я воздействую на эмоциональную сферу учащегося, создавая у детей отношение к тому, о чем потом пойдет речь.
Урок по теме "Конус" в классе начинаю с демонстрации картины Шишкина "Корабельная роща" и задаю классу шутливый вопрос: "Какая связь между картиной и этим телом? (модель конуса) (На картине изображены сосны, а конус в переводе с греческого означает ''сосновая шишка").
С этой шутки начинается изучение конуса, которое проходит вполне серьезно. В конце урока я предлагаю детям послушать строки из трагедии А.С.Пушкина "Скупой рыцарь".
Эмоционально-психологический фон создаю не только "вкраплением" текстов дополнительной литературы, но и путем ссылок на телепередачи, материалы печати, факты окружающей реальной жизни. Меня всегда волновал вопрос о психологическом влиянии на учащихся. Я убеждена в том, что через чувства можно воздействовать на интеллект. Именно обращение к чувствам создает у них то душевное спокойствие, без которого невозможно творческое сотрудничество. Д.Пойа, обращаясь к педагогам, сказал: "...если чутье подсказывает вам, что уместно предстать перед классом немного поэтом ... не отказывайтесь". откажусь процитировать часть стихотворения "О чем поведал гордый ноль".
Я на шкале — число — граница.
Где встану я — там чисел штат.
А числам разрешают разместиться
На выбранной прямой:
Ноль, направленье и масштаб.
Роль психологического влияния в преподавании математики можно проиллюстрировать на примере разъяснения того, что такое триллион. Дети не могут постичь, как велико это число. Но если им рассказать, что военные расходы стран участниц Второй Мировой воины составили 4 триллиона и на эти деньги можно было бы бесплатно кормить 50 лет все население земного шара, то им станет понятно значение этой цифры. Такие яркие сведения помогут не только представить большое число, но и прочувствовать ценность мира между людьми.
3. Новый тип взаимоотношений учители с детьми — важнейшее средство гуманизации.
Возбудить у ученика интерес к предмету можно только путем сотрудничества с ним. Педагогическое сотрудничество предполагает не слепоту к ребячьим недостаткам, а постоянную, очевидную и детям и их родителям веру в возможности ребят. Личностно-ориентированная направленность в обучении не терпит авторитаризма. Доброжелательность, доверие, опора на мнение, опыт ребенка, создают атмосферу взаимопонимания и сотрудничества. Обращаясь к ученику только по имени, добрый, ласковый тон. ободряющее прикосновение во время урока и т.п. С.П.Рубинштейн подчеркивал, "что легче бывает делать свое дело в доброжелательном, чем недоброжелательном окружении. Недоброжелательность сковывает, парализует особенно чувствительных и неустойчивых людей. Почувствовав доброжелательную атмосферу, они сразу находят себя, овладевают своими силами и проявляют себя с самой положительной стороны". Стараюсь часто проводить минутки психологической разгрузки или "Эмоциональной подзарядки". Использую шутки, загадки, кроссворды. Создаются предпосылки для перехода ученика на более высокий познавательный уровень.
Сильнейший способ побуждения детей к учению стимулирование. В своей работе применяю различные методы стимулирования и мотивации. Это поощрение, свободный выбор заданий, создание ситуаций успеха, творческие задания и развивающие, желание быть полезным. создание ситуации взаимопомощи и т.п.
По мнению Сухомлинского каждому необходима психологическая зоркость. Это концентрированное проявление эмоциональной культуры человека вообще, а учителя в особенности. Свою психологическую зоркость я направляю на решение сложных проблемных ситуаций, в которых среди большого количества вариантов следует выбрать самый верный, опираясь не только на доводы разума, но и на мудрость чувств. Самый главный смысл своей деятельности я вижу в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха, т.е. дать каждому из них пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Ведь даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка, резко изменить режим и стиль его деятельности. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Особенно это касается учебы — самой главной линии ожиданий ученика.
§2. Дифференциация и индивидуализация - один из важнейших путей реализации личностно-ориентированного подхода на уроках математики.
