Методическая разработка открытого урока по математике 5 класса по теме "МНОГОУГОЛЬНИКИ"
методическая разработка по математике (5 класс)

Ткаличева Светлана Владимировна

Урок изучения нового материала. Учащиеся знакомятся с понятием многоугольника и применяют полученные знания в жизни.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  

          Учитель: Ткаличева Светлана Владимировна

Предмет:  Математика.

Класс: 5

Базовый учебник: Бунимович Е.А., Дорофеев Г.В., Суворова С.Б. «Математика. Арифметика. Геометрия»

Тема урока: Многоугольники

Цели:

-образовательные: сформировать  понятие многоугольника  и его элементов;

-развивающие: способствовать развитию умения анализировать;  способствовать развитию логического мышления; развитие умения выражать речью результаты собственной мыслительной деятельности;

-воспитательные: способствовать воспитанию ответственного отношения к труду;  способствовать воспитанию культуры мышления и речи.

Задачи: Создание условий для развития мышления, познавательного интереса, способности систематизации и коррекции знаний.

 Тип урока:  Урок усвоения новых знаний (УУНЗ)

 

Методы: проблемно-диалогический (побуждающие от проблемной ситуации диалога), частично-поисковый, наглядный, словесный.

Формы: фронтальная, коллективная, групповая, самостоятельная

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные

Метапредметные

Предметные

Критически оценивать полученный ответ, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Давать позитивную оценку своей учебной деятельности, понимают причины успеха в своей учебной деятельности, проявлять широкий и устойчивый интерес к способам решения задач на проценты, оценивать свою учебную деятельность  

Регулятивные – составлять план выполнения заданий, понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

Познавательные – передавать содержание в сжатом или развёрнутом виде.

Коммуникативные – уметь организовать учебное взаимодействие с группой класса, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом речевых ситуаций.

- распознавать многоугольники на чертежах, рисунках, находить их аналоги в окружающем мире;

- моделировать многоугольники, используя бумагу, проволоку и др.;

- изображать на нелинованной и клетчатой бумаге;

- измерять длины сторон и величины углов многоугольников;

- проводить диагонали многоугольников;

- использовать терминологию, связанную с многоугольниками;

- конструировать алгоритм воспроизведения рисунков, построенных из многоугольников;

- строить по алгоритму, осуществлять самоконтроль, проверяя соответствие полученного изображения заданному рисунку;

                                        Карта   урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

УУД

Примечание

1.Организационный этап

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

-Добрый день. Присаживайтесь пожалуйста.

 Вот звонок нам дал сигнал:

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

- Откройте тетради, запишите число, классная работа и план сегодняшнего урока. Сегодня в течении урока вы будете фиксировать свои результаты,  в конце урока мы подведем итоги.

Проверяют свою готовность к уроку.

Встают. Приветствуют учителя.

Регулятивные (организация рабочего места)

Коммуникативные (форма приветствия)

 2 мин

2.Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний

Организует выполнение математической разминки и взаимопроверку.

-  А сейчас мы с вами немного вспомним. В тетради вам необходимо записать только ответы. За каждый правильный ответ вы получите 1 балл.

Проводиться рефлексия итогов работы.

Учащиеся   выполняют задание и проверяют друг у друга по готовым ответам.  Ставят оценки друг другу и заполняют план успешности.

Дают оценку деятельности по её результатам

2-3 мин.

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Формулирует тему урока и просит обучающихся, с помощью слов помощников (изучим, узнаем, применим) сформулировать задачи урока.

Создает эмоциональный настрой на работу

-Ребята, летом в школе №5 в актовом зале планируется сделать ремонт. И сегодня мы с вами выступим в роли дизайнеров.

Задача. Разработайте элементы будущего паркета для актового зала.

- Но прежде чем перейти к решению задачи, давайте узнаем,  что такое паркет?

- Давай выполним следующее исследование:

1.Начертите замкнутую ломаную и не имеющую самопересечений.

(1 вариант – из 4 звеньев, 2 вариант –из 5 звеньев)

2.Вырежьте фигуру, которая ограниченна ломанной.

3.Как называется получившаяся фигура?

- А какие цели и задачи нашего урока?

 

Обрабатывают полученную информацию.

Ребята проводят исследование, формулируют тему урока «Многоугольники», ставят цели и задачи урока (разгадывают ребус).  – изучить элементы многоугольника.

Личностные (смыслообразование)

Коммуникативные (высказывание своих идей, обоснование их, анализ и принятие чужого мнения)

Общеучебные (постановка проблемы, структурирование информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач,  

 5 мин

 

 

 

 

3. Изучение нового материала. Первичное закрепление изученного.

