Учебно-методическая разработка «Скрипичная постановка рук, структура их действий в произведениях» План конспект урока, презентация к уроку.
методическая разработка по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 21.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок (план-конспект) Лукьянчиковой И.А, преподавателя по классу скрипка МОУДОД «ДШИ» г.Аркадак, с учащейся 2 класса Шариповой Мадиной (скрипка), презентация к уроку.
Тема: Скрипичная постановка рук структура их действий в произведениях.
Тип урока: обобщение и систематизация новых знаний.
Вид урока: традиционный, смешанный.
Цель: (слайды 1,2,3. )
Рассмотреть примеры естественной постановки рук скрипача и их движений, в исполнительском процессе, соответственно анатомических и физиологических особенностей учащегося.
Задачи:
Образовательные:
Обогатить музыкально-слуховой и исполнительский опыт учащегося, освоение музыкальной грамоты.
Воспитательные:
Привить любовь к инструменту, расширить музыкальный кругозор, побудить учащегося к самостоятельной работе.
Развивающие:
-развитие музыкально-технических навыков на инструменте.
-развитие интереса к самостоятельной работе на инструменте.
-развитие музыкальных способностей.
Основные этапы урока:
1)Организационный этап:
-приветствие
-актуализация темы.
2)Этап проверки знаний учащегося:
-использование различных методов проверки домашнего задания и всесторонних знаний.
-привлечение с помощью специальных заданий к активному участию.
-создание атмосферы, важности работы.
3) Этап усвоения новых знаний:
-этап проверки понимания нового материала.
-этап закрепления.
Методы обучения: (для реализации задач).
-словесный (объяснения, разбор, анализ)
-наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения)
-практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого)
-аналитический (сравнение и обобщения, развитие логического мышления)
-эмоциональный (художественные впечатления, подбор образов)
-индивидуальный подход к каждому учащемуся с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Методические рекомендации преподавателям:
В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении материала; весь процесс обучения нужно построить по принцепу от простого к сложному: поиграть, изучить внимательно, определить характер произведения и наметить те приемы и выразительные средства, которые потребуются для создания замысла. Включить доступные ученику по степени технической и образной сложности произведения, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по жанрам, стилю, форме и фактуре.
Средство обучения, оборудования:
Инструмент (скрипка), смычек, фортепиано, презентация.
Инструменты и приспособления: канифоль, пульт
Музыкальный материал:
Методическое пособие Т.Мальцевой, дидактический материал, иллюстрации.
Предварительная работа:
-Разучивание пьес.
-подготовка рисунка - иллюстрации.
-Подготовка к устному материалу, о композиторе в пьесах, самом произведении.
План урока:
- Организационный момент.
- Проверка знаний.
- Привлечение к активному участию, работа над новым материалом, пьесами.
- Усвоение новых знаний, работа над трудными местами.
- Закрепление, исполнение музыкальных произведений целиком.
- Заключение, домашние задание.
Ход занятия. Слайд ( 4, 5, 6.)
Еще Л.Ауэр писал: «К лучшему или к худшему, но привычки, появившиеся в ранний период обучения, влияют непосредственно на все дальнейшее развитие учащихся…. Нет второго инструмента, полное овладение которым в позднейший период учения требовало бы такой осторожности и точности в начале, как того требует скрипка».
Исходя из сложности исполнительских задач скрипача, необходимо на начальном этапе обучения добиться высокой степени свободы всех исполнительских приемов.
Развитие музыкального мышления на ряду с постановочным аппаратом - самая главная, большая цель, которая должна ставится педагогом в работе с учеником.
В ходе методического анализа работы над пьесами, я попыталась обобщить нужную - правильную (для учащегося) постановку с развитием музыкального мышления. Пьесы взятые мной для анализа, выстроены в динамике, как возрастной, так и усложняющей навыки, приобретенные учеником в ходе обучения.
