Проблемное обучение. Методические разработки уроков биологии /10 класс/ профильный уровень
план-конспект урока по биологии (10 класс) по теме
Основное содержание уроков в предлагаемых конспектах отражено в табличном варианте, что упрощает усвоение учебного материала школьниками
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstrukty_urokov_ontogenez.docx | 54.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок 48//5.3//3.4 ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ КЛЕТКИ. ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ.
Цель: усвоение знаний о жизненном цикле клетки, о фазах клеточного деления, понимание биологической роли митоза.
Постановка проблемы. За счет чего растет организм - вырастают его клетки или …?
Актуализация опорных знаний.
«Всякая клетка происходит из другой клетки путем деления». Вирхов, 1858.
В основе роста и развития, регенерации и размножения лежит… деление клетки.
Изучение нового материала.
Интерактивная лекция с опорой на электронную презентацию.
Проверка понимания изученного.
- Какой принцип лежит в основе удвоения ДНК?
- Сколько молекул ДНК имеет каждая хромосома после удвоения?
//Две, в каждой одна новая цепь и одна старая (с.51)//
- Сколько хроматид имеет хромосома перед удвоением ДНК и после? //одну, две//
- Что соединят хроматиды в одну хромосому?
- Какой набор хромосом в клетке после удвоения ДНК? //Диплоидный//
- Какой набор ДНК после удвоения? //Тетраплоидный//
- В какой период митотического цикла хромосомы становятся видимыми в микроскоп?
- Активны ли спирализованные хромосомы в генетическом отношении?
- Из чего образуются нити веретена деления?
- В какую фазу в клетке содержится два диплоидных набора хромосом?
- В чем заключается биологическая роль митоза?
Закрепление изученного.
Задание 1. Заполнить таблицу «Митотический цикл клетки»
Митотический цикл клетки
Период | Число хромосом -n Число ДНК - с (хроматид) | ||
Интерфаза, 90% | Постмитотический G1 | Интенсивный рост клетки, синтез АТФ, РНК, белков, ферментов | 2n2с 1 хромосома46 1 ДНК46 |
Синтетический S | Удвоение (редупликация) ДНК ; удвоение центриолей и органелл; деление митохондрий и пластид; синтез Б Ж У. | 2n4с 1 хромосома46 2 ДНК92 | |
Премитотический G2 | Синтез и-РНК, интенсивный синтез белков, удвоение массы цитоплазмы | ||
Митотический период M | 1. Профаза | Спирализация хромосом; расхождение центриолей к полюсам; присоединение веретена деления к центромерам; растворение ядерной оболочки и ядрышка. | |
2. Метафаза | Хромосомы устремляются к экватору клетки. Каждая хромосома состоит из двух сестринских хроматид, соединенных в центромерных участках | ||
3. Анафаза (быстро) | К полюсам расходятся по одной хроматиде от каждой хромосомы. Сестринские хроматиды становятся самостоятельными хромосомами. | Два диплоидных набора хромосом | |
4. Телофаза | Деспирализация хромосом; образование ядрышка и ядерной оболочки; разрушение веретена; разделение цитоплазмы (цитокинез). | Две клетки 2n2с , 2n2с (2n хромосом по одной хроматиде) |
Задание 2. Установить последовательность редупликации ДНК:
раскручивание цепи ДНК – разрыв водородных связей между основаниями – соединение ДНК с ферментом ДНК полимеразой – синтез новых цепей ДНК
Задание 3. Составить задания на установление последовательности и соответствия фаз митоза.
Задание 4. Составить определение понятия «митоз»
Митоз – способ деления соматических клеток, при котором происходит точная передача наследственной информации от материнской клетки к дочерней за счет равномерного распределения хромосом между дочерними клетками.
В результате митоза из одной диплоидной образуется две диплоидные клетки.
Митоз лежит в основе роста, развития, регенерации и бесполого размножения организмов.
Итоги урока.
Домашнее задание: пп 5.3 // 3.4 рис 104
Урок 53-54//6.1//3.5 ФОРМЫ РАЗМНОЖЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ.