Дифференциация обучения является еще одним из путей реализации личностно-ориентированного подхода, перевода образования на новую культурообразующую базу. Дифференциация является залогом предоставления каждому учащемуся равно высокого шанса достичь высот культуры, залогом максимального развития детей с самыми разными способностями и направлениями интересов. В своей работе я использую уровневую дифференциацию, которая основывается на планировании результатов обучения: явном выделении уровня обязательной подготовки и формирования на этой основе повышенных уровней овладения материалом. Сообразуясь с ними, и, учитывая свои способности, интересы, потребности, ученик получает право и возможность выбирать объем и глубину усвоения учебного материала, варьировать свою учебную нагрузку.
Одной из форм контроля за усвоением учебного материала в условиях уровневой дифференциации, являются тематические зачеты, которые я провожу на своих уроках.
В содержание тематических зачетов входит ядро знаний и умений, которыми должен владеть ученик по данному разделу. Содержание тематического зачета делится на две части: инвариативную (обязательную для всех) и вариативную (дополнительную на "5" и "4"). Выполнение обязательной части обеспечивает получение оценки "зачет". Дополнительная часть позволяет судить об уровне знаний, умений, навыков, превышающих минимум знаний, имеющихся у школьников по данному разделу. Тематический зачет провожу письменно, на специально отведенном уроке в конце изученного раздела. Если ученик не выполняет обязательную часть работы, то я даю ему возможность, восстановить пробелы в знаниях на протяжении определенного времени и вновь приступить к выполнению зачетного задания. Дополнительная работа с учеником, готовящимся к повторной сдаче, проводится как под моим руководством на уроках и во внеурочное время, так и под руководством консультантов. В зависимости от количества пробелов знаний подготовка к повторной сдаче - от 2 до 4 дней.
Значимость зачета поддерживаю тем, что четвертная оценка не выставляется школьнику до тех пор, пока ученик не получил зачеты по всем темам, которые изучались в данной четверти. Такие тематические зачеты конкретизируют требования, четкая граница знаний на зачет и отметку помогает учащимся объективно оценить свои возможности, освободить время на изучение любимых предметов. В этом я вижу "поворот" школы к ребенку, принятие его личностных запросов, повышение интереса к предмету. (Приложение № )
Личностно-ориентированный подход к учащимся помогает мне учитывать особенности каждой личности, предоставлять ей возможность для более полного раскрытия способностей - с учетом зоны ближайшего развития. Один из путей личностно-ориентированного образования осуществляется с помощью содержания предлагаемой работы, которая предоставляет ребенку возможность выбора. Например, при проведении самостоятельных работ разрабатываю несколько вариантов заданий разного уровня трудности, и, предупредив об этом детей, даю возможность каждому выбрать один из вариантов, с которым он может справиться. 1 вариант рассчитан на слабо подготовленных учащихся, ориентирован на достижение обязательного уровня математической подготовки. 2 вариант создает условия для овладения математическими знаниями на более высоком уровне. 3 вариант требует не только свободного владения приобретенными знаниями и умениями, но и творческого подхода, проявления смекалки и сообразительности. Не исключается право ученика на замену варианта после знакомства с заданием. Детям с заниженной самооценкой, не уверенным в своих силах, предлагаю вариант, соответствующий их реальным возможностям. Именно такой подход к контролю учебной деятельности учащихся снижает у детей состояние тревожности, дискомфорта, утомляемости, улучшает морально-психологический климат в классе, позволяет повысить успеваемость. Также такие уроки помогают воспитывать внимание, волю, настойчивость в достижении поставленной цели, самостоятельность. Я ищу новые технологии проведения уроков, при этом убедилась в правильности предупреждения Л.С.Выготского: если учитель работает только в зоне актуального развития, то этим он наносит вред его развитию. Я обращаюсь к технологии дифференцированной помощи ученику без существенного снижения сложности учебного материала и предлагаю сложные задачи, которые с ходу не решаются, а затем оказываю учащимся дифференцированную помощь. Одному достаточно только намекнуть и дальше он работает самостоятельно, а за решенную задачу ставлю "5". Другому помогаю, например, в выполнении дополнительного построения в геометрической задаче и, если решит, получает "4", а третьему - даже план решения составить, остальное он доделывает сам и получает "3". В каждом классе есть группы школьников, отличающиеся типами памяти, восприятия, внимания. Кого-то из них темп объяснения учителем устраивает, а кого-то -нет. Кому-то используемая на уроке таблица кажется ясной, а другие воспринимают ее только после длительных разъяснений. Самостоятельная исследовательская работа учеников несколько уравнивает их шансы, т.к. каждый выбирает свойственный ему путь решения, хотя конечно, остается проблема: как вооружить ученика приемами, способами, средствами из арсенала которых он может выбрать подходящее для решения поставленной задачи.
