Урок на тему "Числовые и буквенные выражения"
методическая разработка по математике (5 класс) на тему

Галимьянова Альмира Ильдаровна

Данный урок на тему «Числовые и буквенные выражения» представлен по ходу изучения раздела  «Сложение и вычитание натуральных чисел». Целью урока является научить обучающихся в процессе реальной ситуации составлять числовые и буквенные  выражения, находить значение выражений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Числовые и буквенные выражения

ФИО (полностью)

Галимьянова Альмира Ильдаровна

Место работы

НРМОБУ Салымская СОШ №1

Должность

Учитель математики

Предмет

математика

Класс

5

Тема урока

Числовые и буквенные выражения

Базовый учебник

Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразоват. организаций/Н.Я. Виленкин, В.И.Жохов, А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд.

  1. Цель  урока: формировать представление о числовых и буквенных выражениях.
  2. Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):  

научить в процессе реальной ситуации составлять числовые и буквенные  выражения, находить значение выражений.

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

  1. умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию обучающихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
  2. Планируемые образовательные результаты:
  3. - предметные: приводят примеры числовых и буквенных выражений, составляют числовые и буквенные выражения по условию задачи, находят значение числового и буквенного выражений, по заданному значению буквы.
  4. - личностные: умеют проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
  5. - метапредметные:
  6. Регулятивные УУД:
  • определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке;
  • работают по коллективно составленному плану;
  • оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  • высказывают своё предположение
  1. Коммуникативные УУД:
  • оформляют свои мысли в устной форме;
  • слушают и понимают речь других;
  • совместно договариваются о правилах поведения и общения в школе и следуют им 
  1. Познавательные УУД:
  2. Умеют ориентироваться в своей системе знаний :отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

10.Тип урока: «Открытие» нового знания

11.Формы работы обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная

12. Педагогическая технология: системно-деятельностный подход

13. Педагогический метод:

14. Педагогический прием: прием «Таблицы» (ведение на этапах постановки целей и задач урока, рефлексии)

15.Организация деятельности обучающихся на уроке:

-самостоятельно выходят на проблему и решают её;

-самостоятельно определяют тему, цели урока;

-самостоятельно формулируют определения числовых и буквенных выражений;

-работают с текстом учебника;

-отвечают на вопросы;

-решают самостоятельно задачи;

-оценивают себя и друг друга;

-рефлексируют.

16.Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска, учебник по математике, раздаточный материал (лото, корзинка с цветами для рефлексии),  электронная презентация, цифровой образовательный ресурс «Флеш-иллюстрации к учебнику Н.Я. Виленкина «Математика». 5 класс».

.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Номер слайда

I. Организационный этап (играет этническая японская музыка)

Здравствуйте, ребята, садитесь.

Восток, как известно, дело тонкое. Жители тех далеких краев и едят палочками, и пишут какими-то закорючками, и по любому поводу церемонии непонятные разводят. Однако то, что и считают японцы совсем не так, как мы, мало кому известно! Так, например, таблица умножения для нас — то, без чего не обойтись никак. А вот в Японии малыши поначалу обходятся при расчетах без нее, лихо перемножая двух - и даже трехзначные числа. В этом им помогает метод полосок, основная тема этого видео. Стоит всего лишь нарисовать небольшую табличку, где каждая цифра будет отображаться нужным количеством прямых, и посчитать их пересечения. Впрочем, лучше смотрите сами!

(Демонстрация способа умножения многозначного числа на многозначное при помощи системы пересекающихся линий).

25*14 = 350

(посчитать сначала «в столбик», затем по «японской школе»)

Шаг 1 Горизонтально рисуем линии первого числа 25:
Шаг 2 Вертикальными линиями слева направо рисуем второе число 12:
Шаг 3 Подсчитываем количество точек в трех группах:
Левый верхний угол – 1 (Сотни)
Правый верхний и левый нижний углы (Диагональ) – 5 (Десятки)
Правый нижний угол – 6 (Единицы)

Шаг 4 Подсчитываем результат.

