методическая разработка Подготовка к решению задач в два действия.
методическая разработка по математике

Беспалова Людмила Матвеевна

Тема урока: Подготовка к решению  задач в два действия.

Тип урока:  комбинированный

Цели:

  1. Ознакомление детей с задачей в два действия, формирование вычислительного навыка.
  2. Развитие мыслительной деятельности на основе упражнений в анализе, синтезе, сравнении.
  3. Воспитание мотивации к учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Подготовка к решению  задач в два действия.

Тип урока:  комбинированный

Цели:

  1. Ознакомление детей с задачей в два действия, формирование вычислительного навыка.
  2. Развитие мыслительной деятельности на основе упражнений в анализе, синтезе, сравнении.
  3. Воспитание мотивации к учебной деятельности.

Оборудование:

Демонстрационный материал:

таблички со словами «Условие», «Вопрос», «Решение», «Ответ»; картинка, демонстрирующая условие задачи; кисточки для разбора условия задачи.

Раздаточный материал для каждого ученика:

наборы фигурок домашних животных.

Оборудование для игры «Магазин»: прилавок, касса, товар – конфеты, два кошелька с деньгами.

Числовой ряд, предметы для счета.

Предварительная работа: счет денег, экскурсии в магазины.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Вводная часть.

- Орг. момент.

-  Коррекционное упражнение.

-  Повторение пройденного материала.

- Физминутка

  1. Основная часть.

 

.

 

  1. Заключительная часть

- Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

-  Итог урока.

Учитель приглашает детей в класс, предлагает сесть, проверяет правильность посадки детей за партой.

Начинаем урок.  

Скажите, какое сейчас время года?

Назовите, какой сейчас месяц.

Сколько всего месяцев весной? Назовите их.

Правильно, до конца учебного года осталось всего два месяца. Учебный  год заканчивается, скоро начнутся экзамены, и я надеюсь, все вы благополучно с ними справитесь. За этот год вы не только повзрослели, но и узнали много нового на уроках, многому научились. Вспомните, чем вы занимались в этом году на уроках математики?

Вам нравится решать задачи? Сегодняшний  урок тоже посвящен решению задач.

Скажите,  что нужно делать, чтобы правильно решить задачу?

А вы умеете думать? Сейчас мы это проверим. Я предлагаю вам выполнить задание.

У каждого из вас на столе есть цифры от 1 до 9. Я буду задавать вопросы, а вы показывать ответ цифрой. Готовы?

- Сколько глаз у человека?

- Сколько пальцев на одной ладони?

- В каком классе вы учитесь?

- Сколько дней в неделе?

- Сколько ножек у стула?

- Сколько углов у треугольника?

- Сколько у человека носов?

- Сколько ног у осьминога?

Молодцы, ребята! Вы быстро справились с заданием. Я думаю, что и задачи вы решите так же легко. Но сначала вспомните, из каких частей состоит задача. Назовите первую составную часть задачи.

Что такое условие задачи?

О чем может быть условие задачи?

Откуда мы берем условие задачи?

А сами вы можете придумать условие задачи?

Посмотрите на картинку. Кто может по этой картинке придумать условие задачи?

Итак, вы составили условие задачи.

Кто назовет мне следующую часть задачи?

Вы сказали, что условие задачи – это то, что нам известно. А что такое вопрос задачи?

С какого слова обычно начинается вопрос задачи?

Придумайте вопрос к условию, которое вы назвали.

Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос?

Как называется следующая составная часть задачи?

Кто хочет записать решение задачи на доске?

Какое ты выполнил действие?

Почему ты вычитал?

Что ты получил?

Вспомни вопрос задачи.

Ты ответил на вопрос задачи?

Что ты мне назвал?

Мы получили ответ, значит, решили задачу.

Повторите все составные части задачи.

А сейчас давайте передохнем. На улице весна, скоро придут первые грозы. И физминутка у нас весенняя.

