Проектная деятельность учащихся с ОВЗ на уроках математики
опыты и эксперименты по математике
Развитие познавательной активности у учащихся с ОВЗ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperimentalnaya_rabota.docx | 62.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема эксперимента: «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО МАТЕМАТИКЕ
КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У
УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ».
Этап эксперимента: ПРАКТИЧЕСКИЙ (второй этап)
“То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он способен выполнить, самостоятельно… Исследуя, что ребенок способен выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня”. ( Л.С. Выготский)
(Слайд 1)
Практический этап был ориентирован на организацию проектной деятельности по математике у учащихся с ОВЗ на различных этапах урока и во внеурочное время.
В связи с особенностями детей с ОВЗ и крайне низким уровнем их учебной деятельности и познавательных процессов, работа была организована с учетом нескольких требований: (Слайд 2)
- «исходя от ребенка» (все темы, предлагаемые в качестве проектных, были посильны пониманию обучающегося);
- несложность и простота (ученик должен был представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и пути ее решения, уметь составлять план работы по проекту с помощью учителя);
- заинтересованность детей в проекте;
- максимально возможное дидактическое, информационное и материальное обеспечение проектной деятельности прямо в школе.
По этой же причине, как наиболее оптимальные, я использовала следующие виды проектной деятельности: (Слайд 3)
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта.
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает обоснование избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её проверкой, обсуждение полученных результатов.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов.
Конечно же, работы учащихся коррекционного класса по своей конструктивной сложности, материалоемкости, эстетическому исполнению значительно уступают работам сверстников из обычных классов…НО..
(Слайд 4)
“Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но размышляйте и, хотя и криво, да сами”.
(Г.Э.Лессинг, немецкий поэт, просветитель).
При работе с учащимися VIII вида наиболее актуальной структурой урока является следующая:
Организация учащихся на урок | Проверка домашнего задания | Устный счет | Актуализация знаний | Изучение нового материала | Первичное закрепление. | Повторение. Обобщение | Задание на дом. Подведение итогов. |
(Слайд 5)
- На этапе устного счета
Предлагались следующие задания для проектной деятельности (практико-ориентированный вид):
- По заданному выражению составить задачу из жизни вашей семьи
2475+3016 (Слайд 6)
Сначала все ребята составляли задачу о покупках в рублях (продукты, одежда). В дальнейшем каждому указывалась определенная тема для задачи – «Строительство», «Земледелие», «Кулинария». И ученики уже составляли задачи с единицами измерения веса, длины, площади.
- Решение задач, придуманных учащимися дома. При этом их работа уже была оформлена в виде проекта.
- Составление кроссворда из математических терминов:
Например, с - сложение
у - умножение
м - минус
м - минута
а – арифметика
Это творческий вид проектного метода. (Слайд 7)
- При изучении или закреплении нового материала
По теме «Обыкновенные дроби» ученики придумывали и изображали в тетрадях задачи в рисунках - кусок пиццы (вместо арбуза, как в учебнике), сравнение роста (вместо сравнения отрезков) и т.д (творческий вид проектного метода).
Это примеры краткосрочной проектной деятельности на уроке, которая может не иметь результата в виде какого-то продукта – проект, поделка, исследовательский вывод.
III. Проводились нестандартные уроки обобщения изученного материала.
(Слайд 8)
- Урок-повторение по теме «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении» включал в себя несколько заданий по теме – на вычисление, измерение, расчет. За выполнение каждого давалась часть картинки (в последствии домик, у каждого свой) Ученик, раньше всех собравший свой домик , составил задачу, которая стала частью домашнего задания другим учащимся.
Так как повторение является важной частью при обучении учащихся с ОВЗ такие уроки возможны, при соответсвенном подборе разноуровневых заданий ( в 6 кл – более простые числа и одно действие, в 7 кл - задания в два действия и с умножением, в 8кл – десятичные числа)
- Урок-проект по повторению темы «Прямоугольный параллелепипед. Куб.»