Цель: углубление знаний об основных типах размножения в природе.
Проверка домашнего задания.
Актуализация опорных знаний.
В основе размножения, или воспроизведения себе подобных, которое обеспечивает непрерывность и преемственность жизни, лежит способность ДНК к … самоудвоению.
Постановка проблемы.
В чем преимущества и недостатки разных форм размножения?
Изучение нового материала. Частично поисковый метод.
1. Вводная беседа с демонстрацией наглядного материала.
2. Самостоятельная работа (в группах): заполнение схем.
Способы размножения организмов
Бесполое размножение | Половое размножение |
Преимущества: -позволяет быстро увеличивать численность вида в благоприятных условиях; -сохраняются признаки сорта Недостатки: потомство идентично материнскому. |
Преимущества: обеспечивает генетическое разнообразие что увеличивает приспособленность и выживание организма (за исключением самооплодотворения у гермафродитов) Недостатки: поиск партнера бывает затруднен (одиночные паразиты) |
Формы бесполого размножения
Деление | Споро образование | Вегетативное - специализированными частями тела | |||
Простое бинарное Митоз- непрямое Амитоз- Прямое | Бактерии Цианеи Амебы Инфузории ОК водор Раковые кл Кл печени Запас тк | Грибы Р: мхи, плауны, хвощи, папоротники Ж: споровики (паразитические простейшие) – малярийный плазмодий | У растений -вегетативными органами:
(фиалка,бегония) Прививка | Почкование
дрожжи
- не наносит ущерба, т.к.не имеют сложных систем органов | Фрагментация животные: ресничные черви, кольчецы, гидры, морск звезды мхи, грибы, водоросли: нитчатые-спирогира |
Шизогония- множественное деление: фораминиферы, споровики |
Закрепление изученного.
Задание1. Объяснить процессы: спорообразование, почкование.
Спорообразование – клетка распадается на большое число особей, равное количеству ядер, заранее образованных в материнской клетке в результате многократного деления ее ядра.
Почкование - развитие организма из небольшого бугорка на материнской клетке, содержащей ядро – почки.
Формы полового размножения
Конъюгация – взаимный обмен генетической информацией между двумя особями без увеличения числа особей:
| Партеногенез (девственное размножение) – развитие организма из неоплодотворенной яйцеклетки: Ж: пчелы, муравьи, паразит осы, тля, дафнии, коловратки, некоторые ящерицы, личинки паразитических червей Р (апомиксис): одуванчик, ястребинка Искусственный партеногенез: у тутового шелкопряда (Астауров), лягушек, кроликов | Копуляция (гаметогамия) – слияние половых клеток и образованием зиготы:
|
Организмы
Раздельнополые Ж: часто наблюдается половой диморфизм. Р: двудомные (однополые цветки на разных растениях): облепиха, ива, тополь | Обоеполые (гермафродиты) Одна особь формирует и мужские и женские гаметы. Р: однодомные покрытосеменные растения Ж: кишечнополостные, плоские черви, моллюски, некоторые ракообразные, морской окунь |
Закрепление изученного.
Задание 2. Объяснить понятия: изогамия, анизогамия (гетерогамия), оогамия.
Итоги урока.
Домашнее задание: пп 6.1 // 3.5
Урок 55//6.2//3.6. СТАДИИ ГАМЕТОГЕНЕЗА. МЕЙОЗ.
Цель: углубление знаний учащихся о способах деления клеток, изучение процесса образования половых клеток – гамет, выявление сходств и отличий митоза и мейоза.
Проверка домашнего задания. Тест.
Актуализация опорных знаний. В чем заключается сущность полового размножения?
Постановка проблемы.
Что препятствует непрерывному увеличению числа хромосом при слиянии гамет?
Изучение нового материала с опорой на схему, рис 201//115.
