Методическая разработка "Проблемный ребёнок в классе"
методическая разработка по теме
Работа "Проблемный ребёнок в классе" была написана автором для Всероссийского конкурса "Современный классный руководитель - 2010". Содержит методические рекомендации, формы работы с трудными детьми в классе. Публикуется без приложений ,т.к. превышает допустимый объём загрузки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Vserossiyskiy_konkurs_Problemnyy_rebyonok_v_klasse.docx | 56.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийский конкурс ,,Современный классный руководитель- 2010”
Методическая разработка
Проблемный ребенок в классе
на базе МОУ ,, Михайловская средняя общеобразовательная школа № 1”- Михайловский муниципальный район Рязанской области
Власовой Светланы Анатольевны-
классного руководителя 6,,А”класса
Михайловской средней общеобразова-
тельной школы №1 г. Михайлова
Рязанской области
Михайлов 2010
Содержание
- Введение
- Роль диагностики в изучении детского коллектива и семей учеников
- Работа с проблемными детьми и их семьями
- 3.1 Проблемы подросткового возраста (девиантное поведение)
- 3.2. Агрессивное поведение подростков и условия его коррекции
- 3.3. Коррекция, практические рекомендации при работе с детьми, имеющими синдром дефицита внимания с гиперактивностью
- 3.4.Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении
- 3.5.Работа с одаренными детьми
3.6. Работа с родителями по профилактике появления проблемных детей
3.7. Работа с детьми из неблагополучных семей
- Сотрудничество с учреждениями образования, с другими ведомствами
города и района
- Заключение
- Использованная литература
- Приложения
1. Введение
Качество воспитания души
зависит от качества
души педагога.
Н.Е. Щуркова
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. А в современной школе роль классного руководителя остается неизменной. Он не только руководит, направляет, но и воспитывает. ,,Воспитание – великое дело: им решается участь человека.” Эти известные слова В.Г. Белинского не только не теряют своей актуальности, но приобретают еще большую значимость в наше тревожное и нестабильное время.
Профессиональный педагог – это единственный человек, который большую часть времени отводит на обучение и воспитание детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям. Если бы обучением и воспитанием не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный процесс.
В наше время повышенной социальной напряженности, когда особенно обостряются проблемы взрослеющего человека, рядом с ребенком должен быть педагог, организующий комплексное воздействие на процесс его взросления в зависимости от развития индивидуально-личностных качеств ребенка, осуществляющий социально-педагогическую деятельность.
В воспитательной работе с классом свою основную задачу вижу в создании доброжелательного настроя в детском коллективе, где каждый готов помочь товарищу, где царит атмосфера уважения, доверия и радости. Для этого стремлюсь к тому, чтобы в ходе совместной деятельности каждый ребенок мог проявить себя, раскрыть свою индивидуальность, получить заряд бодрости и массу положительных эмоций.
К сожалению, в работе классного руководителя встречаются дети с отклоняющимся поведением, под которым понимают действия и поступки отдельных людей или групп, противоречащие нормам и стандартам поведения. Ребенок - всегда тайна. Сегодня он весел, завтра ,, ходит тучей”. Управлять своим настроением может не каждый. Поступки не отвечают требованиям взрослых. А все потому, что ребенку хочется все испытать, чтобы каждую минуту что-то происходило, чтобы не было скучно.
Проблемные дети: кто они? Что стоит за этим известным (от латинского
de viatio – отклонение, отклоняющееся поведение) и, к сожалению, становящимся привычным термином?
Для учителя - это неуспевающий ребенок, ребенок, который не слушает на уроках, прогуливает их. Для милиционера – это хулиган, нарушающий общественный порядок. Для родителей – это ребенок, который приносит в семейную жизнь те или иные проблемы. У каждого педагога, в каждой семье свои трудные дети, со своими проблемами.
Цель данной методической разработки –
показать формы и методы воспитательной работы с детьми.
Что же делать, чтобы кривая девиантных проявлении в детской среде не росла вверх? Как правильно, а главное, результативно организовать работу по профилактике девиантных отклонений в детском поведении? - вот главные задачи работы.
2. Роль диагностики в изучении детского коллектива и семьи
ученика
Чтобы выявить проблемных детей, над чем работать классному руководителю, конечно же, надо сначала изучить коллектив, каждого ученика, понять уклад жизни семьи ребенка, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Это необходимо, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью. Для изучения семьи использую различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги.
При изучении учащихся применяю следующие методы:
- беседа с учеником (собеседование, интервьюирование);
- беседа с педагогами;
- наблюдение;
- анкетирование;
- тестирование;
- обобщение независимых характеристик;
- сочинения,
- социометрия,
- ранжирование,
- недописанный тест;
- графический и рисуночный тест.
Полностью согласна со словами Д. Добсона: ,, Диагностика – не панацея, а средство, которое может помочь сделать проблему беспроблемной”.
Метод беседы и наблюдения может стать важным аргументом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребенка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем.
Опросник дает возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребенка или группы класса в целом, уровень тревожности класса; эффективен при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явлениям.
