Методическая разработка урока физики в 7 классе: «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело».
методическая разработка (физика, 7 класс) по теме

Малкова Марина Борисовна

Основная дидактическая цель урока- сформировать новые знания и опыт самостоятельной деятельности.По способу проведения - сочетание различных активных форм учебной деятельности. По форме проведения - урок -исследование.Цели урока: уяснить понятие "выталкивающая сила",получить первые представления о ней и законе Архимеда;развивать опыт самостоятельной деятельности,умения делать выводы на основе эксперимента;создать условия для взаимного доверия и уважения личности, готовности учеников поделиться с другими своими знаниями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

Москаленского муниципального района

Омской области.

«Гимназия им. Горького А.М.»

Методическая разработка

урока  физики в 7 классе:

«Действие жидкости и газа

на погруженное в них тело». 

Разработала:

учитель физики

 МКОУ «Гимназия им.Горького А.М.»

Малкова Марина Борисовна

Тема урока: Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Тип урока:

                    По основной дидактической цели: Сформировать новые знания и опыт                          самостоятельной деятельности.

                    По способу проведения: Сочетание различных активных форм учебной деятельности.

                    По форме проведения: Урок-исследование.

Цели:

                    Обучающая: Уяснить понятие «Выталкивающая сила», получить первые представления о ней и о законе Архимеда.

                   Развивающая: Развивать опыт самостоятельной деятельности, умения делать выводы на основе эксперимента.

                   Воспитательная: Создать условия для взаимного доверия и уважения личности, готовности учеников поделиться с другими своими знаниями.

Структурные элементы урока:

Организационный этап:

Дидактическая

 цель урока

Подготовить учащихся к работе на уроке, определить цели и задачи урока

Содержание этапа

Взаимное приветствие учителя и учащихся; фиксация отсутствующих; проверка подготовленности учащихся к уроку; организация внимания и внутренней готовности

Формы работы

Беседа

Методы, приемы, средства

Репродуктивный метод. Мультимедийный проектор

Прогнозируемые результаты

 обучения

Кратковременная организация процесса, стимулирование деятельности учащихся, ее целенаправленность

Условия достижения положительных результатов

Требовательность, сдержанность, собранность учителя; систематичность организационного воздействия; последовательность в предъявлении требований.

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

Дидактическая

 цель урока

Организовать и направить к достижению цели познавательную деятельность учащихся.

Содержание этапа

Сообщение цели. Темы и задач изучения материала; показ его практической значимости; постановка перед учащимися учебной проблемы

Формы работы

Беседа, рассказ учителя

Методы, приемы, средства

Репродуктивный метод. Мультимедийный проектор

Прогнозируемые результаты

 обучения

Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала

Условия достижения положительных результатов

Умение учителя четко и однозначно определить образовательную цель урока, показать ученикам, чему они должны научиться в ходе урока.

Этап усвоения новых знаний.

Дидактическая

 цель урока

Определить способы измерения выталкивающей силы, ее связи с другими величинами. Добиться от учащихся восприятия, осознания первичного обобщения и систематизации новых знаний

Содержание этапа

Активная познавательная экспериментаторская деятельность учащихся. Систематизация и обобщение нового материала учащихся.

Формы работы

Исследовательская работа. Беседа

Методы, приемы, средства

Частично-поисковые, исследовательские, наглядные методы.

Мультимедийный проектор. Оборудование к уроку.

Прогнозируемые результаты

 обучения

Правильность ответов и действий в процессе исследовательской работы и активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы.

Условия достижения положительных результатов

Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов и явлений. Запись в тетрадях формулировок, закономерностей. Использование приемов мышления(анализа, сравнение, обобщение, конкретизация)

Этап подведения итогов урока

Дидактическая

 цель урока

Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели. Обобщить результаты исследовательской работы

Содержание этапа

Оценка  и самооценка работы класса

Условия достижения положительных результатов

Четкость, лаконичность, максимум участия школьников в оценке своей работы.

Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Дидактическая

 цель урока

Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения

Содержание этапа

Информация о домашнем задании

Прогнозируемые результаты

обучения

Правильное выполнение домашнего задания всеми учениками

Условия достижения положительных результатов

Спокойное, терпеливое объяснение содержания работы.

