Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Новые технологии. Формирование самостоятельной деятельности обучающихся на уроках математики»
материал на тему
1. Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).
В новых исторических реалиях, в педагогическом процессе становятся преобладающими следующие приоритеты: каждый получающий среднее, а тем более средне-специальное образование должен уметь ставить цели, генерировать идеи, находить смыслы, изыскивать самостоятельно решения в сложных жизненных ситуациях. Говоря более обще, от человека требуется умение делать то, что обозначается понятиями “духовные ценности”, “активная позиция”, “смыслообразующая деятельность”.
Именно поэтому вся педагогическая система, начиная с начальных ее звеньев, требует переориентации на решение данной сверхзадачи - подготовку контингента людей, умеющих быстро самостоятельно оценить ситуацию, найти свое место в ней и успешно адаптироваться в сложной обстановке, принимать верные решения в любых, самых неординарных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
af23b0fbe5a79d22d926d0d85005fe44.docx | 63.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Публичное представление
собственного инновационного педагогического опыта
учителя математики первой квалификационной категории
МБОУ « Перхляйская ООШ»
Рузаевского муниципального района Республики Мордовия
Толстяковой Риммы Халиловны
Тема инновационного педагогического опыта:
«Новые технологии. Формирование самостоятельной деятельности обучающихся на уроках математики»
- Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).
В новых исторических реалиях, в педагогическом процессе становятся преобладающими следующие приоритеты: каждый получающий среднее, а тем более средне-специальное образование должен уметь ставить цели, генерировать идеи, находить смыслы, изыскивать самостоятельно решения в сложных жизненных ситуациях. Говоря более обще, от человека требуется умение делать то, что обозначается понятиями “духовные ценности”, “активная позиция”, “смыслообразующая деятельность”.
Именно поэтому вся педагогическая система, начиная с начальных ее звеньев, требует переориентации на решение данной сверхзадачи - подготовку контингента людей, умеющих быстро самостоятельно оценить ситуацию, найти свое место в ней и успешно адаптироваться в сложной обстановке, принимать верные решения в любых, самых неординарных ситуациях.
Исходя из этих направлений, исходным приоритетом в образовании должно быть формирование эрудированной, свободной и ответственной личности, сочетающей профессиональную компетенцию с гражданской ответственностью, обладающей кругозором, нравственным сознанием.
Сегодня выпускник должен продемонстрировать не только хорошие профессиональные знания в избранной им области деятельности, но и иметь достаточное фундаментальное образование, чтобы быть способным самостоятельно построить на этом фундаменте новое конкретное знание в соответствии с новыми условиями.
Однако в процессе практической преподавательской деятельности в области математических дисциплин приходится ориентироваться на ситуацию, когда часть обучащихся, не готовы по своему уровню развития самостоятельно добывать знания, их углублять .
Творческий подход к учебе, потребность в самостоятельности, умения и навыки самостоятельно работать не приходят сами собой, она формируются, воспитываются в ходе всего обучения, от класса к классу степень самостоятельной работы должна возрастать
Учащиеся имеют уже достаточный запас знаний по математике. Эти знания служат основой не только для приобретения, но и для самостоятельного применения. На всех этапах развития школы на одно из первых мест выходит проблема уровня навыков самостоятельной деятельности обучающихся.
За последнее десятилетие произошли значительные изменения в организации учебного процесса. Изменились цели школьного образования.
- Изменился характер итоговой аттестации учащихся - введены ЕГЭ, ОГЭ.
- В школу пришли новые технологии, подразумевающие оценивание не только конечного результата, но и самой деятельности учащихся.
- Школа движется по пути демократизации, становясь более открытой; меняется характер отношений участников образовательного процесса, где значительное место отводится самостоятельной деятельности обучаемых.
Эти и другие процессы стимулируют изменения в системе общей деятельности обучающихся заставляют задуматься об общих результатах школьного образования.
При изучении параметров школьного образования встаёт вопрос:
- Какие результаты общего образования становятся значимыми после окончания школы? И невольно на одно из первых мест выходит вопрос об уровне самостоятельной деятельности обучающихся.
Организовать учебно-познавательную деятельность без самостоятельной деятельности обучающихся невозможно: она является, ее регулятором, показателем результативности.
- Практическая значимость:
Школьная система образования, ориентированная на эффективное обучение ребенка, должна научить: самостоятельно добывать знания, уметь анализировать и принимать решения в различных ситуациях.
Учитель должен:
- давать информацию о достижении поставленных им целей;
- стимулировать учение, использовать как форма поощрения;
- отмечать даже незначительные продвижения обучающихся, позволяя им обучаться в собственном темпе;
- ориентировать ученика на успех; содействовать становлению и развитию самооценки обучающихся.
2. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов).
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», озвученная Д. А. Медведевым, выдвигает идею: «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21 века. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является критически важным элементом в этом процессе».