Сказанное заставило задуматься о методах обучения математике, учитывающих задачи развития личностных качеств всех учащихся, а также получение ими необходимого базового математического образования. Эти методы должны способствовать выявлению и развитию математических способностей тех учащихся, для которых математика стала или станет сферой их основных интересов. Эти методы и приемы я разрабатываю, опираясь на индивидуальный подход к учебной математической деятельности учащихся или групп учащихся. Прежде всего я отказываюсь от командного стиля обучения. Отсутствие вариативности, обсуждения возможных путей поиска решений, сравнение полученных результатов ведет к потере интереса к предмету. Стараюсь помогать учащимся делать "математические открытия" для себя, максимально повышая вклад самого ученика в это открытие.
На уроках геометрии мы много времени уделяем выводу формул площадей фигур, а результат обучения крайне скуден: школьники знакомятся с формулами, которые могли бы узнать из любого справочника. Я использую идею о вычислении площади фигур путем достраивания и перекраивания.
На уроках математики нередко возникают моменты, когда учителю бывает трудно организовать продуктивную работу всех учащихся класса, например, после объяснения темы и выполнения нескольких упражнений часть детей не нуждается в дальнейших рассуждениях и помощи учителя, но многие еще не разобрались в новом материале и испытывают затруднения. Им требуются дополнительные объяснения, подсказка. Охватить вниманием каждого ученика в классе, ответить на его вопросы, в нужный момент помочь ему учитель оказывается физически не в состоянии. Для решения этих проблем я использую индивидуальные карточки. В комплекте для каждой работы имеются три карточки с заданиями разной трудности и с дозированной помощью на обратной стороне. В верхнем правом углу карточки расположен шифр. Последняя цифра в шифре указывает вариант: 1-самый легкий с подробными указаниями, 2 - средней трудности созначительно меньшей помощью, 3 - наиболее трудный, как правило безвсяких указаний. Такая система заданий позволяет дифференцировать работу с учащимися в указанных ситуациях, иметь возможность при изучении всей
темы индивидуально подойти к проблемам каждого ученика.
3. Диалог культур - как средство и движущая сила развития личности.
Трудно сделать в жизни что-то крупное, имея познания только в одной узкой области. Психологи считают, что человек может успешно трудиться творчески в том случае, когда его психика обеспечивает баланс между способностями к восприятию как знаково-цифровой, так и образной информации. Этот баланс, к сожалению, нарушается в условиях динамичного развития НТР. Непомерный рост знаковой информации, которую человеку необходимо усваивать для успешной учебы или работы, создает угроза для баланса обеих способностей человеческого восприятия. Поэтому все сильнее звучат голоса о необходимости сочетать серьезное естественно-научное и техническое образование с гуманитарным. Согласно авторитетным научным версиям, движущейся силой развития личности является диалог культур, который призван разрушить имеющее место в образовании противоречие между гуманитарной, с одной стороны, и естественно-научной культурами с другой. Взаимопроникновение культур приводит в действие образно-эмоциональный фактор учебного процесса, пропитывает им рационалистическую сферу обучения.
Как я использую этот фактор в личностно-ориенториванном образовании?
К примеру на объединенном уроке геометрии и литературы, ребята не только знакомятся с прекрасной сказкой Ершова "Конек - горбунок", но сказка задает детям немало математических задач на построение:
а) построение биссектрисы угла;
б) деление отрезка пополам;
в) построение перпендикулярных прямых.
Читая сказку, дети учатся находить и ставить задачу, а потом с увеличением ее решают. (Приложение № 3).
Я стремлюсь в своей работе использовать еще более глубокую сторону диалога гуманитарной и естественнонаучной культур в образовательном процессе. Разнохарактерное содержание способствует реализации ценностного подхода в обучении, повышает уровень личностной мотивации учащихся. Одно и то же содержание, воспринятое учащимися на уровне лишь значений в рамках "Собственной" области (например в математике: "Деление отрезка в крайнем и среднем отношении" воспринимаются детьми, как определенная ценность в рамках другой предметной области (например, в живописи: использование "Золотого сечения" для анализа произведения искусства.)