Яркость доступность образов пьес, дают возможность педагогу, от понимания образов, вести ребенка к осмыслению художественных и технических средств, которыми достигается его воплощение в звуках. Самый верный подход учителя не «объяснять» ученику, а подводить его к собственным выводам. То, что ребенок почувствовал, осмыслил сам, он не забудет, не потеряет, а воплотит в своей «трактовке» данной пьесы.
П.И.Чайковский: «Старинная французская песенка». Слайд(7,8,9,10)
Преподаватель: П.И.Чайковский это великий русский композитор. Мадина, а что ты знаешь о композиторе и что он еще создал?
Учащаяся: Да, у него очень большой список созданных им произведений. Это более 80 сочинений:10 опер, 3 балета, концерты для фортепиано, 7 симфоний,4 сюиты и т.д.
Преподаватель: Скажи пожалуйста, «Старинная французская песенка» это отдельно взятое произведение?
Учащаяся: Нет, это одна из пьес из «Детского альбома» П.И.Чайковского.
Преподаватель: Какие пьески ты еще из этого альбома знаешь?
Учащаяся: Это «Утренняя молитва», «Игра в лошадки», «марш деревянных солдатиков», «Шарманщик поет» и т.д.
Преподаватель: Молодец Мадина, ты хорошо подготовилась к уроку.
Подготовительные упражнения:
По открытым струнам проследить за ведением смычка.
1.упражнение - Работает только предплечье: рука раскрывается локте и закрывается, кисть при этом весит свободно.(Педагог объясняет ученику, что это движение понадобится ему, когда он будет играть верхней половиной смычка.)
2.Упражнение – Работает только плечо: рука идет вверх к носу, локоть под прямым углом, кисть весит. Ученик может положить левую руку себе на плечо и послушать как работает плечевой сустав. (Педагог объясняет ученику, что это движение понадобится ему, когда он будет играть нижней половиной смычка.)
3.Упражнение – Игра всем смычком. Делается со счетом вслух на 4.Рука в исходном положении.
Раз – раскрыли руку в локте.
Два – закрыли, вернули в исходное положение.
Три – движение плечом к себе.
Четыре – вернули в исходное положение.
Пока кисть весит свободно, расслабленно.
Просмотр видео в исполнении Вывозной Арины 9лет «Стариной французской песенки».
Разбор произведения:
Определили что звучит минор,
Определили тональность – Соль минор.
Сыграли гамму в этой тональности, построили на фортепиано
Аккорды Т –S – Д.
Преподаватель: Мадина, скажи пожалуйста, изменяется ли характер музыки на протяжении пьесы?
Учащаяся ответила что пьеса состоит из трех частей. 1 и 3 части звучат в грустном повествовании, 2 часть это драматическое событие. Характер второй части взволнованный, герой заново переживает воспоминание прошлого. И кульминация всей пьесы попадает на 21-23 такты.
Так как пьеса начинается из за такта, здесь очень важно правильно распределить смычек, т.е. из какой части смычка начинать затактовую ноту? Мадина, (учитывая знания предыдущих уроков) сыграла правильно – начала с середины смычка, потому как следующие 4 восьмые ноты должны прозвучать штрихом легато на один смычек, плавно и без «обрывов».
Преподаватель поясняет что у учащейся есть в правой руке проблемы, и в первых двух тактах пьесы это наиболее ощутимо. А именно: при ведении смычка в верх, запястье возле колодочки должно сгибаться. Упражнение «посмотри на часики». Мадина очень хорошо знакома с этим упражнением, но тем ни менее рука еще не достаточно верна. И на уроке мы еще раз попытаемся отработать этот прием ( вначале по открытым струнам, а затем уже и в произведении «Старинная французская песенка» П.И.Чайковского.)
1 и 3 части ученице были понятны и доступны как музыкально, так и технически.
Преподаватель: Скажи пожалуйста, за счет чего во второй части пьески, изменяется ее характер?
Правильно, длинные лиги сменило короткое стаккато ( «прерывистое дыхание»). Мелодия утратила плавное движение восьмых длительностей, в четвертную с точкой в конце мотива, появились четвертные, пунктирный ритм.