(музыка отключается)

Ребята, у каждого из вас на парте стоит корзинка с цветами.

Выберите из корзины цветок, который соответствует вашему настроению.

Розовая роза означает – у меня отличное настроение и я 100% готов к уроку,

Оранжевый цветок –  я хорошо себя чувствую.

Голубая роза – у меня сегодня не очень хорошее настроение, меня что-то тревожит.

Выбрали? А теперь поднимите руку с цветком и покажите мне, с каким настроением вы пришли ко мне на урок.

Я рада, что практически у всех вас отличное и хорошее настроение, надеюсь, что в конце урока оно только улучшится.

Откройте свои тетради и запишите  сегодняшнее число, классная работа.

Обучающиеся готовы к началу работы.

Обучающиеся в тетрадях записывают число, классная работа.

II. Актуализация знаний.  Выявление места и причины затруднения.

Японская мудрость гласит:   Долгий опыт ценнее черепахового панциря.

На предыдущих уроках мы изучили свойства сложения и вычитания. И прежде чем начать изучение нового материала, я хотела бы проверить с каким багажом знаний вы пришли сегодня на урок.

Вычислите:

А) 347 – (142 + 147);

Б) 645+247+355;

В) (649+186) – 539;

Г) 864 – 147 – 353;

Д) (394 + х) – 194;

Ответы  обучающихся:

А) 347 – (142 + 147)=347-147-142=200-142=58;

Б) 645+247+355=645+355+247=1000+247=1247;

В) (649+186) – 539=649-539+186=110+186=296;

Г) 864 – 147 – 353=864-(147+353)=864-500=364;

Д) (394 + х) – 194=?

III. Построение проекта выхода из затруднения. Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности.

- Почему нельзя вычислить выражение в пункте д)?

- Давайте попробуем сформулировать нашу проблему. Чего мы ещё пока не умеем делать?

- Попробуем решить нашу проблему

-  Кто попробует сформулировать какую цель вы должны поставить перед собой?

тему и  главную цель урока?

- Попробуйте сформулировать тему урока

- Ребята, давайте заполним таблицу целеполагания. Вы должны определить, что уже знаете, умеете, и чему нужно научиться.

Примерные ответы:

- Выражение содержит не только числа, но и букву!

- Не можем составить буквенное выражение.

- Сегодня на уроке мы должны научиться составлять числовые и буквенные выражения.

Тема «Числовые и буквенные выражения.

Обучающиеся записывают тему урока в тетради.

Заполняют таблицу. (Приложение 1)

IV. Первичное усвоение новых знаний

- Дорогие ребята. Послушайте, что говорит мальчик Петя по поводу изучения новой темы.

Петя: «Зачем мне выражения, содержащие буквы? Я люблю работать с числами!»

- Ребята, вы согласны с мнением Пети? Если да, то поднимите руку!

На ваш взгляд, для чего необходимо изучать буквенные выражения?

- Ребята, поднимите руку те, кто хотя бы раз мечтал создать компьютерную игру.

- Что необходимо сделать, чтобы создать компьютерную игру?

- А для того, чтобы создать компьютерную игру, необходимо написать программу. А вы знаете, что любая программа содержит выражения с буквами? Нельзя приступить к изучению языков программирования, не умея работать с буквенными выражениями.

Программисты, инженеры, экономисты, архитекторы, изобретатели, ученые, спортивные тренеры, готовящие олимпийцев, и многие другие используют в своей работе выражения, содержащие буквы.

При решении задач иногда только записывают действия, а выполняют их потом. Решим задачу.

Задача. Сторона АВ равна 18 см, сторона ВС – 220 мм. АС больше АВ на 2 см. Найдите периметр треугольника.

Решение.

  1. 220 мм = 22 см.
  2. АС = 18+2.
  3. Р = 18+22+(18+2)=60 (см).

