Методическая разработка урока по теме: Решение задач на движение, 5 класс
методическая разработка по алгебре (5 класс)
Методическая разработка включает: технологическую карту урока, рабочий лист ученика, задания и ответы математического диктанта. Материалы были представлены на районном этапе Пятого городского фестиваля учителей общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга "Петербургский урок" в 2015-2016
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 179 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок математики в 5в классе на тему «Решение задач на движение»
составлен учителем гимназии №148 имени Сервантеса Калининского района Санкт-Петербурга
Летучевой Натальей Васильевной (учитель математики)
Тема: Решение задач на движение | Часов на изучение темы: 3 | |||
Тип урока: Урок введения нового знания | В теме: 1 | |||
Цель урока: Познакомить учащихся с терминами «скорость удаления, «скорость сближения»; формировать умение решать задачи на движение навстречу и в противоположных направлениях | ||||
Планируемые результаты: | ||||
Предметные умение выполнять арифметические действия, в том числе возведения в степень; умение решать простейшие задачи на движение (знание зависимости между расстоянием, скоростью, временем); сформированность понятий: скорость, движение в одном направлении, в разных направлениях; скорость сближения, скорость удаления; «догоняет»; «убегает»; умение решать задачи на движение двух объектов; умение выбирать рациональные способы решения задач | Метапредметные сформированные на данном этапе умения: учиться читать, записывать и извлекать информацию, представленную в задаче, схеме в виде различных математических моделей; делать выводы на основе анализа, обобщения знаний, выявленных закономерностях; учиться строить высказывания, высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; учиться пересказывать условие задачи, анализировать его, переформулировать, ставить вопросы, давать на них развернутые ответы; умение оценивать рациональность решения учебных задач; называть цели конкретного задания, алгоритм (план работы); оценивать результаты работы; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки; выполнять роль консультанта по решению задач на движение двух объектов | Личностные умение слушать других, быть готовым изменить свою точку зрения; умение договариваться с людьми, выполняя различные роли в парах, сотрудничать в совместном решении проблемы; умение придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей | ||
Используемые технологии: технология проблемного общения, ИКТ технологии, игровые технологии, технология оценивания учебных успехов | ||||
Ресурсы урока: рабочая программа учителя, составленная на основе программы по математике 5 класса Г.В. Дорофеева и др., Математика. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений (Г.В.Дорофеев, И.Ф. Шарыгин, С.Б. Суворова), мультимедийный проектор, инерционные машинки | ||||
Ход урока: | ||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | |||
1. Актуализация необходимых знаний | ||||
Предлагает учащимся выполнить задание №1 устного счета [2] по теме «Степень», осуществить взаимопроверку с образцом (слайд 1) Предлагает учащимся выполнить задание №2 устного счета [3] по теме «Зависимость между скоростью, временем, расстоянием одного объекта» (слайд 2) | Учащиеся выполняют задание №1 устного счета на рабочем листу урока[1]; осуществляют взаимопроверку с образцом, представленном на слайде, подсчитывают количество ошибок Учащиеся выполняют задание №2 устного счета, вспоминая зависимость между скоростью, временем, расстоянием; осуществляют самопроверку с образцом, представленном на слайде, фиксируют ошибки, выставляют отметку за устный счет по предложенным критериям | |||
2. Мотивация познавательной деятельности | ||||
Предлагает высказать учащимся предположения о теме урока, исходя из заданий устного счета. Выясняет, какими знаниями учащиеся обладают по данной теме, предлагает записать формулы, связывающие время, скорость, расстояние на рабочем листе [1] Задает вопросы учащимся, чтобы совместно сформулировать цели дальнейшей работы над данной темой: - О скольких объектах шла речь в задачах устного счета? - Умеете ли вы решать задачи, где по условию движутся два объекта? - Как могут двигаться два объекта? - Как изменяется расстояние между объектами при движении в одном (разных) направлениях? - Как можно назвать их общую скорость при движении? - Как найти скорость сближения (удаления) при движении в одном (разных) направлениях? | Формулируют тему урока на основании заданий устного счета, записывают тему урока и формулы, связывающие время, скорость, расстояние на рабочем листе [1] Определяют, чему могли бы научиться при изучении данной темы; пытаются ответить на вопросы учителя: - (об одном) - возможны разные ответы - (в одном или в разных направлениях) - возможны разные ответы - (скорость сближение или скорость удаления) - возможны разные ответы Отвечают на вопросы учителя, высказывают различные варианты нахождения скорости сближения (удаления), испытывают затруднения | |||
3. Организация познавательной деятельности | ||||
Предлагает учащимся проанализировать представленные схемы[4] на слайде 3 , составить задачи по их условию, разыграть ситуации, представленные на схемах А), Б). С помощью инерционных машинок демонстрирует ситуации движения объектов, представленных на схемах В), Г). Способствует формированию у учащихся понятий: скорость сближения, скорость удаления, время сближения (удаления), движение в одном, разных направлениях; организует работу по поиску способов нахождения общей скорости двух объектов, предлагая ответить на вопросы по схемам [4]: (слайд 3) - В каких задачах объекты сближаются (удаляются)? - Как изменяется расстояние между объектами? - Как можно назвать их общую скорость? - Найдите скорость сближения? - В каком направлении объекты двигаются относительно друг друга? | Анализируют предложенные схемы, составляют задачи по условию, представленному на схеме, разыгрывают ситуации А), Б).
