Целеполагание в условиях метапредметной деятельности учащихся на примере урока математики.
статья ( класс) на тему
В статье раскрыты общие условия выполнения школьниками процедуры целеполагания и рассмотрены приемы работы над целеполаганием в условиях метапредметной деятельности учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 382.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Целеполагание в условиях метапредметной деятельности учащихся на примере урока математики
И.В. Вдовенко, учитель математики, МБОУ «Федоровская СОШ №2 с углублённым изучением отдельных предметов»
Аннотация
В статье раскрыты общие условия выполнения школьниками процедуры целеполагания и рассмотрены приемы работы над целеполаганием в условиях метапредметной деятельности учащихся.
Статья о целеполагании, безусловно, должна начинаться с определения данного понятия.
Приведу «сухое» определения из Википедии: целеполагание — процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для осуществления идеи. Часто понимается как практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами, как эффективное управление временным ресурсом, обусловленным деятельностью человека.
В педагогике целеполагание — это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.
Вряд ли кто-то будет спорить о том, насколько важно наличие цели жизни. Однако представление об этом не рождается вместе с человеком, а является результатом его развития, результатом становления его личности. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования относит к метапредметные результатам освоения основной образовательной программы умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях. Таким образом, перед учителем ставиться проблема обучения школьников приёмам постановки цели, выбору стратегии её достижения.
Цель статьи: раскрыть общие условия выполнения школьниками процедуры целеполагания и рассмотреть приемы работы над целеполаганием в условиях метапредметной деятельности учащихся на примере урока математики по теме «Правильные и неправильные дроби».
Ученическое целеполагание является ведущим дидактическим направлением личностно-ориентированного типа обучения, так как обеспечивает продуктивную образовательную деятельность и самореализацию учащихся, способствуют развитию общеучебных умений и навыков, стимулируют их познавательную и учебную активность. Главный принцип работы с целеполаганием – не загружать детей. Все должно быть в меру. Тогда и результат обучения будет состоять в том, что ученики, могут учиться в соответствии со своими индивидуальными возможностями и планами, создавая свои образовательные продукты.
Особое место в личностно-ориентированном обучении занимает методика обучения школьников целеполаганию. Имеются общие условия выполнения учеником процедуры целеполагания:
• наличие познавательного стремления ученика;
• определение предмета своей цели;
• умение ученика определить свою связь с предметом цели;
• представление образа предполагаемого результата своей деятельности по отношению к предмету цели;
• вербальное (словесное) формулирование цели;
• предвидение и прогнозирование того, как будет достигаться цель;
• наличие средств для достижения цели;
• соотношение получаемых результатов с целью;
• корректирование поставленной цели.
Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.
Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.
Сценарий урока я составляю таким образом, чтобы поставить учащихся на порог открытия, создать ситуацию неустойчивости, которая заставит учащихся сделать первый шаг в направлении открытия, и дать инструментарий для анализа своих шагов. «Целью метапредметного урока является умение учиться, то есть способствовать саморазвитию ребёнка, самосовершенствованию, создание условий для активизации мыслительной деятельности и проведение анализа составляющих этого процесса» (Н.В.Громыко кандидат философских наук, заместитель директора НИИ ИСРОО).
Рассмотрим фрагменты технологической карты урока математики в 5 классе по теме «Правильные и неправильные дроби».
Тип урока: по основной дидактической цели – урок усвоения новых знаний, навыков и умений; по способу проведения – комбинированный урок; по этапам учебного процесса - является уроком первичного ознакомления с материалом. (по А.Е. Захаровой и И.И. Зубаревой, Московский городской педагогический университет, 2011 г.).
Цели урока: Образовательные: повторение понятия обыкновенной дроби; введение понятий правильной и неправильной дробей; формирование умения распознавать правильные и неправильные дроби, сравнивать их с единицей, изображать точки, соответствующие данным дробям, на числовом луче.
Развивающие: развитие зрительной, словесно-логической (путем смыслового понимания) памяти, математически грамотной речи, математического мышления, умения работать с информацией, представленной в различных формах, осознанного восприятия учебного материала.
Воспитательные: воспитание познавательной активности, культуры общения, культуры диалога, самостоятельности и активности.
Задачи урока: повторить понятие обыкновенной дроби и ввести понятия правильной и неправильной дроби; способствовать формированию умения распознавать правильные и неправильные дроби, сравнивать их с единицей, изображать точки, соответствующие данным дробям, на числовом луче; создать условия для реализации развивающих и воспитательных целей урока.
Планируемые результаты:
Предметные: использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения знание понятий правильной и неправильной дробей.
Личностные:
– независимость и критичность мышления;
– воля и настойчивость в достижении цели.
Метапредметные: формирование универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД:
– самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности
– выдвигать версии решения проблемы, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
– работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
Познавательные УУД:
– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
– осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
– самостоятельно создавать источники информации разного типа;
– уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.
