Урок «Задачи на движение» в 5 классе
учебно-методический материал по математике (5 класс)

Бирюлина Ольга Владимировна

Урок «Задачи на движение» в 5 классе

Цель урока: сформировать у учащихся умение решать различные типы задач на движение.

Место урока: первый урок по данной теме.

 

Тип: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок «Задачи на движение» в 5 классе

Цель урока: сформировать у учащихся умение решать различные типы задач на движение.

Место урока: первый урок по данной теме.

Тип: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формирование УУД:

  • Познавательные: умение работать с текстом, ставить цели, отвечать на вопросы. Уметь находить расстояние, скорость, время. Понимать термины «скорость сближения», «скорость удаления». Уметь решать простейшие задачи на движение в одном направлении и разных направлениях.
  • Регулятивные: постановка личных целей, совершенствование технологии оценивания (самооценка, взаимооценка). Составляют план решения задачи самостоятельно; совместно с учителем.
  • Коммуникативные: умеют оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций. Умеют отстаивать свою точку зрения, слушать друг друга при работе в парах.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Актуализация опорных знаний. Устный счет.
  4. Усвоение новых знаний и способов действий. Восприятие, осмысление и первичное запоминание нового материала.
  5. Первичное закрепление знаний и способов действий.
  6. Контроль и самопроверка усвоения полученных знаний и способов действий
  7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
  8. Домашнее задание и его инструктаж.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Проверяю готовность учащихся к уроку.
  2. Проверка домашнего задания.

  1. Целеполагание и мотивация

Сегодня на уроке Вы должны будете разгадать название темы.

Перед Вами на столе лежит шифровка и ключ к ней.

Составьте слово, которое и подскажет Вам тему урока.

16 * 4 - 28 =

27 * 2 * 100 =

484 : 2 =

54 * 0 =

77 * 49 + 49 * 23 =

138 * 90 – 38 * 90 =

242

5400

36

9000

4900

0

д

ч

а

а

а

з

Какое слово получилось? ЗАДАЧА.

Но задачи в математике бывают разные и по способу решения, и по содержанию. Разгадайте загадки, они вам подскажут тип рассматриваемых на сегодняшнем уроке задач.

  1. Прочихается мотор -
    Выбегает на простор.
    И по звонкой улице
    Он бежит волнуется.
    Рынок, почта и вокзал,
    Чтоб никто не опоздал (автобус)

  1. Чтоб тебя я повёз,
    Мне не нужен овёс.
    Накорми меня бензином,
    На копытца дай резину
    И тогда, поднявши пыль,
    Побежит … (автомобиль)

                  3. Братцы в гости снарядились,

                         Друг за друга прицепились

                        И помчались в путь далек,

                        Лишь оставили дымок. (поезд)

Итак, с каким видом задач мы сегодня будем работать? Молодцы, конечно, с задачами на движение.

Ученики записывают число и тему урока в тетрадь.

Ребята, помогите мне сформулировать цель урока.

Формулируют цели урока:

Повторить и обобщить знания, полученные в начальной школе, по теме «Задачи на движение».

Научиться решать различные виды задач на движение.

Итак, сегодня на уроке мы повторим и закрепим те знания, которые Вы приобрели по этой теме в начальной школе, повторим следующие понятия: скорость сближения, скорость удаления. Рассмотрим решение более сложных задач на движение.

В качестве эпиграфа на сегодняшний урок я взяла слова известного швейцарского математика Д. Пойа.

Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду,

а если хотите научиться решать задачи,

то решайте их.

4.  Актуализация опорных знаний

Прежде чем решать сложные задачи на движение, давайте вспомним, какие три величины характеризуют движение и какая между ними связь. К нам в гости сегодня пришли три латинские буквы s, t, ν. Какое они имеют отношение к нашей теме?

Сегодня будем работать в парах. У вас на партах лежат листочки № 1. Подпишите их.

Посмотрите задание № 1. Найдите соответствие между величиной и ее определением.