Наблюдают за ситуацией движения А), Б), В), Г). Осуществляют поиск способов нахождения общей скорости двух объектов в конкретных задачах, оценивая изменение расстояния между объектами. Отвечают на вопросы, дают определения новым понятиям: скорость сближения (удаления), время сближения(удаления), S0, «догоняет», «убегает», записывают на рабочем листе ученика [4] в раздел «новые понятия». | |||
Организует самостоятельную работу учащихся по дополнению условия задачи в соответствии с предложенными требованиями. Дополните условие задачи, чтобы V1 = 10 км/ч; V1 = 15 км/ч; S0 = 100 км, где S0 - первоначальное расстояние между объектами. Какое расстояние будет между объектами через 1 час? I вариант: а) объекты сближались, двигаясь в разном направлении; б) объекты сближались, двигаясь в одном направлении II вариант: а) объекты удалялись, двигаясь в разном направлении; б) объекты удалялись, двигаясь в одном направлении Организует помощь учащимся, испытывающим трудности в выполнении задания, внедряя консультантов (учащихся, которые первыми успешно справились с заданием; помогают ребятам своей колонки, своего варианта). Организует работу в парах по обсуждению составленных схем по заданным условиям. Организует самостоятельную работу учащихся по решению задач, схемы к которым были составлены. Организует помощь учащимся, испытывающим трудности в решении задач, внедряя новых консультантов (учащихся, которые первыми успешно справились с решением задач; помогают ребятам своей колонки, того же варианта) Организует работу в парах по обсуждению решения задач (2 задачи – I варианта, 2 задачи – I варианта) | Учащиеся самостоятельно дополняют условие задачи в соответствии с указанными требованиями, составляют схемы по новому условию задач. Ищут два различных варианта сближения (удаления) объектов. Консультанты помогают учащимся в составлении схем, дополняют, корректируют, проверяют. Учащиеся работают в парах: Учащиеся I варианта рассказывают своему соседу о 2-х возможных вариантах сближения объектов; слушатель с помощью рассказчика, рисует схему на своем рабочем листе, задает уточняющие вопросы Учащиеся II варианта рассказывают своему соседу о 2-х возможных вариантах удаления объектов; слушатель с помощью рассказчика, рисует схему на своем рабочем листе, задает уточняющие вопросы. Самостоятельно решают задачи по составленным схемам. Консультанты помогают учащимся решить задачи. Учащиеся работают в парах: Учащиеся I варианта рассказывают своему соседу о решении 2-х своих задач, слушатель с помощью рассказчика, записывает их решение на своем рабочем листе, задает уточняющие вопросы. Учащиеся II варианта рассказывают своему соседу о решении 2-х своих задач, слушатель с помощью рассказчика, записывает их решение на своем рабочем листе, задает уточняющие вопросы. | |||
4. Подведение итогов | ||||
Задает вопросы учащимся: С какими новыми понятиями познакомились на уроке? От чего зависит способ нахождения скорости удаления?(сближения?) Как может меняться расстояние между объектами при движении в одном (противоположном) направлениях? Организует диагностику предметных результатов (тест) [5], ( слайд 4) Организует самопроверку выполнения теста с образцом [6], (слайд 5) Задает вопросы учащимся: Что на уроке было: трудно? просто? интересно? Схема – рациональный способ представления условия задачи на движение? Продуктивна ли была работа в паре? Необходимо ли была помощь консультантов? Просит оценить свою работу на уроке по 10-бальной шкале | Анализируют полученные предметные знания, их новизну Выполняют тестовые задания, позволяющие оценить успешность предметных результатов Осуществляют самопроверку с образцом [6] Оценивают метапредметные умения | |||
Дополнительный материал: презентация, рабочий лист ученика | ||||
Диагностика достижения планируемых результатов: тест, 10-бальная школа оценки метапредметных умений | ||||
Домашнее задание: Обязательное: из учебника выберите две задачи на движение двух объектов (одна задача, где объекты сближаются; другая – удаляются; решите их). По желанию: составьте 1 текстовую задачу на движение по городам России, запишите ее условие на карточке. |
[1]: Приложение 1. Рабочий лист ученика
Тема урока:_____________________________________________________________________Дата________________