(Слайд 9)
Мини-проект по математике
«Прямоугольный параллелепипед. Куб»
Тема урока: Прямоугольный параллелепипед. Куб.
Цель: Работа с объёмными фигурами: прямоугольным параллелепипедом и кубом.
Задачи:
- развитие пространственного воображения;
- развитие логического мышления;
- развитие тактильной памяти;
- приобретение навыков исследовательской работы в группах в процессе проектной работы.
Раздаточный материал: модели прямоугольного параллелепипеда и куба.
Ход урока: (Слайд 10)
1.Повторение ранее пройденного материала.
- Какие геометрические фигуры вы знаете? (треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, и т.д.)
- Приведите примеры прямоугольника. Квадрата.
- Начертите фигуры прямоугольника и квадрата в тетради.
- Что общего и в чём разница между прямоугольником и квадратом?
2. Введение в проблему.
Ребятам были даны модели прямоугольного параллелепипеда и куба.
Вместе с учителем учащиеся вспомнили, что поверхность прямоугольного параллелепипеда называют гранью, определили - сколько их; стороны граней называют рёбрами параллелепипеда, определили их количество; вершины граней называют вершинами параллелепипеда, посчитали число вершин.
Проблема: Что общего и чем отличаются эти фигуры ? В чем их отличие от тех, что изображены в тетради?
3. Работа в группе по исследованию фигур и разрешению поставленной проблемы.
4. Защита исследований.
Совместно с учителем учащиеся сделали выводы об исследуемых фигурах.
- Что общего в прямоугольном параллелепипеде и кубе и в чём разница?
Общее: количество граней, ребер, вершин.
Различие: количество равных граней, форма грани.
-Чем отличаются прямоугольный параллелепипед и куб от фигур, изображенных в тетради?(объемом, имеют высоту)
Вывод: Все ранее изучаемые фигуры можно расположить на плоскости, т.е. они являются плоскими фигурами. Они имеют два измерения.
Прямоугольный параллелепипед и куб нельзя расположить только на плоскости, они имеют три измерения: длину, ширину и высоту. Они являются объёмными фигурами.
5. Домашнее задание.
1. Записать в тетради, какие ещё вы знаете тела, предметы, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда или куба?
2. Вылепить из пластилина прямоугольный параллелепипед, куб.
На уроке был применен проектный метод исследовательского вида, на дом задано выполнение творческого проекта.
IV. Проекты, задаваемые в качестве домашнего задания являются долгосрочными и выполняются во внеурочное время.
В этом учебном году ученики подготовили несколько проектов (Слайд 11)
Это творческие проекты – «Новогодняя игрушка из геометрических фигур» (6кл, 7кл, 8кл), «Моя семья в цифрах»(7кл), «Соотношение мер длины, веса»(6кл, 7кл), создание моделей фигур.
Информационные проекты - «Число 23» (6кл); «Старинные меры»(8кл).
Практико-ориентированные проекты- «Поход в магазин»(7 кл), «Строительство» (6 кл), «Математика в моей жизни»(6кл, 7кл, 8кл).
На данный момент в разработке групповой проект «Лечебные напитки» по теме «Части. Обыкновенные дроби»
На первом этапе работы площадки были разработаны критерии результативности : (Слайд 12)
- Результаты проектной деятельности выше прежних результатов (проекты стали содержать элементы анализа и синтеза).
- Результаты проектной деятельности оптимальные для этих детей (это определяется по совпадению реальных знаний и умений, уровня развития учащихся с их учебными возможностями)
- Динамика ведущих показателей в процессе эксперимента (уровень обученности, уровень развития познавательной активности, уровень развития творческих способностей, уровень коммуникативности, сдвиги в развитии мотивации).
В рамках реализации площадки проводился мониторинг уровня обученности и мониторинг личностного развития учеников методом педагогического наблюдения. По его данным можно проследить результативность экспериментальной работы. (Слайд 13)
Критерии оценки уровня познавательной активности учащихся с ОВЗ.
