Целеполагание в условиях метапредметной деятельности учащихся на примере урока математики.
статья ( класс) на тему

Вдовенко Ирина Викентьевна

В статье раскрыты общие условия выполнения школьниками процедуры целеполагания и рассмотрены приемы работы над целеполаганием в условиях метапредметной деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vdovenko_i.v.docx382.05 КБ

Предварительный просмотр:

Целеполагание в условиях метапредметной деятельности учащихся на примере урока математики

И.В. Вдовенко, учитель математики, МБОУ «Федоровская СОШ №2 с углублённым изучением отдельных предметов»

Аннотация

В статье раскрыты общие условия выполнения школьниками процедуры целеполагания и рассмотрены приемы работы над целеполаганием в условиях метапредметной деятельности учащихся.

         Статья о целеполагании, безусловно, должна начинаться с определения данного понятия.   

Приведу «сухое» определения из Википедии: целеполагание — процесс выбора одной или нескольких целей с установлением параметров допустимых отклонений для осуществления идеи. Часто понимается как практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами, как эффективное управление временным ресурсом, обусловленным деятельностью человека.

В педагогике целеполагание — это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.

Вряд ли кто-то будет спорить о том, насколько важно наличие цели жизни. Однако представление об этом не рождается вместе с человеком, а является результатом его развития, результатом становления его личности. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования относит к метапредметные результатам освоения основной образовательной программы умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях. Таким образом, перед учителем ставиться проблема обучения школьников приёмам постановки цели, выбору стратегии её достижения.

Цель статьи: раскрыть общие условия выполнения школьниками процедуры целеполагания и  рассмотреть приемы работы над целеполаганием в условиях метапредметной деятельности учащихся на примере урока  математики по теме «Правильные и неправильные дроби». 

Ученическое целеполагание является ведущим дидактическим направлением личностно-ориентированного типа обучения, так как обеспечивает продуктивную образовательную деятельность и самореализацию учащихся, способствуют развитию общеучебных умений и навыков, стимулируют их познавательную и учебную активность. Главный принцип работы с целеполаганием – не загружать детей. Все должно быть в меру. Тогда и результат обучения будет состоять в том, что ученики, могут учиться в соответствии со своими индивидуальными возможностями и планами, создавая свои образовательные продукты.

Особое место в личностно-ориентированном обучении занимает методика обучения школьников целеполаганию. Имеются общие условия выполнения учеником процедуры целеполагания: 
•  наличие познавательного стремления ученика;
•  определение предмета своей цели;
•  умение ученика определить свою связь с предметом цели;
•  представление образа предполагаемого результата своей деятельности по отношению к предмету цели;
•  вербальное (словесное) формулирование цели;
•  предвидение и прогнозирование того, как будет достигаться цель;
•  наличие средств для достижения цели;
•  соотношение получаемых результатов с целью;
•  корректирование поставленной цели. 

Лишь в том случае, когда ученик осознает смысл учебной задачи и примет ее как лично для него значимую, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.

Чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний и способностей. В этом случае цель им воспримется как проблема, которая, будучи реально объективной, для него выступит как субъективная.

Сценарий  урока  я  составляю  таким  образом,  чтобы  поставить  учащихся  на порог  открытия,  создать  ситуацию  неустойчивости,  которая  заставит  учащихся сделать  первый  шаг  в  направлении  открытия,  и  дать  инструментарий  для  анализа своих  шагов. «Целью  метапредметного  урока  является  умение  учиться,  то  есть   способствовать  саморазвитию  ребёнка,  самосовершенствованию,  создание  условий  для  активизации  мыслительной  деятельности  и  проведение  анализа   составляющих  этого  процесса» (Н.В.Громыко кандидат  философских  наук,  заместитель  директора  НИИ  ИСРОО).

Рассмотрим фрагменты технологической карты урока  математики в 5 классе по теме «Правильные и неправильные дроби». 