СТАДИИ ГАМЕТОГЕНЕЗА: |
| митоз | 2n2с |
| интерфаза | 2n4с | |
| мейоз | nс |
2n2с | Митоз | Размножение – увеличение числа незрелых половых клеток | |||
2n2с 2n2с | Интерфаза Мейоз I | Удвоение ДНК Сколько ДНК имеет каждая хромосома после удвоения? (2) Обмен наследственной информации Редукция числа хромосом | |||
2n4с | |||||
n2с | n2с | Мейоз II аналог митоза | Образование 4 мужских гамет или 1 женской Почему образуется только 1 женская? | ||
nс | nс | nс | nс |
Закрепление изученного. Заполнение таблицы. Формулировка понятия «мейоз».
Митоз | Мейоз (описан В.Флеммингом) | |
Сходство | 1. Способ деления эукариотических клеток 2. Имеют одинаковые фазы (П - М - А - Т) 3. Перед делением происходит дупликация ДНК | |
Отличие | 1. Способ деления соматических клеток | 1. Способ образования гамет и спор |
2. Одно деление | 2. Ядро делится дважды | |
3. Нет перекреста хромосом | 3. В профазе I у гомологичных хромосом происходит перекрест и обмен ге нетической информа цией (конъюгация и кроссинговер) | |
4. В метафазе по эква тору выстраиваются удвоенные хромосомы | 4. В метафазе I по экватору вы страиваются пары го мологичных хромосом (биваленты, тетрады) | |
5. В анафазе к полюсам расходятся по одной хроматиде | 5. В анафазе I к полюсам расходятся целые хромосомы, состоящие из двух хроматид | |
6. Между делениями происходит удвоение молекул ДНК | 6. Между 1-м и 2-м де лениями нет интерфазы и удвоения ДНК (хро мосом) | |
7. Образуются две диплоидные до черние клетки | 7. Образуются гаплоидные гаметы: четыре сперматозоида или од на яйцеклетка | |
Биологическая роль | Увеличение числа клеток с набором хромосом, равным материнскому | 1. Поддержание постоянства числа хромосом в ряду поколений. 2. Обеспечение генетического разнообразия. |
Мейоз – способ образования половых клеток – гамет, при котором происходит уменьшение (редукция) в два раза числа хромосом.
Мейоз лежит в основе образования спор и гамет.
Итоги урока.
Домашнее задание: пп 6.2//3.6.
Урок 56//6.2//3.6. ОСОБЕННОСТИ СПЕРМАТОГЕНЕЗА И ООГЕНЕЗА.
Цель: Изучение особенностей образования мужских и женских половых клеток, углубление знаний учащихся о взаимосвязи строения и функций половых клеток.
Проверка домашнего задания. Тест.
Актуализация опорных знаний.
Где в организме человека происходит образование половых клеток?
Постановка проблемы. В чем взаимосвязь строения и функций половых клеток?
Изучение нового материала с опорой на схему (ДМ).
Закрепление изученного. Заполнение таблиц (столбцы №2,3 - самостоятельно).
Особенности гаметогенеза
Период гаметогенеза | Признаки сходства | Особенности гаметогенеза | ||
Происходящие процессы | Набор хромосом и ДНК | Оогенез | Сперматогенез | |
Размножение | Митоз | 2n2с | В зародыше Оогонии | В течение жизни Сперматогонии |
Рост | Интерфаза | 2n4с | Ооцит I | Сперматоцит I |
Созревание | Мейоз I | n2с | Ооцит II и I полярное тело (овуляция) | Сперматоцит II |
Мейоз II | nс | 1 яйцеклетка и II полярное тело | Сперматиды | |
Формирование | nс | - | 4 сперматозоида |
Признак | Женские гаметы | Мужские гаметы |
Когда и кем открыты | ||
Место образования у Р: _______ у Ж: _______ | ||
Форма и размеры | ||
Строение | - - -фолликулярные кл-ки | |
Функции |
Проверка понимания изученного.
- За счет чего происходит редукция числа хромосом в гаметах?
- В чем биологический смысл редукционного деления?
- В чем особенности строения яйцеклетки в связи с выполняемой функцией?
- Какова роль полярных (направительных) телец?
Удаление избытка генетического материала и перераспределение пит вещ-в.