Слайд (14,15)
Итог урока: Исполнение целиком произведения с аккомпанементом. Ученица по просьбе педагога играет мелодию по фразам, соблюдая штрихи и нужное распределение смычка, не забывая следить за ведением смычка (постановкой рук).
Н.Бакланова «Хоровод».
Подготовительные упражнения:
Вспоминаем упражнение «Зарядка» вначале без инструмента(скрипка). Исходное положение руки как при держании инструмента в данном упражнении «грифом» ставится большой палец, на который поочередно опускаются остальные пальцы: 1 – ый, затем 2 – второй, 3 – ий , и 4 – ый. Отрабатывается четкое опускание и подъем пальцев.
Слайд (11,12,13)
Преподаватель: Мадина, скажи а как ты думаешь, что такое хоровод?
Учащаяся: Это народная игра, у всех народов есть танцы с пением, пляской и движением по кругу.
Преподаватель исполняет «Хоровод» Н.Баклановой.
Сделали разбор пьесы- размер, тональность, темп, ритм.
Разобрались со штрихами (нашли приемлемые штрихи в данной пьесе)
Поработали над деталями: динамикой, интонацией, нашли в пьесе кульминацию, где по музыкальному образу звучит общая пляска, разобрали форму произведения.
Определили что жанр в пьесе танцевальный, есть подскоки и прыжки.
Преподаватель: я хочу тебе показать репродукцию хороводов, а ты подумай, и скажи какой из хороводов подходит для хоровода который исполняешь ты.
Итог урока: Исполнение целиком произведения с аккомпанементом .Педагог напоминает о необходимости чистого интонирования, слухового самоконтроля, быстрого реагирования и исправления фальши, путем передвижения пальцев в нужном направлении.
Преподаватель хвалит ученицу за собранность, внимательность и подготовку урока.
Домашнее задание:
При работе над пьесами (над художественным и техническим воплощением) следить за правильной и свободной постановкой рук. Следить за интонацией исполнения. Работать над текстом по фразам, добиваясь правильного распределения смычка.
Заключение: (слайд 16)
Практика показывает, что успех начального приобщения к музицированию для учащихся, непосредственно и прямо связан с развитием умения переживать общение с музыкой как радость, а не как необходимость выполнять упражнения. Поэтому нужно помочь каждому ребенку найти свои, доступные формы общения с музыкой, и заложить удовольствие в фундамент обучения игре на инструменте, для поддержания в дальнейшем, развитии и совершенствовании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологические группы птиц. План-конспект и презентация к уроку.
Представлен план-конспект презентация урока зоологии в 7 классе по теме: "Экологические группы птиц"....
План-конспект и презентация к уроку "Передвижники" 7 класс
План - конспект урока для 7 класса«Передвижники»Цель урока:1.Познакомить учащихся с творчеством художников, входящих в Товарищество передвижных художественных выставок;2.Развить интерес к истори...
План-конспект и презентация к уроку русского языка по теме :"Прилагательное как часть речи"
Конспект урока разработан с учетом новых требований ФГОС, с указанием ЭОР....
План-конспект и презентация к уроку алгебры и начала анализа в 10 классе по теме "Тригонометрические функции и их свойства"
Тип урока: урок-смотр знаний.В начале урока организовано повторение небольшого блока теоретического материала, на следующем этапе проводится графический диктант и самостоятельная работа,завершается ур...
Учебно-методическая разработка «Скрипичная постановка рук, структура их действий в произведениях» План конспект урока, презентация к уроку.
Учебно-методическая разработка«Скрипичная постановка рук, структура их действий в произведениях»План конспект урока, презентация к уроку....
План-конспект и презентация к уроку английского языка в 11 А классе по теме «Opinion Essays». Сочинение «Ваше мнение».
Урок применения знаний и умений для 11 класса общеобразовательных учреждений. Используется методика группового обучения....
"Простые числа. Разложение числа на простые множители" Математика 6 класс (план-конспект и презентация к уроку)
Материал данного урока поможет учителям математики сэкономить время для подготовки к уроку по теме: "Простые числа.Разложение числа на простые множители" 6 класс....