Основные результаты образования, согласно ФГОС нового поколения:
- Формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования и готовность к самообразованию.
- Воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.
Индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
У обучающихся должны быть сформированы: желание и умение учиться, готовность к самообразованию; инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.
Особенностью содержания современного общего образования является не только ответ на вопрос, что обучающийся должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование УУД в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Современная педагогика приоритетным направлением развития школы определяет гуманистический подход в организации процесса обучения. Ведущим принципом гуманистической модели учебного процесса является развитие личности школьника. Степень развития ученика измеряется и оценивается его способностью самостоятельно приобретать новые знания и использовать их в учебной и практической деятельности. Существующая сегодня система общего образования не носит еще подлинно гуманистический характер. В связи с этим не в полной мере школа способствует развитию и саморазвитию учащихся, готовит к творческому выполнению всех функций в новом обществе.
Среди факторов, способствующих формированию творческой активности учащихся, одно из ведущих мест занимает правильная организация самостоятельной деятельности обучающегося. Только целенаправленная систематическая самостоятельная деятельность каждого школьника позволяет глубоко усвоить знания, выработать и закрепить умения, превратить их в соответствующие навыки умственного труда.
Ключевые понятия исследования:
Самостоятельная учебная деятельность – форма организации деятельности, основанная на построении субъект-субъектных отношений: обучающийся планирует учебные задачи, выбирает методы, средства, формы для их достижения, осуществляет самоконтроль, самооценку полученных результатов, а учитель – координатор, консультант, обеспечивает индивидуализацию, практическую направленность, информационную поддержку образовательного процесса.
Компетенция – это общая способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированному на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность (Е.В. Ткаченко).
Компетентность – это обладание компетенцией, знаниями, позволяющими судить о чем-либо; совокупность знаний, умений, опыта, отраженная в теоретико-прикладной подготовленности к их реализации в деятельности на уровне функциональной грамотности (Э.Ф Зеер). . 3.Наличие теоретической опыта: базы
Нормативно-правовая база эксперимента:
- Закон об образовании РФ;
- Концепция модернизации математического образования в РФ;
- Программа развития муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения « Перхляйская ООШ»
- Положение о научно-исследовательской, опытно-экспериментальной деятельности педагогических работников школы.
“Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью”, - сказал Л.Н.Толстой”. И с ним можно только согласиться, так как учащиеся прочно усваивают только то, что прошло через их усилие.
Проблема самостоятельной деятельности учащихся и средств ее организации в структуре урока имеет свою богатую историю и свои традиции в теоретическом освещении и реализации ее основных положений в практике работы школы.
Первое направление начинается с глубокой древности. Его представителями можно считать древнегреческих ученых (Архит, Сократ, Платон, Аристотель), которые глубоко и всесторонне обосновали значимость добровольного, активного и самостоятельного овладения ребенком знаниями. В своих суждениях они исходили из того, что развитие мышления человека может спешно протекать только в процессе самостоятельной деятельности, а совершенствование личности развитие его способностей - путем самопознания (Сократ). Такая деятельность доставляет ребенку радость и удовлетворение и тем самым устраняет пассивность с его стороны в приобретении новых знаний.
Эти положения являлись предметом суждений многочисленных теоретиков педагогики всех последующих веков развития школы и педагогической мысли. Свое дальнейшее развитие они получают в высказываниях Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Томаса Мора, Томазо Кампанеллы, которые в эпоху мрачного средневековья требуют обучать ребенка самостоятельности, воспитывать в нем вдумчивого, критически мыслящего человека.
Те же мысли развиваются на страницах педагогических трудов Яна Амоса Коменского, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистерверга, Н.И. Новикова, К.Д. Ушинского.
Второе направление берет свое начало в трудах Я.А. Коменского. Содержанием его является разработка организационно - практических вопросов для вовлечения школьника в самостоятельную деятельность. При этом предметом теоретического обоснования основных положений проблемы выступает здесь преподавание, деятельность учителя без достаточно глубокого исследования и анализа природы деятельности самого ученика.
Это направление условно можно назвать дидакто-методическим. Оно занимает доминирующее положение в современной дидактике.
Третье направление характеризуется тем, что самостоятельная деятельность учащегося не только декларируется в рамках следования арсенала педагогических средств и методов преподавания, но сама избирается в качестве предмета исследования. Это направление берет свое начало в основном в трудах К.Д. Ушинского.
Проблема самостоятельности обучающихся при обучении актуальна и сейчас. Внимание к ней объясняется тем, что самостоятельность играет весомую роль не только при получении среднего образования, но и при продолжении обучения после школы, а так же в дальнейшей трудовой деятельности. Основа любой профессии – это знание.
