Урок по математике по теме «Задачи на движение. 5 Класс».
план-конспект урока по алгебре (5 класс) по теме
Урок - повторение по теме «Движение» (рассчитан на сдвоенный урок) c применением технологии саморазвития. На уроке рассматриваются задачи на: 1) движение в одном направлении 2) В противоположных направлениях. 3) Движение по реке и по озеру.
При решении задач используются два различных метода - арифметический и алгебраический.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок - повторение по теме «Движение» с использованием различных методов решения задач | 44.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по математике по теме «Задачи на движение. 5 Класс».
Урок - повторение по теме «Движение» (рассчитан на сдвоенный урок).
Цель урока: обобщение изученного материала с помощью решения задач на движение:
- В одном направлении.
- В противоположных направлениях.
- Движение по реке и по озеру.
Задачи:
- Формирование устойчивых навыков по решению задач на движение.
- Использование при решении задач различных методов решения (арифметических и алгебраических).
- Умение учащихся применять вычислительные навыки при работе с десятичными дробями в конкретных текстовых задачах.
- Умение решать задачи базового уровня и задачи разной степени сложности, включая задания подготовительных сборников для подготовки к ГИА.
- Для формирования и развития самостоятельных навыков в конец урока введён разноуровневый блок задач для самостоятельной работы.
- Подготовительная работа (устная).
1. В устной форме проговариваются основные величины от которых зависит движение. Скорость V и время t. Единицы измерения: V (м,км…) и t (с,ч,мин).
Повторяем формулы , , .
На доске заранее составляется таблица. Учитель предлагает ученикам заполнить пустые ячейки:
№/№ S V t
1 7,5 км ? 0,3 ч
2 6 м 50 м/с ?
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
3 0,12 км ? м/с 0,04 ч
В задаче 3 обратить внимание учащихся на единицы измерения скорости V (м/с), следует предварительно перевезти S в метры и t в секунды.
Учащимся предлагается вспомнить определение средней скорости и формулы:
, где S – весь путь, а t – всё время.
Задача (из сборника для подготовки к ГИА ):
Условие задачи:
Первую половину трассы автомобиль проехал со скоростью 42 км/ч, а вторую половину – 63 км/ч. Найти среднюю скорость автомобиля на протяжении всего пути.
Анализ задачи:
- Учащиеся знакомятся с условием задачи, несколько раз прочитывают задание.
- Из текста выделяются ключевые слова «проехал первую половину», «проехал вторую половину» с определённой скоростью. «Найти среднюю скорость на протяжении всего пути».
- Составляется краткое условие к задаче:
1 П. трассы – 42 км/ч
2 П. трассы – 63 км/ч
Ср. скорость - ? км/ч
- Учащимся предлагается выбрать способ решения. Для этого надо вспомнить: какие методы решения текстовых задач им известны? (арифметический, алгебраический).
Решение (алгебраический способ):
Пусть время в пути – Х часов. Тогда, первая половина трассы составит
км, а вторая половина трассы – ) км. По формуле найдём среднюю скорость: (км/ч).
- Тренировка навыков. Решения различных задач на движение (письменно).
№1 Задача на движение в одном направлении:
Условие задачи:
Турист на велосипеде проехал всего 18,5 км, проезжая в час по 22 км по асфальтовой дороге и 15 км по грунтовой. По асфальтовой дороге турист ехал столько же времени сколько и по грунтовой. Сколько километров турист проехал по асфальтовой и сколько по грунтовой дорогам?
Анализ задачи:
- Знакомство с условием задачи.
- Составление краткого условия, выделение ключевых слов и вопроса из текста задачи.
Вид дороги V t S
Асфальтовая 22 км/ч Всего
Грунтовая 15 км/ч 18,5 км
Решение (арифметический способ):
- 22 + 15 = 37 (км/ч) – совместная скорость.
- 18,5 : 37 = 0,5 (ч) – время затраченное на каждый участок трассы.
- 22 * 0,5 = 11 (км) – путь по асфальтированной дороге.
- 15 * 0,5 = 18,5 – 11 = 7,5 (км) – путь по грунтовой дороге.
Учащимся предлагается рассмотреть и другой способ решения.
Решение (алгебраический способ):
Пусть Х – время движения по каждому участку. Тогда, 22Х (км) путь по асфальтовой дороге и 15Х (км) – по грунтовой дороге. Составим и решим уравнения:
- 22Х + 15Х =18,5
37Х = 18,5
Х = 0,5.