Анкета помогает выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и их значимости в нем.
Социометрия позволяет узнать состояние эмоционально-психологических отношений в детской общности и положение в них каждого ребенка.
При изучении коллектива также считаю эффективной диагностику ,,Фотография”, ,,Пьедестал”, ,, Что у меня на сердце”, ,,Репка”.
Так, изучив в 5 классе детей по этим методикам, я поняла, что необходимо проводить работу по сплочению коллектива, так как было выявлено 2 лидера в классе и 2 ,, отверженных” ребенка. Пятиклассники обидчивы, плаксивы, склонны к ябедничеству, если у них не получается контакт с товарищами.
В 6 классе появляются новые проблемы – проблемы переходного возраста.
В коллективе 17 человек: из них трое учащихся не успевают по русскому языку; один мальчик имеет синдром дефицита внимания с гиперактивностью; одна девочка относится к семьям социально-опасным; другая - не умеет слушать и сосредоточиться. Некоторые учащиеся могут проявлять агрессивность по отношению к взрослым и другим ребятам, недисциплинированность.
3. Работа с проблемными детьми
3.1. Проблемы подросткового возраста: девиантное поведение
Подростковый возраст – особенный период в жизни человека, открытие себя, ,,взрыв развития”. ,,Трудный подросток” – тот, кто не умеет себя вести, у которого сформировано негативное отношение к школе, желание уклониться от своих обязанностей; который груб, недисциплинирован, который вызывает возмущение и огорчение учителей и родителей; на уроке не желает работать , часто будоражит весь класс.
Социальные отклонения в поведении очень разнообразны, наиболее подвержены ему подростки 13-14 лет. Ряд форм отклоняющего поведения – курение, ненормативная лексика, драки. Подростки считают это почти нормой, обычным явлением в жизни. Многие отмечают, что постоянно слышат нецензурную брань дома от родителей, поэтому считают, что это является нормой в общении с людьми, а не ее отклонение.
Часто дети с отклоняющимся поведением оказываются трудными в общении. Необходимо приложить много усилий, которые могут оказаться плодотворными. При работе с такими детьми пользуюсь методикой контактного взаимодействия Л.Б.Филонова (1985),целью которой является сокращение дистанции между людьми и самораскрытие личности в процессе общения, согласно которой работа включает в себя пять стадий:
- расположение к общению;
- поиск общего интереса;
- выявление возможных положительных для общения и демонстрируемых качеств;
- выявление опасных для общения и демонстрируемых качеств;
- стремление к положительным установкам в поведении партнеров;
- установление оптимальных отношений.
Не менее важно приобщение детей к повседневному постоянному труду - ,, труду- заботе” (А.С.Макаренко). Это работа по самообслуживанию, дежурство по классу, работа на пришкольном участке, участие в субботниках по уборке территории, туристические походы (см. Приложение №1). Считаю, что труд сплачивает учащихся. Так учащиеся моего класса в 2008-2009 учебном году заняли 1 место среди 5-11 классов школы в конкурсе ,, Лучшая клумба школьного двора” (см. Приложение №2). Эта награда сплотила ребят и стала стимулом для дальнейшей совместной трудовой деятельности на благо школы.
Развитию взаимопомощи подростков, росту ответственности, взаимной требовательности способствует разнообразная культурно-массовая внутришкольная, внеклассная деятельность ребят (см. Приложение №3). Это участие в концертных программах, конкурсах, викторинах; экскурсии на природу, в музеи, посещение театров и кинотеатров, участие в спортивных мероприятиях.
Включение подростков в систему социально значимой деятельности приводит к реальному укреплению коллектива детей, в котором сокращается число изолированных, противостоящих друг другу групп. Такая деятельность заставляет самого подростка пересматривать и личные взаимоотношения, и критически оценивать свое собственное поведение.
Практика убеждает в том, что в коллективной деятельности подростки на собственном опыте приходят к необходимости согласования своих желаний, действий с желаниями, нуждами других, что заставляет их ставить требования общего дела, коллектива на первый план. Преодолевая эгоизм и агрессивность подростков, коллектив, отлично действующий по выполнению значимых дел, приводит детей к пониманию известного самоограничения, возможности поступиться своими желаниями.
Говорят, что воспитывает воздух, которым дышат дети. Любить детей – это значит их понимать. А можно ли понимать дерзкого ученика, ленивого? – Да, я стараюсь любить всех. Есть такое понятие как ,,воспитывающая любовь”, любовь, направленная на помощь человеку, попавшему в беду. Стараюсь создать в классе своеобразную ,, школьную” семью, в которой все переживают друг за друга. Совместно с психологом с проблемными подростками в нашей школе ведутся занятия по профилактике девиантного поведения (см. Приложение №4).
В профилактических целях в работе с трудными подростками использую Методику социально – ориентирующей имитации. Это цикл занятий в процессе внеклассной работы, по другому ,, сказкотерапия“. Цель профилактики на основе этой методики заключается в способности давать адекватную оценку своим действиям и поступкам, действиям и поступкам своих друзей и других окружающих. Пересказывая сказки, учащиеся отвечают на вопросы: ,,Всегда ли хорошо ,,можно” и всегда ли плохо ,,нельзя”? Какое из предложений сказок вам понравилось больше всего и почему?” В конце занятия ребята встают в круг и берут друг друга за руки. ,,Подумайте, что вы хотите пожелать тем, кто стоит рядом?”- предлагает ведущий.