Значительный вклад в развитие теории самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения внесли видные педагоги Бабанский Ю.К., Данилов М.А., Есипов Б.П., Лернер И.Я., Махмутов М.И., Огородников И.Т., Пидкасистый П.И., Скаткин М.Н. и др.; психологи Богоявленский Д.Н., Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Давыдов В.В., Занков Л.В., Матюшкин А.М., Менчинская Н.А., Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л., Эльконин Д.Б., Эсаулов А.Ф. и др. Эти исследования показали, что одним из эффективных средств развития самостоятельности и творческой активности учащихся является самостоятельная работа.
Ведущая педагогическая идея
Как научить своих учеников учиться, мыслить самостоятельно? Выход один: надо детей включать в учебно-познавательную деятельность. При такой работе ребенок не просто усваивает знания, а «открывает» их в процессе собственной деятельности. Задача учителя при введении нового материала заключается в организации коллективно-поисковой деятельности детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Оптимальность и эффективность средств:
Гипотеза
Если деятельность субъекта в течение экспериментального периода будет осуществляться планомерно, организованно и будет направлена на мотивацию обучающихся, а также будет корректироваться с помощью контроля, то таким образом будут созданы условия обеспечения современного качества образования, а, значит будет обеспечено соответствующее качество образовательных услуг в ОУ, и удовлетворены образовательные запросы обучающихся и окружающего его социума.
База – обучающиеся МБОУ «Перхляйская ООШ» Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.
Объект: учебно-воспитательный процесс в условиях внедрения новых педагогических технологий.
Предмет исследования: формы и методы организации самостоятельной работы на уроках, способствующие интенсивному и широкому умственному развитию, формированию творческой личности.
Этапы работы
Поставила перед собой ряд целей:
- организация активной деятельности учащихся, направленная на овладение конкретными математическими знаниями, формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения;
- развитие и тренинг творческого мышления, привитие интереса к предмету;
- формирование навыков самостоятельного добывания знаний;
- стимулирование интереса к познавательной деятельности учащихся, активности, самостоятельности, упорства в достижении цели;
- формирование понимания значимости математических знаний в повседневной практической жизни.;
- регулярный контроль над успеваемостью учащихся по предмету.
Анализируя свои уроки, пришла к выводу, что самостоятельная работа должна занимать от 12 до 88% времени занятия. Поэтому для управления процессом познания были выделены конкретные задачи:
- разнообразить методы обучения с широким внедрением элементов самостоятельной работы учащихся на уроке:
1) использовать проблемные и игровые ситуации
для привития интереса к
предмету и активизации познавательной
деятельности школьника;
2) организовывать деятельность учащихся
на самостоятельное добывание
знаний (работа с книгой и другими источниками)
3) развивать творческую и прикладную стороны
мышления через специально подобранные
задания, практические работы,
иллюстративный материал.
- совершенствовать формы, методы контроля и оценку знаний, умений и навыков учащихся;
- осуществлять индивидуальный подход к учащимся.
Планируемые результаты.
В результате мне хотелось бы, чтобы учащиеся:
- научились самостоятельно работать с книгой, справочной литературой, интернет- материалом и другими источниками;
- научились самостоятельно рассуждать, рашать задачи, анализировать, сравнивать, обобщать;
- научились самостоятельно контролировать свою деятельность;
- научились учиться.
Уверена, что правильная организация учебного труда – самый главный фактор успешного самообразования, а значит и развитие самостоятельности учащихся.
« В любой форме учения особенно хорошо то,
что получил, вывел, понял сам»
Зельдович Я.Б.
На протяжении нескольких лет я работала над темой «Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике». Мой опыт показывает, что одним из инструментов развития мышления, ведущего к формированию творческой деятельности, является самостоятельная работа.
Под самостоятельной работой понимают любую, организованную учителем, активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели: поиск знаний и их применение, осмысление, закрепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний.
Но как же воспитывать у учащихся навыки самостоятельной работы и с чего начать?
Успех любой самостоятельной работы во многом зависит от того, как выполняющий ее умеет организовать свою деятельность. Поэтому учителю целесообразно в качестве первого шага раскрыть учащимся содержание основных видов самостоятельной деятельности при изучении математики и показать возможные способы по их организации.
В работе учитель может использовать различные виды самостоятельных работ – работа с книгой, упражнения, практические и лабораторные работы ( с элементами исследования), самостоятельные, тестовые, контрольные работы, математические диктанты, сообщения, домашние наблюдения и опыты, и др. В самостоятельных работах ученик сам осознает характер выполняемой работы, сам определяет и находит способы преодоления возникающих трудностей и в целом сам организует свою деятельность, а учитель создает условия для этого.
Самостоятельные работы, которые различаются:
по дидактическим целям:
обучающие;
тренировочные;
закрепляющие;
повторительные;
развивающие;
творческие.
по уровню самостоятельности учащихся:
по образцу (репродуктивные);
реконструктивные, вариативные;
эвристические (частично-поисковые);
исследовательские (творческие: кроссворды, занимательные задачи, ребусы, анаграммы и др.)