Математическая разминка №1 Количество ошибок:_______ | Дополните условие задачи, чтобы V1 = 10 км/ч; V1 = 15 км/ч; S0 = 100 км, где S0 - первоначальное расстояние между объектами. Какое расстояние будет между объектами через 1 час? | №3 (новые понятия) __________________________________________________________________________________________________________________ | |
I вариант | II вариант | ||
а) объекты сближались, двигаясь в разном направлении Схема: | а) объекты удалялись, двигаясь в разном направлении Схема: | ||
№2 Количество ошибок:_________ | Тест 1__________________ 2__________________ 3__________________ 4__________________ 5__________________ 6__________________ 7__________________ 8__________________ 9__________________ 10_________________ 11_________________ 12_________________ Количество ошибок: | ||
Решение: | Решение: | ||
Отметка ___________________ критерии выставления отметки : 0 ошибок – «5» 1-2 ошибки – «4» 3-4 ошибки – «3» более 4 ошибок– «2» | |||
б) объекты сближались, двигаясь в одном направлении Схема: | б) объекты удалялись, двигаясь в одном направлении Схема: | ||
Отметка за тест____ Самооценка работы на уроке___________ (от 0 до 10 баллов) | |||
v= s= t= | |||
Решение: | Решение: |
[2] Приложение 2. Устный счет (слайды)
№1. Вычислите:
23; 52; 14;
72; 62; 33;
103; 9002;110
Ответы для проверки:
8; 25; 1;
49; 36; 27;
1000; 810000; 1
[3] №2. Найдите неизвестную величину
s=25км; t=5ч; v=
s=16м; t= v=8м/мин
s= t= 4ч v=3км/ч
s= 36000м t= v=12км/ч
s= 10м t=2ч v=
s= t=4с v=25м/с
Ответы для самопроверки:
5км/ч; 2 мин;
12км, 3ч;
5м/ч; 100м
[4]:№3.
А) 4км/ч 6 км/ч Б) 17км/ч 40 км/ч
Vсближения = 10км/ч Vудаления = 57 км/ч
В) 23м/с 15 м/с Г) 8 км/ч
10 км/ч
Vсближения = 8 м/с
Vудаления = 2 км/ч
[5] Приложение 3.Тест
27км/ч 35км/ч
18 км (схема 1)
74 км/ч 55 км/ч
38км (схема 2)
26 км/ч 45км/ч
29 км (схема 3)
15 км/ч 35км/ч
250 км (схема 4)
[5]
- На каких схемах объекты сближаются?
- Найдите общую скорость объектов (удаления, сближения) на схеме 1.
- Какое расстояние будет между объектами через 1 час после начала движения? (схема 1)
- Найдите общую скорость объектов (удаления, сближения) на схеме 2.
- Какое расстояние будет между объектами через 1 час после начала движения? (схема 2)
- Через какое время произойдет встреча объектов? (схема 2)
- Найдите общую скорость объектов (удаления, сближения) на схеме 3.
- Какое расстояние будет между объектами через 1 час после начала движения? (схема 3)
- Найдите общую скорость объектов (удаления, сближения) на схеме 4.
- Какое расстояние будет между объектами через 1 час после начала движения? (схема 4)
- Какое расстояние будет между объектами через 3 часа после начала движения? (схема 4)
- Через какое время произойдет встреча объектов? (схема 4)
[6]Ответы:
- 2;4
- 8 км/ч
- 26 км
- 19 км/ч
- 19 км
- 2 ч
- 71 км/ч
- 100 км
- 50 км/ч
- 200 км
- 100 км
- 5ч
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку по теме: "Решение задач на движение"
Данную презентацию можно использовать в качестве итогового повторения при подготовке к ГИА...
Урок сказка "В стране невыученных уроков". По теме "Решение задач на движение"
Нестандартный урок, направленный на развитие познавательной активности при изучении математики, прививающий любовь к предмету....
методическая разработка урока по теме "Решение задач на проценты"
Цель урока: научить решать задачи на нахождение процентов от числа, числа по его процентам, совершенствование вычислительных навыков учащихся....
Методическая разработка урока математики "Отношения. Решение задач на проценты" для 6 класса
Урок-проблема по данной теме с постановкой вопроса «Жить или курить?» проходил в классе, где обучаются 12 мальчиков и 10 девочек, и основной упор был сделан на данный вопрос по причине наибольшего кол...
методическая разработка урока по теме:"Решение квадратных неравенств" (8 класс)
Тема "Квадратные неравенства" занимает значительное место в изучении математики. Кроме того, при решении квадратных неравенств, обучающиеся очень часто испытывают затруднения, как только сод...
Методическая разработка урока по теме: «Решение графических задач на изопроцессы»
Это не конспект урока,не презентация.Это методическая разработка элемета урока...