Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Большереченская средняя общеобразовательная школа»
Учитель математики и физики: Макаренко Людмила Владимировна
Математика 6 класс.
Нахождение числа по его дроби
Тип урока: Урок введения (открытия) новых знаний.
Дата проведения: 21 ноября 2019 года.
Цели урока:
- Образовательно-развивающие цели:
- Выведение новых понятий: задачи нахождение числа по заданному значению дроби, задачи на нахождение числа по его процентам.
- Применение опорных понятий: число, линейные множители, обыкновенная дробь, числитель, знаменатель, деление, процент.
- Развитие у обучающихся УУД:
- Регулятивные: принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя; в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности.
- Познавательные: осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых; использовать рисуночные и символические варианты математической записи; на основе кодирования строить несложные модели математических понятий, задачных ситуаций; проводить сравнение, понимать выводы, сделанные на основе сравнения; в сотрудничестве с учителем проводить классификацию изучаемых объектов.
- Коммуникативные: принимать активное участие в работе парами, используя речевые коммуникативные средства; использовать простые речевые средства для передачи своего мнения; контролировать свои действия в коллективной работе.
1.4. Развитие у обучающихся предметных (специальных) умений:
Обучающие: освоение алгоритма нахождения числа по его дроби; смысловой анализ двух типов задач: нахождение дроби от числа и числа по его дроби; выработка умения различать по условию задачи, к какому типу она относится; закрепление правил умножения и деления обыкновенных дробей и смешанных чисел и их применения к решению задач; отработка приемов устного счета.
- Воспитательные цели:
- Формирование у обучающихся мировоззрения на основе философских категорий:
Причина – следствие, единство – многообразие.
- Развитие личностных УУД:
- Личностные: формировать интерес к познанию математических фактов, к пониманию роли математических действий в жизни человека, интерес к различным видам учебной деятельности, включая элементы предметно -исследовательской деятельности, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, нравственно-этическое оценивание.
Оборудование: доска, проектор, комплект карточек №№1-6 для структурирования предметного содержания и развития у обучаемых познавательных и коммуникативных УУД, презентация к уроку, карточки для устной и письменной работе.
План – конспект урока.
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Критерии |
- Организационный момент
|
|
|
Проверка готовности обучающихся к уроку (наличие карточек №№1-6, текстов с заданиями. Знакомство с заявкой на оценку (на слайде) и критериями оценки (в классе 7 обучающихся) «5» - 14 и более, «4» - 11-13 баллов, «3» - 8-10 баллов. - Запишите состав группы. Выберите: хранителя времени, организатора, арбитра, который будет наблюдать за своей группой, фиксировать ответы. Самый активный получить дополнительный балл в конце урока. Я хочу рассказать вам небольшую легенду. Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладони бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее омертвлю, скажет мертвая - выпущу. » Мудрец посмотрел на него, подумал и сказал: «Все в твоих руках». Вот и сегодня в ваших руках ваша работа на уроке, ваше внимание, старание. Планирование обучаемыми оценки: запланируйте, какую оценку хотите получить на работу на уроке и зафиксируйте ее на полях тетради
| Демонстрируют готовность к уроку, слушают учителя, настраиваются на урок.
Записывают состав группы держателя времени, организатора, арбитра.
Фиксируют на полях тетради запланированную оценку | Время, баллы. |
Актуализация знаний. Выведение темы урока - Прежде, чем углублять свои знания, давайте вспомним некоторые определения - Что называется правильной дробью?
- Что считается неправильной дробью?
- Что показывает знаменатель?
- Что показывает числитель?
- Что показывает дробная черта?
- Какие действия мы выполняем с дробями?
- Как найти дробь от числа?
- Как поделить обыкновенные дроби?
- Как найти проценты от числа?
Составьте к этим понятиям 2,3 вопроса по карточке №2?
- Устный счет
-Ребята! Помогите мне решить одну задачу. В общем вчера была в магазине. Там была акция. Конфеты стоили 210 рублей что составило 3\7 первоначальной стоимости. Сегодня зашла чтобы купить, а акция завершилась и ценника нет. Так помогите же понять сколько по акции стоили конфеты (решают)( индивидуальный труд) -Какое действие вы выполняли? А как вы поняли что именно нужно именно делить на дробь?(фронтальная работа) Молодцы! У меня еще для вас задача. Вы помогли мне. Теперь давайте поможем Коле разобраться с задачей. Поможем? Коля начал читать книгу! Представляете? но прочитал всего 30 страниц что составило 2\3 всей книги. Он хочет знать сколько же всего страниц в книге. -Какой способ мы использовали для решения данных задач? А что мы сейчас искали? ( число по его дроби) Как вы думаете, какая тема нашего урока? Так как найти число по заданному значению его дроби? ( правило) А как вы думаете какова цель нашего урока?
А. Индивидуальный труд В. Фронтальная проверка С. Самооценка по критериям |
-правильной дробью называется дробь, у которой числитель меньше знаменателя -не правильной дробью называется дробь в которой числитель больше знаменателя - знаменатель показывает на сколько частей разделили -числитель показывает сколько частей взяли -дробная черта показывает действие деления -мы выполняли действия с дробями сложение, вычитание, умножение, деление -чтобы найти дробь от числа нужно число умножить на эту дробь -чтобы поделить обыкновенные дроби нужно делимое умножить на число обратное делителю -чтобы найти проценты от числа можно представить проценты в виде дроби и умножить число на эту дробь.