Уровни познавательной активности | Психолого-педагогические особенности |
Нулевой уровень | Учащийся пассивен, слабо реагирует на требования учителя, не проявляет желания к самостоятельной работе, предпочитает режим давления со стороны педагога. |
Низкий уровень | Характеризуется стремлением учащегося понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний. |
Средний уровень | Характеризуется стремлением учащегося к выявлению смысла изучаемого содержания, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что учащийся стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения. |
Высокий уровень (творческий) | Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств учащегося, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. |
Развитие уровня познавательной активности учащихся.
Критерии оценки уровня обученности учащихся с ОВЗ.
Уровень обученности | Психолого-педагогические особенности |
Первый уровень - различение. | Характеризует низшую степень обученности. Учащийся только отличает данный учебный элемент от аналогов. Самая низкая ступень овладения знаниями - в дальнейшем возможность только узнавания: ученик может лишь констатировать, что знания были получены раньше, но не может воспроизвести их. На вопросы учителя отвечает односложно, пытаясь угадать правильный ответ. |
Второй уровень - запоминание. | Учащийся может пересказать содержание текста, правила без понимания пересказанного. Может отвечать на вопросы только репродуктивного плана и в соответствии с последовательностью изложения материала в учебном пособии. |
Третий уровень - понимание. | Предполагает нахождение существенных признаков и связей предметов и явлений, вычленение их из массива несущественного на основе анализа и синтеза, применение правил логического умозаключения, установление сходства и различия, сопоставление с имеющимися знаниями. |
Четвертый уровень - простейшие умения и навыки. | Характеризуется тем, что умения проявляются как закрепленные способы применения знаний в практической деятельности, навыки как умения, доведенные до автоматизма. Учащийся умеет применять на практике полученные теоретические знания, решает задачи с использованием усвоенных законов и правил, вскрывает причинно-следственные связи. Наличие элементарных умений и навыков - показатель довольно высокой степени обученности. |
Пятый уровень - перенос. | Обладающие этой наивысшей степенью обученности умеют обобщать, применять полученные знания в новой ситуации, «переносить» в нее усвоенные ранее понятия и закономерности. Ученик дает ответ на любой вопрос, решает любой пример и задачу по данной теме, находит оригинальные подходы к решению предложенных ему проблемных ситуаций. |
Развитие уровня обученности учащихся.
Критерии оценки уровня коммуникативных умений учащихся с ОВЗ.
Уровень коммуникативности | Психолого-педагогические особенности |
Высокий уровень | Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт со сверстниками и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета |
Средний уровень | Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое |
Низкий уровень | Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении со сверстниками и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержание |
Развитие уровня коммуникативности учащихся с ОВЗ .
(Слайд 14)
Составленные диаграммы отражают положительную динамику изменения личностных характеристик учащихся, позволяют сделать экспериментальную работу педагога «измеряемой», а также сделать вывод об успешном включении учащегося в процесс развития собственной личности.
(Слайд 15)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность учащихся на уроках математики.
Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, о...
«Проектная деятельность учащихся в процессе обучения математике»
В современном обществе оказались востребованными такие качества индивидуума, необходимые для успешного функционирования в любой сфере жизни человека, как способность самостоятельно принимать решения о...
Статья "ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся с ОВЗна уроках окружающего мира".
IВ статье раскрыты особенности применения ИКТ в специальной (коррекционной) школе VIII вида, обосновано (проведены исследования) использование ИКТ как средства повышения эффективности и кач...
Проектная деятельность учащихся на уроках математики
Описание этапов работы над проектом в 5 классе....
Проектная деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочное время по ФГОС
В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласую...
Целеполагание в условиях метапредметной деятельности учащихся на примере урока математики.
В статье раскрыты общие условия выполнения школьниками процедуры целеполагания и рассмотрены приемы работы над целеполаганием в условиях метапредметной деятельности учащихся....
Активизация познавательной деятельности учащихся на примере урока математики
Графический способ решения систем уравнений...