Золотое сечение приближает нас к пониманию природной гармонии и убеждает в том, что древние греки оправдано использовали математические законы, заложенные в природе, для создания произведений искусства. Может быть поэтому творения греческого искусства на протяжении многих веков были и остаются непревзойденными образцами единства вдохновения художника и математической мысли ученого.
Я разработала и использую в своей работе следующие темы: "Математика в окружающей действительности", "Математика и красота", "Как скульптор Поликлет решал задачи", "Золотое сечение и использование его для анализа творений природы" (Приложение № 4), "Математическое путешествие в мир гармонии" (Приложение № ).
Так как движущей пружиной развития личности является присущей ей и постоянно сопровождающей ее диалог культур, что закладывая в содержание образовательного процесса два полюса культур, схватывая их одной скобой, я стремлюсь обеспечить учащимся условия для формирования человека культуры. Образование предстает как культурно-образующий, а значит, и как человекосозидающий процесс.
§4. Включение учебной ситуации в процесс обучения.
Триада "Задачи - диалог - игра" образуют базовый технологический комплекс личностно-ориентированного обучения, в соответствии с концепцией В.В. Серикова. Я включаю в учебный процесс задания ситуативного типа: деловые игры, уроки - пресс-конференции, уроки -соревнования, КВН.
Деловые игры приобретают все большую популярность в современном учебном процессе. Это обусловлено тем, что несмотря на огромный объем информации и множество умений и навыков, которыми овладевают учащиеся, они совершенно не умеют применять их в реальной жизни. Деловая игра позволяет преодолеть этот недостаток, так как с ее помощью выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задач и имитируется его реализация в практической жизни.
На своих уроках я провожу:
а) игры - сюжеты:
б) игры - драматизации:
в) игры - процессы, состязания, турниры, эстафеты.
Игры-сюжеты очень часто реализуются мной на внеклассных
занятиях. Такие качества человеческого ума, как интуиция и догадка, эрудиция и владение методами математики, воспитываются и обогащаются у каждого, кто регулярно отдает часть своего досуга умственной гимнастике, лучшим видом которой является решение ребусов, задач с интригующим содержанием.
Я разработала и использую при обучении следующие игры-сюжеты: математическая игра в пятом классе: "В математику тропинку одолеем без запинки" (Приложение №5). "Путешествие в поэзию на уроке математики" (Приложение №6). "Путешествие в страну логарифмов "(10 кл.)
Игры-драматизации помогают мне создать проблемную ситуацию. При изучении темы "Признаки равенства Треугольников" в седьмом классе я на уроке-спектакле "Живая геометрия" активно включая в работу образное полушарие головного мозга, учу детей сопоставлять факты, логически мыслить, аргументировать сказанное, применять теоретический материал на практике, (фото).
Чтобы обобщающие уроки проходили интересно и увлекательно и при этом достигалась поставленная цель, я в своей практике использую игры-процессы, состязания.
Урок-конкурс по теме: "Соотношения между сторонами и углами треугольника" в девятом классе. (Приложение № 8)
Деловая игра создает благоприятные условия для интенсивного общего развития личности.
§5. Нравственное воспитание на уроках математики.
Уровень знаний человека сам по себе не гарантирует высокого нравственного сознания. Важна мировоззренческая и нравственная ориентация знаний.
Я выделила следующие линии содержания естественно-математического образования, способствующего нравственному воспитанию личности.
I. Значение математики в развитии научно-технического процесса. П. Гуманистическая сущность математики.
III. Воспитание учащихся на примере жизни и деятельности выдающихся ученых.
Демонстрируя огромные успехи ученых, мы воспитываем у учащихся чувство гордости за страну.
Раскрытие гуманистической сущности науки, т.е. использование ее достижения на благо человечества обогащает возможности математики в осуществлении нравственного воспитания. Это направление предполагает доказательство учащимися широкого использования человеком научных знаний.
