План-конспект урока по теме «ЧИСЛОВЫЕ И БУКВЕННЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ».
учебно-методический материал по математике (5 класс)

План-конспект урока

по теме «ЧИСЛОВЫЕ И БУКВЕННЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chisl.i_bukv.vyr_.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока

 по теме «ЧИСЛОВЫЕ И БУКВЕННЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ».

  1. Учитель –Зимина Марина Николаевна
  2. Предмет-Математика
  3. Класс -5
  4. Урок: «Числовые и буквенные выражения. Использование математического языка для описания реальных ситуаций».
  5. Учебник: Математика, 5 класс,  Н.Я. Виленкин
  6. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.
  7. Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятий «числовое выражение» и «буквенное выражение».
  8. Учебные задачи, направленные на достижение:

Личностного развития:

  •  способствовать развитию  умения ясно, точно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи,
  • способствовать развитию  креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении математических  задач.

Метапредметного направления:

  • содействовать расширению кругозора, прививать умение  совместно работать (чувство товарищества и ответственности за результаты своего труда);
  • содействовать развитию умения понимать и использовать математические средства наглядности.

Предметного направления:

  • отработать навыки чтения и записи числовых и буквенных выражений;
  • формировать умение находить значение буквенного выражения;
  • проверить уровень усвоения изученной темы.
  1.  Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

10.Формы работы учащихся:

  • фронтальная; коллективная;
  • индивидуальная;
  • взаимопроверка;
  • групповая;
  • самостоятельная работа.

11.Необходимое оборудование:

  • Интерактивная доска
  • Презентация

12.Структура и ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

(личностные, метапредметные)

Средства определения результата

1.

Организационный момент

Цель: создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность

  • приветствует обучающихся, настраивает на работу,
  • обеспечивает создание позитивного настроения
  • предлагает проверить готовность рабочего места.
  • приветствуют учителя,

  • активизация внимания

  • проверяют готовность к уроку,

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание. 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Выборочный фронтальный опрос

2

Актуализация знаний.

Цель: организовать актуализацию умений задачи на нахождение значения выражения

  • записывает дату.
  • просит найти значение числового выражения (повторение знаний о числовых выражениях с целью создания атмосферы уверенности в собственных силах) (слад2)

  • записывают дату.
  • выполняют задания устного счета

Регулятивные: планирование, контроль, коррекция, оценка; личностные: интерес к учебному материалу, способность к самооценке; коммуникативные: умение слушать и задавать вопросы; познавательные: контролирует и оценивает процесс и результаты деятельности;

Самостоятельное сравнение с образцом.

3.

“Открытие” детьми нового знания. Постановка проблемы.

Цель: организовать постановку цели урока

  • просит выполнить практическое задание : разделите выражения на группы  (слайд 3-4 ) .

1.Сравните выражения в группах, чем они отличаются?

2.Как бы вы назвали выражения в первой группе, а во второй?

  • просит сформулировать тему и цель урока

(слайд 5)

  • перемещают объекты, распределяя их на группы

  • сравнивают выражения в группах
  • 1.Главное отличие: одни выражения содержат буквы, а другие - без букв.

2.Числовые и буквенные выражения

  • Формулируют и записывают тему и цель урока (Мы будем работать с числовыми и буквенными выражениями. Учиться их записывать и находить их значения.)

Регулятивные: постановка учебной задачи,прогнозирование;

познавательные:  формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;

умение обобщать и классифицировать по признакам;

коммуникативные:  умеет слушать и вступать в диалог, участвует в коллективном обсуждении проблемы, формулирует собственное мнение и позицию, приходит к общему решению в совместной деятельности;

личностные: интерес к новому учебному материалу и способам деятельности.

4.

Изучение нового материала и его первичное закрепление.

Цель: организовать усвоение учениками нового материала

  • предлагает учащимся сформулировать определение понятия «числовое выражение»(слайд6)

1.Вы можете выполнить действия в числовом выражении? Как называется число, получившееся в итоге?

  • предлагает учащимся дать определение буквенному выражению (слайд7)

2. Можно ли получить числовое выражение из буквенного выражения?