по степени индивидуальности:
общеклассные (по вариантам, дифференцируемые);
групповые (в группах, парах);
индивидуальные.
по источнику и методу приобретения знаний:
работа с книгой (в классе, дома);
решение и составление задач;
лабораторные и практические работы;
подготовка докладов, рефератов.
по месту выполнения:
классные;
домашние.
по форме выполнения:
устные;
письменные;
тесты.
Все эти виды работы помогают устанавливать связь между новым материалом и ранее изученным. Навыки, полученные учеником в процессе самостоятельной работы, используются им в решении задач, в работе с учебником в классе и дома.
Видов и форм самостоятельной работы множество. Но она всегда на уроках и при подготовке к ним должна преследовать следующие цели:
- более глубокое и осмысленное усвоение всеми учащимися новых знаний;
- выработка на основе полученных знаний прочных умений и навыков;
- применение их в дальнейшей познавательной работе и жизненной практике;
- служение расширению и углублению изучаемого материала;
- способствование развитию интереса учащихся к математике и индивидуальных склонностей;
- содействие развитию способностей и жажды созидания.
Эффективность самостоятельных работ, формирование навыков самостоятельной деятельности во многом зависит от своевременного анализа результатов работы. Необходимо не просто констатировать количество ошибок, а производить их разбор, организовать помощь в их устранении.
Совершенствование методики преподавания и методов обучения неразрывно связано с вопросами развития самостоятельности у учащихся. Поэтому использую различные приемы работы с учеником. На занятиях ориентируюсь на всех учащихся в целом и на каждого в отдельности, имея в виду общие знания. Считаю, что такой подход побуждает к работе слабого ученика и стимулирует сильного.
Для этого выбираю разные методы работы:
-устный;
-словесно-графический;
-наглядный;
-практический.
Каждый из них реализуется в системе приемов, таких как: фронтальный опрос,
устные контрольные работы, построение графиков, диаграмм, фигур на плоскости и в пространстве, работа с ними, с перфокартами, моделями по алгоритму, практические и лабораторные, работа над проектами, сказками, рефератами.
Использую наглядные средства обучения: таблицы, учебник, схемы, модели фигур и плоскостей, проекты, описание работ, чертежные и измерительные приборы, карточки для устной и письменной работы, дополнительную и справочную литературу.
Видов и форм самостоятельной работы множество. Но она всегда на уроках и при подготовке к ним должна преследовать следующие цели:
- более глубокое и осмысленное усвоение всеми учащимися новых знаний;
- выработка на основе полученных знаний прочных умений и навыков;
- применение их в дальнейшей познавательной работе и жизненной практике;
- служение расширению и углублению изучаемого материала;
- способствование развитию интереса учащихся к математике и индивидуальных склонностей;
- содействие развитию способностей и жажды созидания.
а) Самостоятельная работа при проверке домашней работы в классе.
Цель:
выявить пробелы в знаниях и провести их коррекцию;
закрепить знания и способы действий;
формировать целостную систему знаний,
обеспечить контроль и самопроверку знаний.
б) Разноуровневые домашние задания.
Цель:
создание условия для развития способности каждого ученика самостоятельно учиться и развитие личности учащихся.
в) выполнение практических работ на вычисления и построения; изготовление моделей . выполнение рисунков, схем, таблиц, рефератов и т. д.
Цель:
развивать интерес к предмету;
показать практическую значимость, связь с другими науками.
Эта работа позволяет ощутить зависимость результата своего обучения от домашней работы, формировать адекватную самооценку.
Самостоятельная работа при проверке усвоения изученного материала.
1) Диктанты.
Цель: проверка понимания материала, определения, свойства.
Провожу после изучения материала. Диктант читаю в быстром темпе. Для этого требуется мобилизация внимания, сосредоточенности, чёткое знание алгоритма выполнения упражнения. В.Ф. Шаталов говорил, что возрастание речи учителя не отражается на качестве восприятия учебного материала по двум причинам:
а) значительная экономия времени позволяет двукратное повторение;
б) пропорционально скорости речи возрастает уровень внимания.
Диктанты организовываю так, чтобы ребята сразу же увидели свои ошибки, затем провожу корректировку знаний и умений. В это время усваиваются приёмы самоконтроля, приёмы, составляющие основу различных видов проверки.
В 5 классе приучаю детей к диктантам, как к таковым, вырабатываю у них умение слушать, слышать, умение быстро реагировать и быстро решать. Сначала диктанты проверяю только я, а к концу года ввожу уже самопроверку. На начальном этапе обучения самоконтролю бывает наиболее высокий процент объективных оценок.
В 6-8 классах применяю взаимопроверку по своему варианту. А в старших классах уже хорошо проходит проверка соседями по парте, т.е. по другому варианту.
Итак, проведение математического диктанта дает возможность многопланового развития навыков самоконтроля учащихся в процессе их самостоятельной учебной деятельности.