Следующий этап работы – использование игры в профилактическом процессе. Обычно использую мини-игру, чтобы учащиеся не уставали. В ходе игры у ребят формируются навыки определенного круга позитивных ценностей и негативных факторов (,,Что хорошо, что плохо”), ценностное и одновременно ответственное отношение к своим действиям и поступкам, приобретается опыт принятия ответственных решений, отстаивания своих убеждений и позиций, формируется адекватное представление о чувствах, эмоциях, настроении, их влиянии на поведение, об управлении чувствами и преодолении стрессов. В ходе игры создавались ситуации с целью, чтобы научить подростков правильно вести себя в тех ситуациях, когда надо будет твердо сказать ,,нет” (,,Нет, я не выпью за компанию”, ,,Нет, я не обижу слабого, потому что так нельзя, неправильно”).
Эффективность данной методики заключается в том, что она основана не на морализировании по поводу того, что ,, это можно, а это нельзя”, не на запугивании ребенка различными наказаниями за те или иные действия, а на уважении его личности при одновременном обучении его навыкам самоанализа, самостоятельного выбора решений, умения отстоять свою позицию. Каждое занятие заканчивается рефлексией.
Что понравилось, а что нет;
Что ты смог сказать или сделать в ходе занятия;
Чьи ответы и варианты решений тебе больше всего понравились и почему.
Приведу пример игры ,,Коробка”.
Запреты ,,внутренние” и ,,внешние”.
В коробке что-то лежит, вы не знаете что. Но знаете, что там находится то, что нельзя.
Что вы сделаете с ней? Ребята встают в круг и говорят: ,, Выброшу”, ,, посмотрю, что там”, ,,пройду мимо, не взглянув на нее”.
В коробке лежала ,, записка”, где написано , что делать нельзя (сигарета, наркотики, взрывчатка).
Вопрос: Какие чувства вы испытывали, когда решали, что сделать с коробкой? Более 80% учащихся открывали коробку, обычно так поступает подросток.
Игра ,, Определённые ценности”.
По кругу сидят ребята на стульях. У каждого по 5 листочков
Задание: 1) написать на отдельном листочке по 2 любимых блюда; 2) два любимых занятия (2 листочка) 3) имя близкого и дорогого вам человека.
Ведущий: Поставьте себя на место человека, который употребляет наркотики. За все нужно платить.
- Отдать карточку ведущему с любимым блюдом;
- Отдать другую карточку с любимым блюдом;
- Лишиться любимого занятия;
- Отдать карточку с другим занятием и, наконец,
- лишаетесь самого дорогого вам человека.
Затем учащиеся возвращаются в прежнее состояние.
Вопрос ведущего: Что вы испытали, когда что- то теряли?
Вывод: наркоман лишается всего, даже самых близких ему людей.
В ответах звучит, что ощущали нарастающее чувство страха…………………………………
Игра ,, Безопасно/ осторожно”.
По кругу стулья. Дети садятся на них.
Ведущий: Какие вредные привычки вы знаете? (ответы учеников)
Ведущий называет (бензин, сахар, апельсин, сигарета, хлеб, краска, яблоко, лак…), если это опасно для жизни, то учащиеся говорят ,, опасно”, если полезно – хлопают в ладоши.
3.2. Агрессивное поведение подростков и условия его коррекции
Особое место среди подростковых проблем занимает агрессивность. У ребенка появляется ряд переживаний: ощущение одиночества и оторванности от окружающих, утрата целостности мира, несоответствие своего реального Я идеалам (часто ложным). Кроме того, наступает время оборвать свою зависимость от родителей, сформировать свои взгляды и начать совершать самостоятельные поступки. Это очень сложный момент в жизни семьи. И мы, педагоги, должны разъяснять родителям, что, как бы им не хотелось, чтобы ребенок оставался при них, наступает время, когда нужно потихоньку отдаляться от него – конечно, не сразу и не резко. Взрослые должны понять, что подросток, для того,
чтобы обучиться коммуникативности, должен большую часть времени проводить среди сверстников. Среди реальных людей и в реальных ситуациях ребята учатся справляться с жизненными трудностями: решать психологические проблемы, преодолевать страх, ревность, враждебность, формировать моральные представления, учиться конструктивно выяснять отношения. Для взрослеющего человека родители должны оставаться только добрыми советчиками, утешителями, надежным тылом. Подросток должен знать, что ему есть с кем разделить тревоги, обсудить сложные ситуации, спросить совета – но действовать он должен сам.
В психолого-педагогических аспектах работы с агрессивными подростками выделяют 3 основных направления:
диагностические методы определения типа нарушения подростка; организация мероприятия и рекомендации по построению работы с агрессивными детьми; содержание воспитательной работы с такими подростками, включая воздействие на их окружающую среду, в том числе семью.