 Подводит к восприятию нового материала, помогает сформулировать определение «Многоугольника».

Физкультминутка.  

Быстро встали, улыбнулись,

Выше-выше подтянулись.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали.

  

Ребята формулируют определение «Многоугольника», работают по учебнику.

Ребята выполняют физические упражнения.

Личностные (умение делать осмысленный выбор)

Коммуникативные (умение договариваться, управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий )

Регулятивные

(планирование,  коррекция)

Познавательные

Предментые (оформление решения задачи)

Общеучебные (структурирование информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач),  

Регулятивные (саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию)

5 мин

Учебник с.88,

4. Углубление знаний, закрепление полученных знаний

Устные упражнения.

Работа у доски и в тетради

Работа в парах, взаимопомощь.

Самостоятельная работа с последующей проверкой.

 

Учащиеся определяют алгоритм решения задачи.

Решают задачи. Дают оценку деятельности соседу по парте по её результатам.

Анализируют допущенные ошибки.

Личностные (самооценка) Коммуникативные (грамотная устная и письменная речь, умение сопереживать, поддержать, постановка вопросов)

Регулятивные (планирование хода решения, выбор уровня сложности работы, прогнозирование результата)

Познавательные Предметные (работа по алгоритму)

Общеучебные (выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, смысловое чтение)

1 мин

2 мин

2 мин

5 мин.

5. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении

Дает инструкцию и пояснение к выполнению домашнего задания.

- Используя многоугольники, который мы сегодня с вами получили, создайте дизайн-проект укладки паркета в актовом зале и придумайте ему название.

Записывают домашнее задание

Коммуникативное (восприятие устной речи)

Регулятивные (планирование, прогнозирование)

 1 мин

6. Рефлексия (подведение итогов занятия)

-  А теперь давайте подведем итоги нашей работы. Подсчитаем количество баллов за урок. Критерии оценки вы видите на слайде.  

- Как я себя чувствовал на уроке! Прикрепите смайлик на листочки, на смайликах запишите фамилию и имя и выставьте количество баллов полученных на уроке и оценку.

- Поднимите руку, кто сегодня получил «5».

-Кто «4»….?

Что получилось, а что нет?

- Спасибо всем за урок!

Учащиеся самостоятельно подводят итоги, вспомнив поставленные цели и задачи.

Учащиеся приобретают навыки рефлексии результатов деятельности.

Коммуникативное (восприятие устной речи)

Регулятивные (планирование, прогнозирование)

3 мин


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Метапредмет – Модель и способ ЭЛЕМЕНТЫ МНОГОУГОЛЬНИКА УГЛЫ И МНОГОУГОЛЬНИКИ

Слайд 2

Классная работа 03.12.2016

Слайд 3

Девиз урока Вот звонок нам дал сигнал: Поработать час настал. Так что время не теряем И работать начинаем.

Слайд 4

Классная работа 03.12.2016 План урока Д/з Разминка Задача-исследование Работа в парах Самостоятельная работа Рефлексия

Слайд 5

Д омашнее задание (обсуждаем) . Угол АОВ равен 48 о . Луч ОС – биссектриса угла АОВ, луч ОМ – биссектриса угла АОС. Найдите величину угла АОМ. УЧЕБНИК № 291 М А О В С АОС = 48 о : 2 = 24 о АОМ = 24 о : 2 = 12 о Показать решение Показать рисунок

Слайд 6

Математическая разминка 1 Каким (острым или тупым) является угол, величина которого равна 1 острый 1) 2) 3) 4) 2 тупой 3 острый 4 тупой

Слайд 7

Математическая разминка На рисунке угол ВАС равен 28 о , а угол C А D равен 56 о . Чему равен угол BAD ? 2 Угол BAD 28 о + 56 о = 84 о

Слайд 8

Математическая разминка На рисунке угол ВАС равен 136 о , а угол ВА D равен 56 о . Чему равен угол С AD ? 3 Угол С AD 136 о – 56 о = 80 о

Слайд 9

Математическая разминка Угол 68 о разделен биссектрисой на два угла. Найдите их величины. 4 решение 34 о 34 о 68 о : 2 = 34 о

Слайд 10

Критерии оценки разминки За каждый правильный ответ мы ставим 1 балл

Слайд 11

ЗАДАЧА-проект Разработайте элементы для укладки паркета в актовом зале.

Слайд 12

Что такое паркет? Паркет – это настил на полу из дощечек, уложенный так, что они образуют какой-нибудь рисунок. Паркет - бесконечное семейство геометрических фигур, покрывающее плоскость без просветов и двойных покрытий.