В классах, где последовательно и целенаправленно осуществляется работа по развитию умений и навыков самостоятельной деятельности, и ученики самостоятельно совершенствуют свои знания, качество знаний выше, чем в других классах. Они в дальнейшем легко привыкают к студенческой жизни, легче преодолевают такие трудности, как конспектирование лекций, подбор необходимой литературы, сдача зачётов и экзаменов.
Итак, видов самостоятельных работ и форм их проведения много. Я для себя разграничила их, и применяю в системе. Она состоит в том, что почти на каждом уроке использую два вида самостоятельных работ. Первая проводится в начале урока на этапе проверки знаний. Здесь провожу такие виды работ, как диктанты, тесты и осуществляю моментальную проверку с помощью учащихся. Не всегда оцениваю работу, но всегда провожу коллективный анализ её и корректировку знаний. Вторая самостоятельная работа проводится в конце урока. Она взаимосвязана с первой, в ней реализуются знания, полученные и откорректированные в начале урока. Эти две работы принципиально разные и преследуют разные цели. Что даёт такая система “двух работ”?
Выполнение общего задания в первой работе и её результаты помогают в дифференциации второй работы.
Учёт ошибок, допускаемых учащимися, позволяют бороться с пробелами в знаниях.
Такая связь двух работ способствует осознанному усвоению знаний и закреплению навыков.
Принцип “двух работ” активизирует деятельность ученика на уроке, не позволяет ему расслабляться, т.к. он заинтересован в улучшении результата своей работы.
Если первая работа простая, рассчитанная на одно действие, то вторая включает в себя составные задания, требующие размышления и рассуждения.
Всё это усиливает интерес к предмету и способствует развитию самостоятельной деятельности учащихся.
Культура мыслительной деятельности ученика значительно повышается, он успешнее овладевает теоретическими знаниями, более умело применяет их в своей самостоятельной практической работе, которая играет роль своеобразного мостика. Через него должен пройти каждый ученик на пути от понимания к овладению знаниями. Как правило, однообразие снижает интерес учеников к работе. Хотя в курсе математики довольно часто встречаются темы, изучение которых требует решения большого числа однотипных задач. Но без них невозможно выработать устойчивые навыки. Разнообразие самостоятельных работ позволяет поддерживать интерес учащихся к данным темам.
От того, как организован контроль знаний и умений, зависит эффективность учебной работы. Поэтому в учебной практике уделяю серьезное внимание его методам, приемам, формам и видам.
На уроках применяю следующие виды проверки:
- предварительная;
- текущая;
- периодическая;
- итоговая.
Использую различные формы контроля:
по способу предъявления (письменный и устный);
по числу проверяемых (индивидуальный, групповой, фронтальный);
по месту проведения (в классе или дома);
по степени дифференцируемости (дифференцируемый или нет);
по объему контролируемого материала (итоговый – экзамен, промежуточный – зачет, контрольная работа);
по характеру предъявляемых знаний (вопросы, работа с печатными средствами: карточки, рабочие тетради, тесты, перфокарты; работа над ошибками, схемы, таблицы, диаграммы, графики).
Однако важно, чтобы ученик мог успешно самостоятельно работать, необходимо чтобы у него был развит навык самоконтроля за производимой деятельностью.
САМОКОНТРОЛЬ –это способность человека самостоятельно находить, исправлять и предупреждать ошибки и недостатки своей деятельности. “Самоконтроль – сознательная регуляция человеком собственных действий”. (Педагогическая Энциклопедия)
Учителю нужно формировать у учащихся некоторые приемы самоконтроля: сверка с образцом, с ответом, повторение решения задачи, решение обратной задачи, прикидка, проверка на частном случае, соотношение результата с действительностью ,нахождение ошибки; выбор более рационального решения задачи; умение определять по окончанию темы, какие знания и умения получены и над чем следует поработать.
Для этого я использую различные карточки ( например с готовыми или кодированными ответами), знания, полученные ранее или в других областях ( физики, химии , биологии и др.).Проверку предлагаю выполнить самому ученику, сверяя ответы с готовыми на доске, работая в парах,. Можно использовать взаимопроверку.
Регулярное использование разнообразных самостоятельных работ позволило добиться высокой успеваемости ( 100%) по математике и за последние три года роста качества знаний.
Процесс обучения – всегда процесс творческий.
Опыт моей работы позволяет сделать следующие выводы:
одним из путей развития творческой активности учащихся, совершенствования процесса обучения математике является организованная система работ:
- систематическое проведение самостоятельных работ и повышение их учебно-познавательной роли в учебном процессе содействует значительному улучшению качества математической подготовки школьников;
- связывая изучение теоретических вопросов с практической деятельностью, самостоятельные работы дают возможность учащимся самим ликвидировать пробелы, расширять знания, творчески применять их в решении различных задач;
- контроль за выполнением таких работ содействует организации тематического учета знаний, помогает мобилизовать деятельность, способствует развитию мышления школьников.