Ход урока:

В начале урока учителем ставятся проблемные вопросы, на которые необходимо ответить в результате знаний, полученных на уроке: «В какой воде легче плавать – в морской или в речной?», «Почему железный гвоздь тонет,  а корабль плавает?», «Почему железный гвоздь тонет,  а корабль плавает?». Сообщается, что на основе наблюдений, анализа и выводов будут получены общие знания, которые станут результатом совместного исследования всех учащихся. Эти знания широко используются в жизни, например, при конструировании судов, различных подводных сооружений, при исследовании морских глубин и атмосферы. Работают ученики по группам, каждая из которых выполняет свое задание, которое сформулировано на слайде презентации. По окончании отведенного времени каждая группа отчитывается о проделанной работе. Каждый этап урока сопровождается слайдами презентации.

1 этап урока: Охарактеризовать поведение тела внутри жидкости

1 задание. Что произойдет с карандашом, если его погрузить пальцем в воду, налитую в пробирку и быстро отпустить?

Cделайте эксперимент. Ответьте на вопрос: «Почему наблюдается такая картина?»

Оборудование: пробирка с водой, карандаш

2 задание. Как изменится растяжение пружины, если прикрепленный к ней груз погрузить в жидкость?

Проделайте эксперимент. Опишите то, что вы увидели.

Оборудование: стакан с водой, груз на пружине

3 задание. Опустить в пустой стакан шарик и осторожно вливать в него воду.

Проделайте эксперимент. Что произойдет с кубиком? Опишите то, что вы увидели.

Оборудование: стакан с водой, шарик.

Учащиеся делают вывод  из этих наблюдений, который фиксируется в рабочих тетрадях:

На любые тела, погруженные в воду, действует выталкивающая сила.

Сила, действующая на тело, находящееся в жидкости, направлена вверх.

2 этап урока: Узнать  способ  определения выталкивающей  силы.

1задание:

Определите вес тела в воздухе.

Определите вес этого же тела в воде.

Сравните полученные результаты.

Найдите выталкивающую силу.

Оборудование: стакан с водой, груз, динамометр.

Результаты эксперимента заносятся в таблицу, которая изображена на доске.

Вес тела в воздухе

Вес тела в воде 

Значение выталкивающей

силы

Учащиеся делают вывод, который фиксируется в рабочих тетрадях:

Fвыт.= Рв возд.- Рв жидк

2 задание.

Определите вес тела в воздухе.

Определите вес этого же тела в воде.

Поместите тело в отливной стакан и вытесненную телом воду соберите в мензурку.

Определите вес вытесненной воды.

Оборудование: стакан с водой, тело на нити, динамометр, сосуд для сбора воды

(Для определения  веса вытесненной воды на слайде презентации дана инструкция:

Ржидкости = mжидкости · g (g= 9,8 Н/кг)

mжидкости = v жидкости · ρжидкости

(ρ=1000 кг/м³, 1см³= 0,000001м³)

Сравните вес вытесненной жидкости и разность весов тела в воздухе и весом тела в воде.)

Результаты эксперимента заносятся в таблицу, которая изображена на доске.

Вес тела в воздухе

Вес тела в воде 

Значение выталкивающей силы

Значение  веса вытесненной

воды

Учащиеся делают вывод, предлагают способ определения выталкивающей силы, который фиксируется в рабочих тетрадях:   Fвыт.= Рвытесн. Жидк

3 этап урока : Определить зависимость выталкивающей  силы от других физических величин.

1 задание.

Определить вес тел равной массы, но разного объема в воздухе и в воде

Сравнить разности этих весов

Сделать вывод: зависит ли, величина выталкивающей силы от объема, погруженного в жидкость тела.

Оборудование: стакан с водой, два тела одинаковой массы, но разного объема, динамометр.

2 задание.

Определить вес тел одинакового объема, но разной массы в воздухе и в воде.

Сравнить разности этих весов.

Сделать вывод: зависит ли величина выталкивающей силы от массы погруженного в жидкость тела.

Оборудование: два тела одинакового объема, но разной массы, динамометр.

3задание.

Погрузите одно и то же тело на разную глубину.

Сделать вывод: изменится ли выталкивающая сила с изменением глубины погружения тела в воду

Оборудование: тело на нити, стакан с водой, динамометр.

4задание.

Погрузить в воду тела одинаковой массы и одинакового объема, но разной формы поочередно в воду.

Сделать вывод: зависит ли выталкивающая сила от формы погруженного в жидкость тела.

Оборудование: два куска пластилина разной формы, стакан с водой, динамометр.

5задание.