Ответ: 60 см.

18+22+(18+2) – числовое выражение.

60 – значение числового выражения.

- Ребята, попробуйте сформулировать определение числового выражения.

Изменим условие задачи и получим:

18+22+(18+5);

18+22+(18+9) и т.д.

Обозначим буквой m число, которое меняется от задачи к задаче. Получим: 18+22+(18+m).

-Ребята, а какое бы вы дали определение буквенному выражению?

-Но в уравнении тоже встречается буква, значит это тоже буквенное выражение?

-А сейчас, поиграем в игру.

Игра: если учитель называет числовое выражение дети поднимают руки, а если буквенное – топают ногами.

5+3; а+8; 28+10; 28-а; в+3; 100-а; 100-10; 6+3-в; х+у; 6+7+а; 6+7-3.

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя,  высказывают своё мнение.

Обучающиеся объясняют решение, диктуют ответы.

Числовое выражение - любая запись из чисел, знаков арифметических действий и скобок.

Буквенное выражение – выражение, содержащее буквы.

V. Первичная проверка понимания.

- Ребята, можно ли вычислить буквенное выражение?

- А чтобы разобраться в этом вопросе,  сейчас мы с вами поиграем в математическое лото.

У каждого из вас на столе лежит конверт с надписью  «математическое лото», я попрошу Вас открыть конверт и выполнить предложенные задания,  в результате у вас должна получиться картинка.

Задания: 1)  а+138, при а = 42; 2)  р+14, при p = 56; 3)  b – 39, при b = 79; 4)  с+26, при с= 308; 5)  K – 107, при k = 238; 6)  d+111, при d = 39.

Сверим ответы.

В результате игры в математическое лото у вас у каждого должна была получиться картинка. Ребята, кто догадался, что на ней изображено?

-  Икебана - традиционное японское искусство аранжировки; создание композиций из срезанных цветов, побегов в специальных сосудах и размещение их в интерьере.

-Вернемся к нашей проблеме: можно ли вычислить буквенное выражение?

- Обучающиеся пробуют доказать верность своих суждений (нельзя решить, букву нельзя посчитать, можно если вместо буквы поставить число).

Обучающиеся в парах открывают конверт и выполняют задания, предложенные учителем. В результате должна получиться картинка. Та пара, которая выполнила задание, поднимает руку, учитель проверяет.

Ответы учеников: 180, 70, 40,334, 131, 150

- Икебана.

-Да, можно, если вместо буквы подставить число.

VI. Физкультминутка.

Представляете, физминутка у нас тоже будет японская.

Показ упражнения «Поза дерева».

Обучающиеся выполняют физкультминутку под японскую музыку

VII. Первичное закрепление.

Практическое задание (компетентностно-ориентированное).

Охотник Акахико всегда берет с собой на охоту собаку Сикоку, которая загоняет для него зверя. Для того, чтобы загнать зайца-беляка, Сикоку должна пробежать 8 км, чтобы загнать енотовидную собаку – 15 км, лисицу – 10 км. За январь Акахико добыл 5 зайцев и 1 енотовидную собаку, за февраль – 8 зайцев, 2 енотовидных собак и двух лисиц, за март – 4 енотовидных собак, 3 лисиц и 5 зайцев.

  Задания:

  1. Постройте таблицу, из которой будет видно, сколько зверей каждого вида добыл Алахико за январь, февраль, март.
  2. Составьте числовое выражение, чтобы узнать сколько километров пробежала Сикоку в январе.
  3. Составьте буквенное выражение, чтобы узнать сколько километров пробегала Сикоку за любой месяц.
  4. Используя полученное буквенное выражение, узнайте, сколько км пробегала Сикоку в феврале, если Алахико поймал 3 зайцев, 2 волков и 4 лисы.

–  Какие знания вам пригодились при выполнении этих заданий?