На своих уроках я стараюсь формировать систему ценностей, с которой молодой человек вступает в мир. Стремлюсь показать учащимся, что ценность науки определяется не только тем, что она помогает создать материальные блага, среди которых мы живем. Наука формирует и интеллектуальную атмосферу. Для человека, наряду с математическими ценностями, важны ценности интеллектуальные - знания, умение последовательно рассуждать, анализировать факты, обобщать их. Всему этому школьник учится на уроках математики. При решении задач я учу их точности и строгости рассуждений, учу искать различные пути выхода из создавшегося положения, учу преодолевать трудности. Но чтобы добиться таких результатов, я разъясняю детям цели и задачи изучаемого предмета. Поэтому при изложении новой темы рассказываю о ее возникновении и развитии об области ее приложений. Многие математические теории при формализованном изложении кажутся искусственными, оторванными от жизни, просто непонятными. Если же подойти к этим проблемам с позиции исторического развития, то станем видеть их глубокий жизненный смысл, их естественность, необходимость.
Приведу пример. Выпускник средней школы обычно умеет решать задачи на отыскание производных, но при этом часто не знает, что называется производной, для чего нужно это понятие. Рассказав детям об открытии Кеплером математических законов движения планет, об опытах Галилея со свободно падающими телами, о теории Ньютона, описывающей законы движения, я неоднократно подчеркнула мысль о том, что вырабатывая теорию движения земных и небесных тел, великие ученые одновременно оттачивали и важнейшее для этой теории понятие производной как скорости движения. С помощью производной мы изучаем не только скорость механического движения, но и скорость радиоактивного распада, изучаем движение жидкости и газа, теорию теплоты, электромагнитные явления.
Комплексные числа станут намного понятнее, если рассказать об их реальной пользе.
В применении комплексных чисел в картографии Николай Егорович Жуковский - "отец русской авиации" широко использовал комплексные числа для расчетов конструкции, прежде всего крыльев самолета. Комплексные числа оказались исключительно гибким и мощным математическим аппаратом для моделирования многих сложных физических, химических, биологических и других процессов. Например, решение основного уравнения квантовой механики - уравнения Шреденгера, которое описывает поведение (состояние) элементарных частиц, есть функция комплексной переменной.
Именно функции комплексных переменных помогли советским математикам решить сложные задачи, связанные с проектированием и эксплуатацией мощных гидроэлектростанций, осуществить космические старты, овладеть тайнами атомной энергии.
Для формирования мировоззрения я знакомлю детей не только с развитием идей, но и с биографиями творцов этих идей. Материалы учебников, знакомящие школьников с выдающимися учеными прошлого и современности, малы по объему. Их ограниченный объем не позволяет рассказать о нравственном облике ученого, драме идей, характерной для его времени. Это предъявляет большие требования к рассказу учителя, раскрывающему перед учащимися истинное представление о моральном облике ученого. Бескорыстная радость познания мира - основной мотив научной деятельности выдающихся ученых. Самозабвенный, упорный и тяжелый труд является для ученого радостью, источником счастья и смыслом жизни. Но нередко результаты этого труда, порой и сама возможность заниматься им требовали от ученого мужества поступать в соответствии с высокими нравственными принципами. Достаточно вспомнить Дж. Бруно, Г. Галилея, А. Эйнштейна, И.В. Курчатова, Ж.Д. Аламбера.
1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;
Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...
Дифференциация - как путь реализации личностно-ориентированного образования в современной школе.
Обобщение опыта учителя географииМихайловой С.Г.Содержание:1.Информация об опыте ------------------------------------------------------------------------------------22.Технология описания опыта ------...
Применение нового педагогического инструментария при реализации системно-деятельностного подхода на уроках математики
В статье приводятся ряд приемов работы на каждом этапе урока....
Презентация мастер - класса «Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики».
laquo;Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики» В современных ус...
Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики
В данной презентации показаны некоторые приемы для реализации системно-деятельностного подхода на уроках математики...
Мастер- класс по теме "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики"
Данный мастер- класс проводила на курсах повышения квалификации. Можно провести на заседании ШМО, ММО, РМО, а также педсовете....
Доклад на МО по теме "Технология личностно ориентированного обучения учащихся на уроках математики"
Спецификация математики такова, что большое количество формул, определений, теорем, методов и алгоритмов решения математических задач вызывает трудности при запоминании. Выход из этой ситуа...