Итак, самостоятельность – это качество человека, которое характеризуется сознательным выбором действия и решительностью в его осуществлении. Оно присуще в той или иной степени каждому из нас.
Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых):
повысится качество обучения и степень удовлетворения образовательных запросов в ОУ.
будут разработаны для использования в практике рекомендации повышения уровня самостоятельной деятельности обучающихся на уроках(привития навыков самостоятельной деятельности обучающихся) .
Возможность тиражирования:
В целях обмена опытом провожу открытые уроки для учителей школы, выступаю на семинарах, заседаниях ШМО.
Жизнь человека – это движение по пути познания. Каждый шаг может обогащать нас, если благодаря новому мы начинаем видеть то, чего ранее не замечали или не понимали, чему не придавали значение.
Уроки математики позволяют более правильно воспринимать окружающий мир, постигать истину, укреплять здравый смысл, находить свое место в мире, выбирать стиль поведения.
Вид работы | Год исполнения | Место представления |
Апробация учебника «Математика 5-6 класс» Козловой С.А. УМК «Школа 2100» | 2011-2013 учебные годы | МБОУ СОШ № 8 Рузаевского муниципального района |
Тема выступления «Роль учебника в обеспечении требований ФГОС ОО. Образовательная система «Школа 2100» | 08.2012 | Методическое объединение учителей математики Рузаевского муниципального района |
выступления «Итоговая оценка достижения планируемых результатов по математике за курс общеобразовательной (полной) школы. ЕГЭ-2012» | 08.2012 | Методическое объединение учителей математики Рузаевского муниципального района |
открытый урок геометрии в 10 классе, тема «Угол между скрещивающимися прямыми» | 12.2012 | Семинар учителей математики Рузаевского муниципального района и республики Мордовия «Подготовка к государственной аттестации и единому государственному экзамену», |
тема выступления «Инновационные образовательные технологии. Формирование системы оценивания на уроках математики в средней образовательной школе» | 20.08.2013 | Секция руководителей методических объединений учителей математики «Приоритетные направления модернизации школьного математического образования в условиях реализации ФГОС ОО |
внеурочное мероприятие в 5 А классе «Турнир Пифагора», 28.11.2014 | 28.11.2014 | Семинар учителей математики Рузаевского муниципального района ««Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в условиях реализации ФГОС ООО» |
тема выступления «Новые технологии. Формирование системы оценивания на уроках математики», 15.10.2014 | 15.10.2014 | Курсы повышения квалификации учителей математики в МРИО. Дискуссионная площадка «Совершенствование математического образования в условиях реализации ФГОС», |
Результат нашей совместной работы скажется: научившись думать самостоятельно, мои ученики сами смогут овладеть знаниями и анализировать проблемы. Я не смогу их всегда опекать, они окончат школу и уйдут, но механизм работы мысли уже приведен в действие.
Вот тогда, может быть, и будет реализовано назначение образования.
Приложения.
Предэкспериментальный период
Сроки: сентябрь2011-декабрь2014
Сроки эксперимента: начало – март 2015 г,
завершение – декабрь 2017 г.
Этапы проведения эксперимента:
1 этап – вхождение в эксперимент;
2 этап –практический;
3 этап – обобщающий.
ПОЭТАПНЫЙ ПЛАН ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Время работы в режиме ЭП: 6 месяцев.
Этап: вхождение в эксперимент.
Сроки: март 2015 г.- август 2015 г.