Ответы обучающихся:

Заяц

Волк

Лиса

Январь

5

1

0

Февраль

8

2

2

Март

5

4

3

  1. 5*8+1*15+0*10=55 (км)
  2. m*8+n*15+p*10
  3. 3*8+2*15+4*10=94 (км)

Умение составлять числовые и буквенные выражения.

VIII. Информация о домашнем задании.

1) П.8 (рассмотреть примеры)

2) Творческое задание: придумать задачу и написать выражение для её решения.

3) №328 (а, г)

Ребята, после выполнения заданий, сделайте карандашные пометки на полях («Л» - легко, «Т» - трудно, «С» - сомнения).

Обучающиеся записывают домашнее задание

IX. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Ребята, давайте вернемся к заполнению таблицы целеполагания.

–  Скажите, что нового вы сегодня узнали на уроке?

–  Какую цель мы ставили в начале урока?

–  Наша цель достигнута?

–  Что нам помогло справиться с затруднением?

  • Где можно применить новое знание?
  • Над чем надо еще поработать?

Я попрошу Вас выбрать розу, которая соответствует уровню вашего понимания новой темы.

Розовая роза – я полностью понял весь материал. Могу поставить себе по новой теме оценку «5».

Оранжевый цветок – я хорошо понял материал, могу поставить за урок себе твёрдую четвёрку.

Голубая роза – я недостаточно хорошо понял новый материал, мне надо побольше поработать над новой темой.

Я вижу, что практически все достаточно хорошо усвоили новую тему и у вас хорошее настроение. Вы хорошо сегодня поработали и получили оценки по ходу урока, дневники подайте на перемене.

Спасибо за работу и приятного продолжения дня!

Заполняют таблицу целеполагания

Приблизительный ответ:

Узнали, какие выражения называют числовыми, а какие, буквенными.

Числовое выражение - любая запись из чисел, знаков арифметических действий и скобок.

Буквенные выражения – выражения, содержащие буквы.

Обучающиеся поднимают руки с розой.



Предварительный просмотр:

Таблица целеполагания

Знаю

Умею

Не знаю

Хочу знать

Хочу научиться

Что такое выражение

+

Понятие значение выражения

+

+

Понятие числового выражения

+

+

Понятие буквенного выражения

+

+

Основные арифметические действия

+

Решать задачи по теме «Числовые и буквенные выражения»

+



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Автор материала (ФИО)

Галимьянова Альмира Ильдаровна

Должность (с указанием преподаваемого предмета)

Учитель математики

Образовательное учреждение

НРМОБУ «Салымская СОШ 1»

Название материала

Урок по теме «Числовые и буквенные выражения»

Класс (возраст)

5 А класс (15 человек)

Ребята активны, доброжелательны, откликаются на любые предложения, зачастую проявляют самостоятельность. В классе благоприятный эмоционально-психологический климат. Часть класса проявляет интерес к точным, а часть к гуманитарным наукам. Класс в состоянии выполнять учебные задания без учителя. Учась в начальной школе,  дети  привыкли рассуждать вслух, высказывать свою точку зрения в любой момент, поэтому выносить на обсуждение какой-либо вопрос нужно осторожно, чтобы дискуссия не перешла в общий шум.

Учебный предмет

математика

УМК учебного предмета

Программа соответствует учебнику «Математика» для пятого классов  образовательных  учреждений /Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Шварцбург/ – М.Мнемозина,2014г.

Вид ресурса (презентация, видео, текстовый документ  и другие)

Текстовый документ и презентация

Техническое оснащение (компьютер, интерактивная доска и другие.)

Компьютер, проектор, интерактивная доска, учебник по математике, раздаточный материал (лото, корзинка с цветами для рефлексии),  электронная презентация, цифровой образовательный ресурс «Флеш-иллюстрации к учебнику Н.Я. Виленкина «Математика». 5 класс»

Цели,

Задачи материала

  1. Цель  урока: формировать представление о числовых и буквенных выражениях.
  2. Задачи:

- образовательные (формирование познавательных УУД):  

научить в процессе реальной ситуации составлять числовые и буквенные  выражения, находить значение выражений.

- воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):  

умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие, воспитывать ответственность и аккуратность.

- развивающие (формирование регулятивных УУД)

  1. умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям; представлять информацию в табличной форме, формировать коммуникативную компетенцию обучающихся; выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
  2. Планируемые образовательные результаты:
  3. - предметные: приводят примеры числовых и буквенных выражений, составляют числовые и буквенные выражения по условию задачи, находят значение числового и буквенного выражений, по заданному значению буквы.
  4. - личностные: умеют проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
  5. - метапредметные:
  6. Регулятивные УУД:
  • определяют и формулируют цель на уроке с помощью учителя; проговаривают последовательность действий на уроке;
  • работают по коллективно составленному плану;
  • оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
  • планируют своё действие в соответствии с поставленной задачей;
  • вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
  • высказывают своё предположение
  1. Коммуникативные УУД:
  • оформляют свои мысли в устной форме;
  • слушают и понимают речь других;
  • совместно договариваются о правилах поведения и общения в школе и следуют им 
  1. Познавательные УУД:
  2. Умеют ориентироваться в своей системе знаний :отличают новое от уже известного с помощью учителя; добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке

Краткое описание работы с ресурсом

  Математика – сложный предмет и  желание сделать его более интересным  и доступным привело меня к созданию этого урока. Урок построен на системно-деятельностном подходе с использованием мультимедийного оборудования. На уроке  обучающиеся не только  научились  работать с числовыми и буквенными выражениями, но и  знакомились с интересными фактами страны Японии.

Список использованной литературы.

Ссылки на Интернет - источники

  1. Математика, 5 класс. Теория, методика, практика преподавания по новым стандартам – издательство «Учитель, 2015».
  2. Цифровой образовательный ресурс «Флеш иллюстрации к учебнику Н.Я. Виленкина «Математика». 5 класс».
  3. http://portal2011.com/master-klass-sovremennyj-urok-v-nachalnoj-shkole-v-svete-trebovanij-fgos.
  4. Компетентностно - ориентированные задания для 5-6 классов. Казанцева Лидия Петровна учитель математики  МБОУ «Лицей №136».

5. http://fgos-matematic.ucoz.ru/ 

6. Учебник под ред. Н.Я. Виленкина. Математика 5кл.

Изд.: Мнемозина 2014 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Буквенные выражения. Решение задач". Математика 5 класс.

Обучение ведётся по учебнику Виленкина...

урок 7класс алгебра "Числовые и буквенные выражения"

Урок 7 класс алгебра тема"Числовые и буквенные выражения"...

Открытый урок математики в 5 классе по теме: «Числовые и буквенные выражения».

Цели и задачи: Учебные:1) учить читать и записывать числовые и буквенные выражения;2) формировать умение составлять числовые и буквенные выражения по условию задачи;3) формировать умение на...

Буквенные выражения,тренировочные задания

Данная презентация может быть полезна при подготовке учащихся 9 классов к КДР и ГИА....

Числовые и буквенные выражения. План-конспект урока с использованием ЭОР

Урок-рефлексии по теме "Числовые и буквенные выражения" с использованием ЭОР  в 5 классе по учебнику Н. Я. Виленкина. Для проведения урока необходим доступ к сети Интернет, компьютеры, проектор, ...

Презентация к уроку математики. "Числовые и буквенные выражения"

Цели урока: Дать определение буквенных и числовых выражений, сформировать умения составлять числовые и буквенные выражения по условию задачи.Ресурс содержит задания разного типа.Здесь Вы найдете и зан...

Урок в 5 классе "Числовые и буквенные выражения" Мерзляк А.Г.

Урок в 5 классе составлен по ФГОСам по теме "Числовые и буквенные выражения" с презентацией....