Обучения навыками самоконтроля, анализа собственной деятельности, самооценки на уроках математики в 5-9 класах
статья по математике
Навыки самоконтроля, анализа собственной деятельности, самооценки на уроках математики являются необходимым компонентом познавательной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Обучения навыками самоконтроля, анализа собственной деятельности, самооценки на уроках математики в 5-9 класах».
Ермакова Елена Владимировна учитель математики МБОУ г. Астрахани «СОШ № 26»
Навыки самоконтроля, анализа собственной деятельности, самооценки на уроках математики являются необходимым компонентом познавательной деятельности.
Остановлюсь на некоторых приемах их формирования.
- Обучение самоконтролю в форме сравнения.
С готовым образцом выполнения задания начинаю с первых уроков в пятом классе. По сложившейся практике, учитель должен ежедневно проверять домашние работы школьников. Когда на следующий день ученики получают проверенные тетради, их в лучшем случае интересует оценка: ведь к этому дню они выполнили уже другую работу, именно она сейчас в их памяти и вникать в ошибку предыдущей работы станут лишь немногие. Поэтому я поступаю следующим образом: полное решение домашней работы заготавливается на интерактивной доске или на закрытой части доски и предлагаю ученикам самостоятельно сверить свою работу с образцом. При этом учащиеся высказывают свои замечания по оформлению, задают вопросы, обсуждаются другие возможные способы решения. Затем учащиеся ставят себе оценку (критерии называются), и сдают тетради на проверку учителю. Я проверяю качество самопроверки и объективность выставления оценок, делаю при необходимости замечания в письменной или устной форме, даю рекомендации. И так каждый день.
Уже во второй четверти необходимость ежедневной перепроверки выполнения домашней работы отпадает, контроль учителя становится выборочным.
- Самоконтроль по личному результату (ответу).
Во время самостоятельной работы ученики сравнивают полученный ответ с ответами, записанными на доске. Если ответы не совпадают, ученик ищет ошибку, используя памятку:
- Проверь, верно ли записано условие;
- Проверь ход выполнения задания (порядок действий, правильность использования теоретического материала), нахождение неизвестного компонента уравнения.
- Проверь, нет ли вычислительных ошибок (используй «прикидку»)
- Если ошибка не найдена, обратись к учителю, соседу по парте, более внимательному ученику.
На полях, напротив ответа ставится «+» или «-» (верно или неверно). По окончании самостоятельной работы ученик подсчитывает количество плюсов, ставит себе оценки (критерии называются) и сообщает её учителю. Сразу эта оценка в журнал не выставляется, её надо подтвердить на следующем уроке результатом выполнения проверочной работы.
- Способствует формированию потребности в самоконтроле выполнение провоцирующих заданий. Например: Сколько потребуется цифр, чтобы записать двенадцатизначное число?; Какие из чисел 205, 206, 207, 208, 209, 210 являются простыми ?
Вопросы: Верно ли выполнено задание? Найди ошибку (У отвечающего у доски или специально допущенную учителем) также формируют критическое, но конструктивное отношение к деятельности сначала чьей-то, а затем и своей. Побуждение к анализу (рецензированию) и оценке устных ответов одноклассников приучать контролировать собственные ответы.
В конце четверти (полугодия) предлагаю ученикам ответить на вопросы анкеты:
- Удовлетворен ли ты результатом своей учебы в этой четверти?
- Как изменилась твоя оценка по предмету сравнению с предыдущее ? (повысилась, понизилась)
- Считаешь ли ты, что эта оценка действительно объективно отражает уровень твоих знаний по предмету?
- В чём ты видишь причину своей неудачи (своего успеха)?
- Что ты должен сделать сам, чтобы улучшить свои знания по предмету?
- Какая помощь учителя тебе требуется?
Данная методика развивает у учащихся навыки самоконтроля, анализа собственной деятельности, самооценки не только на уроках математики, но и на других уроках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у обучающихся навыков самоконтроля и самооценки на уроках математики
Актуальность проблемы обучения самоконтролю заключается в практическом не использовании формирования у обучающихся навыка самоконтроля. В связи с этим студенты не всегда умеют предупреждат...
О формировании навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики
Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся – одна из актуальных задач современного образования. При обучении математике эта задача решается:в процессе восприятия учащимися информации н...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Новые технологии. Формирование самостоятельной деятельности обучающихся на уроках математики»
1. Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным ...
Применение активных методов обучения и инфо-коммуникационных технологий для формирования умений и навыков решения задач с практическим содержанием на уроках математики
В работе представлен опыт разработки электронных образовательных ресурсов и их применения для формирования умений и навыков решения задач с практическим содержанием на занятиях по математике. Показана...
Мастер-класс по теме "Система самоконтроля и самооценки на уроках математики"
Мастер-класс по теме "Система самоконтроля и самооценки на уроках математики"...
Взаимоконтроль и взаимопроверка, самоконтроль и самооценка на уроках математики
Принятие новых ФГОС привнесло в систему образования признание системно-деятельностного подхода как основы особого построения содержания, способов и форм образовательного процесса. Развитие навыков &qu...
Развитие навыков самоконтроля у обучающихся с ОВЗ на уроках технологии (поварское дело).
Представляю вам мой опыт по развитию навыков самоконтроля у обучающихся с ОВЗ, на примере уроков технология (поварское дело). Данные в работе подкреплены исследовательскими моментами. Также предлагаю ...
- Мне нравится (1)