Поднял гром тарарам.

(Руки через стороны поднимаются вверх)

Прокатился по полям,

(Наклон вниз)

По лесам, по холмам,

(Повороты вправо-влево)

Да по синим облакам.

(Потрясти пальцами вверху)

Теплым дождичком звеня,

Докатился до меня.

(Руками описываются дуги сверху вниз, руки скрещиваются на груди)

-Дождь, дождь! Надо нам

Разбегаться по домам.

(Постукивание  пальцами по парте).

Как вы думаете, зачем мы так много времени и старания тратим на то, чтобы научиться решать задачи?

В повседневной жизни человеку каждый день приходится решать множество задач. Да и вы с ними сталкиваетесь очень часто.  Не верите?

Сейчас я вам это докажу.

В начале урока мы говорили о временах года. Какое сейчас время года?

А какое время года было перед весной?

Вспомните, совсем недавно, всего месяц назад, мы провожали зиму и встречали весну.

Какой это был праздник?

Что вы делали на Масленице?

Что вы делали с жетонами?

Сейчас я предлагаю разыграть масленичную историю. Слушайте внимательно.

На празднике Масленицы две девочки принимали участие в аттракционах. Одна девочка выиграла 5 жетонов, а другая – 4 жетона.

Кто хочет разыграть эту сценку?

Как назовем девочек?

Кто запишет условие задачи?

Какими буквами мы обозначим девочек?

Что нам известно про Таню?

Что известно про Олю?

Посмотрите на доску. Что мы записали?

Правильно, УСЛОВИЕ.

Что девочки будут делать с жетонами?

Лавка открыта. Кто будет продавцом в лавке?

Все товары в лавке стоят 7 жетонов.

Что вы хотели купить?

Может Таня купить конфеты? Почему?

Может Оля купить конфеты? Почему?

Что же им делать?

Вот мы и задали ВОПРОС задачи: сколько всего жетонов у девочек.

Теперь будем решать задачу.

Что нужно сделать, чтобы узнать, сколько всего жетонов?

Какое действие нужно выполнить?

Каким знаком обозначается сложение на письме.

Запишем РЕШЕНИЕ задачи.

Запись: 5+4=9 (ж)

Можно теперь купить конфеты?

А как узнать, сколько жетонов останется у девочек?

Запись на доске: 9-7=2 (ж)

                             Ответ: 2 жетона.

Раз вы так хорошо справились с задачей, я предлагаю вам и в самом деле купить конфеты, чтобы угостить детей. Вот ваши жетоны.

Вот и подошел к концу урок.

Вспомните, что мы сегодня делали на уроке.

Я надеюсь, что вы всегда будете так же старательно и ответственно относиться к учебе. Потому что все, что вы узнаете на уроках, обязательно пригодится вам в жизни.

Ученики садятся на свои места.

Весна.

Март.

Три месяца: март, апрель, май.

Считали, писали цифры, решали примеры и задачи.

Нужно думать, считать, помнить цифры.

2

5

9

7

4

3

1

8

Первое – это условие задачи.

Ученик вывешивает на доску табличку «Условие».

Условие задачи – это то, что нам известно.

Условие задачи может быть обо всем на свете.

Условие мы берем из учебника, или его задает учитель.

Да.

Ученик по картинке составляет условие задачи:

Девочке нужно вымыть 8 тарелок. 6 тарелок она уже вымыла.

Это вопрос задачи. На доску вывешивается табличка «Вопрос».

Вопрос – это то, что нам неизвестно и что нужно найти.

Вопрос начинается со слова «Сколько».

Сколько тарелок осталось вымыть девочке?

Нужно решить задачу.

Это решение – ученик вывешивает на доску соответствующую табличку.

Ученик делает запись: 8-6=2.

Вычитание.

Грязных тарелок стало меньше, значит, мы вычитаем.

2 тарелки.

Сколько тарелок осталось вымыть девочке?