Содержание работы (задача) | сроки | исполнители | Формы представления результата |
Организационно-управленческие аспекты | |||
Обеспечение нормативно-правовой базы 1 этапа работы | Март 2015 | Главный специалист Управления образования Плигина Л.А. | Приказ об организации экспериментальной работы |
Формирование творческой группы учащихся | Апрель 2015 | Перепелова Н.В. | Состав группы |
Организация поддержки и сопровождения ЭР: научно-методического; информационного | Март-август 2015 | Заместитель директора по учебной работе Мухина Л.А. Учитель математики Перепелова Н.В. | Сформированная группа научно-методической поддержки |
Разработка системы контроля на период эксперимента. | Апрель-май 2015 | Учитель математики Перепелова Н.В. | План мероприятий |
Контроль хода экспериментальной работы | В течение эксперимента | Заместитель директора по учебной работе Мухина Л.А. | Материалы внутришкольного контроля ЭР |
Разработка новой системы оценки знаний, умений и навыков учащихся | Май-сентябрь 2014-2015 | Учитель математики Перепелова Н.В. Администрация МОУ СОШ № 8 | Положения о новой системе оценки фундаментального ядра знаний учащихся |
Организация работы по внедрению новой оценки знаний учащихся | сентябрь 2015 | Учитель математики Перепелова Н.В. | Информация о новой системе оценки фундаментального ядра знаний |
Научно-методическое сопровождение экспериментальной работы | |||
Организация работы творческой группы Погружение в проблемное поле, принятие целей и задач экспериментальной работы, выдвижение гипотезы и поэтапное планирование эксперимента на 2 года Формулирование целей и задач текущего года на этапе «Вхождение в эксперимент» | Март-август 2015 | Зам.директора по УВР | Материалы совместного заседания творческой группы и МО школы |
Планирование 1-го периода экспериментальной работы творческой группой | Март-апрель 2015 | Перепелова Н.В. | План ЭР |
Работа с учащимися: информирование, выявление сопротивления, разработка индивидуальных планов работы по ознакомлению с новой системой оценки знаний, умений и навыков; | Апрель-сентябрь 2015 | Перепелова Н.В. | Протоколы заседаний |
Консультирование родителей учащихся участвующих в эксперименте | В течение эксперимента | Перепелова Н.В. | Групповые и индивидуальные консультации |
Подготовка и проведение промежуточного и по итогам года самоанализа экпериментатора | Февраль 2015 | Перепелова Н.В. | Материалы самоанализа |
Подготовка отчетных материалов | Август 2015 | Перепелова Н.В. | Отчетные материалы |
Проведение тестирования учащихся для исследования и уточнения стартовых позиций (предметное фундаментальное ядро знаний, общеучебные умения) | Сентябрь 2015 | Зам.директора по УВР, | Материалы тестирования |
Исследование социальной сферы школьников и их семей, их потребностей и ожиданий | Сентябрь –октябрь 2015 | Перепелова Н.В. | Анкеты и результаты анкетирования |
Экспериментальная работа учителя | |||
Изучение и анализ нормативных документов | Март-апрель 2015 | Перепелова Н.В. | Картотека по изучаемой проблеме |
Изучение научно-педагогической литературы | |||
Изучение опыта учителей других школ по использованию новой системы оценивания знаний учащихся при изучении отдельных предметов. | март-август 2015 | Перепелова Н.В. | Учебные материалы, занятия с учащимися |
Освоение методики | Практические занятия | ||
Методическое описание апробируемых техгологий | Август 2015 | Перепелова Н.В. | Рабочие материалы |
Методический анализ результатов и хода осуществления эксперимента | |||
Апробация учебника «Математика 5-6 класс» Козловой С.А. УМК «Школа 2100» | 2011-2013 учебные годы | Перепелова Н.В. |
Время работы в режиме ЭП: 2015-2016 учебный год.
Этап: практический.
Сроки: сентябрь 2015 – август 2016 г.
Содержание работы (задача) | Сроки | Исполнители | Формы представления результата | ||
Организационно-управленческие аспекты | |||||
Уточнение состава группы учащихся, участвующих в эксперименте | сентябрь 2015 | Перепелова Н.В. | Списки учащихся | ||
Организация учебной работы класса с учетом особенностей условий проведения экспериментальных занятий и мероприятий | В течение года | Перепелова Н.В. | График экспериментальных занятий и мероприятий | ||
Организация поддержки и сопровождения ЭР: научно-методического; информационного | В течение года | Заместитель директора по УВР | |||
Формирование информационной поддержки эксперимента | Октябрь 2015 | Перепелова Н.В. | Каталог | ||
Контроль хода экспериментальной работы | В течение года | Зам.директора по УВР | Материалы внутришкольного контроля ЭР | ||
Научно-методическое сопровождение экспериментальной работы | |||||
Планирование 2013-2014 учебного года с учетом экспериментальной работы | Сентябрь- октябрь 2015 | Перепелова Н.В. | План ЭР | ||
Методический вестник «Инновационная деятельность в МБОУ СОШ № 8» | апрель 2016 | Перепелова Н.В. | Статья в школьной газете «Ступени» | ||
Разработка форм проведения экспериментальных занятий и методик проведения экспериментальных уроков | Сентябрь-октябрь 2015 | Рабочие материалы | |||
Совместное планирование и координированное проведение занятий по экспериментальному преподаванию | |||||
Подготовка и проведение промежуточного и по итогам экспериментального года самоанализа экспериментатора | Август 2015, Август 2016 | Перепелова Н.В. | Материалы самоанализа | ||
Подготовка отчетных материалов | Июнь-август 2016 | Перепелова Н.В. | Отчетные материалы | ||
Подготовка и проведение итоговой отчетности по результатам ЭР | сентябрь 2015 | Перепелова Н.В. | Отчетные материалы | ||
Экспериментальная работа учителя | |||||
Индивидуальное планирование экспериментальной работы учителя | сентябрь 2015 | Перепелова Н.В. | План ЭР | ||
Проведение углубленной диагностики по ЗУН в классах, работающих в экспериментальном режиме | В течение года | Зам.директора по УВР | Рабочие материалы | ||
Выделение тематических блоков в программе экспериментально преподаваемого предмета, описание содержания, определение предметных ЗУН, общешкольных УН | Перепелова Н.В. | ||||
Разработка форм проведения экспериментальных занятий и методик проведения экспериментальных уроков | Перепелова Н.В. | ||||
Проведение открытых уроков экспериментального преподавания | февраль 2016 | Администрация МБОУ СОШ № 8 Перепелова Н.В. | Анализ посещенных уроков |
Время работы в режиме ЭП: 3-й год.