3. Как бы вы назвали число, которое подставили вместо буквы.

  • Просит записать в тетради вперемешку три числовых и три буквенных выражений.
  • Просит обменяться тетрадями и предложить соседу подчеркнуть буквенные выражения;
  • Просит выполнить практическое задание,   (запишите в виде выражения) (слайд8)
  • Просит выполнить задания по парам :составить  буквенные выражения (слайд 9-11)

  • формулируют определение понятия «числовое выражение»

1.Можем. Значение выражения.

  • формулируют определение понятия «буквенное выражение»

2. Можно, если вместо буквы поставить число

3. Значение буквы.

  • Учащиеся делают соответствующие записи в тетради.
  • Обмениваются тетрадями и подчеркивают буквенные выражения.

  • Делают соответствующие  записи в тетради.

Регулятивные: постановка учебной задачи, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка;

познавательные: структурирует знания, строит речевое высказывание в устной форме, проводит рефлексию способов и результатов действий, совместно с учителем создаёт алгоритм деятельности;

коммуникативные:  умеет слушать и вступать в диалог, участвует в коллективном обсуждении проблемы, формулирует собственное мнение и позицию, приходит к общему решению в совместной деятельности;

личностные: интерес к новому учебному материалу и способам деятельности.

Сравнение с предложенным в учебнике определениями понятий «числовое выражение» и «буквенное выражение».

5.

Физкультминутка

Организует проведение гимнастики.(здоровье сберегающая технология)

Выполняют гимнастику

Личностные: понимание причин своего успеха, способность к самооценке, овладение приёмами сохранения физического здоровья.

Выполнение по образцу.

6.

Организация первичного контроля. (Диагностическая работа)

Цель: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы

Предлагает учащимся проверить свои знания. (Задания на листках)    (слайд13)

Учащиеся выполняют работу.

Регулятивные: контроль, коррекция выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение

Наблюдение учителя.

7.

Итог занятия. Рефлексия

Цель: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности        

Подводит итоги урока. Организует соотнесение результата деятельности с учебной задачей, обсуждает и записывает домашнее задание

 

Самооценка выполнения поставленной  индивидуальной учебной задачи. Записывают домашнее задание в дневник.

Перемещают в центр доски одного из трех смайлика в зависимости от настроения.

Личностные: имеет адекватную самооценку;

коммуникативные: строит понятные для партнеров речевые высказывания, допускает возможность существования у людей различных точек зрения.

Анализ высказываний учащихся, оценочная шкала.

Этап 1. Организационный момент

Приветствие.

Прозвенел давно звонок,

Начинается урок.

На меня все посмотрели

И тихонько, дружно сели.

Этап 2. Актуализация знаний. 

Учитель: Запишите в тетради число.

Задание1: найти значение числового выражения (повторение знаний о числовых выражениях с целью создания атмосферы уверенности в собственных силах).  Задания проецируются через проектор на интерактивную доску, после выполнения задания ответы появляются на доске для сравнения с образцом.

Этап 3. “Открытие” детьми нового знания. Постановка проблемы.

Практическое задание : Разделить выражения на группы. Задания проецируются через проектор на интерактивную доску

Учитель: Почему вы сделали такое разделение?

Ученик: В 1 группу записали примеры с числами, во 2 группу примеры,  содержащие букву)

Учитель: Как бы вы назвали выражения в первой группе, а во второй?

Ученик:  Числовые и буквенные выражения.

Учитель: Тогда как называется тема нашего урока и чем мы будем сегодня заниматься?

Ученик: Числовые и буквенные выражения. Мы будем работать с числовыми и буквенными выражениями. Учиться их записывать и находить их значения.

Учитель: Запишем тему урока в тетрадь .

Этап 3. 4.Изучение нового материала и его первичное закрепление.

Учитель: Какое бы вы дали определение числовому выражению

Ученик: Выражения, содержащие числа и знаки действий, называются числовыми  выражениями.

Учитель: Вы можете выполнить действия в числовом выражении? Как называется число, получившееся в итоге?