Тип урока: по основной дидактической цели – урок усвоения новых знаний, навыков и умений; по способу проведения – комбинированный урок; по этапам учебного процесса - является уроком первичного ознакомления с материалом. (по А.Е. Захаровой и И.И. Зубаревой, Московский городской педагогический университет, 2011 г.).

 Цели урока: Образовательные: повторение понятия обыкновенной дроби; введение понятий правильной и неправильной дробей; формирование умения распознавать правильные и неправильные дроби, сравнивать их с единицей, изображать точки, соответствующие данным дробям, на числовом луче.  

Развивающие: развитие зрительной, словесно-логической (путем смыслового понимания)  памяти, математически грамотной речи, математического мышления, умения работать с информацией, представленной в различных формах, осознанного восприятия учебного материала.

Воспитательные: воспитание познавательной активности,  культуры общения, культуры диалога, самостоятельности и активности.

Задачи урока: повторить понятие обыкновенной дроби и ввести понятия правильной и неправильной дроби; способствовать формированию умения распознавать правильные и неправильные дроби, сравнивать их с единицей, изображать точки, соответствующие данным дробям, на числовом луче; создать условия для реализации развивающих и воспитательных целей урока.

Планируемые результаты:

Предметные: использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения  знание понятий правильной и неправильной дробей.

Личностные:

 независимость и критичность мышления;

 воля и настойчивость в достижении цели.

Метапредметные: формирование универсальных учебных действий (УУД)

Регулятивные УУД:

 – самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

– выдвигать версии решения проблемы, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

– работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

Познавательные УУД:

– анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

– осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

– самостоятельно создавать источники информации разного типа;

– уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.

Коммуникативные УУД:

– самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в паре;

– отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;

– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

Структура урока:

Решение проблемы целеполагания начинается с умения учителя формулировать цель конкретного урока и последовательно ее раскладывать на задачи каждого этапа урока. 

В соответствии с поставленными целями и содержанием материала урок строится по следующим этапам:

I. Организационный этап

Задача этапа: мотивировать обучающихся на учебную деятельность посредством создания эмоциональной обстановки

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

- проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу

- настраивает детей на работу, создает доброжелательную рабочую атмосферу в классе

Вот и встретились мы снова

И к уроку все готово

Я надеюсь, что урок

Нам пойдет сегодня впрок!

II. Этап актуализации опорных знаний и умений

Задача этапа: воспроизвести и откорректировать опорные знания по изучаемой теме

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

- отвечают на вопросы учителя 

-устраняют в ходе проверки обнаруженные пробелы знаниях

-выясняет степень усвоения изученного материала

-определяет  типичные недостатки в знаниях обучающихся и их причины

-создает условия по ликвидации обнаруженных недочётов

Рассматривается пример со светофором с обратным отсчетом, который расположен в центре поселка: определить часть времени, затраченную на переход дороги по данному светофору (ситуации можно рассмотреть различные). В ходе диалога выясняется, что общего у данных дробей и в чем их различие. Учащиеся делают для себя «маленькое открытие-вывод»: существуют дроби, у которых числитель меньше или больше знаменателя, либо равен ему.

                

Применение заданий по данной теме в ситуации, приближенной к жизненной, способствует стимуляции познавательного интереса к предмету.

III. Этап целеполагания 

Задача этапа: объявить тему, цели урока, создать мотив изучения темы

Этап целеполагания занимает ведущее место в структуре современного урока. Именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. В организации данный этап не прост, требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность.


Все приемы целеполагания классифицирую по направлениям:

1. Визуальное: «Тема-вопрос», «Работа над понятием», «Ситуация яркого пятна», «Исключение», «Домысливание», «Проблемная ситуация», «Группировка».

 2. Аудиальное: «Подводящий диалог», «Собери слово», «Исключение», «Проблема предыдущего урока».

Наиболее эффективным приемом для данного урока явилось создание проблемной ситуации с помощью «группировки».