Этап: обобщающий.
Сроки: сентябрь 2016– декабрь 2017 г.
Содержание работы (задача) | сроки | исполнители | Формы представления результата |
Организационно-управленческие аспекты | |||
Организация УВП класса с учетом особенностей условий проведения экспериментальных занятий | В течение года | Зам.директора по УВР | График экспериментальных занятий и мероприятий |
Организация поддержки и сопровождения ЭР: научно-методического; информационного | В течение года | Директор школы | |
Контроль хода экспериментальной работы | В течение года | Директор школы Зам.директора по УВР | Материалы внутришкольного контроля ЭР |
Обобщение опыта работы учителя- экспериментатора | апрель 2017 | Рабочие материалы | |
Научно-методическое сопровождение экспериментальной работы | |||
Планирование 3-го года экспериментальной работы | Сентябрь 2016 | Перепелова Н.В. | План работы |
Разработка и описание содержания экспериментальных занятий. Определение предметных ЗУН, общешкольных УН | Сентябрь 2016 Апрель 2017 | Зам.директора по УВР Учитель математики Перепелова Н.В. | Рабочие материалы |
Совместное планирование и скоординированное проведение занятий по предметам экспериментального преподавания | |||
Подготовка и проведение промежуточного и по итогам года самоанализа экспериментаторов | Сентябрь 2016- май 2017 | Зам.директора по УВР Учитель-экспериментатор | Материалы самоанализа |
Подготовка отчетных материалов | Май 2017 | Перепелова Н.В. | Материалы самоанализа |
Подготовка и проведение итоговой отчетности по результатам ЭР | Июнь-октябрь 2016 | Перепелова Н.В. | Отчетные материалы |
Экспериментальная работа учителей | |||
Индивидуальное планирование 3-го года экспериментальной работы учителем | август 2016 | Перепелова Н.В. | План ЭР |
Проведение углубленной диагностики по ЗУН в классах, работающих в экспериментальном режиме | В течение года | Перепелова Н.В. | Рабочие материалы |
Проведение занятий в рамках экспериментально преподаваемых курсов | Перепелова Н.В. | Конспекты занятий | |
Применение разработанных форм проведения экспериментальных занятий и методик проведения экспериментальных уроков | Перепелова Н.В. | ||
Проведение открытых уроков экспериментального преподавания | В течение года | Администрация школы Учитель математики Перепелова Н.В. | Анализ посещенных уроков |
Организация и осуществление учебных проектов | Сентябрь-декабрь 2017 | Занятия с учащимися | |
Методический анализ результатов и хода осуществления учебных проектов | Сентябрь- декабрь 2017 | Перепелова Н.В. | Анализ работы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта "Применение метода проектов на уроках технологии как средство развития творческого потенциала учащихся"
В статье представлен собственный педагогический опыт, посвященный проектной деятельности на уроке технологии....
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Тестовый контроль на уроках химии, как средство формирования предметных компетенций»
В последнее время в социальном и экономическом пространстве системы образования происходят существенные изменения. Модернизация образования требует «…обеспечение современного качес...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя технологии (ДПИ). Тема самообразования: «Развитие творческого мышления подростков на уроках технологии».
В современном обществе концепции развития системы образования связаны с идеей создания условий для раскрытия индивидуальности ученика, развития личности и его самореализации в жизни.Рассматриватся...
2016 год. Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта «Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью новых информационных технологий»
В концепции модернизации российского образования поставлена важная задача – повышение качества учебно-воспитательного процесса. Решение этой задачи предполагает совершенствование содержания, фор...
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы (Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы МОУ «Ялгинская СОШ» Калединой Натальи Владимировны)
Неудовлетворительные показатели состояния здоровья детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях, являются актуальной проблемой современности. Неуклонное снижение числа практически здоровых дет...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя физической культуры МОУ «Атемарская СОШ» Лямбирского муниципально района Фадеев Сергей Николаевич «Сохранение здоровья подрастающего поколения и формирование здорового образ
1. Актуальность и перспективность опытаАктуальность проблемы, над которой я работаю, обусловлена тем, что сейчас трудно встретить абсолютно здорового ребенка. Интенсивность учебного т...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Гуляева Василия Петровича, учителя технологии . Тема:«Современные образовательные технологии на уроках технологии (проектная деятельность) в школе для слабовидящих» ""
Цель: общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся с нарушениями зрения, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».Задачи:Изучить педагогические, псих...