Ученик: Да, всегда можем. Число, которое получается в итоге,  называется значением выражения.

Учитель: Дайте определение буквенному выражению .

Ученик: Выражения, содержащие числа, буквы  и знаки действий, называются буквенными  выражениями.

Учитель: Можно ли получить числовое выражение из буквенного выражения?

Ученик: Можно, если вместо буквы поставить число.

Учитель: Как бы вы назвали число, которое подставили вместо буквы.

 Ученик: Значение буквы.

Задание 2: Записать в тетради несколько числовых и буквенных выражений и предложить соседу подчеркнуть буквенные выражения. (Работа в парах, выслушивается несколько  человек).

Задание 3:  Записать в виде выражения, последовательно открывая предложения (один ученик у доки, затем проверка другим учеником) (ЛИСТ 5), (ЛИСТ 6)

Задание 4 и 5 по группам на компьютерах:

              1 группа- Запишите в виде выражения. Укажите числовые и буквенные выражения; сколько значений могут принимать данные выражения? (ЛИСТ 7) (с помощью клонирования поставить напротив буквенного выражения букву «Б», а напротив числового выражения букву «Ч»)

            2 группа- Восстановите числовые равенства (перетаскивая выражения в нужное место).(ЛИСТ 8)

Этап 5: Физкультминутка

РРуки подняли и покачали.

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули.

Ветер сбивает росу.

В сторону руки , плавно помашем

Это к нам птицы летят.

Как они сели, тоже покажем

Руки мы сложим во так.

Этап 6: Организация первичного контроля. Диагностическая работа

1 вариант

2 вариант

  1. Составьте числовое выражение и найдите его значение
  • Произведение суммы чисел 15 и 8 и числа 25
  • Разность частного чисел 1566 и 27 и произведения чисел 16 и 3
  1. Найдите значение буквенного выражения:(823 – x) + m при x = 754, m = 258

  1. Составьте числовое выражение и найдите его

      значение

  • Сумма произведения чисел 23 и 56 и числа 147
  • Разность произведения чисел 45 и 13 и частного чисел 2001 и 69
  1. Найдите значение буквенного выражения:

(654 + c) - t при c = 549, t = 193

Проверяемые зун:

  • Знание понятий «числовое выражение»; «буквенное выражение»;
  • Умение составлять буквенные выражения;
  • Умение составлять числовые выражения;
  • Умение находить значение числового выражения;
  • Умение находить числовое значение буквенного выражения

Диагностическая карта по теме «числовые и буквенные выражения»

ФИ

Оперирование понятиями

Умение составлять числовое выражение

Умение составлять буквенное выражение

Умение находить значение числового выражения

Умение находить значение буквенного выражения

Этап 6: . Итог занятия. Рефлексия (ЛИСТ 10)

Что изучали сегодня на уроке?

Какие выражения называются числовыми, а какие выражения называются буквенными.

Запишите домашнее задание.

Поместите один из трех смайликов в центр доски, соответствующий вашему настроению. (ЛИСТ 10)

Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме: "Числовые и буквенные выражения" 5 класс учебник: И.И.Зубарева, А. Г. Мордкович в рамках ФГОС

Материал к уроку по теме " Числовые и буквенные выражения"  в 5 классе. Технологическая карта с презентацией....

Урок на тему "Числовые и буквенные выражения"

Данный урок на тему «Числовые и буквенные выражения» представлен по ходу изучения раздела  «Сложение и вычитание натуральных чисел». Целью урока является научить обучающихся в процессе реальной с...

Математика 5, Урок по теме: "Числовые и буквенные выражения"

Тема урока: Буквенные  и числовые выражения.Тип урока: урок изучения нового материалаВид урока: проблемныйЦель урока: узнать числовые и буквенные выражения их определения, распознавать числовые и...

Разработка урока по теме: «Числовые и буквенные выражения»

Первое занятие по введению понятия числового и буквенного выражения...

Технологическая карта урока по теме "Числовые и буквенные выражени"

Технологическая карта урока по математике "Числовые и буквенные выражения" 5 класс. Полезна начинающим учителям....