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

-распределяют дроби на группы и поясняют принцип распределения

-устанавливают границы знания и незнания изученного материала

-формулируют тему урока и записывают ее в тетради

-определяют цели учебной деятельности на уроке  и планируют свою деятельность

- предлагает обучающимся   распределить дроби на группы

- выясняет количество групп и принцип распределения

-предлагает сформулировать тему урока и цели урока

- корректирует ответы обучающихся, уточняет, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть

Метапредметная проблемная ситуация – спровоцированное (созданное) учителем состояние интеллектуального затруднения ученика, когда он обнаруживает, что для решения поставленной перед ним  задачи ему недостаточно имеющихся предметных знаний и умений, и осознает необходимость их внутрипредметной и метапредметной интеграции. 

Учащимся предлагается задание:

-Распределите дроби на группы.

-Сколько групп получилось?

-По какому принципу выполнено распределение?

; ; ; ; ; ; ; ; .

Учащиеся интуитивно, опираясь на вывод сделанный на втором этапе урока, верно распределяют дроби на группы и поясняют принцип данного распределения.

Далее я объявляю детям, что у меня получилось две группы и поясняю свой принцип группировки данных дробей, например: группа в которой собраны дроби, числители которых нечетные числа, а во второй – четные.

Вопрос: задание одно, а результаты разные, почему?

Проблемная ситуация устанавливает у учащегося границу между знанием и незнанием!  

Ответ: мы знаем, что такое дробь, но не знаем какой из принципов группировки верный.

Далее поясняю, почему в математике дроби подразделяют на правильные (часть целого, а часть всегда меньше целого) из первой группы и неправильные – из второй и третьей групп.

Затем учащиеся формулируют тему урока и его цель (узнавать правильные и неправильные дроби).

Цель записывается на доске. Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Обсуждение и постановка задач на урок (фактически планирование деятельности) помогает учащимся осознать, через какие действия они смогут достичь поставленных перед собой целей.

Запись на доске выглядела следующим образом:

Цели

1. узнавать правильные неправильные дроби

2. знать понятия правильной и  неправильной дроби

3. изображать данные дроби на числовом луче

4. сравнивать такие дроби с единицей

Задачи

1. выполнить задания по теме, используя:

а) учебник

б) Интернет-ресурсы

2.закончить работу над кластером «Обыкновенные дроби»

В конце урока мы вернулись к этой записи и учащиеся смогли не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они целей, а в зависимости от результатов данного анализа было сформулировано  домашнее задание.

Итак: в результате создания проблемной ситуации с помощью приема «группировка» и ведения проблемного диалога, учащиеся сами сформулировали образовательные цели урока. Таким образом, учащиеся приобретают навыки целеполагания и планирования дальнейшей деятельности.

IV. Этап изучения нового материала 

Задача этапа: способствовать формированию знаний  и их первичному закреплению

Достижение метапредметных результатов обеспечивается так же и через методический аппарат учебника, который выстроен по принципу «мини - макса» и в соответствии с требованиями теории деятельности. Последовательность заданий представляет собой систему, и их выполнение дает учащимся возможность самостоятельно или с минимальной помощью учителя открыть новое для себя теоретическое знание, т.е. совершить субъективное открытие.

V. Устные задания + физкультминутка

Задача этапа: обеспечить смену деятельности в рамках осуществления идеи организации здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса 

VI. Этап закрепления нового материала

Задача этапа: закрепить знания, сформировать умения и навыки работы с различными источниками информации.

Учащиеся работают в парах и выполняют задания из интерактивного учебника с взаимопроверкой в режиме «онлайн».

Работа с выходом в Интернет на данном этапе может рассматриваться как еще один ресурс для достижения как предметных, так и метапредметных результатов урока и

создает условия для формирования отношения к сети Интернет как учебному средству, позволяющему оптимизировать условия поиска необходимой учебной информации и активизировать самостоятельную мыследеятельность обучающегося.