- 22 * 0,5 = 11 (км) – путь по асфальтированной дороге.
- 15 * 0,5 = 18,5 – 11 = 7,5 (км) – путь по грунтовой дороге.
Ответ: 11 км и 7,5 км.
№2 Задача на движение в одном направлении:
Условие задачи:
Из двух городов выехали одновременно велосипедист со скоростью 27 км/ч и мотоциклист со скоростью 41 км/ч. Сколько часов они были в пути мотоциклист проехал больше велосипедиста на 9,8 км?
Анализ задачи:
- Знакомство с условием задачи.
- Составление краткого условия, выделение ключевых слов и вопроса из текста задачи.
V t S
Велосипедист 27 км/ч ? ч
Мотоциклист 41 км/ч ? ч на 9,8 км больше
Выехали одновременно.
Решение (алгебраический способ):
Пусть Х – время движения каждого. Тогда, путь велосипедиста составит
27Х (км), а мотоциклиста – 41Х (км). Мотоциклист проехал на 9,8 (км) больше, следовательно эта разница. Составим и решим уравнение:
41Х – 27Х = 9,8
14Х = 9,8
Х = 0,7 (ч).
Учащимся предлагается рассмотреть и другой способ решения.
Решение (арифметический способ):
9,8 (км) – расстояние, на которое мотоциклист проехал больше велосипедиста за то же время. Найдём разницу скоростей: 41 – 27 = 14 (км/ч)
Тогда, 9,8 : 14 = 0,7 (ч) – время проведённое в пути каждым.
Ответ: время проведённое в пути составляет 0,7 часа.
Физкультминутка.
Поднимает руки класс – это «раз».
Повернулась голова – это «два».
Руки вниз, вперёд смотри – это «три».
Руки в стороны пошире развернули на «четыре».
С силой их к плечам прижать – это «пять».
Всем ребятам нужно сесть – это «шесть».
№3 Задача на движение в разных направлениях:
Условие задачи:
Мотоциклист и велосипедист выехали в разных направлениях. Велосипедист ехал несколько часов со скоростью 2,4 (км/ч). С какой скоростью ехал мотоциклист, если расстояние в 6 раз большее он проехал за время в 3 раза меньшее, чем велосипедист?
Анализ задачи:
- Знакомство с условием задачи.
- Составление краткого условия, выделение ключевых слов и вопроса из текста задачи.
V t S
Велосипедист 2,4 км/ч
Мотоциклист ? км/ч ,расстояние в 6 раз больше проехал за время в 3 раза меньшее
Решение (алгебраическим способом):
Пусть время велосипедиста Х часов. Тогда, пройденный им путь составит
2,4Х (км). Мотоциклист проехал в 6 раз больше, т.е. 2,4Х * 6 (км) за время
Х/3 (ч). Найдём скорость мотоциклиста (км/ч).
Ответ: скорость мотоциклиста 43,2 (км/ч).
№4 Задачи на движение по реке и озеру:
Учитель с учениками вспоминают особенности задач на движение по реке:
Скорость по течению = скорость собственная + скорость течения .
Скорость против течения = скорость собственная – скорость течения.
Скорость движения по озеру = скорость собственная.
Условие задачи:
Задача №1:
Скорость лодки против течения реки 22,3 (км/ч). Найдите скорость течения реки, если за 4 (ч) по озеру она прошла 104,8 (км)? За сколько времени лодка преодолеет такое же расстояние двигаясь по течению реки?
Анализ условия:
Вид движения V t S
По озеру 4 (ч) 104,8 (км)
Против течения 22,4 (км/ч)
Вопрос 1: Найти скорость течения:
Решение (арифметический способ):
- 104,8 : 4 = 26,2 (км/ч) – собственная скорость.
- 26,2 – 22,4 = 3,8 (км/ч) – скорость течения.
Вопрос 2: Найти время при движении по течению реки:
- 26,2 + 3,8 = 30 (км/ч) – скорость по течению реки.
- 104,8 : 30 = 3,16 (ч) – время движения по течению реки.
Ответ: 3,8 (км/ч) и 3,16 (ч).
Условие задачи:
Задача №2:
Катер шёл 5 часов по течению реки и прошёл 150 километров. Сколько времени ему понадобится на обратный путь, если скорость течения реки
2,5 км/ч? Ответ округлить до десятых.
