Проектная деятельность учащихся на уроках математики.
методическая разработка по алгебре (9 класс) по теме

Елена Михайловна Пискун

 

Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации.

Особая роль в достижении целей образования принадлежит проектной технологи, т.к. она оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. Развитие и расширение использования проектной технологии напрямую связывается  c проблемой изменения эффективности обучения. В последние годы все чаще наблюдается обращение к проектной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_deyatelnost.rar566.86 КБ

Предварительный просмотр:

  Проектная деятельность учащихся

  на уроках   математики.

Учитель математики и информатики

МКОУ СОШ №2

Г.Нефтекумска

Пискун Елена Михайловна.      

     Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность.

Полноценная познавательная деятельность школьников выступает главным условием развития у них инициативы, активной жизненной позиции, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации.

Особая роль в достижении целей образования принадлежит проектной технологи, т.к. она оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно на информационную деятельность, к которой относится обучение. Развитие и расширение использования проектной технологии напрямую связывается  c проблемой изменения эффективности обучения. В последние годы все чаще наблюдается обращение к проектной деятельности.

Если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Из исследований известно, что учащиеся удерживают в памяти:
- 10% от того, что они читают;
- 25% от того, что они слышат;
- 30% от того, что они видят;
- 50% от того, что они видят и слышат;
- 70% от того, что они обсуждают с другими;
- 80% от того, что основано на личном опыте;
- 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают;
- 95% от того, чему они обучаются сами.

    Организуя работу над проектом на уроках математики, я соблюдаю всем известные принципы проектирования. Сообщаю тематику проектов заранее; проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации. Вовлекаются в работу над проектом все ученики класса, предлагая каждому задание с учетом уровня его математической подготовки.

При работе с учениками осуществляю разные проекты: урочные, внеурочные, осуществляются они  в урочное + внеурочное время, многочасовые, групповые и индивидуальные, межпредметные, информационные и практико-ориентированные проекты. 

Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и результат труда, создание творческого продукта.

Главная идея организации проектной деятельности учащихся:

развитие:1.познавательных интересов обучающихся,

                 2.умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве;

   Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

1.умение вести диалог,

 2. координировать свои действия.

Цель работы над проектом:

Развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. 

Задачи :
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
— умение вести диалог, координировать свои действия с
действиями партнеров;
— формирование социально адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности
и управлению ею:
— воспитание целеустремленности и настойчивости;
— формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;
— формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
— формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор,
систематизация, хранение, использование).

Классификация проектов:

По целям и задачам:

- исследовательский

- информационный

- практико-ориентированный

- творческий

По формам организации:

- индивидуальные

- групповые

               По продолжительности:

- краткосрочный

- среднесрочный

- долгосрочный.

Этапы работы над проектом:                                          

 Проблема

 Планирование

 Поиск информации
Продукт
Презентация

Требования к проекту:

  1.  Наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
  2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.
  3. Каждый проект  требует исследовательской работы учащихся. Поиск информации .
  4. Результатом работы над проектом (выходом проекта) является продукт.
  5. Проект требует на завершающем этапе презентации своего  продукта.

На каждом этапе степень активности учеников различны. Каждый участник проекта имеет возможность развивать свои умения проектной деятельности. В учебном проекте ученики учатся работать самостоятельно, и степень самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированных умений по проектной деятельности.

Продукты проектной деятельности учащихся также различны. Ребята создают математические презентации, выпускают математические газеты, изготавливают модели, буклеты, сочиняют сказки, рисуют.

Как  и предполагается, у  учеников повышается  мотивация изучения математики. Знания, которые они получали на уроках, применяются не только для решения математических заданий типа: «Реши уравнение», или «Упрости выражение», но и для решения практических  задач. Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают, у них появляется чувство ответственности. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи.

Проектная деятельность учащихся на уроках математики неразрывно связана с использованием информационных технологий и позволяет наиболее полно определять и развивать их интеллектуальные и творческие способности.

Используя метод проектов и ИКТ в течение нескольких лет, я увидела, как меняется отношение к преподаваемому мной предмету. За скучными теоремами и формулами мы с ребятами открываем удивительный мир.

Примеры проектов (в рамках изучения программного материала):

- “Пропорции вокруг нас”(6 класс);

-Теорема Пифагора(8класс);

-Площадь треугольника(9класс);

-Угол между прямой и плоскостью(10класс);

-Перпендикулярность прямых и плоскостей(10 класс).

- Сечения многогранников(10 класс);

- Красота математики.

Таким образом, проектная деятельность превращает традиционное обучение в школе в живой заинтересованный процесс развития личности, способной самостоятельно ставить перед собой цели и достигать их. Она формирует социальный опыт учащихся, способствует интеллектуальному росту школьников, расширяет кругозор, как в области своего предмета, так и в окружающей действительности, дает возможность лучше раскрыть собственный потенциал и считать себя успешным.

Список литературы:

1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000

2. Журнал «Математика в школе»- 2006.- №6

3. Журнал «Математика в школе»- 2008.- №4

4. Новикова Т.Н. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Народное образование. - 2000. -  № 7

5. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование. - 1999. - № 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность учащихся на уроках математики

Описание этапов работы над проектом в 5 классе....

Проектная деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочное время по ФГОС

В основу стандарта положены новые принципы его построения. Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласую...

Формирование проектной деятельности учащихся на уроках математики

Формирование проектной деятельности учащихся на уроках математики...

Методическая разработка "Проектная деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочное время"

Единственный путь, ведущий к знаниям - это деятельность... Бернард Шоу...

Педагогический проект по теме «Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности»

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в проведении анализа  педагогической и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие организации про...

Проектная деятельность учащихся на уроках математики.

Метод проектов – это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определённого результата. Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развив...