Вопрос суждение 1. Чем объяснить что обыкновенная дробь 1/2 является правильной. 2. Как доказать, например: что дроби 1/5, 7/10, 5/6 и т.д. являются примером правильной дроби 3. В каком случае обыкновенная дробь является неправильной
15,3/5, 8 4/5, 15.
- 210:7*3=90(руб)
- 210:3/7=90(руб)
Ответ: 90 рублей.
- 30:2/3=45 (стр)
Ответ:45(стр)
Тема урока: Нахождение числа по заданному значению его дроби.
Цель нашего урока находить число по заданному значению его дроби. |
|
Работа по теме урока Итак, открываем тетради, записываем число и тему урока. Открываем учебник на странице 94 и давайте еще раз прочитаем правило. Какие понятия можно найти по теме урока? Работаем по комплекту карточек 1-6. № 504. (Читаем условие). Что нам нужно записать? (краткое условие) Давайте запишем образец решения на доске, а Вы в тетрадях. Желающие есть? Ответ 240. Посмотрите на задание № 506. Что нам дано?( проценты) Как будем находить число по его процентам? (формулируют правило) С обратной стороны доски эту задачу выполняет…. А Остальные в тетрадях. 36: 15\100= 36*100\15=240 . хорошо…А кто решил эту задачу таким же способом , только с другой дробью? Ведь 15\100= 3\20 Как же хорошо работаете сегодня! Молодцы! Я смотрю вы устали, ну тогда все дружно встали! А. Индивидуальный труд В. Простая кооперация С. Сложная кооперация Д. Самооценка |
(формулируют правило), 36: 15\100= 36*100\15=240
15\100= 3\20
|
|
Физкультминутка -Устали? Отдохнём! -Я буду зачитывать некое математическое утверждение. Вы должны определить истинно оно или ложно. Если вы считаете, что утверждение истинное, то ставите руки на пояс и выполняете наклон вперёд, а в противном случае- руки за голову и совершаете вращение туловищем вправо и влево. 1. 6/7- правильная дробь. 2. 12/16- несократимая дробь. 3. 5/6- несократимая дробь 4. 15/4- неправильная дробь. 5. – 9/10-сократимая дробь. 6. – правильная дробь. Давайте разберемся на практике. Заполните таблицу, найдя число по значению его дроби
составляет 30 |
| пачке кукурузы 93 зерна |
| ¼ часть маршрута составляет 12 км |
| отрезка равны 3 см |
|
А. Индивидуальный труд В. Простая кооперация
|
|
составляет 30
| 45 | пачке кукурузы 93 зерна | 930 | ¼ часть маршрута составляет 12 км | 48 | отрезка равны 3 см | 8 |
|
|
Применение нового знания
№499 письменно 1 человек у доски Два типа задачи Нахождение дроби от числа | 50 | 2/5 | ? |
| Нахождение числа по его дроби | ? | 2/7 | 20 |
|
Работа с учебником: разобрать пример на стр. 94. Выработать алгоритм решения задач на нахождения числа по его процентам. Самостоятельно формулируют правило нахождения числа по его процентам.
Учебник стр. 94 задача 2
Оценивание.- Лев Николаевич Толстой говорил, что человек подобен дробному выражению: числитель которой, есть то, что человек представляет собой, а знаменатель то, что он думает о себе. Чем большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит значение дроби………….меньше. Значит, уменьшается и значимость человека. А чем больше значение числителя, тем значение дроби…………..больше. Значит, увеличивается и значимость человека. Поразмыслите над этим. Посчитайте количество баллов что у вас получилось.
Фронтальная работа: Что у вас получилось хорошо? Какое задание вызвало у вас затруднение? 60% которое равно 30 Найти число 0,6 = 30 | работают по теме урока у доски и на местах.
50*2/5=10 20:2/7=70
Решение: Нахождение дроби от числа | 50 | 2/5 | ? | 50*2/5=20 | Нахождение числа по его дроби | ? | 2/7 | 20 | 20:2/7=70 |
Работа в парах. Самооценка Алгоритм: - представить задачу в виде схемы; - определить вид задачи; - представить проценты в виде дроби; - число разделить на полученную дробь. 70%=0,7. 84:0,7=120 (л) Сложная кооперация, самооценка
30:60/100=50 30:0,6=50 |
|
Рефлексия: Какую тему мы изучали сегодня? Какие задачи мы ставили? Мы их достигли? Что вам понравилось или не понравилось на уроке? Что может надо было изменить? Каму бы вы поставили оценки и какие? Итог урока: Чтобы легче всем жилось, Чтоб решалось, чтоб моглось. Улыбнись. Удачи всем, Чтобы не было проблем! Домашнее задание: Творческое: составить и решить задачу данного типа со сказочным сюжетом, составить кроссворд.
| Оценивают свою работу, и работу одноклассников |
|