Коммуникативные УУД:
– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре;
– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
Структура урока:
Решение проблемы целеполагания начинается с умения учителя формулировать цель конкретного урока и последовательно ее раскладывать на задачи каждого этапа урока.
В соответствии с поставленными целями и содержанием материала урок строится по следующим этапам:
I. Организационный этап
Задача этапа: мотивировать обучающихся на учебную деятельность посредством создания эмоциональной обстановки
Деятельность обучающихся | Деятельность учителя |
- проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу | - настраивает детей на работу, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе |
Вот и встретились мы снова
И к уроку все готово
Я надеюсь, что урок
Нам пойдет сегодня впрок!
II. Этап актуализации опорных знаний и умений
Задача этапа: воспроизвести и откорректировать опорные знания по изучаемой теме
Деятельность обучающихся | Деятельность учителя |
- отвечают на вопросы учителя -устраняют в ходе проверки обнаруженные пробелы знаниях | -выясняет степень усвоения изученного материала -определяет типичные недостатки в знаниях обучающихся и их причины -создает условия по ликвидации обнаруженных недочётов |
Рассматривается пример со светофором с обратным отсчетом, который расположен в центре поселка: определить часть времени, затраченную на переход дороги по данному светофору (ситуации можно рассмотреть различные). В ходе диалога выясняется, что общего у данных дробей и в чем их различие. Учащиеся делают для себя «маленькое открытие-вывод»: существуют дроби, у которых числитель меньше или больше знаменателя, либо равен ему.
Применение заданий по данной теме в ситуации, приближенной к жизненной, способствует стимуляции познавательного интереса к предмету.
III. Этап целеполагания
Задача этапа: объявить тему, цели урока, создать мотив изучения темы
Этап целеполагания занимает ведущее место в структуре современного урока. Именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. В организации данный этап не прост, требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность.
Все приемы целеполагания классифицирую по направлениям:
1. Визуальное: «Тема-вопрос», «Работа над понятием», «Ситуация яркого пятна», «Исключение», «Домысливание», «Проблемная ситуация», «Группировка».
2. Аудиальное: «Подводящий диалог», «Собери слово», «Исключение», «Проблема предыдущего урока».
Наиболее эффективным приемом для данного урока явилось создание проблемной ситуации с помощью «группировки».
Деятельность обучающихся | Деятельность учителя |
-распределяют дроби на группы и поясняют принцип распределения -устанавливают границы знания и незнания изученного материала -формулируют тему урока и записывают ее в тетради -определяют цели учебной деятельности на уроке и планируют свою деятельность | - предлагает обучающимся распределить дроби на группы - выясняет количество групп и принцип распределения -предлагает сформулировать тему урока и цели урока - корректирует ответы обучающихся, уточняет, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть |
Метапредметная проблемная ситуация – спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутрипредметной и метапредметной интеграции.
Учащимся предлагается задание:
-Распределите дроби на группы.
-Сколько групп получилось?
-По какому принципу выполнено распределение?
; ; ; ; ; ; ; ; .
Учащиеся интуитивно, опираясь на вывод сделанный на втором этапе урока, верно распределяют дроби на группы и поясняют принцип данного распределения.
Далее я объявляю детям, что у меня получилось две группы и поясняю свой принцип группировки данных дробей, например: группа в которой собраны дроби, числители которых нечетные числа, а во второй – четные.
Вопрос: задание одно, а результаты разные, почему?
Проблемная ситуация устанавливает у учащегося границу между знанием и незнанием!
Ответ: мы знаем, что такое дробь, но не знаем какой из принципов группировки верный.
Далее поясняю, почему в математике дроби подразделяют на правильные (часть целого, а часть всегда меньше целого) из первой группы и неправильные – из второй и третьей групп.
Затем учащиеся формулируют тему урока и его цель (узнавать правильные и неправильные дроби).
Цель записывается на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Обсуждение и постановка задач на урок (фактически планирование деятельности) помогает учащимся осознать, через какие действия они смогут достичь поставленных перед собой целей.
Запись на доске выглядела следующим образом:
Цели 1. узнавать правильные неправильные дроби 2. знать понятия правильной и неправильной дроби 3. изображать данные дроби на числовом луче 4. сравнивать такие дроби с единицей | Задачи 1. выполнить задания по теме, используя: а) учебник б) Интернет-ресурсы 2.закончить работу над кластером «Обыкновенные дроби» |
В конце урока мы вернулись к этой записи и учащиеся смогли не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они целей, а в зависимости от результатов данного анализа было сформулировано домашнее задание.
Итак: в результате создания проблемной ситуации с помощью приема «группировка» и ведения проблемного диалога, учащиеся сами сформулировали образовательные цели урока. Таким образом, учащиеся приобретают навыки целеполагания и планирования дальнейшей деятельности.