Выявить агрессивных детей помогают методы наблюдения, беседы (с родителями, с товарищами подростка, а затем уже лично с ребенком), опрос. Считаю наиболее удачным опросник Басса-Дарки, так как эта методика позволяет получить данные о готовности детей действовать в определенном направлении, о формах агрессивного поведения.
По данной методике в моем классе было выявлено следующее.
Формы агрессивности, %
Физическая агрессия | 1) использование физической силы против другого лица | 57 |
Косвенная агрессия |
| 59 |
Вербальная агрессия | выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятье, ругань) | 50 |
Негативизм | оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства | 68 |
В возрасте 12-13 лет наиболее выраженной формой агрессии становится негативизм
Другой тест ,,Несуществующее животное” также помогает выявить агрессивных детей.
Принципы коррекционной работы:
- контакт с ребенком, уважительное отношение к личности подростка;
- положительное внимание к внутреннему миру ученика;
- безоценочное восприятие личности ребенка, принятие его в целом;
- сотрудничество с ним.
Коррекцию агрессивного поведения детей строю по следующим направлениям:
- снижение уровня личностной тревожности;
- обучение ребенка приемлемым способам выражения своего гнева;
- обучение техникам контроля над негативными эмоциональными состояниями, а также развития навыков саморегуляции;
- формирование конструктивных, поведенческих реакций в проблемных для детей ситуациях;
- развитие адекватного уровня самооценки.
Рекомендации по сдерживанию нарастающей агрессии,
которые использую на занятиях.
- Посчитать до 10.
- Походить, если это возможно, взад-вперед по помещению.
- Порвать какую-нибудь бумагу.
- Потопать ногами.
- Написать на бумаге все слова, которые хочется сказать и выбросить бумагу.
- Выместить свои отрицательные эмоции на каком-нибудь заранее приготовленном безопасном предмете. Мальчики могут приготовить для этих целей что-то вроде боксерской груши.
- Самое полезное – разрядить эмоции какой-нибудь осмысленной полезной работой – уборкой помещения, стиркой, работой в саду или просто игрой, бегом.
Методы, используемые для снятия агрессии:
- разыгрывание ситуаций в процессе ролевой игры. Обязательно провести совместное обсуждение, как можно было бы себя вести и разыграть эту ситуацию;
- визуализация подобных ситуаций. Ребенок закрывает глаза и представляет ситуации, которые провоцируют у него агрессивное поведение. Обязательно обсуждение поведения ребенка, затем он снова закрывает глаза и представляет свое поведение уже в соответствии с теми решениями, которые были выработаны в процессе дискуссии;
- рисование ситуации в виде комикса.
Выполняя следующие рекомендации, я добилась того, что мои дети все реже стали проявлять агрессивное поведение по отношению друг к другу и к взрослым.
3.3. Коррекция и практические рекомендации при работе с детьми, имеющими синдром дефицита внимания с гиперактивностью
Гиперактивность проявляется избыточной двигательной активностью, беспокойством и суетливостью, многочисленными посторонними движениями, которые ребенок часто не замечает. Для таких детей характерна чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте, имеются нарушения внимания, непоследовательность, забывчивость, неумение слушать и сосредоточиться. Такой ребенок часто действует не подумав, перебивает других, может без разрешения встать и выйти из класса, часто повышает голос. В моем классе есть такой мальчик, при взаимодействии с ним часто возникают конфликтные ситуации. Поэтому стараюсь привлекать его во внеклассную работу, давать ему важные поручения в классе, которые дисциплинируют его. Ведь интерес играет важную роль в мотивации успеха. Любой учитель знает, что заинтересованный ребенок и учится лучше. Нарастающее беспокойство контролирую по методике работы с агрессивными детьми. При работе над вниманием стараюсь подключить ,,ситуацию успеха”. Хвалить ребенка, если он просидел пять или десять минут спокойно, внимательно слушал двадцать минут. Часто замечаю: ,, У тебя сегодня рекорд! Ты целых двадцать минут выдержал! Молодец! Попробуем в следующий раз больше продержаться”. Результат обязательно будет, только надо говорить очень доброжелательно, чтобы ребенок понял, что вы рады.
Стараюсь дать таким детям установку – не замыкаться на неудачах, не заниматься самоуничтожением, а стараться реально оценить свои поступки и при необходимости исправить их, веря в свои силы и способности.
Ребятам очень нравится игра ,,Белые стулья”,которую я провожу для коррекции с гиперактивными детьми. По мнению психологов, она помогает созданию теплой доверительной атмосферы, формирует положительные эмоции, повышает самооценку школьников.
Ход игры. Ребенок садится в центре круга, а все участники по очереди рассказывают о нем только хорошее. Поначалу многим детям было трудно вспомнить и назвать положительные качества одноклассников с отклоняющимся от нормы поведением. Но постоянный навык наблюдения, совместные дела помогали им разглядеть друг в друге позитивные черты. В детском коллективе формировалась адекватная самооценка, чувство уверенности в своих силах помогало бороться с отклоняющимся поведением.