Проверяем ответы.

Самые важные величины для описания движения- это время t, путь s, и скорость v.  Скорость, время и пройденный путь при равномерном движении связана формулой  S=v*t   отсюда   V=s:t  и t=s:v.

На каждой парте лежит конверт с набором задач. Попробуйте внимательно посмотреть и найти среди задач те. Которые сможете решить. И попробуйте их разделить на группы.

Защита своих мнений по группам. Несколько человек выходят к доске и показывают свое мнение.

  1. Первичное закрепление.

Давайте решим все задачи по порядку, а потом вернемся к вашим листочкам.  Задачи решаем в парах. Потом обсуждаем вместе.

Физкультминутка

Поднимает руки класс – это «раз».

Повернулась голова – это «два».

Руки вниз, вперёд смотри – это «три».

Руки в стороны пошире развернули на «четыре».

С силой их к плечам прижать – это «пять».

Всем ребятам нужно сесть – это «шесть».

7 . Самостоятельная работа на 10 мин. (В соревновательной форме)

1. Для хорошего самочувствия каждый ученик в день должен проходить 8 км со скоростью 4 км/ч. Сколько времени необходимо проводить на свежем воздухе.

2. На уроке физической культуры, ученик за 15 минут пробегает 3  круга по 500 м. С какой скоростью должен бежать ученик, чтобы получить хорошую оценку?

3. Ученик расстояние от дома до школы проезжает за 20 минут со скоростью 200 м/мин. Сколько километров от дома до школы?

Первые пять учеников получают оценки.

Ответы

  1. 2 часа
  2. 100 м/ мин
  3. 4000 м

8 . Подведение итогов урока. Рефлексия .

Ребята, подумайте, что во время урока у вас получалось хорошо, а что не очень? Сделайте для себя выводы. Ученики оценивают свою работу.

  1. Сегодня на уроке я познакомился с…
  2. Было трудно…
  3. Я научился…
  4. Я затрудняюсь…
  5. Меня удивило…

Как вы считаете, достигли мы цель, поставленную вначале урока?

9.. Домашнее задание.

Задание придумать по одной  задаче на движение (записать текст) каждого типа, решить их..




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по математике по теме «Задачи на движение. 5 Класс».

Урок - повторение по теме «Движение» (рассчитан на сдвоенный урок) c применением технологии саморазвития. На уроке рассматриваются задачи на: 1) движение в одном направлении 2)  В противопо...

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО МАТЕМАТИКЕ «Задачи на движение» 6 класс 2013 – 2014 уч. год

Повторить понятие, что такое движение, обобщить знания о зависимости между величинами: скорость, время, расстояние, совершенствовать умения решать задачи на движение, совершенствовать навыки устного и...

Технологическая карта урока "Задачи на движение по реке" , 5 класс

Данный урок разработан в соответствии с ФГОС. Цели урока: сформировать и развивать навыки решения задач на движения по реке и против течения. Урок сопровождается презентаций. Благодаря интер...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ Решение задач на движение. 5 класс.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МАТЕМАТИКИ. Решение задач на движение.  5 класс.Цель урока: совершенствование практических навыков решения основных задач на движение и умение применять их при решении...

Сценарий урока "Задачи на движение (графический способ решения)" 7 класс

Решение текстовых задач одна из наиболее важных тем в курсе алгебры. Несмотря на относительную простоту задач на движение, некоторые из них носят ярко выраженный олимпиадный характер и требуют красивы...

Методическая разработка урока по теме: Решение задач на движение, 5 класс

Методическая разработка   включает: технологическую карту урока,  рабочий лист ученика, задания и ответы математического диктанта. Материалы  были представлены на  районном эт...

Презентация к уроку на тему "Решение задач с помощью уравнений. Задачи на движение" 8 класс.

Данная презентация составлена к конспекту урока по алгебре для 8 класса  по теме "Решение задач с помощью уравнений"....