IV. Этап изучения нового материала
Задача этапа: способствовать формированию знаний и их первичному закреплению
Достижение метапредметных результатов обеспечивается так же и через методический аппарат учебника, который выстроен по принципу «мини - макса» и в соответствии с требованиями теории деятельности. Последовательность заданий представляет собой систему, и их выполнение дает учащимся возможность самостоятельно или с минимальной помощью учителя открыть новое для себя теоретическое знание, т.е. совершить субъективное открытие.
V. Устные задания + физкультминутка
Задача этапа: обеспечить смену деятельности в рамках осуществления идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса
VI. Этап закрепления нового материала
Задача этапа: закрепить знания, сформировать умения и навыки работы с различными источниками информации.
Учащиеся работают в парах и выполняют задания из интерактивного учебника с взаимопроверкой в режиме «онлайн».
Работа с выходом в Интернет на данном этапе может рассматриваться как еще один ресурс для достижения как предметных, так и метапредметных результатов урока и
создает условия для формирования отношения к сети Интернет как учебному средству, позволяющему оптимизировать условия поиска необходимой учебной информации и активизировать самостоятельную мыследеятельность обучающегося.
VII. Рефлексия
Задача этапа: создать условия для формирования рефлексии учащихся по анализу элементов нового содержания и приемов деятельности
Создание образовательного продукта (предметная рефлексия).
Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Этапы работы при составлении кластера:
1-й этап – посередине чистого листа пишется ключевое слово или словосочетание, которое является “сердцем” идеи, темы.
2-й этап – учащиеся записывают все то, что вспомнилось им по поводу данной темы.
3-й этап – осуществляется систематизация - хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт.
4-й этап – слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из “спутников” в свою очередь тоже появляются “спутники”, устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
Навыки переработки информации (анализ, аргументация, умение сворачивать информацию) относятся к метаумениям, формируемым на уроке.
VIII. Итоги урока
Задача этапа: инициировать рефлексию (психологическую) детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе по принципу «светофора».
IX. Задание на дом
Задача этапа: обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания (предметное и творческое задания, последнее направлено на расширение опыта творческой деятельности обучающихся по отношению к образовательному стандарту по предмету и работает на достижение метапредметных результатов урока).
В заключении необходимо отметить: приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.
Список литературы:
1. Аствацатуров Г.О. «Технология целепологания урока», Изд.: Учитель, 2010
2. Голубчикова, М.Г. От творчества учителя к творчеству ученика: путеводитель по продуктивному обучению / Учеб. пособие / М.Г.Голубчикова. – Изд. 4-е, дополн. и перераб. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2007
3. Косогова, А.С. Становление педагога: проблема творческого самовыражения./ А. С. Косогова ; М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации, Иркут. гос. пед. ун-т, Иркутск Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та 1999
4. Хуторской, А.В. Современная дидактика: Учеб. пособие. 2-е изд. перераб./ А.В.Хуторской. – М.: Высш. шк., 2007
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный проект. Организация и проведение внеклассной деятельности учащихся на примере пресс-конференции «Николаевская Берлюковская пустынь и ее святыня».
Практико-ориентированный проект.Организация и проведение внеклассной деятельности учащихся на примере пресс-конференции «Николаевская Берлюковская пустынь и ее святыня»....
Организация исследовательской деятельности учащихся на примере работы "Влияние культуры знаний на отношение к табакокурению"
В статье подробно расписаны этапы подготовки и выполнения исследовательской работы по теме "Влияние культуры заний на отношение к табакокурению". Данная работа оценена Дипломом II степени на X р...
Организация исследовательской деятельности учащихся на примере работы "Влияние культуры знаний на отношение к табакокурению"
В статье подробно расписаны этапы подготовки и выполнения исследовательской работы по теме "Влияние культуры знаний на отношение к табакокурению". Данная работа оценена Дипломом II степени на X респуп...

КИМ для оценки предметных и метапредметных достижений учащихся 5 классов по математике
Контрольно-измерительные материалы для оценки предметных и метапредметных достижений учащихся 5 классов по математике...

Особенности организации учебно-исследовательской деятельности учащихся школы на уроках иностранного языка в условиях внедрения федеральных образовательных стандартов
Современная государственная образовательная политика ориентирует школу, учителя на новый результат их деятельности. Для решения задач воспитания и образования школьников важны сегодня не только содерж...
Активизация познавательной деятельности учащихся на примере урока математики
Графический способ решения систем уравнений...

Педагогический проект Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на примере интеллектуальной игры «Брейн-ринг» во внеурочной деятельности по функциональной грамотности
Краткая аннотация проекта: Педагогический проект содержит план занятия по функциональной грамотности с описанием игровой технологии «Брейн-Ринг» и сценарий реализации выбранной интерактивн...