Опустить тело, подвешенное на динамометре, в стакан с чистой водой и определить его вес в воде

Опустить это же тело, подвешенное на динамометре, в стакан с маслом и определить его вес в масле

Объяснить увиденное

Оборудование: тело, стакан с водой, стакан с маслом, динамометр.

Учащиеся делают вывод, который фиксируется в рабочих тетрадях:

Архимедова сила:

Не зависит от:

Формы  тела

Массы тела

От глубины погружения

Зависит от:

Плотности жидкости

 Объема тела

В конце урока возвращаются к проблемным вопросам, которые ставились в начале урока, задается домашнее задание.

Раздаточный материал:

1ЭТАП -Задание 1

Оборудование: карандаш, пробирка с водой.

Цель опыта: охарактеризовать поведение тела внутри жидкости.

Ход работы:

 Сделать эксперимент и ответить на вопрос: «Что произойдет с карандашом, если его погрузить пальцем в воду, налитую в пробирку и быстро отпустить? Почему наблюдается такая картина, как вы думаете?»

1ЭТАП -Задание 2

Оборудование: стакан с водой, кубик.

Цель опыта: охарактеризовать поведение тела внутри жидкости.

Ход работы:

Опустить в пустой стакан кубик и осторожно влить в стакан воду. Ответить на вопрос: «Что произойдет с кубиком?  Описать то, что вы увидели».

1ЭТАП -Задание 3

Оборудование: стакан с водой, груз, пружина, штатив.

Цель опыта: охарактеризовать поведение тела внутри жидкости.

Ход работы:

Прикрепленный к пружине груз, погрузить в жидкость. Пронаблюдайте, как изменится растяжение пружины. Опишите то, что увидели. Почему наблюдается такая картина, как вы думаете?

1ЭТАП -Задание 4(1)

Оборудование: стакан с водой, тело, динамометр.

Цель опыта: Узнать способы определения выталкивающей силы.

Ход работы:

Определить вес тела в воздухе с помощью динамометра.

Погрузить тело в воду и определить вес тела в воде с помощью динамометра.

Сравнить результаты показаний динамометра.

Предложить способ определения выталкивающей силы.

1ЭТАП -Задание 4(2)

Оборудование: стакан с водой, тело, динамометр.

Цель опыта: Узнать способы определения выталкивающей силы.

Ход работы:

Определить вес тела в воздухе с помощью динамометра.

Погрузить тело в воду и определить вес тела в воде с помощью динамометра.

Сравнить результаты показаний динамометра.

Предложить способ определения выталкивающей силы.

1ЭТАП -Задание 5(1)

Оборудование: динамометр, тело на нити, отливной сосуд, сосуд для сбора воды, мензурка.

 Цель опыта: Узнать способы определения выталкивающей силы.

Ход работы:

Определить вес тела в воздухе с помощью динамометра.

Погрузить тело в воду  и определить вес тела в воде с помощью динамометра.

Погрузить тело в воду в отливной сосуд.

Вытесненную телом воду соберите в мензурку и определите вес воды. (Р=mg, m=pv, p=1000кг/м, 1мл=0,000001м )

Проведите сравнение полученных результатов.

Предложить способ определения выталкивающей силы.

1ЭТАП -Задание 5(2)

Оборудование: динамометр, тело на нити, отливной сосуд, сосуд для сбора воды, мензурка.

 Цель опыта: Узнать способы определения выталкивающей силы.

Ход работы:

Определить вес тела в воздухе с помощью динамометра.

Погрузить тело в воду  и определить вес тела в воде с помощью динамометра.

Погрузить тело в воду в отливной сосуд.

Вытесненную телом воду соберите в мензурку и определите вес воды. (Р=mg, m=pv, p=1000кг/м, 1мл=0,000001м )

Проведите сравнение полученных результатов.

Предложить способ определения выталкивающей силы.

2ЭТАП -Задание 1

Оборудование: динамометр, стакан с водой, два тела разной формы, но одинаковой массы и объема (пластилин)

Цель опыта: Определить связь выталкивающей силы с другими величинами.

Ход работы:

Определить вес тел разной формы в воздухе с помощью динамометра

Определить вес тел разной формы в воде с помощью динамометра, изменяя глубину погружения его в мензурке.

Определить значение выталкивающей силы, как разность веса тела в воздухе и веса тела в воде.

Сделать вывод о зависимости величины выталкивающей силы  от массы, погруженного в жидкость тела.

2ЭТАП -Задание 2

Оборудование: динамометр, стакан с водой, два тела одинакового объема, но разной массы.