Да. Девочке осталось вымыть 2 тарелки.

Это ответ задачи. На доску вывешивается табличка «Ответ».

Ученики повторяют части задачи с опорой на таблички.

Весна.

Зима.

Масленица.

Ответы детей: ели блины, водили хороводы, играли в игры, зарабатывали жетоны.

Покупали сладости.

Вызываются две девочки, надевают праздничные атрибуты.

Дети предлагают имена, например, Таня и Оля.

Ученик выходит к доске.

Т и О.

Таня заработала 5 жетонов.

Таня отсчитывает 5 жетонов. На доске делается запись.

Оля заработала 4 жетона.

Оля отсчитывает 4 жетона.

На доске делается запись.

Условие задачи.

Купят в лавке сладости.

Выбирается ученик на роль продавца.

Дети разыгрывают ситуацию в лавке.

Конфеты.

Нет, у нее не хватит жетонов, потому что 5 меньше, чем 7.

Нет, у нее не хватит жетонов, потому что 4 меньше, чем 7.

Узнать, сколько у них всего денег.

Сложить Танины и Олины жетоны.

Сложение.

Плюсом.

Да, потому что 9 больше, чем 7.

Дети объясняют выбор действия и способ счета.

Дети выполняют игровые действия согласно роли: отсчитывают деньги, «покупают» конфеты, проверяют сдачу.

Мы решали задачи.

Литература:

  1.  Е.П. Фефилова, Е.А.Поторочина «Поурочные разработки по математике», Москва, «Вако», 2004.
  2. М.Н. Перова «Методика преподавания математики в коррекционной школе», Москва, «Владос»,2001.
  3. А.А. Смоленцева «Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием», Москва, «Просвещение», 1993.
  4. И.И. Целищева, И.Б. Румянцева, Т.И. Князева «Моделирование как основа обучения решению текстовых задач учащихся коррекционной школы VIII вида», «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития», 2008,  №1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока физики в 7 классе: «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело».

Основная дидактическая цель урока- сформировать новые знания и опыт самостоятельной деятельности.По способу проведения - сочетание различных активных форм учебной деятельности. По форме проведения - у...

Методическая разработка « Подготовка персонала в ФКОУ СПО « Кунгурский техникум-интернат» Минтруда России к действиям в условиях возникновения пожароопасных и иных чрезвычайных ситуаций»

МетоМетодическая разработка может быть рекомендована для планирования и практического проведения тренировок по эвакуации обучающихся в образовательном учреждении, также локализации и тушения пожара пе...

Учебно-методическая разработка «Скрипичная постановка рук, структура их действий в произведениях» План конспект урока, презентация к уроку.

Учебно-методическая разработка«Скрипичная постановка рук, структура их действий в произведениях»План конспект урока, презентация к уроку....

Учебно-методическая разработка «Скрипичная постановка рук, структура их действий в произведениях» План конспект урока, презентация к уроку.

Учебно-методическая разработка«Скрипичная постановка рук, структура их действий в произведениях»План конспект урока, презентация к уроку....

Методическая разработка мастер-класса "Формирование универсальных учебных действий при обучении математике как средство реализации ФГОС ООО"

Мастер-класс по теме "Формирование универсальных учебных действий при обучении математике как средство реализации ФГОС ООО" был проведен с учителями математики в рамках районного семинара. Ц...

Методическая разработка урока по математике «Законы арифметических действий. Распределительный закон» для учащихся 5 классов

Пояснительная запискаТема урока «Законы арифметических действий. Распределительный закон».Тип урока – урок изучения новых знаний.Форма урока – урок-исследование.      Преподав...

Презентация к методической разработке урока по математике "Законы арифметических действий. Распределительный закон"

Тема урока «Законы арифметических действий. Распределительный закон».Тип урока – урок изучения новых знаний.Форма урока – урок-исследование.      Преподавание математики в 5-м...