Также считаю, что лучшим способом для направления энергии и активности в правильное русло являются занятия спортом. Именно спорт даст гиперактивному ребенку возможность проявить себя, научить владеть собой. Педагог должен всегда подсказывать ребенку, как правильно вести себя в той или иной ситуации.
3.4. Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении
К категории детей с трудностями в обучении относятся дети, испытывающие в силу различных биологических и социальных причин стойкие затруднения в усвоении образовательных программ при отсутствии выраженных нарушений интеллекта, отклонений в развитии слуха, зрения, речи, двигательной сферы.
Коррекционная работа с детьми – это сложный вид деятельности взрослых в общеобразовательных учреждениях. Все программы коррекции включают в себя психологическую и педагогическую части. Психологическая часть развития и коррекции планируется и осуществляется психологом, она включает в себя: психодиагностику, психокоррекцию, психотерапию, психологическое консультирование. (см. Приложение №4, занятие, проводимое школьным психологом с проблемными детьми). В учебной деятельности к таким детям применяется дифференцированный подход.
В моем классе за III четверть 2009-2010 учебного года три учащихся получили неудовлетворительную оценку по русскому языку. Выход из сложившейся ситуации в наставничестве. Сильный ученик в классе Алексей К.стал проводить занятия по выполнению домашней работы с этими ребятами, по изучению правил правописания. Школьники его уважают и слушают. Думаю, такая работа должна оправдать себя в будущем.
3.5.Работа с одаренными детьми
Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи.
Однако опыт современной школы показывает, что существуют различия между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.
Казалось бы, что у таких детей не должно быть трудностей в школе, однако на самом деле получается наоборот. Учителя часто считают их выскочками, осаживают.
Школа в большей мере ориентируется на среднего ученика. На уроке учитель стремится подтянуть до программного уровня всех учащихся, а сильные, неординарные ученики остаются без внимания. Постепенно они становятся далеко не самыми лучшими по учебе в классе. Часто учителя собираются давать таким детям сложные задания, но потом эти намерения забываются, не выполняются. Наиболее способные дети нуждаются в нагрузке, которая была бы подстать их умственным силам, но наша средняя школа, кроме ,,средней” программы чаще всего ничего не может им предложить. Вот и создается проблема при работе с неординарным учеником.
Методисты выделяют три категории одаренных детей:
- дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях;
- дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области науки;
- учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Считаю эффективными следующие принципы педагогической деятельности с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия представленных
возможностей для развития личности;
-принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
-принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
-принцип создания условий для совместной работы учащихся при
минимальном участии учителя;
-принцип свободы выбора учащимися добровольных услуг,
помощи, наставничества.
Цели и задачи, которые я ставлю при работе с одаренными детьми:
- выявление одаренных детей (наблюдение, диагностика, проведение различных внеурочных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих учащимся проявить свои способности);
- создание условий для оптимального развития одаренных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на уверенный скачок в развитии их способностей (отбор среди различных систем обучения тех методов и приемов, которые способствуют развитию самостоятельного мышления, инициативы и творчества; представление возможности совершенствовать свои способности в совместной деятельности со сверстниками, научным руководителем, через самостоятельную работу).
При работе с такими детьми применяю технологию проблемного обучения. Считаю, что преобразующая деятельность ученика может быть наиболее эффективно реализована в процессе выполнения заданий проблемного характера. Как показывает опыт, решение задач проблемного обучения обеспечивает высокий уровень познавательной активности учащихся. Это позволяет школьникам приобрести определенный опыт творческой деятельности, необходимый в процессе ученических исследований.
Формы работы с одаренными учащимися:
- творческие мастерские;
-факультативы;
-кружки по интересам;
-конкурсы;
-интеллектуальный марафон;
-участие в олимпиадах;
-спецкурсы;
-работа по индивидуальным планам;
-занятие в профильных классах.
При работе с неординарными детьми:
-прежде всего делается акцент на формирование умения учиться.
Часто таким ученикам предоставляется роль учителя;
-используется большое количество творческих заданий, дискуссий;
-исключается давление учителя, на занятии – свободное общение;
-учеба должна приносить ребенку удовольствие;
-необходимо самостоятельно добывать информацию, уважение желания ребят
работать самостоятельно;
-поощрение активности, настойчивости;
-задания должны быть творческими, включающими исследования, анализ
доказательства и выводы по изучаемой проблеме;
-необходимо больше проводить практических работ, работ со словарями, со
справочной литературой.
В моем классе Алексей К., Вадим Ф. относятся к одаренным детям. Они еще шестиклассники. Моя задача, применяя указанные формы и методы, развить этих учащихся, чтобы в будущем они могли проявить себя.
Алексей К. – отличник, школьные предметы даются ему легко. Он, учась еще в 4-м классе, занял 1 место в районной олимпиаде по русскому языку; призовое место в конкурсе чтецов. Мальчик помогает слабым ученикам в классе, выступая в роли учителя; с удовольствием выполняет творческие задания, исследования, проявляет себя во внеклассной работе.