Цель опыта: Определить связь выталкивающей силы с другими величинами.

Ход работы:

Определить вес каждого тела в воздухе с помощью динамометра

Определить вес каждого тела в воде с помощью динамометра.

Определить значение выталкивающей силы, как разность веса тела в воздухе и веса тела в воде.

Сделать вывод о зависимости величины выталкивающей силы  от массы, погруженного в жидкость тела.

2ЭТАП -Задание 3

Оборудование: динамометр, мензурка с водой, тело на нити.

Цель опыта: Определить связь выталкивающей силы с другими величинами.

Ход работы:

Определить вес тела в воздухе с помощью динамометра

Определить вес тела в воде с помощью динамометра, изменяя глубину погружения его в мензурке.

Определить значение выталкивающей силы, как разность веса тела в воздухе и веса тела в воде.

Сделать вывод о зависимости величины выталкивающей силы  от массы, погруженного в жидкость тела.

2ЭТАП -Задание 4(1)

Оборудование: динамометр, стакан с чистой водой, стакан с соляным раствором, два тела, одинаковых по массе и объему.

Цель опыта: Определить связь выталкивающей силы с другими величинами.

Ход работы:

Определить вес каждого тела в воздухе с помощью динамометра

Определить вес каждого тела в чистой воде с помощью динамометра.

Определить значение выталкивающей силы, как разность веса тела в воздухе и веса тела в воде.

Определить вес каждого тела в соляном растворе с помощью динамометра.

Сделать вывод о зависимости величины выталкивающей силы  от плотности жидкости, в которую погружают тело.

2ЭТАП -Задание 4(2)

Оборудование: динамометр, стакан с чистой водой, стакан с маслом, два тела, одинаковых по массе и объему.

Цель опыта: Определить связь выталкивающей силы с другими величинами.

Ход работы:

Определить вес каждого тела в воздухе с помощью динамометра

Определить вес каждого тела в чистой воде с помощью динамометра.

Определить вес каждого тела в масле с помощью динамометра.

Определить значение выталкивающей силы, как разность веса тела в воздухе и веса тела в воде.

Сделать вывод о зависимости величины выталкивающей силы  от плотности жидкости, в которую погружают тело.

2ЭТАП -Задание 5(1)

Оборудование: динамометр, стакан с водой, два тела одинаковой массы, но разного объема.

Цель опыта: Определить связь выталкивающей силы с другими величинами.

Ход работы:

Определить вес каждого тела в воздухе с помощью динамометра

Определить вес каждого тела в воде с помощью динамометра.

Определить значение выталкивающей силы, как разность веса тела в воздухе и веса тела в воде.

Сделать вывод о зависимости величины выталкивающей силы  от объема, погруженного в жидкость тела.

2ЭТАП -Задание 5(2)

Оборудование: динамометр, стакан с водой, два тела одинаковой массы, но разного объема.

Цель опыта: Определить связь выталкивающей силы с другими величинами.

Ход работы:

Определить вес каждого тела в воздухе с помощью динамометра

Определить вес каждого тела в воде с помощью динамометра.

Определить значение выталкивающей силы, как разность веса тела в воздухе и веса тела в воде.

Сделать вывод о зависимости величины выталкивающей силы  от объема, погруженного в жидкость тела.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока физики в 7 классе. Тема:Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Урок физики в 7 классе.  Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Урок исследование. Работа в группах....

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

Урок "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело" лежит в завершающей части раздела "Давление твердых тел, жидкостей и газа" и является подготовительным этапом для введения темы "Архимедова си...

Презентация к уроку в 7 классе "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело"

Презентация к открытому уроку в 7 классе по теме "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело"...

Конспект урока 7 класс «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Закон Архимеда»

Данный урок в учебной программе является УФПЗ. Он входит в раздел рабочей программы по физике для 7 класса (2 ч. в неделю, 68 часов) «Давление твердых тел, жидкостей и газов». На изучение раздела отве...

Конспект урока в 7 классе "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело"

Урок в 7 классе по теме "Действие жидкости и газа на погруженное в них тело" (урок-исследование «Эврика!»)...

7 класс. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

7 класс. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело....

Открытый урок физики в 7 классе «Действие жидкости и газа на погруженное в них тело»

Конспект урока по физике в 7 классе.Учитель Нестеров Иван Владимирович. Тема: Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.Тип урока: урок усвоения новых знаний.Цели урокаобразовательная: о...