Слайд 13

Задача-исследование 1.Начертите замкнутую ломаную и не имеющую самопересечений. ( 1 вариант – из 4 звеньев, 2 вариант –из 5 звеньев ) 2.Вырежьте фигуру, которая ограниченна ломанной. 3.Как называется получившаяся фигура?

Слайд 14

Тема: Многоугольники

Слайд 15

Цель урока:

Слайд 16

Что такое многоугольник Фигура, ограниченная замкнутой ломаной без самопересечений, называется многоугольником. Все фигуры на этом рисунке – многоугольники. Является ли эта фигура многоугольником?

Слайд 17

Что такое многоугольник

Слайд 18

Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали, сели, встали, И на месте побежали.

Слайд 19

Что такое многоугольник

Слайд 20

Упражнения Практикум Назовите все вершины, все стороны и все углы четырехугольника, изображенного на рисунке. Определите на глаз, есть ли в этом четырехугольнике прямой угол, какой из его углов острый, сколько у него тупых углов. Измерьте и запишите величину каждого угла этого четырехугольника. УЧЕБНИК № 295 п рямой угол В С D Е В тупой угол Е острый угол С, D

Слайд 21

Работа в парах с.90, №301

Слайд 22

Отвечаем на вопрос «Сколько?» Практикум а) Треугольник АВС можно назвать треугольником ВАС. Как еще можно назвать этот треугольник? Сколько всего можно придумать обозначений этого треугольника? УЧЕБНИК № 301 АВС, ВСА, САВ АСВ, СВА, ВАС

Слайд 23

Самостоятельная работа с.90, №296, №302

Слайд 24

Упражнения Измерьте величину каждого угла треугольника АВС. Назовите углы в порядке возрастания их градусных мер. Есть ли в треугольнике прямой угол? острый? тупой? УЧЕБНИК № 296 п рямой угол А тупой угол нет острый угол С, В величины углов 35 о ; 55 о ; 90 о ;

Слайд 25

Отвечаем на вопрос «Сколько?» Практикум а) Сколько треугольников на рисунке? УЧЕБНИК № 302 решение 6 б) А на сколько треугольников можно разрезать данный т реугольник? Разрежьте его.

Слайд 26

Критерии оценки урока «5» – 14-16 баллов «4» – 10-13 баллов «3» – 7-9 баллов - 0-6 баллов

Слайд 27

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Подведение итогов, рефлексия, домашнее задание. Домашнее задание У : с.88, задача. Разработайте дизайн-проект укладки паркета в актовом зале и презентуйте его (название проекта). ЗАДАЧА

Слайд 28

ЗАДАЧА-проект (итоги) Разработайте элементы для укладки паркета в актовом зале.

Слайд 29

Дополнительные задания

Слайд 30

Проверяем себя Проверка полученных результатов. Коррекция. От какого из трех треугольников оторван угол? ТРЕНАЖЕР № 136 Ответ 1

Слайд 31

Проверяем себя Проверка полученных результатов. Коррекция. Проведите прямую так, чтобы она разбила данный четырехугольник на рисунке 1 на два треугольника, на рисунке 2 на треугольник и четырехугольник, на рисунке 3 на треугольник и пятиугольник. ТРЕНАЖЕР № 137 решение

Слайд 32

Итоги урока и рефлексия Какова была тема урока ? Какую цель урока ставили ? Каким способом достигали поставленную цель ? Я сегодня...



Предварительный просмотр:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по математике в 7 классе "Путешествие в страну треугольников" с использованием MS PowerPoint

Открытый урок  "Путешествие в страну треугольников" может быть дан при изучении темы "Треугольник" по геометрии в 7 классе. Урок проводится и использованием презентации, выполненной в MS PowerPoi...

Методическая разработка открытого урока по математике 5 класс

урок математики по теме: Формулы. Площадь прямоугольника....

Методическая разработка открытого урока по математике по теме "Сложение чисел с разными знаками" для 6 класса

Цель открытого урока по математике по теме "Сложение чисел с разными знаками" для 6 класса - формирование у учащихся навыков оперирования алгоритмом сложения чисел с разными знаками.Учебник: Математик...

Методическая разработка открытого урока по математике в 6-м классе «Делимость суммы и произведения на данное число. Задачи повышенной трудности».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знанийТехнологии: здоровьесбережения, развитие исследовательских умений, развивающего обучения, проблемного обучения, самодиагностики и самокоррекции результ...

Методическая разработка открытого урока по математике в 6-м классе по теме «Площадь круга» (ФГОС)

Тип урока: урок обобщения и систематизации знанийТехнологии: здоровьесбережения, развитие исследовательских умений, развивающего обучения, проблемного обучения, самодиагностики и самокоррекции результ...