- Что такое овуляция? Выход ооцита из яичника в маточную трубу.
- Какова роль фолликулярных клеток? Питание яйцеклетки.
- От чего зависят размеры яйцеклетки? Особенно крупная у животных, эмбриональное развитие которых происходит вне тела матери: птицы, рептилии, амфибии, рыбы.
- В чем особенности строения сперматозоида в связи с выполняемой функцией?
- Какую роль выполняет акросома?
Вырабатывает ферменты (аппарат Гольджи), растворяющие оболочку яйцеклетки.
Итоги урока.
Домашнее задание: пп 6.2//3.6.
Урок 57-58//6.2//3.7. ОПЛОДОТВОРЕНИЕ.
ДВОЙНОЕ ОПЛОДОТВОРЕНИЕ У ЦВЕТКОВЫХ РАСТЕНИЙ.
Цель: углубление знаний учащихся о типах оплодотворения, его биологической роли.
Проверка домашнего задания. Тест.
Актуализация опорных знаний. Какой набор хромосом содержит зигота? Что такое зигота?
Постановка проблемы. В чем сущность и биологическая роль оплодотворения?
Изучение нового материала с опорой на схему (ДМ).
Проверка понимания изученного.
- В чем сущность и биологическая роль оплодотворения? Виды оплодотворения.
- Какой вид оплодотворения характерен для водных организмов? Приведите примеры животных с таким типом оплодотворения (моллюски, рыбы, амфибии).
- Какое количество гамет образуют организмы с наружным видом оплодотворения? Почему?
- Какой вид оплодотворения характерен для наземных организмов? Назовите животных с таким типом оплодотворения
(насекомые, паукообразные, рептилии, птицы, звери).
- От чего зависит количество гамет у организмов с внутренним видом оплодотворения? (от степени заботы о потомстве)
- Какой вид оплодотворения характерен для кольчатых червей? Где оно происходит (в муфте)?
- Что такое партеногенез? У каких организмов встречается?
(пчелы, тля, индейка, одуванчик, низшие ракообразные)
- У каких растений оплодотворение зависит от присутствия воды? Подвижны ли их гаметы (сперматозоиды)?
- У каких растений оплодотворение не связано с наличием воды? Подвижны ли их гаметы (спермии)?
- В чем отличие сперматозоидов и спермиев?
- Как спермии семенных растений проникают к яйцеклетке? (по пыльцевой трубке)
- В чем заключается опыление? Что образуется из пыльцевого зерна?
- Где находится яйцеклетка покрытосеменных растений?
- В чем сущность двойного оплодотворения?
- Что образуется в результате двойного оплодотворения?
Итоги урока.
Домашнее задание: пп 6.2//3.7.
Урок 60-64//7.1-7.2//3.8. ОНТОГЕНЕЗ. ЭМБРИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
Цель: углубление знаний о периодах онтогенеза, ознакомление с историческими сведениями.
Актуализация опорных знаний.
Все живые организмы развиваются из одной клетки – из…зиготы. Зигота – первая клетка нового организма.
Изучение нового материала с опорой на схему. Частично поисковый метод.
Онтогенез -индивидуальное развитие организма | |
Эмбриональный период -от момента образования зиготы до рождения или выхода из яйцевых оболочек | Постэмбриональный период -от рождения до смерти: рост, половое созревание, размножение, старение, смерть |
Этапы эмбрионального развития
Этап | Процесс | Стадия зародыша |
Дробление | Многократное митотическое деление с очень короткой интерфазой: количество бластомеров увеличивается в геометрической прогрессии, размер клеток уменьшается. | Бластула – многоклеточный однослойный шарообразный зародыш с I полостью (бластоцелем) внутри. |
Гаструляция | Впячивание вовнутрь части клеток бластулы за счет перемещения клеточных масс. Дифференцировка клеток | Гаструла – двухслойный зародыш: 2 зародышевых листка (экто- и энтодерма) |
Гисто- и органогенез | Дифференцировка тканей (за счет функционирования разных групп генов), формирование органов, рост зародыша. Закладка: 1) нервной трубки, 2) хорды, 3)кишки | Нейрула – состоит из 3х зародышевых листков: формируется мезодерма и II полость тела – целом |
Зародышевые листки: | Гистогенез и органогенез |
Эктодерма (наружный) | Покровы тела (наружный эпителий, кожные железы, роговые чешуи, эмаль зубов), нервная система, органы чувств, передний и задний отделы кишечника |
Энтодерма | Органы дыхания (легкие, жабры), пищеварительные железы (поджелудочная, печень), щитовидная железа, эпителий дыхательных путей, средней кишки, мочевого пузыря. |
Мезодерма (средний) | Все мышечные, соединительные ткани, каналы выделительных органов, кровеносная система, лимфатическая система, половые железы, почки. |
Проверка понимания изученного.