VII. Рефлексия

Задача этапа: создать условия для формирования рефлексии  учащихся по анализу элементов нового содержания и приемов деятельности

Создание образовательного продукта (предметная рефлексия).

Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.


Этапы работы при составлении кластера:

1-й этап – посередине чистого листа пишется ключевое слово или словосочетание, которое является “сердцем” идеи, темы.

2-й этап – учащиеся записывают все то, что вспомнилось им по поводу данной темы.

3-й этап – осуществляется систематизация - хаотичные записи  объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт.

4-й этап – слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из “спутников” в свою очередь тоже появляются “спутники”, устанавливаются новые логические связи.

В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

Навыки переработки информации (анализ, аргументация, умение сворачивать информацию) относятся к метаумениям, формируемым на уроке.

VIII. Итоги урока

Задача этапа: инициировать рефлексию (психологическую) детей по их собственной  деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе по принципу «светофора».

IX. Задание на дом

Задача этапа: обеспечить понимание обучающимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания (предметное и творческое задания, последнее направлено на расширение опыта творческой деятельности обучающихся по отношению к образовательному стандарту по предмету и работает на достижение метапредметных результатов урока).

В заключении необходимо отметить: приемы целеполагания формируют  мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания – это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия. Именно такой подход к целеполаганию является  эффективным и современным.

Список литературы:

1.  Аствацатуров Г.О. «Технология целепологания урока», Изд.: Учитель, 2010

2. Голубчикова, М.Г. От творчества учителя к творчеству ученика: путеводитель по продуктивному обучению / Учеб. пособие / М.Г.Голубчикова. – Изд. 4-е, дополн. и перераб. – Иркутск: Изд-во Иркут.гос.пед.ун-та, 2007

3. Косогова, А.С. Становление педагога: проблема творческого самовыражения./ А. С. Косогова ; М-во общ. и проф. образования Рос. Федерации, Иркут. гос. пед. ун-т, Иркутск Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та 1999 

4. Хуторской, А.В. Современная дидактика:  Учеб. пособие. 2-е изд. перераб./ А.В.Хуторской. – М.: Высш. шк., 2007

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный проект. Организация и проведение внеклассной деятельности учащихся на примере пресс-конференции «Николаевская Берлюковская пустынь и ее святыня».

Практико-ориентированный проект.Организация и проведение внеклассной деятельности учащихся на примере пресс-конференции «Николаевская Берлюковская пустынь и ее святыня»....

Организация исследовательской деятельности учащихся на примере работы "Влияние культуры знаний на отношение к табакокурению"

В статье подробно расписаны этапы подготовки и выполнения исследовательской работы по теме "Влияние культуры заний на отношение к табакокурению". Данная работа оценена Дипломом II степени  на X р...

Организация исследовательской деятельности учащихся на примере работы "Влияние культуры знаний на отношение к табакокурению"

В статье подробно расписаны этапы подготовки и выполнения исследовательской работы по теме "Влияние культуры знаний на отношение к табакокурению". Данная работа оценена Дипломом II степени на X респуп...

КИМ для оценки предметных и метапредметных достижений учащихся 5 классов по математике

Контрольно-измерительные материалы для оценки предметных и метапредметных достижений учащихся 5 классов по математике...

Особенности организации учебно-исследовательской деятельности учащихся школы на уроках иностранного языка в условиях внедрения федеральных образовательных стандартов

Современная государственная образовательная политика ориентирует школу, учителя на новый результат их деятельности. Для решения задач воспитания и образования школьников важны сегодня не только содерж...

Педагогический проект Игровые технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на примере интеллектуальной игры «Брейн-ринг» во внеурочной деятельности по функциональной грамотности

Краткая аннотация проекта: Педагогический проект содержит план занятия по функциональной грамотности с описанием игровой технологии «Брейн-Ринг» и сценарий реализации выбранной интерактивн...