Вадим Ф. имеет одну четверку по русскому языку. Занимается спортом, ходит на секцию футбол. Любит работать с компьютером, выполняя творческие задания, вместе с родителями занимается фотографированием. В классе он лидер, староста, умеет всех ,, зажечь”, настроить на классные дела.
Считаю, что работая с одаренными детьми, педагог не должен решать задачи за учащихся, он должен давать им возможность искать ответы на вопросы, добывать информацию самостоятельно. И, конечно же, надо к таким ученикам применять дифференцируемый подход, давая им дополнительные задания, развивая их интерес к учению.
3.6. Работа с родителями по профилактике появления проблемных детей
В.В. Сухомлинский утверждал, что ,, дети – это зеркало нравственной жизни отцов и матерей.” Исследования подтверждают, что семья и школа играют главную роль в жизни ребенка и от того, как он себя в них чувствует, зависит его поведение, его развитие как личности. Неслучайно говорят: ,,Когда ребенок трудновоспитуемый – прежде всего ищите причину в семье.”
В настоящее время можно выделить следующие типы семей.
1. Семья, где ребенок единственный. Таких семей сейчас много. В них преобладает избыточная любовь родителей, бабушек и дедушек к ребенку. Его воспитывают, наставляют и одновременно балуют, оберегают от трудностей, ни в чем не отказывают. Часто такой ребенок становится требовательным, капризным, имеет потребительское отношение к жизни, к родителям. Родителям необходимо разъяснять, что отцы и матери должны видеть своего ребенка личностью, а не смотреть на него как не экзотический цветок, который может погибнуть от северного ветра.
2. Тип семьи, где материальная сторона заслоняет духовную жизнь родителей и детей. Главную задачу родители видят в том, чтобы ,, жить не хуже других”. Дети из таких семей часто растут потребителями, исповедают культ денег и вещей, часто пропускают уроки.
К таким родителям необходим ,,дипломатичный подход”. При встрече с родителями необходимо использовать косвенное воздействие, приводить примеры из жизни других семей, опираясь на их здоровые интересы, на служение людям, доброту, благородство поступков. Необходимо напоминать таким родителям, что, по словам А.С.Макаренко, главный метод семейного воспитания – это собственная жизнь, собственное поведение лично отца и матери. Необходимо приучать детей к труду. Без труда дома ребенок не оценит того, что делают для него родители.
3. Безнадзорность в семье. Часто родители в таких семьях употребляют алкоголь. Здесь царит неуважение и недоверие друг к другу, грубость, оскорбления, скандалы и драки. Дети живут на собственном попечении, родители утратили потребность общаться с ними.
Таких родителей надо расположить к себе, заручиться доверием. Важно объяснять, что дети, как губки впитывают и хорошие, и плохие образцы их семейных взаимоотношений, что образ жизни родителей влияет на будущую взрослую жизнь их детей. Возможно, тогда родители задумаются.
Есть изречение о том, что для учителя родители – те же дети. Значит, и их, как детей, необходимо воспитывать, чтобы по словам финского педагога Ю. Хямяляйнена,
,, правильно выполнять функцию воспитателя”.
Педагог должен создать обстановку близости, тепла и мира, дать почувствовать, что ты не просто учитель, официальный представитель школы, а лицо, глубоко заинтересованное в улучшении быта семьи, человеческих отношений.
4. Новый для нынешнего современного общества тип семьи.
Семья внешне благополучная, здесь как будто любят друг друга. Но, когда случаются конфликты, на детей сыплются ругательства: ,,сволочь”, ,,идиот”. Здесь низкий уровень педагогической культуры. Таким родителям следует задать следующие вопросы:
-Как вы организуете вечерние, после работы часы досуга?
-С кем дружат ваши дети?
Задать такие вопросы, которые бы не ущемляли их достоинства, не воспринимались в ,,штыки”. Так учитель пробудит родителей критически взглянуть на свои методы воспитания. Педагогический замысел: ,,разговорить” пап и мам, добиться теплой душевной беседы; научить семью жить и любить друг друга.
Работа с родителями дает возможность осуществлять неформальные связи родителей и учителей, служит средством обратной связи, дает объективную информацию о работе школы, интересах и потребностях семьи. Только общее сотрудничество способно сделать совместную деятельность учеников, учителей, родителей содержательной, интересной и радостной.
В своем классе провожу с родителями следующую работу:
1. Проведение родительских собрании (4 раза за учебный год).
2. Участие в общешкольных собраниях (2 раза в год).
3. Посещение родителей на дому (если есть необходимость).
4. Диагностика возрастных переходов (ежегодно).
5. Индивидуальные консультации специалистов (психолога, врача, юриста).
6. Привлечение родителей к организации совместных вечеров, встреч, спортивных соревнований, туристических походов, экскурсий.
Кроме этого организую педагогический всеобуч, обмен положительным опытом воспитания детей в семье, анализ педагогической ситуации, знакомство родителей с классом, с педагогическим опытом учителей; провожу диспуты и дискуссии по проблемам воспитания и обучения детей.