- В чем заключается отличие дробления от митотического цикла?
- У каких животных эмбриональное развитие заканчивается на стадии гаструлы?
- Какие организмы относят к первичноротым? (черви, моллюски, членистоногие)
- К вторичноротым? (иглокожие, хордовые)
- Какие животные имеют вторичную полость тела? (хордовые)
- На какой стадии зародыша клетки не отличаются друг от друга?
- На каком этапе эмбриогенеза возникают отличия между клетками?
- Каким образом из генетически однородных клеток закладываются разные органы?
- Какая стадия зародыша соответствует периоду одноклеточных существ? Колониальных жгутиковых организмов? Губок и кишечнополостных?
- В чем заключается эмбриональная индукция?
Закрепление изученного.
Задание. Обосновать эмбриологические доказательства единства живых организмов:
развитие организмов из …; гомология зародышевых листков и зародышевое сходство (К Бэр).
Итоги урока. Домашнее задание: пп 7.1-7.2//3.7.
Урок 57-58//6.2//3.7.
Цель:
Проверка домашнего задания. Тест.
Актуализация опорных знаний.
Постановка проблемы.
Изучение нового материала с опорой на схему (ДМ).
Проверка понимания изученного.
Итоги урока.
Домашнее задание: пп 6.2//3.7.
Контроль.
- Назовите позвоночных с непрямым типом развития.
- Назовите насекомых, имеющих развитие с полным и с неполным метаморфозом.
- Какие стадии развития проходят насекомые с полным и неполным метаморфозом?
- В чем заключается биологическая роль метаморфоза?
- Назовите позвоночных с прямым неличиночным типом развития.
- Какой тип развития характерен для плацентарных млекопитающих?
- Назовите животных, у которых личинки имеют черты строения своих предков.
- От каких животных произошли земноводные? Приведите доказательства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элементы проблемного обучения в преподавании информатики в 10 классе (профильный уровень)
В 2011-12 учебном году проходила апробация обучающего курса (ОК) «1С:Школа. Информатика, 10 кл.». Специфика проекта заключалась в том, что ОК - это не отдельные ресурсы к урокам, а целостный учебно-ме...
Методическая разработка урока биологии. 8 класс. Тема "Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ".
урок биологии 8 класс: Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ....
Моя методическая разработка. Урок для 7 класса(углубленный уровень) "Америка - далекая страна".
Данный урок создан с использованием ТРКМ....
Методическая разработка урока биологии 5 класс "Живые организмы. Что это такое?"
Данная методическая разработка - это один из вариантов проведения урока по теме "Живые организмы. Что это такое?" по учебнику Природоведение. Введение в биологию. 5 кл. Здесь отражена попытка реализо...
Методическая разработка урока биологии 8 класса по теме: «Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний» с использованием ИКТ
Тема урока: "Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"...
Общество. Что такое общество? (Методическая разработка урока для 10 класса. Базовый уровень)
Проблемный урок по обществознанию с использованием ИКТ для 10 класса базового уровня. Направлен на формирование познавательных и коммуникативных УУД....
Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани"
Презентация к методической разработке урока биологии 6 класс "Растительные ткани" к учебнику Н.И. СонинаПо причине большого объема файла данная презентация доступна для скачивания по ссылке:...