Анализ условия:
Вид движения V t S
По течению 5 (ч) 150 (км)
Против течения ? (ч) 150 (км)
Скорость течения реки 2,5 (км/ч).
Решение (арифметический способ):
- 150 : 5 = 30 (км/ч) – скорость по течению реки.
- 30 – 2,5 = 27,5 (км/ч) – скорость против течения реки.
- 150 : 27,5 = 5,4545… = 5,(45) (ч) – время на обратный путь.
Ответ: 2,5 (км/ч); 5,5 (ч).
Физкультминутка.
- Встали. Закрыли глаза. Вспомнили тёплое летнее солнышко.
- Протяните руки к нему. Обнимите его.
- Наклонитесь вперёд, назад. Потянитесь. Присели, встали.
- Вам приятно и спокойно. Вы бодры и полны сил.
- Откройте глаза и продолжим нашу работу.
- Итог урока. Самостоятельная работа.
Задача №1:
Два самолёта вылетели одновременно на встречу друг другу, один со скоростью 960,4 (км/ч), другой – 1137,8 (км/ч). Через час расстояние между ними было 815 км. Определить расстояние между городами.
Решение (арифметический способ):
960,4 + 1137,8 + 815 = 2913,2 (км)
Ответ: 2913,2 (км).
Задача №2:
Катер шёл 3,7 часа по озеру со скоростью 42 (км/ч), потом вошёл в реку, впадающей в это озеро и двигался ещё 4,3 часа. Сколько километров прошёл катер, если скорость течения реки 2,7 (км/ч)?
Анализ условия:
Вид движения V t S
По озеру 42 (км/ч) 3,7 (ч)
Против течения 4,3 (ч)
Скорость течения 2,7 (км/ч). Сколько всего километров прошёл катер?
Решение (арифметический способ):
- 42 * 3,7 = 155,6 (км) – путь по озеру.
- 42 – 2,7 = 39,3 (км/ч) – скорость против течения реки.
- 39,3 * 4,3 = 168,99 (км) – путь против течения реки.
- 168,99 + 155,6 = 324,59 (км) – весь путь.
Ответ: весь путь займёт 324,59 (км).
Задача №3 (сборник по подготовке к ГИА):
Расстояние от А до Б первый автомобиль проезжает в 1,5 раза быстрее, чем второй. Найти скорости автомобилей, если скорость первого на 18 (км/ч) больше скорости второго.
Решение (алгебраический способ):
Пусть меньшая скорость автомобиля составляет Х (км/ч). Тогда, скорость большая составит (Х+18) (км/ч). Большая скорость в 1,5 раза больше. Составим и решим уравнение:
1,5Х - Х = 18
Х = 36 (км/ч) – скорость меньшая, тогда 36 + 18 = 54 (км/ч) – большая скорость.
Ответ: 36 (км/ч); 54 (км/ч).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по математике на тему "Решение уравнений", 6 класс, ФГОС
Знакомство учащихся с новым для них способом решения уравнений....
Конспект урока по математике по теме "Рациональные числа" 6 класс
Урок математики в 6 классе. Тема: "Рациональные числа".Тип урока - изучение нового материала. Математика: учеб. для 6 кл. общеобразоват. Учреждений / М 34 (С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Ре...
Методическая разработка урока по математике по теме "Решение уравнений" 6 класс
Интегрированный урок по теме "Решение уравнений" 6 класс...
Урок по математике на тему "Законы сложения" (5 класс), УМК Никольский С. М.
Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений, навыков.Образовательные задачи: обобщить материал как систему знаний; выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными н...
Презентация к уроку по математике на тему "Законы сложения" 5 класс
Урок обобщения и систематизации предметных знаний, умений и навыков....
Разработка урока по математике на тему "Среднее арифметическое" ( 5 класс) на тат.яз.
МаксатБелем бирү: Саннарның арифметик уртасы белән таныштыру; арифметик уртаны табарга өйрәтү;, мәсьәлә чишүдә куллана белү һәм исәпләү күнекмәләрен камилләштерү.Үстерелешле уку гамәлләре: математик с...
Урок по математике на тему "Задачи на совместную работу" (5 класс), УМК Никольский С. М.
Урок изучения нового материала. Цели: изучить алгоритм решения задач на совместную работу; закрепить данный алгоритм в ходе решения задач....