3.7. Работа с детьми из неблагополучных семей
В микрорайоне любой школы есть семьи, которые мы называем неблагополучными. Дети из таких семей, как правило, плохо учатся, совершают антиобщественные поступки – словом, доставляют учителям немало хлопот. Ребенок, находящийся в неблагополучной семье, успевает приобрести довольно сомнительный опыт асоциального поведения, что, конечно же, калечит душу, психологически ломает его. В моем классе таких семей нет. Но есть семьи неполные, родители в разводе и ребенка воспитывает одна мама (3 семьи); есть одна семья, которая относится к социально-опасной, в этой семье девочка воспитывается бабушкой и дедушкой, мама ее умерла, а папа уклоняется от воспитания дочери, так как имеет другую семью. Есть семья, которая не поддерживает связь семьи и школы. С такими ребятами провожу социально-педагогическую работу: стараюсь привлечь их к занятиям в кружках в свободное время, секциях; вместе с библиотекарем привлекаю их к чтению художественной литературы, провожу индивидуальные беседы вместе с инспектором отдела профилактики правонарушений, медицинскими работниками.
Важным моментом является сотрудничество с отделом социальной защиты населения, с сектором по работе с семьей, женщинами и детьми. Сектор помогает учащимся из семей, которые находятся в кризисной ситуации. Им предоставляются бесплатные билеты в театры, на спортивные и семейные праздники, после которых часто устраивается бесплатное питание. Совсем недавно три моих ученика принимали участие в спортивных соревнованиях, которые проводили волонтеры района, потом для них было организовано чаепитие.
В коррекционной работе с такими детьми использую метод ,,Игротерапия”;провожу тематические классные часы (см. Приложение №5).
Наиболее эффективным методом работы с детьми из неблагополучных семей, социально-опасных, стоящих на учете в детской комнате милиции считаю наставничество. Закрепление за молодым человеком, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, персонального наставника из числа авторитетных и уважаемых граждан города широко распространяется в нашем городе и районе. Каждый шеф-наставник, исходя из особенности личности несовершеннолетнего, и опираясь на свой жизненный опыт, выбирает для себя наиболее эффективные формы и методы воспитательной работы. Их работа построена таким образом, чтобы помочь этим ребятам найти дальнейшую жизненную перспективу, отвлечь их от совершения противоправных поступков.
Ключевыми задачами наставника являются:
- установление контакта с подростком, его личностно-значимым окружением и дальнейшее взаимодействие с ним на уровне межличностных связей;
- участие в индивидуально-профилактической работе с несовершеннолетним;
- организация просветительской работы с родителями ( законными представителями) для активизации профилактического потенциала семьи;
- участие в оценке эффективности мер, принимаемых в отношении несовершеннолетних.
Формы работы с такими детьми.
Шефы ведут профилактическую работу со своими подростками: посещают по месту учебы, встречаются с родителями, учителями-предметниками и классным руководителем, изучают жилищно-бытовые условия, оказывают помощь в решении семейных проблем, вовлекают ребенка в спортивные секции и кружки по интересам, содействуют в трудоустройстве, продолжении учебы. Зачастую наставники многие свои увлечения передают подшефным, проводят с ними выходные дни, выезжая на природу, утраивают совместные просмотры кинофильмов, психологические тренинги и круглые столы, викторины.
В моем случае с девочкой из социально-опасной семьи наставник проводит такую работу. Шефом является Ченкина Нина Борисовна – Заслуженный учитель РСФСР, почетный гражданин города Михайлова. Показателями оценки эффективности работы наставника является положительная динамика успеваемости, посещения учебных занятий, отсутствия конфликтных ситуаций, нарушений общественного порядка.
Классному руководителю, шефу-наставнику помогают волонтеры района.
Одним из важных направлений деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является организация их отдыха в дни школьных каникул. Главная цель – организовать интересный и содержательный досуг для детей. Ежегодно проблемные дети нашего района и области проходят реабилитацию в лагере ,,Зарница”.
4. Сотрудничество с учреждениями образования, с другими ведомствами
города и района
Широкий круг вопросов социальной профилактики отклоняющегося поведения учащихся решается во взаимодействии органов народного образования с другими государственными органами, общественными объединениями и трудовыми коллективами.
Взаимодействие с органами здравоохранения:
осуществление медико-социального направления, выявление родителей, детей, подростков групп социального риска, организация обследования их специалистами (если есть необходимость), консультирование, лечение, коррекция и другие формы помощи.
Взаимодействие с органами внутренних дел:
организация обмена взаимной информацией о семьях и детях, подростках, группах социального риска, совместная разработка и реализация профилактических мероприятий по защите детей.
Взаимодействие с комиссией по делам несовершеннолетних
по организации комплексных мероприятий, осуществляемых применительно к семье и ребенку.
Сотрудничество школы с социальными службами города Михайлова.
Центральная районная библиотека имени А.С. Пушкина, школьная библиотека |
РОВД
Психологическая служба школы |
Сотрудничество с социальными службами школы, города и района |
МУЗ ,, Михайловская ЦРБ” , медицинский работник школы |
Детская школа искусств г. Михайлова |
Танцевальный клуб ,,ФУЭТе” |
Детская юношеская спортивная школа |
Районный дом детского творчества |
5. Заключение
Как актеры выходят на сцену,
Мы приходим на исповедь в класс.
И просветят нас словно рентгеном
Тридцать пар удивительных глаз.
С.А. Шмаков
Мы видим, как велика роль классного руководителя в воспитании подрастающего поколения. Он должен создать такие условия , которые бы помогли детям найти себя и свое место в классном и школьном коллективах, свою нишу в социальной жизни. ,, Роль учителя – потрясать людей на уроке и вне его. Потрясать содержанием своей деятельности”,- говорил С.А. Шмаков. Поэтому основной педагогический принцип ,, не навреди” – принцип врача, только он врачует тело, а классный руководитель- душу, душу Человека. Основная ценность для учителя – сам ребенок, его личность, развитие, мировоззрение, нравственное, душевное, физическое здоровье. Вот почему необходимо защитить, приласкать, придать ученику силы, уверенности в себе, просто увидеть проблему и решить. Найти в ребенке что-то новое, тем самым позволить ему рассуждать, задумываться над самим собой, спорить и находить истину, решать проблему выбора жизненных ценностей и приоритетов.
Таковы задачи классного руководителя. А открытый доверительный диалог может быть лишь в том случае, когда ,, не воспитанники они, не объекты, не противники школьных дней … . Нам ребята не просто партнеры, а товарищи, ровня, родня”, -писал С.А. Шмаков. Ученики должны стать классному руководителю родственными душами, за которые мы искренне переживаем, радуемся, огорчаемся, если что-то не так, гордимся, скучаем друг без друга, ждем встреч, испытываем необходимость в общении.
6. Использованная литература
1. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания. 5-9 классы, М., 2008.
2. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя.5-9 классы, М., 2008.
3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя.1-4 классы, М., 2003.
4. Захарчук В.А. Девиантное поведение учащихся младших классов –
Начальная школа, №2, 1998.
5. Ковальчук М.А. Как организовать работу по профилактике девиантных
отклонений в поведении детей младшего школьного
возраста. – Начальная школа , №12, 2002.
6. Литарова Н., Аксюченко В. Противоречие в процессе сотрудничества
учителя и родителей и основные пути их
развития. – Воспитание школьников, 2003, №1.
7. Михайлова Л. Работа с трудными подростками. – Воспитание школьников,
2006, №10.
8. Мунирова А. Развивающие игры для подростков. – Воспитание школьников, 2001, №2.
9. Осипова И. Формирование учебной мотивации школьников. – Воспитание
школьников, 2003, №8.
10. Платонова Н.М. Агрессия у детей и подростков. Санкт-Петербург, 2006.
11. Рожков О.П. Коррекция агрессивного поведения детей от 5 до 14 лет.
Методическое пособие для студентов по курсу ,Психолого-педагогическая коррекция”. М.- Воронеж, 2007.
12. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения
подростков и условия его коррекции. Учебное пособие. М.,
1998.
13. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М., 2008.
14. Слободняк Н.П. Психологическая помощь школьникам с проблемами в
обучении. Практическое пособие. М., 2006.
15. Спицын Н.П. Профилактика детской беспризорности. – Начальная школа,
№4, 2003.
16. Спицын Н.П. Откуда берутся ,,трудновоспитуемые” дети? – Начальная
школа, №2, 1998.
17. Таран Ю.Н., Солодкова М.В. Классное руководство. Новый взгляд. на
практику воспитания школьников. – Волгоград: Учитель,
2010.
18. Ткачук М. Влияние положительных эмоций на здоровье школьников.
– Воспитание школьников, 2001, №9, с.42-43.
19. Шишкович Т.А. Справочник социального педагога. 5-11 классы. М., 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемный ребёнок в классе
Система работы с проблемными ребятами в классном коллективе...
Классный час по правам ребёнка 7 класс
Классный час "Конвенция о правах ребёнка" был проведён в 7 Б классе в предверии дня правовой помощи детям. Информация изложена доступно и с занимательными моментами....
Материалы к родительскому собранию "Роль семьи в воспитании и обучении ребёнка" (5 класс)
Материалы содержат презентацию и пояснительный текст...
Родительское собрание«Знаете ли вы своего ребёнка?» 5 класс
Цель: способствовать формированию доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, педагогами и учащимися.Задачи: обобщить знания родителей об индивидуальных особенностя...
Технологическая карта урока технологии по теме «Аналитическая лепка (Декоративные пластины)» Изделие: Модель человека (ребёнок), 3 класс
Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: освоение технологии аналитической лепки из пластилина на примере изготовления модели человека (ребёнка).Задачи урокаДидактические:Знать ход р...
Выступление на методическом объединении «Ребёнок и Интернет: опасности, которые подстерегают наших детей»
Выступление на методическом объединении «Ребёнок и Интернет: опасности, которые подстерегают наших детей»...
Презентация к выступлению на методическом объединении «Ребёнок и Интернет: опасности, которые подстерегают наших детей»
Презентация к выступлению на методическом объединении «Ребёнок и Интернет: опасности, которые подстерегают наших детей»...